Столпы веры (аркан уль-иман)
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: "
Вера имеет шесть столпов: вера в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и предопределение с его добром и злом".
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
- 1 -
Разница между столпами (арканами) веры и её ответвлениями (шу‛аб)
Суть в том, что вера (
иман) невозможна без столпов, из которых она состоит. Если исчезает один из столпов веры, то исчезает и вся вера целиком. Вера бывает действительной только при наличии всех шести столпов.
Что касается ответвлений веры, то они служат в качестве дополнений. Если какая-то из ветвей веры исчезает, то вместе с ней не исчезает вся вера целиком. Эти ветви веры могут быть либо обязательными, либо желательными.
Если мусульманин оставляет что-либо из обязательных предписаний или совершает нечто греховное, то его вера (
иман) не исчезает целиком.
Такой человек считается мусульманином с неполноценной верой, или же грешником. Например, человек распивает спиртные напитки, ворует, или совершает прелюбодеяние. Он не становится неверующим по причине этих грехов и не выходит за рамки веры (
имана), но считается грешником.
То же самое касается того человека, который оставил некоторые обязательные предписания религии. Например, человек оставляет благочестие к родителям или перестает поддерживать родственные связи. Кто оставляет эти обязательные предписания религии, вера того становится неполноценной. Такой человек становится грешником из-за того, что оставляет обязательные предписания религии или совершает запретные поступки.
Но в любом случае, он не выходит за рамки веры (
имана), а становится верующим с неполноценной верой.
Это - убеждение приверженцев сунны (
ахлю-с-сунна уа-ль-джама‛а), которые противоречат убеждениям хариджитов
1 и му‛тазилитов
2, которые обвиняют в неверии за совершение больших грехов.
1. Хариджиты - это люди, вышедшие с оружием против правителя верующих 'Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно них: "Поистине, среди потомков этого человека (имеется в виду Зуль-Хууейсира) появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха постоянно и легко, но дальше их глоток такое чтение распространяться не будет. Они отступятся от религии, подобно выпущенной из лука стреле, которая пронзает зверя насквозь и вылетает с другой стороны. Поистине, если я доживу до того времени, когда они появятся, то непременно буду убивать их, как убивали самудян!". Передали аль-Бухари (3610) и Муслим (1064).
Каждый человек, вышедший против законного правителя, вокруг которого объединились мусульмане, называется хариджитом.
2. Му’тазилиты - это одна из заблудших групп, убеждения которой противоречат убеждениям приверженцев сунны. Главой этой группы был Уасыль ибн ’Ата, который некоторое время посещал уроки Хасана аль-Басри. Затем он начал говорить, что человек, совершающий большие грехи, не является ни верующим, ни неверующим. Тогда Хасан аль-Басри прогнал его из своих собраний. Позже к Уасылю присоединился ’Амр ибн ’Убейд и они оба отделились от тех, кто учился у Хасана аль-Басри, поэтому их назвали "му’тазилитами" (отделившимися).
Хариджиты обвиняют грешников в неверии и выводят их из религии.
Му‛тазилиты также выводят грешников из религии, но не называют их неверующими. Они говорят: "
Грешник находится посередине: он не является ни верующим, ни неверующим".
Таковы их нововведенческие убеждения, которые противоречат доводам и противоречат убеждениям приверженцев сунны. Причина их заблуждения в том, что они допустили упущения в приведении доводов. Они взяли только шариатские доводы, в которых содержатся угрозы, оставив шариатские доводы, в которых содержатся обещания.
Например, Аллах Всевышний сказал:
"Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей,
но прощает все остальные грехи [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает"
Сура ан-Ниса, аят 48
В этом аяте содержится обещание (
уа‛д), которое указывает на то, что есть надежда на то, что грешник, грехи которого не достигли степени многобожия или неверия, может быть прощен Аллахом.
А в другом аяте сказано:
"Кто же ослушается Аллаха и Его Посланника, тому уготован огонь Геенны [Ада], в котором они [неверующие] пребудут вечно"
Сура аль-Джинн, аят 23
Кто возьмёт явный смысл этого аята, тот будет обвинять в неверии за любые виды грехов. Но этот аят следует вернуть к другим словам Всевышнего:
"Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей,
но прощает все остальные грехи [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает"
Сура ан-Ниса, аят 48
После совмещения двух аятов, истина станет ясной для этого человека. Он поймет, что грешник не выходит из религии, но ему обещан Огонь.
