Работа в налоговой службе
Вопрос шейху Мухаммад `Али Фаркусу :
Обращаюсь с вопросом к уважаемому шейху. Я получил диплом в налоговой сфере, в этой связи хочу задать вам несколько вопросов, касающихся работы в налоговых службах.
Первый вопрос: разрешено ли мне работать в налоговых службах? И является ли это дозволенным (халяль) по шариату?
Второй вопрос: дозволено ли облагать налогами, в дополнение к закяту в исламской стране?
Третий вопрос: если данная работа дозволена в этой сфере, то как можно объяснить хадис, в котором порицаются налог, те кто взимает их и облагает ими?
Очень надеюсь, что вы ответите исчерпывающе, и да воздаст Аллах вам благом, и ас-Салям алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатуху».
Ответ:
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, так же его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.
А затем:
Прежде чем ответить на вопрос, следует сделать разницу между двумя видами налогов. Некоторые учёные мазхаба Маликитов называют налоги «назначением» (уазаиф) или «воздаянием» (харадж) а некоторые учёные Ханафиты называют «замещением» (науаиб) т.е когда кто-то замещает или представляет правителя, так же как и некоторые учёные Ханбалитов называют их «правительственные возложения» (кульфа султания).
Разница между двумя видами налогов:
- налоги, которые взимаются с людей по праву соблюдая условия и справедливость
- налоги, которые взимаются незаконно и неправомерно
Налоги, которыми облагает мусульманский правитель в условиях реальной необходимости, для покрытия острой нужды, либо устранения надвигающейся или ожидаемой опасности, либо ресурсы общей казны государства не достаточны и не удовлетворяют потребностям людей; учёные выпустили решение о дозволенности взимания налогов с богатых, исходя из общих интересов мусульман (масляха мурсаля), на основе правила: «Теряем наименьший интерес, для извлечения наибольшей пользы из двух», и правило : «следует терпеть вред, касающегося частного случая, для того, чтобы отстранить вред, касающегося общего случая». Это мнение Абу Хамид аль-Гъазали в «аль-Мустасфа», так же аш-Шатыби в «аль-`Итисам». В этой книге он сказал, что если казна будет пустой и солдаты будут нуждаться, то правитель имеет право назначить для богатых ту сумму, которую он посчитает достаточной для сложившейся ситуации. И очевидно, что джихад имуществом является обязанностью мусульман, и это другая обязанность, которая отличается от обязанности закята. Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми» (аль-Худжурат 15). Так же говорит Аллах: «Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (ат-Тауба 41). Так же говорит Аллах: «Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (аль-Бакъара 195). Так же говорит Аллах: «Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (ас-Сафф 11).
Исходя из этого, правитель мусульман имеет право назначать денежную долю на каждого, кто имеет состояние, расходуя этим на джихад имуществом, как это установил автор «гъияс аль-Умам». И указал ан-Науауи и другие имамы мазхаба аш-Шафи`и на то, что более верным мнением является то, что богатые мусульмане обязаны оказывать помощь, не считая закята. Сюда же входят вся инфраструктура, касающаяся всех членов общества, которые получают пользу от нее, будь это экономическая или военная сферы, которые нуждаются в деньгах, а закят не является достаточным, даже если призыв к Аллаху и донесение Его послания требует от правительства этого. Так как осуществление этого является обязанностью правителей мусульман, а закята не достаточно, то эта обязанность может быть исполнена только путём взиманием налогов, не считая закята. Таким образом, это становится обязательным, исходя из правила: «То, посредством чего обязательная вещь не выполнится, то она тоже становится обязательной».
Более того, люди получают выгоды от пользования общественной инфраструктурой, которую создало мусульманской правительство для них. Кроме того, человек должен платить то, что входит в его обязательства, исходя из принципа: «Тот, кто получает пользу от чего-то, то он должен переносить его вред».
Однако, данное законодательство имеет определенные условия:
- казна должна быть пустой, нужда государства - реальная и должны отсутствовать другие денежные источники для неё
- эти деньги должны расходоваться во благо общества по справедливости
- необходим совет со знающими людьми, которые могут определить срочную нужду государства в деньгах и их достаточное количество, в случае недееспособности.
