173 — Передают со слов ‘Аммара ибн Ясира, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«
Ангелы не приближаются к троим: к трупу неверующего; к тому, кто умастился шафраном/халюкъ/ и к тому, кто находится в состоянии полового осквернения, если только он не совершит омовение[1]». Этот хадис передал Абу Дауд (4180) от аль-Хасана ибн Абуль-Хасана, передавшего от ‘Аммара, однако, он не слышал от него (хадисы).
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 173, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1960, «Адабу аз-зифаф» стр. 38.
Хафиз (аль-Мунзири), да помилует его Аллах, сказал:
«
Здесь под ангелами подразумеваются те, которые нисходят с милостью и благодатью, не считая (ангелов) хранителей, ибо они не растаются с человеком ни в каком случае. Затем, говорят, что это относится к каждому, кто откладывает купание без оправдания, а это тогда, когда у него есть возможность совершить омовение/вудуъ/, но он не совершает его. Также говорят, что это тот, кто откладывает пренебрегая этим, и из-за лени, и это превращается для него в привычку, а Аллах знает об этом лучше всех!»
___________________________________________________________
В одной из версий этого хадиса, которую приводит имам Абу Дауд, сообщается, что ‘Аммар ибн Ясир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) ночью я вернулся к своей жене с потрескавшимися руками[2] и меня умастили шафраном[3]. На утро я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обратился к нему салямом, но он не ответил мне и не поприветствовал меня[4], а сказал: “Иди и смой это с себя! ” И я отправился и смыл это с себя, затем вернулся, но на мне кое что от этого осталось. Я снова обратился к нему с салямом, но он (опять) не ответил мне и не поприветствовал меня, и сказал: “Иди и смой это с себя!” И я отправился и смыл это с себя, затем вернулся и обратился к нему с салямом, а он ответил мне и поприветствовал меня и сказал: “Поистине, ангелы с благом[5] не присутствуют ни на погребении неверного, ни (рядом) с тем, кто умастился шафраном, ни с тем, кто находится в состоянии большого осквернения/джунуб/”».
(‘Аммар) сказал: «И тому, кто захочет спать, кушать или пить в состоянии большого осквернения, он разрешил это, после того, как он совершит малое омовение/вудуъ/».
Имам аль-Мунави в комментариях к этому хадису сказал:
«ни к тому, кто умастился шафраном» — из-за запретности этого для мужчин, так как в этом присутствует легкомысленность, подражание женщинам, и он перечислен вместе с неверным из-за того, что он следует за страстью и противоречит (канонам Ислама).
«ни к тому, кто находится в состоянии большого осквернения» — который привык оставлять полное омовение/гъусль/, проявляя в этом небрежность до тех пор, пока не проходит время, установленное для совершения молитвы, и он не искупался из-за того, что посчитал (установления) шариата незначительными. Тот же, кто прекратил поклоняться своему Господу и отказался от этого, причисляется к тем, которые поклоняются кому-то, помимо Аллаха, что указывает на тяжесть этого (греха). И это по причине того, что творения сотворены для поклонения Ему, и здесь не имеется в виду каждый, кто находится в большом осквернении, так как достоверно установлено, что избранный (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) иногда засыпал будучи в состоянии осквернения[6], и обходил своих жён, искупавшись после этого один раз[7]. Утверждение того, что здесь имеется в виду тот, кто осквернился из-за прелюбодеяния[8], далеко от содержания хадиса и ограничение общего высказывание без довода.
Аль-Къады сказал: “
Те, кого постигло осквернение, в этом равны, будь это мужчина или женщина”». См. «Файдуль-Къадир» 2/395-396.
В хадисе имеется в виду, что к тем троим, не приближаются ангелы милости, и что милость и благодать не снисходит на них, так как они не достойны этого.
Хадис указывает на отвратительность их действий и отвратительность того состояния, которое заставляет ангелов милости отдаляться от них. Это подтверждает версия аль-Байхакъи: «К трём категориям людей не приблизятся ангелы с благом…». См. «Сунан» аль-Байхакъи 9241.
У ат-Табарани приводится предание со следующими словами: «
Поистине, ангелы с благом не присутствуют на погребении неверующего, и (не присутствуют при) человеке в состоянии большого осквернения, пока он не совершит полное омовение или малое омовение для молитвы, а также при мужчине, который умастился благовониями (с шафраном)» Ибн Раджаб. «Фатхуль-Бари» 1/360.