Если Аллах пожелает, Он простит этого грешника, а если пожелает - накажет его. Таково убеждение приверженцев сунны (
ахлю-с-сунна уа-ль-джама‛а).
Мы указали тебе на разницу между ветвями (
шу‛аб) и столпами (
арканами) веры.
Если человек оставляет какой-либо из столпов веры (
имана), то он становится неверующим.
Если человек отрицает единобожие (
таухид) и придает Аллаху сотоварищей, то он становится неверующим, так как оставляет первый столп веры.
Если человек отрицает кого-либо из посланников, он становится неверующим, так как оставляет один из столпов веры.
Если человек отрицает ангелов, то он становится неверующим и выходит из религии.
Если человек отрицает Воскрешение, отрицает Рай или Ад, отрицает мост Сырат, или Весы, или отрицает еще что-нибудь из того, что будет в Последней жизни, то он становится из-за этого неверующим, так как этим самым он отрицает один из столпов веры (
имана).
То же самое касается того, кто отрицает предопределение. Например, человек говорит: "
Все происходит случайно! Никакого предопределения от Аллаха не было, дело произошло случайно". Так говорят крайние му‛тазилиты. Заявляющий подобное также становится неверующим, ибо он отрицает предопределение.
Если же человек оставляет одну из ветвей (
шу‛аб) веры, то его вера становится неполноценной.
- 2 -
Доводы на то, что вера (иман) увеличивается (шу‛аб)
Аллах Всевышний сказал:
"Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха,
вера которых усиливается, когда им читают Его аяты"
Сура аль-Анфаль, аят 2
А также:
"Когда ниспосылается (от Аллаха) (Его Посланнику) (какая-нибудь) сура, то среди них [среди лицемеров] находится такой, который говорит: "Чья вера от этого стала сильнее?". Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются"
Сура ат-Тауба, аят 124
Этот аят указывает на то, что вера (
иман) увеличивается при ниспослании Корана, при его прослушивании, и при размышлении над ним.
Также Аллах Всевышний сказал:
"Стражами Огня [Ада] Мы сделали только ангелов, а количество их сделали искушением для неверующих, чтобы удостоверились те,
кому было даровано Писание [иудеи и христиане], и чтобы усилилась вера у верующих"
Сура аль-Муддассир, аят 31
Всё это указывает на то, что вера (
иман) увеличивается при подчинении Аллаху.
- 3 -
Доводы на то, что вера (иман) уменьшается (шу‛аб)
Поистине, всякая вещь, которая увеличивается, она также и уменьшается. Это первое доказательство!
Также доводом в этом вопросе служат слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в достоверном хадисе: "
Поистине, Аллах Всевышний скажет в День Воскресения: "Выведите из Огня тех, у кого в сердце было веры хоть на вес горчичного зерна"".
аль-Бухари, 22; Муслим, 184.
Этот хадис указывает на то, что вера (
иман) может уменьшаться до тех пор, пока ее не останется в сердце только с размером в горчичное зерно.
Также доводом являются слова Всевышнего:
"В тот день они были ближе к неверию, чем к вере"
Сура али ‛Имран, аят 167
Этот аят указывает на то, что вера (
иман) уменьшается настолько, что человек становится ближе к неверию, чем к вере.
Также доводом служат слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует: "
Если кто-то из вас увидит порицаемое, пусть изменит это своей рукой, а если не может рукой, то языком, а если не может языком, то сердцем, и это самое слабое проявление веры".
Муслим, 49.
Этот хадис указывает на то, что вера (
иман) слабеет, иначе говоря, уменьшается. Следовательно, вера (
иман) увеличивается при подчинении Аллаху и уменьшается при совершении грехов.
Столпы веры (аркан уль-иман)
- 1 -
Вера в Аллаха
Это - первый столп веры (
имана)! Этот столп охватывает все три вида единобожия (
таухида). То есть, ты должен верить в то, что Аллах Всевышний - Единый и Самодостаточный, у Него нет сотоварищей ни в Его господстве (
рубубия), ни в Его божественности (
улюхия), ни в Его именах и атрибутах.
