﷽
Она родилась через 4-5 лет после начала пророчества, а её матерью была Умм Руман бинт Амир из рода бану кинана. Аиша(да будет доволен ею Аллах), вышла замуж за пророка ﷺ в неполные семь лет, но они начали супружескую жизнь только в шаввале 2 г. х.
Согласно достоверным сообщениям, женитьба на ней была показана посланнику ﷺ во сне. Имам Бухари и имам Муслим передали со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах) что посланник Аллаха ﷺ сказал ей:Я выдел тебя во сне в течение трёх ночей. Ангел приводил тебя в одеянии из белого шёлка и говорил: Это твоя жена. Я приподнимал покрывало с лица, и там была ты. Я говорил, если это от Аллаха, так оно и будет.
Одно из достоинств Аиши (да будет доволен ею Аллах) ниспослание из-за неё 16 аятов из суры ан-Нур. Причина ниспослание этих аятов история, приключившаяся во время похода на бану ал- мусталик в 6 г.х. Выступая в поход из Медины, посланник ﷺ взял с собой госпожу Аишу (да будет доволен ею Аллах).Когда войско сделало привал среди ночи, она (да будет доволен ею Аллах) вышла из паланкина и удалилась от места стоянки. Справив нужду она вернулась, и обнаружила, что войско уже выступило в путь. Она (да будет доволен ею Аллах) была худенькой девушкой, и носильщики не почувствовали её отсутствия. Аиша (да будет доволен ею Аллах) поняла, что люди вернутся за ней к месту стоянки, и решила прилечь. Её разбудило появление Сафвана ибн ал- Му’аттала (да будет доволен им Аллах), который шёл в охранении позади войска. Увидев жену посланника Аллаха ﷺ он воскликнул:
Поистине, мы принадлежим Аллаху, и, поистине, мы вернёмся к Нему. Он усадил свою верблюдицу на колени, а сам отошёл в сторону, чтобы Аиша (да будет доволен ею Аллах) села верхом. Потом он взял верблюдицу за поводья и продолжил путь. Они догнали войско, когда оно остановилось на полуденный отдых, и тогда лицемер по имени Абдуллах ибн Убайй ибн Салул начал распространять слухи о том что Аиша (да будет доволен ею Аллах) согрешила с Сафваном. Он говорил, клянусь Аллахом, он не уберегся от неё, и она не убереглась от него. Жена вашего пророка ﷺ провела ночь с мужчиной.
Слухи об Аише (да будет доволен ею Аллах) быстро расползались и дошли до пророка ﷺ. У клеветников не было доказательств, но пророк ﷺ решил не принимать решения, пока не узнает правду или не получит откровение. В течение целого месяца Аиша (да будет доволен ею Аллах) находилась под подозрением, и это стало настоящим испытанием не только для неё, но и для остальных мусульман. А через месяц были ниспосланы 11-26 аяты суры ан-Нур, в которых Великий Аллах оправдал мать правоверных Аишу (да будет доволен ею Аллах) и ниспослал целый ряд важных предписаний. В последнем из этих аятов было подчёркнуто превосходство всех матерей правоверных:
Скверные женщины для скверных мужчин, а скверные мужчины для скверных женщин, и хорошие женщины для хороших мужчин, а хорошие мужчины для хороших женщин. Они непричастны к тому, что говорят (клеветники). Им уготованы прощение щедрый удел.
Хадисы, описывающие эту историю, приводятся во многих сборниках, в том числе в Сахихах имама Бухари и имама Муслима. После того события мусульмане стали говорить что Аиша(да будет доволен ею Аллах) была оправдана из-за семи небес.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) стала причиной ниспослания ещё одного коранического откровения, узаконившего очищение песком (таяммум) в отсутствие воды и тем самым облегчившего религиозные повинности мусульман.
Имам Бухари передал со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах), что однажды она взяла ожерелье взаймы у Асмы (да будет доволен ею Аллах) и потеряла его. Посланник Аллаха ﷺ послал людей найти его, и когда их застало время намаза (саля), они совершили его без омовения (аль-уду). Придя к пророку ﷺ, они пожаловались ему, а после этого был ниспослан аят о (таяммуме). А Усайд ибн Худайр (да будет доволен им Аллах), сказал Аише (да будет доволен ею Аллах), Да вознаградит Аллах тебя добром! Клянусь Аллахом, что бы ни приключалось с тобой, Он обязательно создавал для тебя выход из положения и делал это благодатью для мусульман.
Есть немало других хадисов о достоинствах матери правоверных Аише (да будет доволен ею Аллах). Из всех людей посланник Аллаха ﷺ любил Аишу (да будет доволен ею Аллах).