Под словосочетанием «с благом» в двух последних преданиях подразумеваются ангелы милости, при приближении которых приходит благо и милость.
Что же касается ангелов смерти и ангелов, что записывают дела, то на них этот хадис не распространяется, как и на ангелов наказания и на ангелов, которые приходят к мертвецу в могиле, и других ангелов, кроме ангелов милости.
___________________________________________________________
[1] То есть не входят в дом, где находится подобный человек. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/1900.
[2] Из-за использования воды и воздействия ветра. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/1900.
[3] То есть обработали халюкъом потрескавшиеся места на руках для лечения. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/1900.
[4] То есть не сказал: «Добро пожаловать!» См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/1900.
[5] То есть с благой вестью и милостью, а наоборот, с угрозой, что они будут подвергнуты тяжким мучениям и позорным унижениям. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/1900.
[6] Сообщается, что ‘Аиша сказала: «(Иногда) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засыпал в состоянии большого осквернения, не прикасаясь к воде». Этот хадис передали Абу Дауд 228, ат-Тирмизи 118-119, Ибн Маджах 581, 582, 583. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным.
[7] Передают со слов Анаса: «Однажды днём, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обошёл всех своих жён, при этом искупавшись лишь один раз». Этот хадис передали Ахмад 3/161, 189, аль-Бухари 268, Муслим 309, Абу Дауд 218, и др. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Аби Дауд» 212, «Мишкат аль-масабих» 455.
[8] Об этом говорил Ибн Раслян. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/1900.
174 – У аль-Баззара (Кашф 2930) с достоверным иснадом сообщается, что Ибн ‘Аббас (передал о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«
Ангелы не приближаются к троим: к тому, кто находится в состоянии полового осквернения; к пьяному, и к тому, кто умастился шафраном».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 174 и 2374.
7 — Глава: Побуждение к совершению омовения и (к совершению) его должным образом.
175 — Ибн ‘Умар передал со слов своего отца, да будет доволен Аллах ими обоими о том, что отвечая на вопросы об Исламе, которые задавал ему Джибраиль, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«
Ислам — это когда ты свидетельствуешь, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, выстаиваешь молитву, выплачиваешь закят, совершаешь хаджж и ‘умру, купаешься из-за полового осквернения, полноценно совершаешь омовение и соблюдаешь пост в рамадане». (Джибраиль) спросил: «И если я сделаю это, то я — мусульманин?» Он ответил: «Да». (Джибраиль) сказал: «Ты сказал правду». Этот хадис передал Ибн Хузайма в своём «Сахихе» (1) в таком виде. Он также приводится в обоих «Сахихах» и в других (сборниках хадисов — прим. пер.) с похожим, но отличающимся от этого текстом.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 175 и 1101.
176 — Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их “гъурран мухаджжалина”[1] из-за следов омовения[2], так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду[3], сделает это». Этот хадис передали аль-Бухари (136) и Муслим (246).
(Хафиз аль-Мунзири сказал:)
— Говорят, что слова «так пусть же тот, кто сможет …» и до конца, принадлежат Абу Хурайре и являются его собственными словами, как об этом говорили некоторые знатоки хадисов, а Аллах знает об этом лучше.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 176, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2005.
______________________________________________
Некоторые исследователи считали, что слова: «Так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это» принадлежат Абу Хурайре, а не пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Дело в том, что Ну’айм говорил: «Я не знаю точно, кому принадлежат слова: “Так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это” — Абу Хурайре или пророку, да благословит его Аллах и приветствует».
Хафиз аль-Мунзири, шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, Ибн аль-Къаййим, хафиз Ибн Хаджар, и шейх аль-Албани говорили, что на самом деле эти слова принадлежат Абу Хурайре, поскольку этот хадис передаётся также от десяти сподвижников, и никто из них не упоминает этой добавки. См. «ат-Таргъиб» 1/92, «Фатхуль-Бари» 1/367, «И’лямуль-муваккъи’ин» 6/316.
