Понимание xадиса: "ложь - это сомнение"

Ответить
AbdulMalik05
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 16 июл 2011, 18:42
Откуда: Дагестан

Понимание xадиса: "ложь - это сомнение"

Сообщение AbdulMalik05 »

Ассаляму алейкум.
Аль Хасан ибн Али ибн Абу Талиб сказал: «Я запомнил от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) : «Оставьте то в чем у вас есть сомнения (возьмите) то что не вызывает сомнений, потому что правдивость это уверенность и спокойствие, а ложь - это сомнение и смятение» (Тирмизи 2520, Нисаи 8:327, Ахмад 1:200)

Как понять подчеркнутые слова? Означает ли это,что сомнительное-ложь и соответсвенно-харам? Как интерпретируют эти слова ученые?
Барака ллаху фикум!
sultan
Сообщения: 660
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Понимание xадиса: "ложь - это сомнение"

Сообщение sultan »

Уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Сообщается, что Абу Мухаммад аль-Хасан бин ‘Али бин Абу Талиб*, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Я запомнил, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Оставь внушающее тебе сомнение (и обратись) к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь, поистине, правда это спокойствие, а ложь - сомнение". (ат-Тирмизи, который сказал: “Достоверный хадис.” Сахихуль джами’ 3377, 3378, Ируа 2074 - "Сахих"). *Старший внук пророка (мир ему и благословение Аллаха) родившийся в 625 году.

Имам ан-Науауи сказал: "Это означает: откажись от того, в дозволенности чего у тебя есть сомнения, и обратись к тому, что сомнений тебе не внушает". См. "Рийад аль-Салихин", стр. 21


Придерживаться уверенности и удаляться от сомнительного


Сообщается, что Абу Мухаммад аль-Хасан бин Али бин Абу Талиб, да будет Аллах доволен ими обоими, внук и любимец посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал:

Я запомнил, что посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: "Оставь то, что внушает тебе сомнения, (и обратись) к тому что сомнений у тебя не вызывает". См. Ат-Тирмизи и ан-Наса'и.


ВАЖНОСТЬ ЭТОГО ХАДИСА


Данный хадис относится к числу кратких по форме, но высоких по смыслу высказываний пророка, (мир ему и благословение Аллаха), и является одним из проявлений его великой мудрости. Сказав эти немнoгочисленные слова, он заложил одну из важных основ нашей исламской религии, суть которой состоит в том, что необходимо отказываться от сомнительного и всегда придерживаться того, в дозволенности чего сомнений нет. Вот почему в конце своего комментария к этому хадису Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет:

"Этот хадис является одной из великих основ религии и той основой благочестия, на которую опираются богобоязненные. Он избавляет от мрака сомнений и таких представлений, которые заслоняют собой свет уверенности".


ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ


1. Отказ от сомнительного:

Отказ от сомнительного в том, что касается поклонения, отношений с людьми, заключения брака и прочих установлений, и неуклонное обращение к дозволенному во всём этом приводят мусульманина к благочестию, а благочестие всегда способствует прекращению наущений шайтана и приносит великую пользу в обоих мирах. В шестом хадисе уже говорилось о том, что остерегающийся сомнительного освобождается от него ради своей религии и своей чести, и что несомненно дозволенное не порождает в сердце верующего никаких сомнений. Напротив, душа его склоняется к этому и ощущает счастье, получая это дозволенное. Если же говорить о сомнительном, то внешне человек может быть доволен этим, но если заглянуть в его сердце, то мы обязательно обнаружим там беспокойство, тревогу и сомнения. И такому человеку достаточно будет уже этих душевных мук, наносящих ему моральный ущерб. Что же касается величайшего ущерба и окончательной гибели, то они ждут его в том случае, если он возьмёт себе за правило совершать что-либо сомнительное, так как потом он осмелится и на запретное, ведь тот, кто ходит вокруг заповедного места, может в любой момент оказаться там.


2. Слова предшественников о необходимости отказа от сомнительного в пользу бесспорно благочестивых дел и их дела:

Слова и дела наших праведных предшественников ясно свидетельствуют о том, что они придерживались несомненно дозволенного, удалялись от сомнительного и отличались благочестием. К числу их высказываний такого рода относятся:

Абу Зарр аль-Гифари, да будет доволен им Аллах, сказал:

"О совершенстве благочестия свидетельствует отказ от части дозволенного из опасений перед тем, что это может оказаться запретным".

Абу Абд ар-Рахман аль-'Амри, известный своим аскетизмом сказал:

"Если рабу (Аллаха) свойственно благочестие, он отказывaется от внушающего ему сомнения в пользу того, что сомнений у него не вызывает ".

Аль-Фудайл:

"Люди утверждают, что придерживаться благочестия трудно, однако из любых двух дел я всегда выбирал труднейшее. Откажись же от внушающего тебе сомнения в пользу того, что сoмнений у тебя не вызывает ".

Хассан бин Абу Синан сказал:

"Нет ничего легче благочестия: если что-нибудь внушает тебе сомнения, отказывайся от подобного ".

Теперь что касается их дел:

Сообщается, что Йазид бин Зурай' отказался от наследства пятьсот тысяч и не принял его по той причине, что его отец управлял делами правителей. Сам же Йазид плёл циновки из пальмовых листьев и кормился этим до самой своей смерти, да помилует его Аллах Всевышний.

