Собрание Корана при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Священный Коран был записан полностью еще при жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, хотя канонического списка Корана у сподвижников не было.
Из хадисов известно, что некоторые сподвижники составляли свои списки писания Аллаха, наиболее известными среди которых были списки 'Абдуллаха ибн Мас'уда, Убеййа ибн Ка'ба и Зейда ибн Сабита.
По свидетельству Ибн Абу Дауда, списки коранических откровений также были составлены 'Али ибн Абу Талибом, 'Абдуллахом ибн 'Аббасом, Абу Мусой аль-Аш'ари, Хафсой бинт 'Умар, Анасом ибн Маликом, 'Умаром ибн аль-Хаттабом, 'Абдуллахом ибн аз-Зубейром, 'Абдуллахом ибн Амром, 'Аишой бинт Абу Бакр, Салимом, Умм Саламой, Убейдом ибн 'Умаром.
Аль-Ансари прибавил к этому списку имена еще восьми сподвижников: Абу Бакра, 'Усмана ибн 'Аффана, Му'аза ибн Джабала, Абу ад-Дарды, Абу Аййуба аль-Ансари, 'Убады ибн ас-Самита и Тамима ад-Дари. Известно, что списки 'Аиши и Хафсы были составлены уже после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Von Denffer, «An Introduction to the Sciences of the Qur’an», p. 46-47.
Передают, что 'Абдуллах ибн 'Амр однажды помянул 'Абдуллаха ибн Мас'уда и сказал: «
Я все так же люблю его. Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Берите Коран от четырех людей: 'Абдуллаха ибн Мас'уда, Салима, Му'аза и Убеййа ибн Ка'ба»».
Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 58-59.
В нем упоминаются четыре выдающихся знатока Корана: двое из числа мухаджиров и двое из числа ансаров.
К первым относятся 'Абдуллах ибн Мас'уд и Салим ибн Ма'кал, вольноотпущенник 'Усмана ибн 'Аффана, а ко вторым – Му'аз ибн Джабал и Убейй ибн Ка'б. Салим был убит вскоре после кончины Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время битвы при аль-Йамаме.
Му'аз ибн Джабал скончался во время правления 'Умара ибн аль-Хаттаба.
Убейй ибн Ка'б и Ибн Мас'уд скончались во время правления 'Усмана ибн 'Аффана.
Безусловно, они не были единственными знатоками Корана среди сподвижников.
В комментарии в этому хадису хафиз Ибн Хаджар писал: «
Из хадиса очевидно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал обучаться Корану у этих четырех сподвижников в то время, когда он произнес эти слова. Это не означает, что в то время никто больше не знал Коран наизусть. Среди сподвижников были и такие, которые знали Коран наизусть не хуже этих четырех, и такие, которые знали его лучше них. Говоря о трагедии у колодца Мауна, мы отметили, что погибших в нем сподвижников называли чтецами Корана, и их было семьдесят».
Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 60.
В другом хадисе, переданном аль-Бухари, сообщается, что Катада спросил Анаса ибн Малика: «
Кто собрал Коран при жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?». Он ответил: «
Четверо, и все они были из числа ансаров. Это были Убейй ибн Ка'б, Му'аз ибн Джабал, Зейд ибн Сабит и Абу Зейд».
Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 59.
Славный сподвижник Анас ибн Малик не имел в виду, что никто другой из мухаджиров и ансаров не собрал Коран целиком. О причине этого высказывания Анаса можно судить по другой версии хадиса, переданной ат-Табари. В ней сообщается, что Катада рассказывал, что племена аль-Аус и аль-Хазрадж хвастались друг перед другом, и люди из племени аль-Аус сказали: «
Среди нас есть четверо: Са'д ибн Му'аз, от смерти которого сотрясся Трон, и Хузейма ибн Сабит, свидетельство которого равняется двум свидетельствам, и Ханзаля ибн Абу Амир, тело которого помыли ангелы, и Асым ибн Сабит, которого защитили пчелы». Тогда люди из племени аль-Хазрадж сказали: «
А среди нас есть четверо тех, кто собрал Коран, и никто не собрал его, кроме них». И они перечислили имена четырех сподвижников, упомянутые в хадисе Анаса.
Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 64.
Хазраджиты гордились своими соплеменниками, которые собрали Коран, но это совершенно не означает, что среди мухаджиров не было знатоков писания Аллаха.
Кадий аль-Бакиллани привел целый ряд допустимых возражений на утверждение Анаса.
Во-первых, слова Анаса могли не носить категорический характер, о чем мы уже говорили выше.
Во-вторых, упомянутые им сподвижники могли собрать Коран во всех семи чтениях, чего не удалось сделать другим.