Но не все имамы были согласны с этим, тем более, помыв руки до предплечья и ноги до голени, Абу Хурайра сказал: «Я видел, что так совершал омовение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Шейх Сыддыкъ Хасан Хан в комментарии к «Сахиху Муслима» в отношении обсуждаемого хадиса сказал: «Этот хадис ясно указывает на желательность увеличения “аль-гъурры” и “ат-тахджиля”. Что касается увеличения “аль-гъурры”, то это мытье чего-либо с начала головы, начиная с лица, что является добавлением к тому, что мыть обязательно. А увеличение “ат-тахджиля” – это мытье свыше локтей и щиколотки. Это является желательным без разногласий. Разногласие было в том, до каких мест желательно увеличивать мытье. Одни говорили: “Желательно увеличивать без ограничения”. Другие сказали: “До середины предплечья и середины голени”. Третьи сказали: “До плеч и колен”. Имам ан-Навави сказал: “Хадисы этой главы включают в себя все это”. А что касается слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “… а тот, кто прибавит к этому что-нибудь, совершит зло, грех и несправедливость”, то это касается увеличения числа мытья. Итог таков: увеличение мытья сверх обязательных мест, входит в число увеличения (гъурран мухаджалина), и тому, кто увеличит это, Аллах увеличит награду». См. «ас-Сирадж аль-ваххадж» 1/481-482.
______________________________________________
[1] То есть отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах.
[2] Имеется в виду, что эти места будут сиять.
[3] Речь идёт об усилении сияния, что может быть достигнуто за счёт совершения омовения должным образом.
В версии Муслима сообщается, что Абу Хазим сказал:—
(Однажды) я находился позади Абу Хурайры, который совершал омовение перед молитвой, вытягивая руку так, что вода доходила до подмышки. Я спросил его: «О Абу Хурайра, что это за омовение?» Он воскликнул: «Так вы здесь, о сыны Фарруха?[1] Если бы я знал, что вы находитесь здесь, то не стал бы совершать омовение так![2] (Дело в том, что) я слышал, как мой любимейший друг (халиль)[3] говорил: “(В Раю) украшения верующего покроют те места, которые он омывал”»[4].
Также похожий на него хадис передал Ибн Хузайма в своём «Сахихе» (1/7), исключая то, что он сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
“(В Раю) украшения верующего покроют те места, которые он очищал”».
(Хафиз аль-Мунзири сказал:)
«Украшения» — это то, чем будут украшаться обитатели рая, такие, браслеты, и тп.
______________________________________________
[1] Имеются в виду потомки пророка Ибрахима, поскольку считается, что Фаррух, который родился после Исхакъа и Исма’ила, мир им, был одним из его сыновей.
[2] Эти слова указывают на то, что сам пророк не совершал омовение подобным образом. Следовательно, действия Абу Хурайры были ошибочными, поскольку противоречили сунне пророка, совершал же он их в надежде на увеличение награды в раю.
[3] Так Абу Хурайра называет пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[4] Иначе говоря, по своей величине эти украшения будут соответствовать площади тех участков тела, которые верующий омывал при совершении частичного омовения перед молитвами и в иных случаях.
177 — Он же (Абу Хурайра), да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл на кладбище и сказал:
«Мир вам, о (пребывающие в) обители верующих! Поистине, если будет угодно Аллаху, скоро мы присоединимся к вам» (Ас-саляму ‘алейкум, дара къаумин муъминина, ва инна, ин ша-а-Ллаху, би-кум ‘ан къарибин ляхикъун). Хотел бы я, чтобы мы увидели наших братьев». (Люди) стали спрашивать: «А разве мы не братья тебе, о посланник Аллаха?» (В ответ на это) он сказал: «Вы — мои сподвижники[1], а нашими братьями являются те люди, которые ещё не пришли (в мир этот)». (Люди) стали спрашивать: «Как же ты узнаешь тех членов твоей общины, которые ещё не пришли, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Скажите мне, если бы человек имел абсолютно чёрных коней (без отметин), среди которых был бы один конь с белой звездой во лбу и белыми кольцами на ногах, узнал бы он его?» (Люди) сказали: «Да, о посланник Аллаха». (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, в День воскрешения они[2] явятся (на Суд со следами в виде) белых звёзд во лбу и белых колец на руках и ногах , которые останутся (на их телах благодаря) совершению омовения, а я опережу (этих людей и буду ждать) их у своего водоёма (хауд)[3]». Этот хадис передали Муслим (249) и другие.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 177, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3698.
______________________________________________
[1] Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел сказать, что они являются и его братьями, и его сподвижниками, а все остальные мусульмане будут только братьями.
[2] То есть будущие члены мусульманской общины.