- 2 -
Вера в Его ангелов
Ангелы - это творения Аллаха, которые находятся в скрытом от нас мире. Аллах Всевышний сотворил их, чтобы они поклонялись Ему и выполняли Его повеления в Его владениях. Ангелы бывают разных видов. Каждому виду ангелов поручено определенное дело, которым этот вид ангелов занимается. Ангелы не ослушиваются Аллаха в том, что Он им приказал, и делают то, что им велено.
Среди ангелов есть такой, кому поручено заниматься делами, связанными с Откровением. Это - Джибриль, мир ему - самый почетный из ангелов, Верный Дух, обладающий могучей силой.
Среди ангелов есть такие, кому поручено нести Трон (
‛арш). Аллах Всевышний сказал:
"Те (ангелы), которые несут Трон, и те, которые вокруг него ..."
Сура Гъафир, аят 7
А также:
"Ангелы будут находиться по его краю, и восемь (великих ангелов) понесут над собой Трон твоего Господа"
Сура аль-Хакка, аят 17
Трон (
‛арш) - это самое великое творение Аллаха! Никто не знает о Его величии, кроме Аллаха Всевышнего. Этот Трон несут ангелы. В этом указание на величие ангелов и на величие их силы.
Аллах Всевышний сказал:
"Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями.
Он приумножает в творении, что пожелает"
Сура Фатыр, аят 1
Среди ангелов есть такой, который имеет шестьсот крыльев. Это - Джибриль! Аллах Всевышний сказал:
"Они [ангелы] - рабы почтенные. Они не опережают Его [Аллаха] своими речами и поступают согласно Его велениям"
Сура аль-Анбийа, аяты 26-27
Среди ангелов есть такой, кому поручено заниматься дождем и растениями. Речь идёт о Микаиле.
Среди ангелов есть такой, кому поручено подуть в Рог. Речь идёт об Исрафиле. Он подует в Рог и все творения погибнут. Аллах Всевышний сказал:
"Но подуют в Рог (в первый раз), и тогда умрут те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить.
Потом в него подуют еще раз, и тогда они [творения] встанут и будут смотреть (ожидая, что с ними будет происходить)"
Сура аз-Зумар, аят 68
Среди ангелов есть такой, кому поручено забирать души людей, когда их срок подойдет к концу. Речь идет об ангеле смерти. Аллах Всевышний сказал:
"Скажи (о, Посланник) (этим многобожникам): "Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас,
а затем вы будете возвращены к своему Господу""
Сура ас-Саджда, аят 11
Ему помогают и другие ангелы, как сказал Всевышний:
"Наши посланцы [помощники ангела смерти] забирают его душу, и они не делают упущений"
Сура аль-Ан‛ам, аят 61
Среди ангелов есть такой, кому поручено заниматься зародышами, которые находятся в утробах матерей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же - в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух".
аль-Бухари, 3208; Муслим, 2643.
Среди ангелов есть такие, кому поручено записывать деяния сынов Адама. Аллах Всевышний сказал:
"Воистину, над вами есть хранители - благородные писцы"
Сура аль-Инфитар, аяты 10-11
Они находятся рядом с человеком ночью и днём. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Ангелы, пребывающие среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, а встречаются они друг с другом во время утренней и послеполуденной молитв. После этого те (ангелы), которые провели среди вас ночь, возносятся (к небесам), и (Аллах) спрашивает их: "В каком (положении) оставили вы рабов Моих?" - хотя Он и знает (всё о вас) лучше (ангелов), а они отвечают: "Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они (тоже) молились"".
аль-Бухари, 555; Муслим, 632.
Именно поэтому Аллах Всевышний сказал:
"Совершай молитву с полудня до наступления ночного мрака и (более продолжительно) читай Коран на рассвете [во время утренней молитвы].
Поистине, Коран на рассвете [утренняя молитва] имеет свидетелей [на этой молитве присутствуют ангелы ночи и ангелы дня]"
Сура аль-Исра, аят 78
Среди ангелов есть такие, кому поручено оберегать сынов Адама от неприятностей и бед, от врагов и вредителей, от хищных зверей и змей.
