С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Дозволено ли предохранение от беременности (аль-‘азль) в Исламе?
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Что такое «аль-‘Азль»?
«аль-‘Азль» – это практика, при которой мужчи-на извлекает половой орган до момента се-мяизвержения, чтобы предотвратить попадание семени во влагалище жены.
См. “Шарх Сахих Муслим” (10/9), “Нейль аль-аутар” (12/301).
Все мнения по данному вопросу
Учёные разошлись на несколько мнений относительно дозволенности ‘азля (предохранения) во время полового акта, чтобы предотвратить беременность.
Большинство учёных считали, что предохраняться дозволено (мубах), однако некоторые из них связали это с согласием жены.
Другие сказали, что предохранение порицаемо (макрух), а некоторые говорили, что это даже запрещено (харам). И мнение о запретности этого деяния выбрал Ибн Хазм.
См. “аль-Мухалля” (10/70).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал:
“Некоторые учёные запретили предохранение, однако имамы четырёх мазхабов говорили, что дозволено предохраняться с согласия свободной женщины”.
См. “Маджму’уль-фатауа” (32/110).
Доводы дозволявших предохранение
Что касается тех учёных, которые считали предохранение дозволенным, то они опирались на следующие доводы:
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Мы предохранялись во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а Коран ниспосылался”.
Передав этот хадис, Суфьян сказал:
“И если бы предохранение было запрещено, то это запретил бы Коран!” аль-Бухари (5208), Муслим (1440).
В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир сказал:
“Мы предохранялись во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и когда ему стало известно об этом, но он не запретил нам делать это”.
Муслим (1440).
Также Джабир рассказывал, что однажды некий человек пришёл к Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:
“У меня есть наложница, которая прислуживает нам и поливает наши финиковые пальмы. Я вступаю с ней в половую близость, но не хочу, чтобы она забеременела”.
Посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
«Предохраняйся, если хочешь, но её постигнет то, что ей суждено».
Тот человек удалился и не появлялся некоторое время. Затем он вновь пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:
“Моя наложница забеременела”.
На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
«Разве я не говорил тебе, что её постигнет то, что ей предписано?» Муслим (1439).
Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды один человек пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил:
“О Посланник Аллаха! У меня есть рабыня, и во время эякуляции я вынимаю половой член из её влагалища. Я хочу только того, чего хотят остальные мужчины. Однако иудеи заявляют, что вынимать половой член во время эякуляции равносильно убийству новорожденного”.
На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Иудеи лгут! Если Аллах захочет создать ребёнка, то тебе не удастся предотвратить это».
Ахмад (3/33), Абу Дауд (2171). Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Доводы порицавших и запрещавших предохранение
Что же касается тех учёных, которые считали предохранение нежелательным или запретным, то они опирались на следующие доводы:
Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Когда мы захватили наложниц во время военного похода, мы спросили Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о предохранении, и он сказал: «Не следует вам этого делать. Воистину, если душе суждено появиться на свет, то Аллах непременно создаст её»”.
аль-Бухари (5210), Муслим (1438).
Однако саляфы разошлись относительно слов:
«Не следует вам этого делать», поскольку в другой версии этого хадиса слова эти звучат как раз иначе:
«Нет проблем на вас, если вы будете это делать» И этот вариант выбрал хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, сказав что такое понимание соответствует и остальным хадисам, в которых указывается дозволенность предохранения.
См. “ат-Тамхид” (11/294).
И это понимание усиливает также одна из версий этого хадиса:
Абу Са’ид сказал:
“И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал про предохранение: «Зачем кто-то из вас это делает?», и не сказал: «Пусть никто из вас этого не делает!»” Муслим (1438/132).
Также сторонники нежелательности и запретности предохранения опирались на хадис Джумамы бинт Уахб (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на вопрос о предохранении сказал:
«Это – скрытое детоубийство!» Муслим (1442).
Однако учёные сильно разногласили в отношении этого хадиса, так как он внешне противоречил тому хадису, в котором на слова иудеев о том, что предохранение является убийством новорожденных, сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Иудеи лгут!» Ахмад (3/33), Абу Дауд (2171). Хадис достоверный.
По этой причине некоторые имамы считали, что хадис Джумамы является слабым, что является явной ошибкой.
См. “Нейль аль-аутар” (12/304).
Другие, как например, имам ат-Тахауи считали, что сначала Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил так, как иудеи, что предохранение подобно закапыванию заживо новорожденных, как это делали арабы во времена язычества с девочками. Затем, когда он узнал положение этого, отказался от мнения иудеев.
См. “Мушкиль аль-асар” (2/255).
Однако многие имамы возразили на это и сказали, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не запрещал ничего, опираясь на законоположения христиан и иудеев.
Наилучшим же пониманием этих хадисов является то, как их объединила группа учёных, о чём передали имам Ибн аль-Къайим и хафиз Ибн Хаджар, что иудеи приравнивали предохранение к детоубийству в прямом смысле, что является ложью, тогда как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просто сравнил это с детоубийством, что не одно и то же.