[3] Хауд — водоём пророка, куда впадает райская река Каусар. Водой из этого водоёма верующие будут утолять жажду в День воскресения.
178 — Зирр передал со слов ‘Абдуллы (ибн Мас’уда), да будет доволен им Аллах, о том, что однажды они спросили:
«
О посланник Аллаха, а как ты узнаешь тех из своей общины, которых ты (ещё) не видел? Он ответил: «(Они будут с) белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах, пёстрыми из-за следов омовения».
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 178, «Сахих Ибн Маджах» 233.
179 — Также его передал Ахмад (1/453), и ат-Табарани передал похожий хадис с хорошим иснадом со слов Абу Умамы.
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 179.
180 — Сообщается, что Абу Дардаъ сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “
В день воскрешения я буду первым, кому будет позволено совершить земной поклон, и я буду первым, кто поднимет свою голову. Когда я посмотрю перед собой, то узнаю членов своей общины среди других общин, также (узнаю) тех, позади себя, справа от себя и слева от себя”. Какой-то человек спросил: “О посланник Аллаха, как же ты узнаешь членов своей общины среди других общин, которые были (со времени) Нуха и до твоей общины?” Он ответил: “Они будут с белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах из-за следов омовения, и этого не будет ни у кого, кроме них. Я узнаю их, так как они явятся со своими свитками в правых руках, а их потомки будут спешно идти перед ними”». Этот хадис передал Ахмад (5/199) и в его иснаде присутствует Ибн Лахи’а, хадисы которого хоршие, когда их подкрепляют другие надёжные передатчики.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 180, «Тахридж мишкат аль-масабих» 286.
181 — Сообщается, что Абу Хурайра сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “
Когда раб (Аллаха), исповедующий ислам (или: верующий раб), совершает омовение и омывает лицо, с лица его вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное[1], на что он смотрел своими глазами; когда он омывает руки, вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) с рук его сходит всё греховное, что он ими брал[2], а когда он омывает ноги, вместе с водой (или: вместе с последней каплей воды) с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, (и так продолжается до тех пор), пока не выходит он свободным от грехов”». Этот хадис передали Малик в «аль-Муваттаъ» (1/32), Муслим (244), ат-Тирмизи (2). У Малика и ат-Тирмизи не приводятся слова об обмывании ног.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 181, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 450, «Мишкат аль-масабих 285, «Рияду-с-Салихин» 131.
______________________________________________
[1] Имеется в виду, что омовение искупает грехи человека, смотревшего на нечто
запретное, что оставило в его душе свой отпечаток.
[2] Имеется в виду любой грех, который человек совершил своими руками
182 — Сообщается, что ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Грехи будут покидать тело того, кто станет совершать омовение должным образом, выходя даже из-под его ногтей”».
В одной из версий (этого хадиса) сообщается о том, что как-то совершив омовение ‘Усман, сказал:
«Я видел, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение, подобное этому моему омовению[1], после чего сказал: “
Тому, кто станет совершать омовение подобным образом, простятся его предыдущие грехи[2], а за его молитву и за то, что он пойдёт в мечеть, (человек получит) дополнительную (награду)”».
Этот хадис передали Муслим (245) и ан-Насаи (1/91) в краткой форме и его текст таков:
«Любому человеку (мусульманину), который хорошо совершит омовение, обязательно простятся его грехи, которые он совершил между этой и другой молитвой, до того, как завершит её». Его иснад достоверный в соответствии с условиями обоих шейхов (аль-Бухари и Муслима).
Также его передал Ибн Хузайма в своём «Сахихе» (1/4) в краткой форме, с похожим текстом как у ан-Насаи (1/91). И также его передал Ибн Маджах (285), тоже в краткой форме, и привёл в конце дополнение:
«И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“И пусть (это) никого не обольщает[3]”».
В версии ан-Насаи (сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
«Для того, кто совершит полноценное омовение, как повелел Всевышний Аллах, пять молитв станут искуплением тех (грехов), которые (он совершил) между ними».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 182, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6169.
______________________________________________
[1] ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, обращался к людям, в присутствии которых он совершил омовение перед молитвой.
[2] Здесь речь идёт о мелких прегрешениях.
[3] То есть, пусть это не станет причиной того, что человек перестанет прилагать усилия в совершении других благих дел. См. «Хашия ас-Синди», стр. 89.