Пока человек жив, эти ангелы оберегают его от различных опасностей. Например, человек спит среди хищных зверей и змей. Кто оберегает его от этих змей и зверей?! Кто оберегает его от насекомых?! С человеком находятся ангелы, которым Аллах поручил оберегать этого человека. Аллах Всевышний сказал о них:
"Есть у него [у человека] ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха"
Сура ар-Ра‛д, аят 11
Среди ангелов есть такие, кому поручено исполнять повеления Аллаха в различных уголках небес и земли. Не знает о них никто, кроме Аллаха Всевышнего.
Среди ангелов есть такие, кто ищет собрания, в которых поминают Аллаха. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Когда люди собираются в одном из домов Аллаха, где они совместно читают и изучают Книгу Аллаха, обязательно нисходит на них спокойствие, и покрывает их милость, и окружают их ангелы и поминает их Аллах среди тех, кто находится пред Ним".
Муслим, 2699.
Эти ангелы путешествуют по земле в поисках тех мест, где люди поминают Аллаха.
Никто не знает о видах ангелов и их описаниях, кроме Аллаха Всевышнего. Но мы верим в то, что пришло относительно них в текстах Корана и достоверных хадисах пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если же о чем-то нам не сообщено, то мы воздержимся от разговоров об этом, ибо ангелы относятся к скрытому миру, а о скрытых вещах можно говорить только в соответствии с доводами.
Вера в ангелов - это один из столпов Ислама. Если же кто-то отрицает существование ангелов и говорит: "
Ангелов нет, потому что мы их не видим", такой человек является неверующим, атеистом и еретиком, так как он не верует в сокровенное. Пусть Аллах убережет нас от подобного!
То же самое касается того, кто искажает понятие "ангел" и говорит: "
Ангел - это смысловое понятие, а не сущность, которая имеет тело. Ангел - это мысль, которая приходит к человеку. Если к человеку приходят хорошие мысли, значит, это - ангелы, а если приходят плохие мысли - это шайтаны". Это - еретическое воззрение. Пусть Аллах убережет нас от подобного! К сожалению, эти идеи содержатся в книге "Тафсир аль-Манар", где Мухаммад Рашид Рида передает их от своего шейха Мухаммада ‛Абдо.
Это - слова философов, и они ложные. Кто имеет подобные убеждения, тот является неверующим. Однако мы надеемся, что Мухаммад Рашид Рида просто передал эти слова от своего шейха, хотя и не имел таких убеждений. Но он передал их безо всякого разъяснения и в этом содержится большая опасность. Ведь, эти слова являются ложными и содержат в себе неверие в ангелов.
Если речь идёт о религиозных вопросах или о чем-то сокровенном, человек не должен входить в эти темы, опираясь на свой разум и свои размышления, он не должен ничего передавать от философов и еретиков. Человек обязательно должен опираться только на Коран и Сунну.
В книге "Тафсир аль-Манар" сказано, что эти слова переняты из книги "Ихья ‛улюми-д-дин", которую написал аль-Гъазали. А Аллах знает об этом лучше!
В книге "Ихья ‛улюми-д-дин", которую написал аль-Гъазали, содержится много несчастий. Даже если в этой книге содержится нечто благое и полезное, однако в ней очень много губительных и ядовитых убеждений. Это - запутанная книга, зло которой больше, чем её добро. Начинающему студенту или же простому человеку не следует читать эту книгу. Её можно читать только тому, кто имеет знание, и умеет различать между истиной и ложью.
Ангелы не являются смысловым понятием, как говорят эти философы. Ангелы имеют тела и образы, которые им даровал Аллах. Поэтому, Джибриль часто приходил к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в образе человека. Аллах Всевышний даровал ангелам возможность представать перед людьми в образе людей, так как люди неспособны увидеть ангелов в том образе, в котором их сотворил Аллах.
Поистине, ангелы приходили к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в людских обликах, проявляя сочувствие к сыновьям Адама.
Люди не могут увидеть ангелов в их истинном облике, кроме как при наступлении наказания. Аллах Всевышний сказал:
"В тот день, когда они увидят ангелов [в День Суда], для грешников не будет никакой благой вести"
Сура аль-Фуркан, аят 22
Человек увидит ангела смерти во время своей смерти. Но в течение жизни человек неспособен увидеть ангелов в их истинном облике.
Аллах Всевышний сотворил ангелов из света, сотворил шайтанов из Огня, сотворил людей из глины. Ведь, Аллах над каждою вещью мощен!
Некоторые неверующие считают, что ангелы - это дочери Аллаха. Аллах Всевышний сказал:
"Они [многобожники] сделали ангелов, которые являются рабами Милостивого, женщинами. Разве они присутствовали при их сотворении?
Их (ложное) свидетельство будет записано, и они будут спрошены (за это в День Суда)"
Сура аз-Зухруф, аят 19
- 3 -
Вера в Его Писания
Речь идёт о тех Писаниях, которые ниспослал Аллах Своим посланникам, чтобы посредством этих Писаний повести людей по прямому пути. Мы верим в то, что эти Писания являются настоящими словами Аллаха Всевышнего. Мы верим во все Писания: и в те, о которых Аллах сообщил, и в те, о которых Он не сообщил. Аллах Всевышний поведал нам о следующих Писаниях: Тора (
Таурат), Евангелие (
Инджиль), Псалтырь (
Забур), Великий Коран, а также свитки Ибрахима и свитки Мусы. Но также мы верим и в те Писания, о которых нам не сообщено.
Также мы верим во всё то, о чем сообщено в Коране, так как Коран - это наше Писание. Коран был ниспослан нашему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Тот, кто отрицает хотя бы один аят или одну букву из Корана, является неверующим, вышедшим из Ислама.
То же самое касается того, кто уверовал в одну часть Корана, но не уверовал в другую, - такой человек является неверующим.
То же самое касается того, кто уверовал в некоторые из Писаний, но не уверовал в другие - такой человек является неверующим. Тот, кто говорит: "
Я уверовал в Коран, но не уверовал в Тору и Евангелие", является неверующим. Также и тот, кто говорит: "
Я уверовал в Тору и Евангелие, но не уверовал в Псалтырь", является неверующим. Псалтырь (
Забур) был ниспослан Дауду, мир ему. Аллах Всевышний сказал:
"Дауду же Мы даровали Забур [Псалтырь]"
Сура ан-Ниса, аят 163
Также неверующим является тот, кто отрицает свитки Ибрахима, так как такой человек обвиняет во лжи Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
- 4 -
Вера в Его посланников
Речь идёт о вере во всех посланников: от первого до последнего. Необходимо верить во всех посланников: и в тех, о которых Аллах сообщил, и в тех, о которых Он не сообщил. Мы верим во всех посланников. Мы верим в то, что они на самом деле являлись посланниками, пришедшими с посланием от Аллаха, и донесли своё послание до своих общин.
Если человек проявил неверие хотя бы в одного посланника, он считается неверующим во всех посланников. Ведь, Аллах Всевышний сказал:
"Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят:
"Мы веруем в одних (пророков) и не веруем в других", - и хотят найти (некий средний) путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения. А тех, которые уверовали в Аллаха
и (во всех) Его посланников и не делают различий между любым из них, Он одарит их наградой.
Аллах - Прощающий, Милосердный"
Сура ан-Ниса, аяты 150-152
Неверие хотя бы в одного пророка или посланника - это неверие во всех посланников. Поэтому Аллах сказал:
"Народ Нуха счел лжецами посланников"
Сура аш-Шу‛ара, аят 105
А, ведь, они посчитали лжецом только Нуха, мир ему. Следовательно, обвинение во лжи одного Нуха подобно обвинению во лжи всех посланников.
То же самое касается иудеев, которые не уверовали в ‛Ису (
Иисуса) и Мухаммада.
То же самое касается и христиан, которые не уверовали в Мухаммада. Они считаются неверующими во всех посланников. Мы обязаны верить во всех посланников, да благословит их Аллах и приветствует.
Аллах сообщил нам о некоторых пророках, сказав:
"Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем (и в этом мире и в Вечной жизни). Воистину, твой Господь - Мудрый, Знающий. Мы даровали ему [пророку Ибрахиму] (сына) Исхака и (внука) Йакуба.
Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха, а из его потомства - Дауда, Сулеймана, Айуба, Йусуфа, Мусу и Харуна. Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также (Мы наставили на истинный путь) Закарию, Йахью, Ису и Ильяса.
Все они были из числа праведников. А также (Мы наставили на истинный путь) Исмаила, Аль-Йaca'a (Елисея), Йунуса и Лута.
Всех их Мы превознесли над мирами"
Сура аль-Ан‛ам, аяты 83-86
- 5 -
Вера в Последний день
Это - пятый столп веры. Последний день - это день, в который воскреснут люди. Первым днем называется мирская жизнь, а последним днем - день Воскрешения.