См. “Тахзиб ас-Сунан” (3/85), “Фатхуль-Бари” (9/254).
Доводы дозволявших с согласия жены
Что же касается тех учёных, кто дозволял предохраняться с согласия жены, то они опирались на следующие доводы:
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил предохраняться со свободной женщиной, кроме как с её согласия”.
Ахмад (1/31), Ибн Маджах (1928).
Однако этот хадис является слабым по причине передатчика по имени Ибн Ляхи’а, о чём говорили хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани.
См. “Мисбах аз-зуджаджа” (2/99), “Ируа аль-гъалиль” (2007).
Но такое мнение передаётся также от некоторых сподвижников, что мужчина сам выбирает предохраняться с наложницей или нет, а со свободной женой может предохраняться только с её разрешения. Это мнение передают от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что он сказал:
“Запрещено предохраняться со свободной женщиной, кроме как с её согласия”.
‘Абдур-Раззакъ (12562), аль-Байхакъи (7/231).
Под «свободной женщиной» подразумевается жена, а не наложница или рабыня.
Также это мнение передаётся от Ибн ‘Умара, Ибн Мас’уда и Анаса (да будет доволен ими Аллах).
Ибн аль-Мунзир в “аль-Ишраф” (1/137), аль-Байхакъи “ас-Сунан аль-Кубра” (7/231), аль-Баззар в “аль-Муснад” (2263).
Более того, некоторые имамы даже передали единогласное мнение по этому вопросу. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал:
“Нет разногласия среди учёных в том, что человек не предохраняется со свободной женой, кроме как с её разрешения, так как половой акт – это её законное право, которое она имеет право требовать”.
См. “ат-Тамхид” (11/335).
Также иджма’ в этом мнении передал и имам Ибн Хубайра.
См. “аль-Ифсах” (8/88).
Но даже если этот иджма’ и слабый, то всё равно слабый иджма’ – это больше чем просто джумхур (мнение большинства).
И это же мнение выбрали учёные Постоянного комитета и шейх Ибн ‘Усаймин.
См. “Фатауа аль-Ляджна” (19/309), “Фатауа Ислямия” (3/190).
Это и есть доводы всех сторон по данному вопросу.
О случаях, когда предохранение может быть порицаемым и даже запретным
Таким образом, наиболее правильным мнением многие исследователи посчитали то, что предохранение в своей основе не запрещено в Исламе.
Однако этот поступок будет порицаемым (макрух), если в нём нет необходимости. А если причина предохранения в скверных идеях, которые из Запада перекочевали в сообщества мусульман, как «контроль и ограничение рождаемости» или «не сможем прокормить», то в таком случае предохранение будет запретным (харам).
И сильным доводом тому, что предохранение без причины порицаемо, служит хадис, который передал Ма’къаль ибн Ясар (да будет доволен им Аллах):
“Однажды один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Поистине, мне понравилась очень красивая женщина, но она бесплодная. Жениться ли мне на ней?»
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет!»
Он возвращался трижды, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал ему, после чего сказал: «Женитесь на любящих и часто рожающих! Поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед общинами в Судный день!»” Абу Дауд (2050), ан-Насаи (3227). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “Ируа аль-гъалиль” (1784).
Хафиз аль-Мунауи сказал:
“В этих словах указывается причина, из-за которой мужчинам велено жениться на любящих и часто рожающих женщинах. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул эти две вещи вместе по той причине, что если женщина будет любящей, но не способной иметь детей, то не будет у мужчины к ней влечения. Также как если женщина будет часто рожающей, однако не будет любящей, то она не сможет удовлетворить потребности мужа”.
См. “Файд аль-Къадир” (3286).
Что же касается пророческого запрета в данном хадисе жениться на бесплодных, то речь идёт не о категоричном запрете (харам), а о нежелательности (макрух).
См. “Файд аль-Къадир” (6/153).
Если человек знает о том, что женщина, на которой он собирается жениться, является бесплодной, то не является желательным для него брать её в жёны, в особенности, если она у него будет единственной женой. Однако если человек берёт в жёны бесплодную второй, третьей или четвёртой женой, то в этом нет ничего плохого и порицаемого. И если мужчина или женщина являются бесплодными, но опасаются впасть в прелюбодеяние, они имеют право вступать в брак, если найдут тех, кто согласится на брак с ними. А лучше всего таким людям искать себе пару среди бесплодных. В любом случае, никах с бесплодными является действительным и дозволенным по единогласному мнению учёных.
Сообщается, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) узнал о том, что некий бесплодный человек женился, он спросил его:
“А ты сообщил ей о том, что являешься бесплодным?!”
Тот человек ответил:
“Нет”.
На что ‘Умар сказал:
“Тогда ступай и сообщи ей об этом, а затем предоставь ей выбор (жить с тобой или развестись)”.
Са’ид ибн Мансур (2021), ‘Абдур-Раззакъ (6/162). Иснад достоверный. См. “ат-Такмиль” (132).