Правительство должно контролировать, чтобы сбор и распределение денег осуществлялось в соответствии с требованиями шариата.
Налоги, которые распределяются по праву и справедливо, были одобрены учёными четырех мазхабов, назвав их по- разному. И это подкрепляется действием `Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) в период его правления, когда он обязывал торговцев, чьи страны воевали против мусульман, платить десятую часть, с тех торговцев, кто находился под защитой - половину десятой части, и с торговцев из мусульман - четверть десятой части.
Что касается второго вида несправедливых налогов, то они считаются конфискацией не по праву, которое берётся от людей принудительно, противореча этим самым принципам шариата, касающихся имущества, которое гласит, что: «основа в имуществе – это запрет». И это, исходя из слов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Не дозволено (забирать) имущество мусульманина, кроме того случая, когда он отдаёт добровольно» (Сахих аль-Джами` 7539). Так же с других слов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот, кто умрёт защищая своё имущество, то он мученик (шахид)» (аль-Бухари и Муслим). Так же со слов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Воистину, ваша кровь, ваше имущество, ваша честь, запретна для каждого из вас» (аль-Бухари и Муслим).
Отсюда выходит, что те хадисы достоверные или нет, в которых упоминается сборщик налогов, и что его строго предупреждают, надо понимать как относящиеся к сбору несправедливых налогов, которые взимаются без всякого права и расходуются без всякого права и контроля.
Т.е сборщик налогов нанят королями или правителями или их последователями в их собственных интересах, и для удовлетворения своих собственных благ, за счёт своего народа, бедных и притесненных людей. Имам аз-Захаби говорит относительно этого контекста в книге «аль-Кабаир»: «Сборщик налогов - один из самых близких помощников тиранов, он сам является одним из тиранов, так как он берёт то, чего не достоин и даёт тем, которые не достойны этого имущества».
Это вид сделки, который существует в мире со времен Ислама. Правительства до сих пор налагают несправедливыми налогами средних и бедных людей из своего общества, особенно исламские народы. Налоги возвращаются правителям, могущественным и богатым. В основном расходуются в целях утоления их страстей и наслаждений, которые представлены в официальных протоколах, встречах посетителей из числа королей и президентов, банкетах и пирах, которые сопровождаются алкоголем и нечестием, не говоря уже о музыке, танцах и ложной пропаганде и тому подобному, как это видно воочию и на что тратятся большие суммы денег. И эти налоги, действительно, как сказали об этом некоторые учёные: "эти деньги берутся у бедных и отдаются богатым, противореча значению «Закят», в отношении которого сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Закят берётся у богатых и отдаётся бедным» (Аль-Бухари и Муслим)".
Исходя из вышесказанного, для мусульманина, который бережно относится к своей религии является обязательным, чтобы он сторонился запретных вещей и грехов, и отдалялся от всего, что принесет ему грех и сделает его деньги грязными. Так же, он не должен быть инструментом несправедливости и средством насилия, которого используют тираны в качестве плети наказания и мучения, обременяя людей денежными налогами. Он может быть среди них, т.к. участвует с тиранами в их произволе и делит с ними запретные деньги, хотя: «Если шариат запретил что-либо, то так же и запретил её цену», сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Да проклянет Аллах иудеев, т.к. Он запретил им жир (мертвых животных), а они растопили его, после чего продавали и пожинали (ели) его цену» (аль-Бухари и Муслим).
Что касается обложения налогами, кроме закята, то если нет ресурсов, покрывающих нужды государства, кроме как путём налогов, то можно их брать, даже это может стать обязательным если казна будет пустой, а расходование будет легальным и распределение - справедливым, как об этом было уже сказано о дозволенных налогах, и которые подкреплялись историей `Умара (да будет доволен им Аллах).
Это мое мнение по данному вопросу. Если я прав, то это от Аллаха, а если ошибся, то это от меня самого. Я прошу Аллаха, чтобы направил нас на правильный путь и отдалил нас от ошибок, и даровал нам милость, направив нас к тому, в чём благо этого мира и иного, и сделал нас помощниками в исправлении людей и стран, воистину, Он имеет власть и могущество в этом.
А полное знание у Аллаха и последний наш зов – хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.
http://ferkous.com/home/?q=fatwa-6