Замечание шейха Ибн Усаймина относительно ошибок ученых
Добавлено: 19 авг 2014, 13:44
Выдающийся ученый Салих аль-Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Некоторые люди, когда оступаются некоторые ученые, например, ошибаются (в каких-то шариатских вопросах), — начинают писать об их ошибках, под предлогом того, что этим они разъясняют истину.
Однако это неправильно.
На самом деле такое действие приносит вред с трех сторон:
Во-первых, в этом вред для автора (подобных статей), поскольку те, кто доверяет другому человеку, считают именно его ошибающимся. К тому же он теряет свой вес среди них.
Во-вторых, в этом умаление достоинства для второго, (чьё) мнение опровергается. Как известно, если в мусульманской общине ослабнет высокое положение ученых, то община отойдет (от прямого пути), поскольку ученые указывают (этот путь) и ведут за собой людей. В таком случае мусульмане заблудятся и станут подобно верблюдам без пастуха или овцам без пастуха.
В-третьих, в этом ослабление Шариата (в обществе). Ведь если ученый, который опровергает или которому делают опровержение, выскажет мнение в каком-то другом вопросе, то люди засомневаются в нем и скажут: «Возможно, это относится к неправильным мнениям такого-то ученого».
Следовательно, в таком действии заключается вред с трех сторон.
Ученые обязаны между собой, когда кто-то из них ошибается, — связаться с ним и вступить в дискуссию. И если истина окажется на его стороне, то они должны последовать ему в этом. А если она будет на их стороне — тогда он должен последовать им.
Затем, предположим, он продолжит отстаивать свое мнение, опираясь на какое-то (шариатское) основание, поскольку этот вопрос основывается на иджтихаде, — в таком случае я считаю абсолютно недопустимым опровержение в его адрес. Это потому что опровержения и порицания, а также проведение дискуссий в вопросах иджтихада в кругу простых мусульман приносят, несомненно, вред, особенно в нынешнее время. Ведь есть люди, которые призывают на встречах к умалению достоинств ученых и критике в их адрес. И все из-за того, что эти люди потеряли желанное для них главенство и стали подобны другим предводителям, которые, потеряв желанное главенство, начали выступать против призыва посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Они не могут достичь своих желанных целей, кроме как через подрыв авторитета других. Это несет в себе очень великую опасность.
Я считаю, что если обнаружена ошибка какого-либо ученого, а человек не защищен от ошибок, он может ошибаться, причем ошибка не становится для него очевидной, кроме как через дискуссию, — то необходимо связаться с ним и провести вмести исследование. И если выяснится истина, тогда тот, кому стала очевидна истина, обязан следовать ей. А если не выяснится, и в данном вопросе допустимо проявить иджтихад, — обязанностью является оставление опровержений в его адрес».
Источник: «Тафсир Ибн Усаймина суры «Аль Имран», 1/374 – 375.
Подготовил
Абу Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи
«Некоторые люди, когда оступаются некоторые ученые, например, ошибаются (в каких-то шариатских вопросах), — начинают писать об их ошибках, под предлогом того, что этим они разъясняют истину.
Однако это неправильно.
На самом деле такое действие приносит вред с трех сторон:
Во-первых, в этом вред для автора (подобных статей), поскольку те, кто доверяет другому человеку, считают именно его ошибающимся. К тому же он теряет свой вес среди них.
Во-вторых, в этом умаление достоинства для второго, (чьё) мнение опровергается. Как известно, если в мусульманской общине ослабнет высокое положение ученых, то община отойдет (от прямого пути), поскольку ученые указывают (этот путь) и ведут за собой людей. В таком случае мусульмане заблудятся и станут подобно верблюдам без пастуха или овцам без пастуха.
В-третьих, в этом ослабление Шариата (в обществе). Ведь если ученый, который опровергает или которому делают опровержение, выскажет мнение в каком-то другом вопросе, то люди засомневаются в нем и скажут: «Возможно, это относится к неправильным мнениям такого-то ученого».
Следовательно, в таком действии заключается вред с трех сторон.
Ученые обязаны между собой, когда кто-то из них ошибается, — связаться с ним и вступить в дискуссию. И если истина окажется на его стороне, то они должны последовать ему в этом. А если она будет на их стороне — тогда он должен последовать им.
Затем, предположим, он продолжит отстаивать свое мнение, опираясь на какое-то (шариатское) основание, поскольку этот вопрос основывается на иджтихаде, — в таком случае я считаю абсолютно недопустимым опровержение в его адрес. Это потому что опровержения и порицания, а также проведение дискуссий в вопросах иджтихада в кругу простых мусульман приносят, несомненно, вред, особенно в нынешнее время. Ведь есть люди, которые призывают на встречах к умалению достоинств ученых и критике в их адрес. И все из-за того, что эти люди потеряли желанное для них главенство и стали подобны другим предводителям, которые, потеряв желанное главенство, начали выступать против призыва посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Они не могут достичь своих желанных целей, кроме как через подрыв авторитета других. Это несет в себе очень великую опасность.
Я считаю, что если обнаружена ошибка какого-либо ученого, а человек не защищен от ошибок, он может ошибаться, причем ошибка не становится для него очевидной, кроме как через дискуссию, — то необходимо связаться с ним и провести вмести исследование. И если выяснится истина, тогда тот, кому стала очевидна истина, обязан следовать ей. А если не выяснится, и в данном вопросе допустимо проявить иджтихад, — обязанностью является оставление опровержений в его адрес».
Источник: «Тафсир Ибн Усаймина суры «Аль Имран», 1/374 – 375.
Подготовил
Абу Умар Салим ибн Мухаммад аль-Газзи