183 — От него же, да будет доволен им Аллах, сообщается о том, что однажды ему принесли воду для очищения, когда он сидел на скамье, и он тщательно совершил омовение, после чего сказал:
«
Я видел, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение, когда он сидел на этом же месте, и совершил его тщательно, а затем сказал: “Тому, кто совершит такое же омовение, какое совершил я, затем придёт в мечеть и совершит молитву в два рак’ата и потом сядет, простятся его прошлые грехи”».
(‘Усман) сказал: «
И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (также) сказал: “И не обольщайтесь!”» Этот хадис передали аль-Бухари (6433) и другие.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 183, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6174.
184 — От него же, да будет доволен им Аллах, сообщается о том, что однажды он велел принести воды, совершил омовение и рассмеялся, после чего сказал своим товарищам: «
Почему вы не спрашиваете меня, что заставило меня рассмеяться?» Они спросили: «О повелитель правоверных, что заставило тебя смеяться?» (Усман) ответил: «Я видел, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение, как это сделал я, после чего рассмеялся и сказал: “Почему вы не спрашиваете что заставило меня рассмеяться?” (Его сподвижники) спросили: “О посланник Аллаха, что заставило тебя смеяться?” И он ответил: “Поистине, если раб (Аллаха) попросит принести воды для омовения и умоет своё лицо, Аллах снимает с него все грехи, которые он совершил своим лицом, если он умоет свои руки до локтей, будет также, и если он очистит свои ноги, будет также”». Этот хадис передал Ахмад (1/58) с хорошим иснадом, а также Абу Я’ля. Также его передал аль-Баззар (Кашф 271) с достоверным иснадом и привёл в нём дополнение:
«…
и если он протрёт свою голову, будет также…».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 184.
185 — Передают со слов ‘Абдуллы ас-Сунабихи, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«
Когда раб (Аллаха) совершает омовение и прополаскивает свой рот, то грехи выходят из его рта. Когда он промывает свой нос, то грехи выходят из его носа. Когда же он моет своё лицо, грехи покидают его лицо, даже если они находятся под веками его глаз. Когда он моет свои руки, грехи покидают его руки и даже из-под ногтей рук. И когда он протирает свою голову, грехи выходят из головы, пока не выйдут из ушей. Когда он моет ноги, грехи выходят из ног, даже если они находятся под ногтями его ног, а затем его отправление в мечеть и его молитва становится для него дополнительным (вознаграждением)». Этот хадис передали Малик (1/31), ан-Насаи (1/74), Ибн Маджах (282) и аль-Хаким (1/129), который сказал: «Достоверный хадис соответствующий их (аль-Бухари и Муслима) условиям и у него нет недостатка, а ас-Сунабихи — известный сподвижник».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 185, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 449.
186 — Сообщается, что ‘Амр ибн ‘Абаса ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, сказал:
«
Во времена джахилийи я всегда считал, что люди заблуждаются и не делают ничего (полезного,[1] так как) они поклонялись идолам, (но однажды) я услышал, что какой-то человек в Мекке говорит (нечто удивительное и важное). И тогда я сел на свою верблюдицу и приехал к нему, но оказалось, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, …» и он, передавая этот хадис, (помимо всего прочего) сказал:
«
А потом я попросил: “О пророк Аллаха, (а теперь) расскажи мне об омовении”. Он сказал: “Если любой из вас приготовит себе воду для омовения, а потом прополоскает рот и нос, то с его лица, изо рта и носа (вместе с водой) обязательно стекут совершённые им прегрешения[2], и если потом омоет он своё лицо, как повелел ему Аллах, то вместе с водой с кончиков волос его бороды обязательно стекут прегрешения его лица[3], и если потом он омоет свои руки до локтей, то вместе с водой с кончиков его пальцев обязательно стекут прегрешения его рук, и если потом он протрёт свою голову, то вместе с водой с кончиков его волос обязательно стекут прегрешения его головы, и если потом он омоет свои ноги до щиколоток, то вместе с водой с кончиков пальцев его ног обязательно стекут прегрешения его ног, если же после этого он встанет и совершит молитву, воздаст хвалу Всевышнему Аллаху, восславит Его, будет превозносить Его, как Он того заслуживает, и очистит сердце своё от всего, кроме Аллаха Всевышнего[4], то расстанется он со своими прегрешениями (и станет) таким же, каким был в тот день, когда родила его мать”». Этот хадис передал Муслим (832).