Жёны посланника ﷺ знали это и ревновали его. В Сахихах имама Бухари и имама Муслима, а также в Сунане имам Насаи приводятся хадис Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что как-то, раз жёны пророка ﷺ послали к нему его дочь Фатиму (да будет доволен ею Аллах). Она спросила разрешения войти, когда посланник Аллаха ﷺ лежал рядом с Аишей (да будет доволен ею Аллах), и сказала: Посланник Аллаха, твои жёны послали меня к тебе и просят тебя справедливо относиться к ним и к внучке Абу Кухафы. Аиша (да будет доволен ею Аллах) смолчала, а посланник Аллаха ﷺ сказал:
Дочка, разве ты не любишь то, что люблю я? Она ответила: Конечно, люблю. Тогда он ﷺ сказал: Полюби же её. Услышав слова посланника Аллаха ﷺ Фатима (да будет доволен ею Аллах) встала и вернулась к его жёнам.
Она передала им, что она сказала и что посланник Аллаха ﷺ ответил ей, и те сказали: Нам кажется, что ты ничем не помогла нам. Вернись к нему и скажи: Твои жёны заклинают тебя справедливо относиться к ним и к внучке Абу Кухафы. Тогда Фатима (да будет доволен ею Аллах) сказала: Клянусь Аллахом, я никогда не стану просить его относительно неё. Это часть длинного хадиса.
Комментирую его, имам Навави (да смилуется над ним Аллах), разъяснил, что жёны пророка ﷺ хотели, чтобы он любил их так же, как дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах). Он одинаково относился к ним и проводил с каждой из них одинаковое количество времени, но чувства были неподвластны ему, ведь они рождаются в сердце независимо от нашего желания. Поэтому ученые единогласны в том, что мужчина обязан одинаково справедливо относиться к своим жёнам в делах, но не несёт ответственности за свои чувства.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) была самой сведущей в вопросах шариата среди жён посланника ﷺ и среди мусульманок вообще, и за советом к ней обращались даже старейшие сподвижники. Она была известна своей набожностью, правдивостью и рассудительностью.
Имам Бухари имам Муслим и др, передали со слов Абу Мусы ал-Аш’ари (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал:Многие из мужчин достигли совершенства, а среди женщин это не удалось никому, кроме Асийи, жены Фараона, и Марьям бинт ‘Имран. А превосходство ‘Аиши над другими женщинами подобно превосходство сарида над прочими видами еды.
Достоверные хадисы, указывают на превосходство трёх женщин в мусульманской общине; Хадиджи бинт Хувайлид, Фатимы бинт Мухаммад и Аиши’ бинт Абу Бакр. Учёные разногласили во мнениях относительно того, какая из этих трёх женщин лучше.
Имам ибн ал-Каййим (да смилуется над ним Аллах) сказал:
Говорить о превосходстве кого - либо из них, не вдаваясь в подробности, неправильно. Если под превосходством подразумевается превосходство в награде у Могучего и Великого Аллаха, то узнать об этом можно только из ясного текста, потому что оно зависит не просто от деяний, совершаемых телом, а от деяний сердца. Сколько раз бывает, что один человек совершает больше деяний телом, а другой оказывается выше в раю. Если под превосходством имеется в виду превосходство в знаниях, то, несомненно, Аиша (да будет доволен ею Аллах) знала больше и принесла умме больше пользы. Она передала мусульманам знания, которые не рассказывал никто другой, и в ней нуждались как выдающиеся, так и простые представители уммы. Если под превосходством подразумевается знатность и величие происхождения, то, несомненно, Фатима (да будет доволен ею Аллах) достойнее других, ведь она частица пророка ﷺ. Эту особенность с ней не разделил никто, кроме её сестёр. Если же под превосходством подразумевается уважение, то Фатима (да будет доволен ею Аллах) самая уважаемая среди женщин этой уммы.
Когда посланник Аллаха ﷺ покинул этот мир, Аише (да будет доволен ею Аллах) было восемнадцать лет. Она скончалась в ночь на 17 рамадана 58 г. х. Заупокойной молитвой (джаназа) по ней руководил Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), после чего она была похоронено на кладбище Баки в Медине. Да будет Всевышний Аллаха доволен ею и всеми матерями правоверных!
Источник:1. Имам Куртуби, Мухаммад ибн Мухаммад. Ал-Джами‘ лиахкам ал-Кур’ан. Бейрут: Дар ихйа ат-турас ал-‘араби, 1422. Т.12.С.131-141,
2.Имам Навави, Яхя ибн Шараф. Шарх сахих Муслим. Бейрут: Дар ихйа ат-турас ал-‘араби, 1392 г. х. Т.8.С.225.
3. Имам Ибн ‘Абд ал-Барр, Юсуф ибн ‘Абдаллах. Ал-Исти‘аб фи ма‘рифа ал-асхаб. Бейрут: Дар ал-джайл, 1412 г. х. Т.4.С.1881-1885.
4. имам Ибн ал-Каййим, Мухаммад ибн Абу Бакр. Бадаи‘ ал фаваид. Мекка: Мактаба Наззар Мустафа ал-Баз, 1416 г. х. Бадаи ал-фаваид.Т.3.С.682-683.
5. Хафиз Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Сияр алям ан-нубаля Под ред. шейха Шу‘айба ал-Арнаута и шейха Мухаммада На‘ина ал‘Аркасуси. Бейрут: Муассаса ар-рисала, 1413 г. х. Т.2.С.135-201.
سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك، أَشْهَـدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك