Хукм одежды, на которой имеются надписи, характерные для неверующих
Вопрос:
«Каково положение того, кто одевает спортивную одежду, которая содержит эмблемы (надписи), характерные для неверуюущих? Например, спортивные вещи, на которых есть герб Италии, Германии или Америки, или же на которых написаны имена некоторые игроков, которые являются неверующими?»
Ответ:
«Хвала Аллаху, относительно вещей, которые содержат в себе надписи или эмблемы, характерные для неверующих, существуют следующие подробности:
- Если эти надписи символизируют религию неверных, как например крест, и подобно этому, то в таком случае не разрешается искать такую одежду, покупать ее или одевать.
- Если эти эмблемы знаменуют возвеличивание кого-либо из неверных при помощи вставленных их фотографий или же написанных их имен, и тому подобное, - то это тоже является запретным, как было сказано выше.
- Если эти надписи (эмблемы) не указывают на почитание или возвеличивание личности, и они являются фабричными марками, то это дозволено, это то, что называется брендом, и нет проблем в этом»[1].
«Одежда, на которой написано то, что оскорбляет религию или честь, не разрешена: все равно написано ли это на арабском или на другом языке; для мужчин она или для женщин; покрывает все тело, либо часть из него; также, если написано на одежде выражения, указывающие на религию иудеев или христиан и других; или указывающие на их праздники; на распивание алкоголя; непристойные действия и тому подобное.
И не разрешается распространять подобную одежду, продавать или покупать, назначать за нее цену также является запретным по причине слов пророка, благословит его Аллах и приветствует:
«Поистине Аллах, если запретил что-то, то запретил назначение за него цены». (Хадис передал Ахмад в муснаде).
Мое наставление мусульманам, чтобы они боялись своего Господа и отстранялись от того, что Он запретил, чтобы добиться успеха в этом мире и Последнем» [2].
«Часть мировых производителей стали известны призывом к непристойности, испорченной нравственности, вредом распространения выражений, пропагандирующих страсти, прелюбодеяние, алкоголь и бесстыдство. Все это для того, чтобы ты видел молодежь и некоторых из мусульман, носящими рубашки, брюки или костюмы, на которых написаны непристойные выражения. Если бы знали некоторые из них смысл и символическое значение написанного на одежде, то спрятались бы от взглядов (по причине стыда)»[3].
Некоторые примеры надписей и эмблем на одежде: https://disk.yandex.ru/public/?hash=QTt ... N1DtmIs%3D
Не разрешается продавать то, что используется в греховном
«Сказал Всевышний Аллах:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и несправедливости»
Обязательным является для каждого продавца - бояться Аллаха, и быть искренним к своим братьям по вере. Не делать и не продавать ничего, кроме как если в этом есть добро и польза для них, и оставлять то, в чем есть вред и ущерб для них. Дозволенного достаточно, чтобы не входить в запретное.
Сказал Всевышний Аллах:
«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Коран, 65: 2-3). Сказал Всевышний:
«Верующие, как мужчины, так и женщины – друзья друг другу, они призывают к одобряемому и отговаривают от порицаемого». Передают, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, однажды сказал:
"Религия есть проявление искренности (насыха)". Тогда сподвижники сказали: «По отношению к кому?» И сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: "По отношению к Аллаху, Его Книге, Его посланнику, предводителям мусульман и мусульманам вообще" (Муслим) [4]
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Кто уподобится какой-либо общине, тот из них». (Абу Дауд)
Наставление продавцу
"Торговцы несут большую ответственность. Им надлежит найти замену тем, что будет разрешенным, чтобы отказались от продажи того, что очерняет скромность или оголяет аурат, чтобы предотвратить дурные последствия от этих действий. Они должны знать, что на них грех от того, что они продают, и грех того, кто будет одевать это, вплоть до судного дня. И не уменьшит это грех того, кто будет одевать эту одежду" [5].
___________________
[1] «Фатауа ал-Ляджна ад-Даима», 24/24.
[2] «Маджмуъ фатауа», Ибн Усеймин, 12/224.
[3] «Одежда человека и ее положение в исламском фикхе», Насыр ибн Мухаммад аль-Гамиди.
[4] «Фатауа ал-Ляджна ад-Даима», 13/109.
[5] "Уамид мин аль-харам", стр. 199, Сауд аш-Шурейм.