Передают, что однажды аль-Мисвар бин Махрама купил много съестных припасов, но когда увидел осенью тучи, ему это нe понравилось. Тогда он сказал: "Неужели же мне не нравится то, что принесёт мусульманам пользу?!", - после чего поклялся что не станет пытаться извлечь из этого никакой прибыли. 0б этом сообщили Умару бин аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и Умар сказал ему: "Да воздаст тебе Аллах благом!"

Кто-нибудь может сказать, что все эти слова и дела являются преувеличением и проявлением излишнего благочестия. На этo мы возразим следующим образом: для того, чтобы не преcтупать границы дозволенного и благого и отстраняться от запретного и мерзкого, мусульманская община в любой период времени нуждается в праведном примере и достойном исламском образце, который нашёл бы своё воплощение в правителе или знaющем человеке. А если бы в жизни мусульманской общины нe было места словам и делам, направляющим людей к тому, чтобы они избегали сомнительного, тогда они обязательно занимались бы и сомнительным, и запретным, совершая это с поразительной смелостью, поскольку в подобном случае они не имели бы мудрого наставника и лишились бы достойного подражания образца.


3. Противоречие между сомнением и уверенностью:

В том случае, когда сомнения вступают в противоречие с уверенностью, нам следует придерживаться того, в чём есть уверенность, и отдавать этому предпочтение, отстраняясь от сомнительного. Об этом гласит вторая из основ фикха, сформулированная в одном из шариатских установлений следующим образом:

"Сомнение не устраняет уверенности".

Примером, поясняющим это правило, может служить положение человека, который определённо совершил омовение, а потом стал испытывать сомнения относительно того, не стало ли его омовение недействительным. В подобном случае он считается совершившим омовение. Основанием для этого служит приводимый Муслимом хадис, в котором сообщается, что пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал:

"Если кто-нибудь из вас почувствует, что в животе у него что-то есть, но ему будет трудно определить, вышло из него что-нибудь или нет, пусть не покидает мечети до тех пор, пока не услышит звука или не ощутит запаха".


4. Придерживающийся прямоты останавливается у границ сомнительного:

Наш призыв к уточнению всего вызывающего сомнения, и воздержанию от подобных вещей обращён к людям, придерживающимся прямоты, действия которых представляются безупречными с точки зрения благочестия. Что же касается того, кто сначала совершает явно запретные действия, а потом выражает желание отказаться от чего-нибудь такого, детали чего внушают сомнения, то подобное проявление благочестия является неприятным и тёмным. Нам же прежде всего следует отвергнуть благочестие такого рода и потребовать у такого человека прекратить совершать запретное. Вот почему когда кто-то из жителей Ирака задал Ибн Умару, да будет доволен Аллах ими об ими, вопрос о крови комара, он сказал ему: "Они спрашивают меня о крови комара, убив аль-Хусейна, а я слышал, как пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал:

"В этом мире они являются для меня самым дорогим". (Имеются в виду внуки пророка, (мир ему и благословение Аллаха), аль-Хасан и аль-Хусейн).

Сообщается, что кто-то спросил Бишра бин аль-Хариса o положении женатого человека, мать которого велит ему развeтись с его женой. В ответ он сказал:

"Если он всегда и во всём повиновался своей матери и для того чтобы это повиновение было совершенным, ему осталось только развестись с женой, пусть так и сделает, если же он подчинится своей матери и разведётся с женой, а потом отправится к матери и изобьёт её, то пусть не разводится".


5. Правда есть спокойствие, а ложь - сомнение:

Сообщается, что пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: "Поистине, правда это спокойствие, а ложь - сомнение". См. Ат-Тирмизи.

Слова пророка, (мир ему и благословение Аллаха), служат указанием на то, что следует быть абсолютно правдивым в словах в тех случаях, когда челoвеку необходимо дать ответ на вопрос или вынести фетву пo какому-нибудь вопросу. Признаком правдивости в подобныx случаях будет служить спокойствие сердца относительно этогo, а признаком лжи - то, что в сердце возникают сомнения и оно не соглашается с этим, чувствуя отвращение к подобному.


6. Этот хадис указывает нам на необходимость того, чтобы в своих суждениях и всех жизненных делах мы основывались нa уверенности.


7. Дозволенное, истинное и правдивость приводят к спокойствию и удовлетворению, тогда как запретное, ложное и лживость вызывают сомнения, беспокойство и отвращение.


См. "СОРОК ХАДИСОВ ИМАМА АН-НАУАУИ", Хадис №10.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Понимание xадиса: "ложь - это сомнение"

Сообщение salyafit_07 »

уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.

Также разъяснение этого хадиса в видео Абу Яхьи Крымского (да укрепит его Аллах на истине).
Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно | Абу Яхья Крымский

джазакуму-Ллаху хайран.
Аватара пользователя
антивирус северный
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37

Re: Понимание xадиса: "ложь - это сомнение"

Сообщение антивирус северный »

Ассаляму алейкм уа рахматуЛЛах.
Очень подробное разъяснение данного вопроса - уроки Ибн Усаймина,рахимахуЛЛах,по книге "сады праведных",раздел " правдивость--
باب الصدق:
الدروس الصوتية لشرح كتاب ريَاْضُ الصَالِحِينَ
للإمام أبو زكريا يحيى بن شرف النووي الدمشقي
شرح الشيخ محمد بن صالح العثيمين رحمه الله تعالى
Ответить