Хадис в лекции Э.Кулиева
Хадис в лекции Э.Кулиева
Достоверно это сообщение? ДжазакаЛлаху хайран.
- Abumuslim75
- Сообщения: 32
- Зарегистрирован: 18 сен 2011, 11:12
Re: Хадис в лекции Э.Кулиева
Брат Фарук, ждем твоего ответа.
Джазакуму-Ллаху хейран!
- Ханиф Абу Ясин
- Сообщения: 43
- Зарегистрирован: 02 июл 2013, 17:45
Re: Хадис в лекции Э.Кулиева
Ибн Джарир передал со слов Ибн ‘Аббаса:«Поистине, будет человек, которого поволочат в Ад, и тот сожмется так, что одна его часть войдет в другую. Тогда Милостивый скажет: “Что с тобой?” Ад ответит: “Он ищет защиты от меня”. Он скажет: “Отпустите Моего раба!” И будет человек, которого поволочат в Ад, а он скажет: “Господи, я не думал, что Ты так поступишь со мной”. Аллах спросит: “Что же ты думал?” Он ответит: “Что Твоя милость объемлет меня”. Тогда Он скажет: “Отпустите Моего раба!” И будет человек, которого поволочат в Ад, и тот зарычит на него так, как мулица рычит, увидев ячмень. А потом он вздохнет так, что всех вокруг охватит страх».
Ибн Касир назвал цепочку рассказчиков хадиса достоверной. См.: Аль-бидайа ва-н-нихайа (2/21). Из книги "Рай и Ад" аль-Ашкара
-
- Сообщения: 9
- Зарегистрирован: 13 окт 2013, 20:06
Re: Хадис в лекции Э.Кулиева
Позволю себе, с соизволения Аллаха, помочь тому, кто будет искать инфо по достоверности хадиса.
Брат Эльмир Кулиев приводит этот хадис в своей статье на сайте мусульманин.ком. Вот:
И будет грешник, не приобщавший сотоварищей к Аллаху. Когда ангелы поволокут его, ад попятится назад и сожмется, и Аллах спросит: «Что с тобой?» Ад ответит: «Он ищет у Тебя защиты от меня». Тогда Аллах прикажет ангелам: «Отпустите Моего раба». И будет грешник, которого поволокут в ад, а он воскликнет: «Господи, я не думал, что Ты поступишь со мной так!» Всевышний спросит: «Что же ты думал?» Он ответит: «Что попаду под милость Твою». Тогда Аллах прикажет: «Отпустите Моего раба» (Тафсир Ибн Касир).
подробнее здесь.
Re: Хадис в лекции Э.Кулиева
-
- Сообщения: 2270
- Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
- Откуда: http://hadis.uk/
Re: Хадис в лекции Э.Кулиева
Ва ‘алейкум салям ва рахмату-Ллахи ва баракатух!Abumuslim75 писал(а): ↑22 дек 2013, 15:22 Ассаляму алейкум!
Брат Фарук, ждем твоего ответа.
Джазакуму-Ллаху хейран!
Я не помню, видел я этот пост или нет, прошло много времени.
Я поискал информацию про этот хадис, и нашел вот это:
Имам Ибн Джарир ат-Табари привёл этот хадис в своём тафсире (19/244):
حدثنا أحمد بن إبراهيم الدورقي، قال: ثنا عبيد الله بن موسى، قال: أخبرنا إسرائيل، عن أبي يحيى، عن مجاهد، عن ابن عباس، قال: إن الرجل ليجر إلي النار، فتنزوي، وينقبض بعضها إلى بعض، فيقول لها الرحمن: ما لك؟ فتقول: إنه ليستجير مني! فيقول: أرسلوا عبدي. وإن الرجل ليجر إلى النار، فيقول: يا رب ما كان هذا الظن بك؟ فيقول: ما كان ظنك؟ فيقول: أن تسعني رحمتك، قال: فيقول أرسلوا عبدي. وإن الرجل ليجرُّ إلى النار، فتشهق إليه النار شهوق البغلة إلى الشعير، وتزفر زفرة لا يبقى أحد إلا خاف.
Но промолчал о степени его достоверности.Также его приводит хафиз ас-Суюты в «ад-Дурруль-Мансур» (6/383) и отнёс его к ‘Абд ибн Хумайду.