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 186, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5804.
______________________________________________
[1] Имеется в виду то, что могло бы принести им пользу пред Аллахом. Иначе говоря, ‘Амр ибн ‘Абаса, да будет доволен им Аллах, не считал, что их религия является истинной. См. «Рияду-с-салихин», комм. к хадису № 438. Изд. на русском яз. пер. А. Нирша.
[2] Имеются в виду незначительные нарушения установлений шариата, каждое из которых оставляет свой след на различных частях тела. Там же.
[3] В данном случае подразумеваются глаза. Там же.
[4] То есть: во время молитвы не будет думать ни о чём, кроме Аллаха. Там же.
187 — Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха,Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«
С любого человека, который направится к воде для омовения, желая совершить молитву, затем помоет свои руки, грехи будут спадать с его рук с первой каплей воды. Если он прополоснёт рот, втянет воду в нос и высморкается, грехи будут спадать с его языка и губ с первой каплей воды. Когда он омоет своё лицо, грехи будут спадать с его слуха и зрения с первой каплей воды. И когда он омоет свои руки до локтей и ноги до щиколоток, он освободится от всех грехов (и станет) таким же, каким был в тот день, когда родила его мать. Когда же он встанет на молитву, Аллах возвысит его в степени, а если он сядет, то сядет в благополучии». Этот хадис передали Ахмад (5/263) и другие по пути ‘Абдуль-Хамида ибн Бахрама, передавшего от Шахра ибн Хаушаба, и ат-Тирмизи назвал хорошим другой его текст и этот иснад хороший, когда подкрепляется другими надёжными передатчиками.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 187, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2724.
Он же (5/251 и 261) передал похожий хадис по достоверному пути и привёл в нём дополнение, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Омовение искупляет то, что было (совершено) до него, а потом молитва становится дополнительным (вознаграждением)».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1/193, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7156.
В другом, у него же (5/252 и 256), сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«
Когда мусульманин совершает омовение, его грехи покидают его через уши, глаза, руки и ноги, а если он сядет, то сядет прощённым». Иснад этого (хадиса) хороший.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1/193, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 448.
В другом, у него же (5/255):
«
Когда мусульманин совершает омовение и омывает свои руки, с него снимается (бремя грехов), которые он совершил руками. Когда он омывает своё лицо, с него снимается (бремя грехов), которые он совершил глазами. Когда он протирает голову, с него снимается (бремя грехов), которые он совершил ушами. Когда он омывает свои ноги, с него снимается (бремя грехов), которые он совершил ногами, а потом он становитс на молитву, которая является благим поступком». Его иснад также является хорошим.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1/193.
В версии ат-Табарани» в «аль-Кабир» (7564, 7565 и 7566 сообщается, что) Абу Умама сказал:
«
Если бы я не услышал его от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, семь раз, то я не стал бы его рассказывать. Он сказал: “Если человек совершает омовение так, как велели, то его грехи покидают его через уши, глаза, руки и ноги”». Его иснад также хороший.
188 — Са’ляба ибн ‘Аббад передал, что его отец, да будет доволен им Аллах, сказал:
«
Я не знаю, сколько мне рассказывал об этом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: чётное или нечётное число раз. Он говорил: “Любому рабу (Аллаха), который хорошо будет совершать омовение и умоет своё лицо с подбородком, затем умоет руки с локтями, затем умоет ноги до щиколоток, после чего встанет и совершит молитву, обязательно простятся грехи, которые он совершил в прошлом”». Этот хадис передал ат-Табарани в «аль-Кабир» со слабым иснадом.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 188.
189 — Сообщается, что Абу Малик аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Очищение — половина веры,[1] (слова) “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Лляхи/ заполняют собой Весы, (слова) “Слава Аллаху и хвала Аллаху” /Субхана-Ллахи ва-ль-хамду ли-Лляхи/ заполняют собой (пространство) между небом и землёй, молитва — свет, милостыня /садакъа/ — доказательство, терпение — сияние, а Коран — аргумент за тебя или против тебя.[2] Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит».[3] Этот хадис передали Муслим (223), ат-Тирмизи (3517) и Ибн Маджах (280), исключая то, что (в его версии) он сказал:
«Совершение полноценного омовения — половина веры …».
Также его передал ан-Насаи (5/5), без слов «Все люди отправляются утром» и до конца.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 189, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 925, 3957, «Тахридж мишкат аль-масабих» 270.