Шейх аль-Альбани сказал:
“Как бы то ни было, я считаю предохранение порицаемым, пока оно не связано с целями, которые преследуют неверные. К таким целям можно отнести, например, страх перед нищетой по причине многодетности, опасение за дополнительные траты на детей, или их воспитание. При подобном намерении предохранение из нежелательного состояния переходит в категорию запрещенных действий (харам), так как в данном случае человек, совершающий это действие, в своих намерениях уподобляется неверным, которые убивали своих детей, опасаясь бедности и нужды, как это известно.
Иное дело, если женщина больна, и врач опасается, что беременность может усугубить её болезнь. В этом случае она может временно применять средства для предохранения.
Однако если болезнь опасна и может привести к смерти, то только в этом случае разрешается и даже становится обязательной перевязка маточных труб, ради сохранения её жизни”.
См. “Адаб аз-зифаф” (стр. 136).
Всевышний Аллах сказал:
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами» (17: 31).
‘Али ибн Баккар рассказывал:
“Как-то один человек пожаловался Ибрахиму ибн Адхаму на обременительность содержания своей многочис-ленной семьи, на что он ему сказал: «О брат мой, посмотри на каждого члена своей семьи, о котором ты полагаешь, что его удел не в Руках Аллаха, и отправь его жить в моём доме»”.
аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (1333), Ибн ‘Асакир в “Тариху Димашкъ” (6/345).
Об использовании презервативов и противозачаточных средств
Использование различных методов для предохранения, в частности презерватива, то это не запрещено.
Что же касается приёма противозачаточных таблеток, то это зависит от надобности и конкретной ситуации, а также от того, наносят ли они вред здоровью или нет.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал:
“Женщине не разрешается принимать противозачаточные таблетки, кроме как при соблюдении двух условий:
Условие первое: чтобы у женщины была нужда в этом. Например, если женщина больна и ей трудно рожать каждый год, или если у неё возникают проблемы со здоровьем, такие как избыточный вес, либо есть иные обстоятельства, затрудняющие частые беременности.
Условие второе: чтобы её муж ей позволил это, так как он имеет право на потомство.
Также необходимо советоваться с врачами, являются ли эти таблетки вредными или нет”.
См. “Фатауа маръатиль-муслима” (2/657).
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал:
“До меня дошло от некоторых врачей, что таблетки от беременности наносят вред. И даже если бы мы это не знали с медицинской стороны, то мы знаем с нашей шариатской стороны, что воспрепятствование любой естественной вещи, которую установил Аллах для дочерей Адама, является вредной. Всевышний Аллах – Мудрый, и Он не сделал так, что у женщины идут месячные в определённое время, кроме как с мудростью. Более того, до меня дошло, что эти таблетки являются причиной нанесения вреда матки и болезней нервов, поэтому это обязывает предостерегать от этого”.
См. “Ликъа Баб аль-мафтух” (вопрос № 1147).
О важности увеличения потомства в Исламе
Не следует забывать о важности потомства в Исламе, о мусульмане!
Всевышний Аллах сказал:
«Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы обманываете самих себя , и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах» (2: 187).
Ибн ‘Аббас, Муджахид, ‘Икрима, Хасан аль-Басри, ас-Судди, ад-Даххак и др. в отношении слов
«стремитесь к тому, что предписал вам Аллах» говорили:
“Это означает: стремитесь завести ребёнка”.
См. “Тафсир аль-Къуртуби” (2/318).
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
“Однажды, когда к нам пришёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), моя мать попросила его, чтобы он обратился за меня с мольбой к Аллаху. И он призвал для меня все благо и в конце своей мольбы сказал: «О Аллах, увеличь его имущество и детей, и благослови его в этом!»”
И Анас сказал:
“Клянусь Аллахом, мое имущество большое, и поистине, численность моих детей и детей моих детей сегодня около ста!” Муслим (2481).
Всевышний Аллах сообщил о том, что Его пророк (мир ему) Закария (мир ему) взывал к Нему с такой мольбой:
«Господь Мой! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь поистине, Ты внимаешь мольбе!» (3: 38).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Однажды пророк Сулейман ибн Дауд, мир им, сказал: “Клянусь, что обойду я сегодня за ночь девяносто жен, каждая из которых дарует мне мальчика, который будет сражаться на пути Аллаха!”» аль-Бухари (3424, 6639), Муслим (1654).
Хафиз аль-Къуртуби сказал:
“Просить Аллаха о ребёнке является Сунной посланников и праведников”.
См. “Тафсир аль-Къуртуби” (4/72).
Хафиз Ибн аль-Джаузи говорил:
“Ведь может быть так, что вследствие полового акта появится ребенок, который станет подобным имаму аш-Шафи’и или Ахмаду ибн Ханбалю, и это будет лучше (для родителей), чем поклонение в течение тысячи лет!” См. “ан-Назаир” (стр. 185).
И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!