Хафиз Ибн Касир привёл этот хадис в своём «Тафсире» (3/311 – изд. «аль-Ма’рифа») ссылаясь на Ибн Джарира:
وَقَدْ رَوَاهُ الْإِمَامُ أَبُو جَعْفَرِ بْنُ جَرِيرٍ:
حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ الدَّوْرَقي، حَدَّثَنَا عُبَيْد اللَّهِ بْنُ مُوسَى، أَخْبَرَنَا إِسْرَائِيلُ، عَنْ أَبِي يَحْيَى، عَنْ مُجَاهِدٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: إِنَّ الرَّجُلَ لَيُجَرُّ إِلَى النَّارِ، فَتَنْزَوِي وَتَنْقَبِضُ بَعْضُهَا إِلَى بَعْضٍ، فَيَقُولُ لَهَا الرَّحْمَنُ: مَا لَكِ؟ قَالَتْ: إِنَّهُ يَسْتَجِيرُ مِنِّي. فَيَقُولُ: أَرْسِلُوا عَبْدِي. وَإِنَّ الرَّجُلَ ليُجَرّ إِلَى النَّارِ، فَيَقُولُ: يَا رَبِّ، مَا كَانَ هَذَا الظَّنُّ بِكَ؟ فَيَقُولُ: فَمَا كَانَ ظَنُّكَ؟ فَيَقُولُ: أَنْ تَسَعني رَحْمَتُكَ. فيقول: أرسلوا عبدي، وإن الرجل ليجر إلى النَّارِ، فَتَشْهَقُ إِلَيْهِ النَّارُ شُهُوقَ الْبَغْلَةِ إِلَى الشَّعِيرِ، وَتَزْفَرُ زَفْرَةً لَا يَبْقَى أَحَدٌ إِلَّا خَافَ. وَهَذَا إِسْنَادٌ صَحِيحٌ.
Также он привёл его в другой своей книге «ан-Нихая филь-фитан валь-маляхим» (2/20) также ссылаясь на Ибн Джарира:
وَقَالَ ابْنُ جَرِيرٍ: حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ الدَّوْرَقِيُّ، حَدَّثَنَا عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ مُوسَى، حَدَّثَنَا إِسْرَائِيلُ، عَنْ أَبِي يَحْيَى، عَنْ مُجَاهِدٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: إِنَّ الرَّجُلَ لَيُجَرُّ إِلَى النَّارِ، فَتَنْزَوِي وَيَنْقَبِضُ بَعْضُهَا إِلَى بَعْضٍ، فَيَقُولُ الرَّحْمَنُ: مَا لكِ؟ فَتَقُولُ: إِنَّهُ يَسْتَجِيرُ مِنِّي، فَيَقُولُ: أَرْسِلُوا عَبْدِي، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيُجَرُّ إِلَى النَّارِ فَيَقُولُ: يَا رب: ما كان هذا ظني بك، فيقول الله: ما كَانَ ظَنُّكَ? فَيَقُولُ: أَنْ تَسَعَنِي رَحْمَتُكَ، فَيَقُولُ: أَرْسِلُوا عَبْدِي، وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيُجَرُّ إِلَى النَّارِ، فتشهق إليه النار شهوق البغلة الى البعير، وتزفر زفرة لا تبقي أحداً إلا أخفته، وإسناده صَحِيحٌ.
После того, как он привёл его, Ибн Касир также сказал: «Его иснад достоверный».Также он привёл его в другой своей книге «аль-Бидая ва-н-нихая» (19/497) также ссылаясь на Ибн Джарира:
وَقَالَ ابْنُ جَرِيرٍ: حَدَّثَنَا أَحْمَدُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ الدَّوْرَقِيُّ، حَدَّثَنَا عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ مُوسَى، حَدَّثَنَا إِسْرَائِيلُ، عَنْ أَبِي يَحْيَى، عَنْ مُجَاهِدٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: إِنَّ الرَّجُلَ لَيُجَرُّ إِلَى النَّارِ، فَتَنْزَوِي وَيَنْقَبِضُ بَعْضُهَا إِلَى بَعْضٍ، فَيَقُولُ الرَّحْمَنُ: مَا لَكِ؟ فَتَقُولُ: إِنَّهُ يَسْتَجِيرُ مِنِّي. فَيَقُولُ: أَرْسِلُوا عَبْدِي. وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيُجَرُّ إِلَى النَّارِ فَيَقُولُ: يَا رَبِّ، مَا كَانَ هَذَا الظَّنَّ بِكَ. فَيَقُولُ: فَمَا كَانَ ظَنُّكَ؟ فَيَقُولُ: أَنْ تَسَعَنِي رَحْمَتُكَ. فَيَقُولُ: أَرْسِلُوا عَبْدِي. وَإِنَّ الرَّجُلَ لَيُجَرُّ إِلَى النَّارِ فَتَشْهَقُ إِلَيْهِ النَّارُ شُهُوقَ الْبَغْلَةِ إِلَى الشَّعِيرِ، وَتَزْفِرُ زَفْرَةً لَا يَبْقَى أَحَدٌ إِلَّا خَافَ. إِسْنَادُهُ صَحِيحٌ.