Вера в Последний день включает в себя веру во всё то, что будет происходить после смерти. Например, вера в наказание могилы и её наслаждение, вера в вопросы ангелов в могиле.
Также вера в Последний день включает в себя веру во всё то, что будет происходить после воскрешения из могил. Например, вера в само Воскрешение, вера в собрание людей для Суда, вера в то, что люди будут спрошены, вера в то, что деяния будут взвешены на Весах, вера в Мост (
Сырат), веры в Весы, на которых будут взвешены благие и дурные деяния, вера в Рай и Ад.
Мы верим во все те события Судного Дня, о которых нам достоверно известно. Мы не сомневаемся ни в чём из этого. Если человек сомневается в чем-то из событий Судного Дня, о которых нам достоверно известно, он является неверующим, вышедшим из Ислама.
- 6 -
Вера в предопределение всего хорошего и плохого
Ты должен верить в предопределение всего хорошего и плохого. Всё, что происходит в этом бытие из хорошего и плохого, из веры (
имана) и неверия (
куфра), из благоденствий и бедствий, из благополучия и несчастий, из болезней и здравия, а также жизнь и смерть - всё это предопределено. Всё это не происходит случайно и не происходит без предварительного предопределения.
Ты должен верить в то, что всё это происходит по решению Аллаха и Его предопределению.
Ты должен верить в то, что всё постигшее тебя, не должно было обойти тебя стороной, а всё, что обошло тебя стороной, не должно было тебя постигнуть. Всё это произошло по решению Аллаха и Его предопределению. Аллах Всевышний сказал:
"Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании [в Хранимой Скрижали]
еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко"
Сура аль-Хадид, аят 22
Это и есть вера в предопределение Аллаха.
Вера в предопределение включает в себя веру в четыре этапа предопределения. Кто не верит во все четыре этапа предопределения, тот не считается уверовавшим в предопределение.
1-ый этап: ЗНАНИЕ - ты должен верить в то, что Аллах Всевышний извечно знал обо всякой вещи. Он извечно знал о том, что происходит, о том, что происходило, и о том, что произойдет. Поистине, Аллах извечно знал обо всех вещах еще до того, как они появились. Кто отрицает знание Аллаха обо всякой вещи, тот неверующий (
кафир).
2-ой этап: ЗАПИСЬ В ХРАНИМОЙ СКРИЖАЛИ - поистине, Аллах Всевышний записал всё в Хранимой Скрижали (
ляух аль-махфуз). Всё, что происходит, непременно было записано в Хранимой Скрижали. Не бывает такого события, которое не было бы записано в ней. Поэтому Аллах Всевышний сказал:
"Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании [в Хранимой Скрижали]"
Сура аль-Хадид, аят 22
Аллах записал в Хранимой Скрижали предопределение всякой вещи. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "
Первым из того, что сотворил Аллах Всевышний, было Перо. После этого Он сказал Перу: "Пиши!". Перо ответило: "Что мне писать?". Аллах сказал: "Пиши всё то, что будет до Судного Дня"".
Абу Дауд, 4700; ат-Тирмизи, 2155.
Если человек отрицает этот этап предопределения и говорит: "
Аллах знает о всякой вещи, но Он не записал ничего в Хранимой Скрижали", то он является неверующим, вышедшим из Ислама.
3-ий этап: ИСПОЛНЯЮЩЕЕСЯ ЖЕЛАНИЕ АЛЛАХА - всё, что происходит, происходит только потому, что этого пожелал Аллах Всевышний. Он желает, чтобы каждое событие произошло в определенное время. Ничего не случается без желания Аллаха. Кто скажет: "
Поистине, события происходят без желания Аллаха", тот является неверующим.
4-ый этап: СОТВОРЕНИЕ - Аллах - Творец всякой вещи! Когда Он пожелает, чтобы что-то случилось, Он создаёт это. Всякая вещь - это творение Аллаха Всевышнего.
Необходимо верить во все четыре этапа предопределения, а иначе человек не будет считаться верующим в предопределение.
Необходимо верить в каждый из этих этапов. Кто отрицает хотя бы один из этих этапов, тот является неверующим, вышедшим из Ислама, так как он отрицает один из столпов Ислама, а именно отрицает предопределение.