______________________________________________
Имам ан-Навави сказал: «Смысл хадиса очевиден, т.е. Коран принесёт тебе пользу, если ты будешь читать его и жить в соответствии с ним. А в противном случае, он будет аргументом против тебя». См. «Шарх Сахих Муслим» 3/100.
Имам аль-Мунави сказал: «Коран будет доводом за тебя и указывать тебе на спасение, если ты будешь поступать в соответствии с ним. Или может быть против тебя, если ты отвернешься от него, приведя тебя к дурному концу». См. «Файдуль-Къадир» 4/385.
______________________________________________
[1] В данном случае под «верой» подразумевается молитва и имеется в виду, что награда за очищение будет равна половине награды за молитву, поскольку молитва без соответствующего очищения недействительна.
[2] В зависимости от того, будет ли человек следовать велениям Аллаха, которые заключает в себе Коран.
[3] В Коране сказано: «Поистине, Аллах купил у верующих их души и их богатства, (пообещав) им (взамен) рай…» («ат-Тауба», 9:111.)
190 — Передают со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«
Любой мусульманин, который совершит омовение должным образом, а потом встанет на молитву и будет знать, что он говорит, обязательно закончит (молитву в таком состоянии,) каким он был в тот день, когда родила его мать …». Этот хадис передали Муслим (234), Абу Дауд (169), ан-Насаи (1/95), Ибн Маджах (470), Ибн Хузайма (223) и аль-Хаким (2/399), который сказал: «Иснад (хадиса) достоверный».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 190, 395, 542, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5756, «Мишкат аль-масабих» 288.
191 — Передают со слов ‘Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«
Совершение омовения должным образом, несмотря на неприятное, отправление в мечети пешком и ожидание молитвы после молитвы, тщательно смывают грехи». Этот хадис передали Абу Я’ля (488) и аль-Баззар (Кашф 447) с достоверным иснадом, а также аль-Хаким (1/132), который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 191, 449, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 926.
______________________________________________
«Совершение омовения должным образом» — иначе говоря, полностью, ничего не упуская.
«несмотря на неприятное» — подразумеваются различные трудности при совершении омовения, преодоление которых может быть неприятным для человека, например, холод.
Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: «Т.е. совершенствование и полнота омовения, несмотря на сильный холод, телесную боль и прочие неприятные для человека вещи». См. «аль-Муфхим» 2/593.
Аль-Убай сказал:
«Нагревание воды для возможности исполнения поклонения, не лишает упомянутой в хадисе награды». См. «Икмалю икмаль аль-му’лим» 2/54.
Существует множество достоверных сообщений о том, как наши праведные предшественники (саляф) нагревали воду для омовения. См. «аль-Мусаннаф» 1/175, ‘Абдур-Раззакъа; «аль-Мусаннаф» 1/25, Ибн Абу Шейбы; «ат-Тухур» 192, Абу ‘Убайда; «аль-Ирваъ» 1/48, шейха аль-Албани.
Передают, что Зайд ибн Аслям со слов своего отца рассказывал: «У ‘Умара был сосуд, в котором он подогревал воду и совершал ею омовение». Достоверное сообщение/сахих/. Его приводят ‘Абду-р-Раззакъ 1/175, Ибн аль-Мунзир 1/251 и ад-Даракъутни 1/37. Его иснад достоверный, как об этом сказал ад-Даракъутни. См. «Ма сахх мин асари ас-сахаба филь-фикъх» 1/9.
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, совершал омовение горячей водой. Достоверное сообщение/сахих/. Его приводят ‘Абду-р-Раззакъ 1/175, Ибн Абу Шейба 1/25, Абу ‘Убайд в «ат-Тахур» 270, Ибн аль-Мунзир 1/251. См. «Ма сахх мин асари ас-сахаба филь-фикъх» 1/9.
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими сказал: «Нет ничего такого в купании горячей водой и совершении омовения ею». Достоверное сообщение/сахих/. Его приводит Ибн аль-Мунзир 1/251 по пути передачи ‘Абду-р-Раззакъа, который приводит его в своём «Мусаннафе» 1/175 со слов Ибн Джурейджа, передавшего от ‘Аты, сообщившего его от Ибн ‘Аббаса. См. «Ма сахх мин асари ас-сахаба филь-фикъх» 1/9-10.