После которого он также сказал: «Этот иснад достоверный».Также в краткой форме его приводит Ибн Аби ад-Дунья в «Сыфату-н-нар» (162):
١٦٢ - حَدَّثَنِي عِصْمَةُ بْنُ الْفَضْلِ، قَالَ: حَدَّثَنَا شَدَّادُ بْنُ حَكِيمٍ الْبَلْخِيُّ، قَالَ: حَدَّثَنَا إِسْرَائِيلُ، عَنْ أَبِي يَحْيَى، عَنْ مُجَاهِدٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: « إِنَّ الرَّجُلَ لَيُجَّرُ إِلَى النَّارِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، فَتَشْهَقُ إِلَيْهِ النَّارُ شَهِيقَ الْبَغْلَةِ إِلَى قَضِيبِهَا، ثُمَّ تَزْفَرُ زَفْرَةً لَا يَبْقَى أَحَدٌ إِلَّا خَافَ ».
Исследователь этой книги в сносках к этому хадису пишет:– Ибн Касир сказал: «Его передал Ибн Аби Хатим со своим иснадом в краткой форме, а также Ибн Джарир ат-Табари», и сказал, что иснад последнего достоверный. См. «Тафсир Ибн Касир» (3/311).
Также его приводит Ибн Раджаб в «ат-Тахфиф мина-н-нар» (стр. 106). Конец цитаты.
Также этот хадис приводится в книге «Сахих аль-кутуб ат-тис’а ва заваидуху» (стр. 1066), а в сносках к нему приводятся слова Ибн Касира из его книги «аль-Бидая ва-н-нихая» о его достоверности.
Доктор Хикмат Башир Ясин привёл этот хадис в своей книге «Сахих аль-масбур мина-т-тафсири биль-маъсур» (1/61) в версии Ибн Джарира ат-Табари и указал, что Ибн Касир признал его иснад достоверным. Затем он пишет:
– Но Абу Яхйа (один из передатчиков в его иснаде – прим. Фарук) а он – аль-Къаттат, известен в передачах хадисов от Муджахида ибн Джабра, а также в передачах хадисов от Исраиля ибн Юнуса ибн Абу Исхакъа ас-Сабий’ий от него, (как об этом сказано в «ат-Тахзиб аль-камаль», 1658). Относительно него отрицательно высказывались (знатоки хадисов) и у него есть множество отвергаемых вещей. Как, например, высказывались относительно передачи Исраиля от Абу Яхйи аль-Къаттата по причине этого Абу Яхйи. Хафиз Ибн Хаджар сказал:
– Передал аль-Асрам от (имама) Ахмада: «Исраиль передавал от Абу Яхйи аль-Къаттата множество совершенно неприемлемых хадисов!»
В «Маджалля аль-Джами’а аль-ислямиййа» (36/309) сказано: «Исходя из этого становится ясно, что его иснад слабый по причине Абу Яхйи аль-Къаттата».
Также этот хадис приводит ас-Са’ляби в своём тафсире (27/03, изд. «Дару-т-тафсир». Джидда. 1436 г.х.).
В сносках к этому хадису исследователи этой книги писали:
– Его иснад слабый. В нём присутствует (Абдуллах ибн Хамид) – шейх автора книги, а также (передатчик по имени) Дауд (ибн Сулейман), относительно которых нет слов подтверждения их надёжности или отвода им. Также в нём присутствует Абу Яхйа аль-Къаттат, хадисы которого являются слабыми. Затем, передатчик от него – это Исраиль ибн Юнус ибн Аби Исхакъ ас-Сабий’ий. Большинство его передач хадисов отвергали Яхйа ибн Са’ид аль-Къаттан и Ахмад ибн Ханбаль, как об этом сказано в «Мизан аль-и’тидаль» аз-Захаби (1/208-209).
В остальных источниках, где я смотрел, везде указываются либо тафсир Ибн Джарира ат-Табари, либо тафсир Ибн Касира.
Это то, что я смог найти относительно данного хадиса, а Аллах знает обо всем этом лучше всех!