Хамбалитский имам Аль-Хаджауи сказал: «Идда (выжидание срока) обязательна в отношении каждой женщины, расставшейся с мужем, если имело место уединение с ним добровольно, и чтобы он знал о её присутствии и был способен на совокупление, даже если что-то этому препятствовало в них обоих или же в одном из них, будь то причина физиологическая или же шариатская; или же если имело место совокупление с ней; или же если он умер, оставив ее»
Шейх Ибн Усаймин комментируя его слова, сказал:
"Его слова «Идда (выжидание срока) обязательна в отношении каждой женщины, расставшейся с мужем». Под «женщиной» здесь не имеется в виду, что является условием быть взрослой, однако любая особь женского пола расставшаяся с мужем.
его слова «расставшейся» и он не сказал "разведенная" для того, чтобы включить все виды разлуки, будь то связанные с его смертью или нет, как например расторжение брака по причине изъяна или же нарушения условия, или же его неспособности обеспечивать её, по мнению тех, кто считает это причиной, и тому подобного. Как упомянул Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, в «Бадаиъ аль-фауаид», что расторжение никаха имеет 20 видов, и все они названы разлукой. Однако суть в том, что это относится к каждой женщине разлучившейся с мужем по причине смерти или другой причине. Причины не связанные со смертью – это либо развод, либо расторжение брака.
его слова «уединившейся» то есть от тех, кто может осознавать происходящее (не малый ребенок, не спящий, не умалишенный и т.п.), то есть он и она находились в таком месте, где не было никого, кроме них, который был бы в состоянии осознанно различать происходящее.
его слова «добровольно» - это он (автор) сделал условием факта свершения уединения, и если ее принудят к уединению, то нет идды (срока выжидания) даже если было уединение. Однако это несостоятельно, потому как если мужчина (муж) уединился с женой, то возможность к совокуплению имеется, добровольно она уединилась или же нет. Поэтому данное условие является несостоятельным, слабым, потому как если он уединился с ней даже против ее воли, то вероятность совокупления уже имеется.
его слова «чтобы он знал о её присутствии», то есть, чтобы он уединился с ней и при этом знал, что находится в одном месте с ней. И если он не знал об этом, как если будет слепым или же если его заведут в темную комнату без света (так что он так и не узнает о её присутствии), то нет идды (срока выжидания), потому как не присутствует в этом случае вероятность совокупления.
его слова «и был способен на совокупление», то есть чтобы он был физически способен совокупиться. И если произошло уединение, тогда как он был связан цепями, то данное уединение не имеет значения.
его слова «даже если что-то этому препятствовало» местоимение возвращается к совокуплению, то есть даже если что-то препятствует совокуплению.
его слова «в них обоих», то есть, если в них обоих будет присутствовать то, что препятствует совокуплению. Например, если он будет евнухом, а у неё синехия половых губ. В данном случае препятствие к совокуплению присутствует в них обоих. Евнух – тот у кого нет члена, чтобы он мог совокупляться, а синехия делает невозможным проникновение в неё полового члена.
его слова «или же в одном из них», то есть, когда препятствие присутствует в одном из них, как если он будет евнухом, а она будет здоровой, или же если у нее синехия, а он здоров.
его слова «будь то физическая причина или же шариатская», то есть, если у одного из них будет физическая (физиологическая) причина или же шариатская причина препятствующая совокуплению. Физиологическую причину мы уже разобрали, а что касается шариатской причины, как если кто то из них или же они оба будут держать обязательный пост. Поистине, тот кто постится обязательный пост, то ему запрещено совокупляться. И подобно этому, если он уединится с ней, тогда как будет в состоянии ихрама или же она будет в с состоянии ихрама. То поистине идда (срок выжидания) вступает в силу, несмотря на наличие шариатской причины препятствующей совокуплению.
его слова «или же если имело место совокупление с ней» то есть, если уединился с ней или же если совокупился с ней. То есть, если он совокупился с женой даже если не уединялся при этом, то идда становится обязательной. Как возможно совокупление без уединения? К примеру это может случится если десятилетний ребенок, который различает, находился с ними в комнате и он совокупился с женой, то нет здесь уединения.
его слова «или же если он умер, оставив её», то есть, если он умер, то она обязана выжидать идду женщины, у которой умер муж, даже если между ними не было уединения и даже если они не совокуплялись, потому как смерть супруга обязывает к выжиданию идды в любом случае". (См. "Шарх мумтиъ" 13/322)
Исходя из этого тот, кто уединился с женой во время её месячных, то присутствует шариатское препятствие для совокупления, но тем не менее, если после этого он её разведёт, то она выжидает полный срок идды разведенной женщины, в течении которого муж может вернуть её без её согласия, а также она имеет право на весь махр.