Сообщается, что при холодной погоде, для Салямы ибн аль-Аква’ подогревали воду, которой он совершал омовение. Достоверное сообщение/сахих/. Его приводят Абу ‘Убайд 271, Ибн Абу Шейба 1/25. См. «Ма сахх мин асари ас-сахаба филь-фикъх» 1/10.
Сообщается, что Рашид ибн Ма’бад сказал: «Я видел, как зимой в пятницу для Анаса ибн Малика подогрели воду, которой он затем искупался». Хорошее сообщение/хасан/. Его приводит Ибн аль-Мунзир 2/251. См. «Ма сахх мин асари ас-сахаба филь-фикъх» 1/10.
Тем самым устраняется неправильное понимание слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тщательное совершение омовения, несмотря на неприятное».
Также не осуждается и тот, кто совершает омовение холодной водой, если это не вредит его здоровью.
192 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей):
«Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени?»[1] Они сказали: «Конечно, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Это — тщательное совершение омовения/вудуъ/, несмотря на неприятное,[2] множество шагов (по направлению) к мечетям[3] и ожидание (следующей) молитвы после (предыдущей), и это для вас – рибат, и это для вас – рибат, и это для вас – рибат».[4] Этот хадис передали Малик (1/161), Муслим (251), ат-Тирмизи (51), ан-Насаи (1/89), Ибн Маджах 428 передал хадис похожим смыслом.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 192, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 2618.
______________________________________________
[1] То есть положение людей в раю.
[2] Подразумеваются различные трудности при совершении омовения, преодоление которых может быть неприятным для человека, например, холод.
[3] Иначе говоря, преодоление значительного расстояния для участия в общей молитве.
[4] «Рибат» — укрепление на границе. В данном случае имееется в виду джихад, борьба, которую с помощью названных пророком, да благословит его Аллах и приветствует, средств человеку необходимо постоянно вести против собственной души, побуждающей его к дурному, а также против наущений шайтана.
193 — Также его передали Ибн Маджах (427) и Ибн Хиббан в своём «Сахихе» (402) из хадиса Абу Са’ида аль-Худри, исключая то, что они сказали в нём:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): “
Не сообщить ли вам о том, посредством чего Аллах искупает прегрешения, увеличивает благие деяния и искупает грехи?” Они сказали: “Конечно, о посланник Аллаха!” Он сказал: “Это — тщательное совершение омовения/вудуъ/, несмотря на неприятное, множество шагов (по направлению) к мечетям и ожидание (следующей) молитвы после (предыдущей), и это для вас – рибат”».
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 193.
194 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал:
— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Явился ко мне этой ночью[1] мой Господь в наилучшем образе и сказал: “О Мухаммад! Знаешь ли ты, о чём спорят в высшем обществе?” Я ответил: “Да, об искуплениях, степенях, хождении пешком на групповые молитвы, тщательном совершении омовения, несмотря на сильный холод, ожидание (следующей) молитвы после (предыдущей). И тот, кто будет это совершать, будет жить счастливо и умрёт счастливо, а его прегрешения будут такими же, как в тот день, когда родила его мать!”». Этот хадис передал ат-Тирмизи (3233 и 3234) в хадисе, который полностью будет приведён позже, если на то будет воля Всевышнего Аллаха, в (книге) о групповой молитве, и он (ат-Тирмизи) сказал: «Хадис хороший».
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в силу существования других, подкрепляющих его хадисов. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 194, 405, 451, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 59.
______________________________________________
[1] В другой версии у имама ат-Тирмизи сказано, что передатчик хадиса сказал: «Я думаю, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Явился ко мне во сне”».
195 — Передают со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Полноценное омовение, которое кто-то совершит, как повелел Аллах, и предписанные молитвы, станут искуплением тех (грехов), которые (человек совершил) между ними». Этот хадис передали ан-Насаи (1/91) и Ибн Маджах (1396) с достоверным иснадом.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 182, 195, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5947.
196 – Сообщается, что Абу Аййюб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Тому, кто совершит омовение так, как это велели, совершит молитву так, как это велели, простятся те деяния, которые он совершил прежде”». Этот хадис передали ан-Насаи (1/90), Ибн Маджах (1396) и Ибн Хиббан в своём «Сахихе» (1042), исключая то, что он сказал:
«… простятся прежние грехи».
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим достоверным. См. «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 194, 405, 451, «Сахих Ибн Маджах» 1153.