В-третьих, они могли знать доподлинно обо всем, что было ниспослано, а затем отменено и аннулировано.
В-четвертых, они могли выучить Коран непосредственно от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а не от его учеников.
В-пятых, они могли считаться самыми известными знатоками Корана.
В-шестых, они могли полностью собрать Коран в своих записях, что не означает, что никто другой не знал писание Аллаха наизусть.
В-седьмых, они могли быть единственными, кто еще при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, узнал о последних ниспосланных аятах.
В-восьмых, они могли быть единственными, кто полностью и исправно исполнял все коранические заповеди. Имам Ахмад в книге «аз-Зухд» привел хадис о том, что некий мужчина сказал Абу ад-Дарде: «
Мой сын собрал весь Коран!». Он же возразил: «
О Аллах, прости нас! Собирает Коран только тот, кто слушает его и повинуется ему!».
Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 65.
Одним словом, слова Анаса ибн Малика не означают, что среди сподвижников больше не было тех, кто сумел собрать Коран при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В пользу этого свидетельствует и другой хадис, в котором вместо Убеййа ибн Ка'ба назван Абу ад-Дарда.
Передают, что Сабит аль-Бунани и Сумама рассказывали, что Анас ибн Малик сказал: «
Когда скончался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Коран был собран только у четырех людей: Абу ад-Дарды, Му'аза ибн Джабаля, Зейда ибн Сабита и Абу Зейда, наследниками которого были мы».
Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 59.
Абу Убейд же сообщил, что среди мухаджиров знатоками Корана были Правдивейший Абу Бакр, 'Умар ибн аль-Хаттаб, 'Усман ибн 'Аффан, 'Али ибн Абу Талиб, Тальха ибн Убейдуллах, Са'д ибн Абу Уаккас, 'Абдуллах ибн Мас'уд, Хузейфа ибн аль-Йаман, Салим ибн Ма'кал, Абу Хурейра, 'Абдуллах ибн Саиб и четыре 'Абдуллаха.
Среди женщин выучить Коран наизусть удалось 'Аише, Хафсе, Умм Саламе.
Но следует отметить, что некоторые из этого списка завершили изучение Корана уже после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Абу Дауд называл среди знатоков Корана мухаджиров Тамима ибн 'Ауса ад-Дари и 'Укбу ибн Амира, а также ансаров 'Убаду ибн ас-Самита, Му'аза Абу Хулейму, Муджамму ибн Харису, Фудалу ибн 'Убайда, Масламу ибн Махлада и других. При этом он также отметил, что некоторые из них выучили Коран наизуть после кончины Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Хаджар прибавил к этим спискам имена Абу Мусы аль-Аш'ари, 'Амра ибн аль-Аса, Са'да ибн 'Убады и Умм Уараки.
Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 65-66.
Здесь уместно еще раз отметить, что при жизни Пророка семьдесят знатоков Корана погибли во время трагедии у колодца Мауна. Это были одни из лучших мусульман, которых Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по совету Абу Бары, обещавшего неприкосновенность мусульманам, отправил в Неджд для того, чтобы они призвали жителей города обратиться в Ислам. Во главе их он поставил аль-Мунзира ибн 'Амра.
Остановившись у колодца Мауна, расположенного между землями племен Амир и Сулейм, они отправили Харама ибн Милхана с посланием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к Амиру ибн ат-Туфейлу. Однако тот не стал читать послание и велел убить посла. А затем он призвал племена Амир и Сулейм сразиться с остальными мусульманами. Первые отказались вступить в сражение ради Абу Бары, однако семейства Усеййа, Ри'ал и Закуан из племени Сулейм окружили мусульман и убили их всех до последнего. Спасти в тот день удалось только Ка'бу ибн Зейду ибн ан-Наджжару, которого ранили и приняли за убитого.
Ибн аль-Каййим, «За'д аль-Ма'д», т. 3, стр. 221-222.
Еще несколько десятков знатоков Корана пали во время правления Правдивейшего Абу Бакра, когда мусульмане, во главе которых стоял Халид ибн аль-Уалид, сразились со сторонниками лжепророка Мусейлимы.
Ан-Наджжар, «аль-Хулафа ар-Рашидун», стр. 99.
В той битве с жителями аль-Йамамы у «
сада смерти» погибло семьсот сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. По некоторым сообщениям, число погибших было еще больше.
Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 16.
Одним словом, точное число сподвижников, которые выучили наизусть Коран еще при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, установить практически невозможно. Но нет сомнений в том, что их количество исчислялось сотнями.
А лучше всего об этом известно Аллаху!