Уа алейкум салям брат
muhammad94 писал(а):Братья, я немного запутался в понимании данных хадисов. Как из них понять, какое дело является самым наилучшим? Ведь из языка понимается, что самое лучшее дело - оно только одно. Было бы неплохо разъяснить этот момент
Понимать следует как "виды наилучших из деяний", а не то, что самое лучшее из деяний только одно.
Да, несомненно, самое важное и лучшее - это таухид!
Затем, самые лучшие из деяний - это обязанности, вмененные Аллахом.
Но, также и обязательные вещи могут отличаться по превосходству от времени и самого человека.
Следует знать, что многие общие хадисы указывают на то, что те или иные виды поклонения или благодеяний будут самыми лучшими и любимыми для Аллаха в зависимости от времени, уместности, конкретных людей и т.п.
Например, есть хадисы, в которых сказано, что наилучшее поклонение - это молитва, совершенная своевременно. Есть хадисы, в которых говорится, что это джихад, есть где сказано, что это требование знания, а есть где говорится, что это поминание Аллаха.
Со слов Ибн Мас’уда сообщается, что однажды он спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
“Какое деяние более всего любимо Аллаху?” Он сказал:
«Молитва в установленное для нее время». Ибн Мас’уд спросил:
“А затем какое?” Он сказал:
«Проявление благочестия по отношению к родителям». Тот спросил:
“А затем какое?” Он сказал:
«Джихад на пути Аллаха».
аль-Бухари 527, Муслим 85.
Абу Къатада рассказывал:
"Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к нам с увещеванием и упомянул о джихаде. И он не поставил выше джихада ничего, кроме обязательных молитв".
Абу 'Ауана 4/467, аль-Байхакъи 9/48. Хадис достоверный.
Со слов Хузайфы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Достоинство знания выше, чем достоинство поклонения, а в основе религии лежит благочестие».
аль-Хаким, аль-Баззар. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами‘» 4214.
Со слов Абу ад-Дарды сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не сообщить ли мне вам о лучшем и наиболее чистом из дел ваших пред вашим Владыкой, благодаря которому вы возвыситесь в наибольшей степени, и которое лучше для вас, чем расходование золота и серебра, и лучше для вас, чем встреча с вашими врагами, которые станут рубить головы вам и которым станете рубить головы вы?» Сподвижники сказали:
"Конечно!" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Это поминание Аллаха Всевышнего!» ат-Тирмизи 3377. Достоверность хадиса подтвердили имам аз-Захаби, хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани.
Когда шейхуль-Ислама Ибн Таймию спросили о том, чем лучше увеличивать степень веры, при помощи аскетизма или знания, он ответил:
“Люди различаются в этом вопросе. Среди них есть такие, для кого приобретать знание проще, чем аскетизм. Есть такие, для кого наоборот, аскетизм проще знания. Есть такие, для кого проще совершать добровольные обряды поклонения, чем эти две вещи. Пусть каждый человек совершает то, что может сделать из благого , как сказал Аллах: «Бойтесь Аллаха по мере ваших сил» (ат-Тагъабун, 16)”.
См. “Маджму’уль-фатауа” 7/651.
Также шейхуль-Ислама Ибн Таймия сказал:
“Что касается наилучших дел после обязательных, то это различается в зависимости от людей и того, что они в состоянии делать, а также от подходящего времени”. См. “Маджму’уль-фатауа” 10/660.
'Абдуррахман аль-Ас'ади из числа таби'инов говорил:
"Хадж совершенный до военного похода, лучше чем десять военных походов! Однако военный поход, совершенный после Хаджа, лучше чем восемьдесят Хаджей". Ибн аль-Мубарак в "аль-Джихад" 2283. Иснад достоверный.
Имам Ибн Хубайра говорил:
"Например, если люди будут призваны выступить на джихад, и есть опасение за Ислам, и джихад стал обязательным (айн) для каждого способного мусульманина, и кто-то из них отправится в мечеть и станет совершать молитву и добровольный пост, то разве скрыто от кого-либо из тех, кто обладает каплей разума, что эта молитва в данный момент, когда враги нападают на землю мусульман, не является уместной?! Более того, может быть даже так, что за это тот человек заслужит грех! Поэтому мы говорим, что когда джихад становится айн, то ничего не приравнивается к нему. Это как Хадж, когда он стал обязательным (при наличии возможности), или как пост для того, кто застал Рамадан, или намаз, когда наступило его время".
См. "аль-Ифсах" 7/284.
А Аллаху ведомо обо всем лучше!
Надеюсь брат, ты понял этот момент)