Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Братья мои, от того что мы тут будем такие вопросы перебирать десятки раз, от этого подобная фитна не исчезнет. Конечно, следует всем нам по мере своих сил улаживать разногласия среди мусульман, особенно когда речь идет о рядах ахлю-Сунна. Ведь со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Наилучшая садакъа – это улаживание разногласий».
‘Абд ибн Хумайд (2/43), аль-Баззар (2059), ат-Табарани в “аль-Кабир” (14/31). Хадис достоверный. См. “Сахих ат-Таргъиб” (2817).
Но бывают такие случаи, когда смуты и разногласий не избежать, и вот тут уже просто необходимо научиться правильно реагировать на это.
Часто братья и сестры впадают в смятение, когда слышат слова некоторых студентов друг о друге, или некое опровержение от кого-то на кого-то, и т.п. Некоторые вообще приходят чуть ли не в отчаяние и говорят: "Я уже не знаю кому верить, а кому нет! Вообще не буду никого слушать" и т.п.
Братья и сестры, эти моменты не связаны с вашей религией, не являются основами, чтобы вы из-за любого непонимания между студентами и даже шейхами впадали в какое-либо замешательство! Необходимо понимать, что ошибки или смута среди студентов и даже ученых не должны побуждать к необдуманным поступкам, к тому, чтобы оставлять извлечение пользы от студентов и тем более саляфитских шейхов. Ведь человек не имеющий правильные основы может самостоятельно не понять то, что прочитал, и нужен учитель, студент, который опередил тебя в знании, особенно вначале пути требования знания, пока человек не наберёт основной фундамент. Ведь как сказал хафиз ас-Сахауи:
“Кто войдет в знание один, тот оттуда один и выйдет!” См. “аль-Джауахир уа-ддурар” 1/58.
Конечно, смута и разделение среди студентов, а особенно учёных – вещь печальная и неприятная, однако это никак не должно приводить кого-то в отчаяние! Даже наоборот, всё подобное должно стать причиной проявления ещё большего усердия на пути постижения истины, чтобы иметь твердые знания, которые не в силах пошатнуться из-за подобных интриг и смут.
Я часто на форуме упоминал и приводил слова имамов, что подобные смуты, разногласия и т.п. были всегда, есть сейчас и будут до Судного дня, ибо таково установление Всевышнего Аллаха! Шейх Ибн Баз говорил:
"Нет сомнений в том, что этот раскол является причиной боли для каждого мусульманина, и обязательным (уаджиб) для мусульман является объединяться на истине, и помогать друг друга в делах благочестия и богобоязненности! Однако Всевышний Аллах предопределил это для уммы по великой мудрости и для похвального конца, за который следует восхвалять Его. Ведь по причине этого (разногласий) отличаются приближенные Аллаха и Его враги, усердствующие в постижении истины и отворачивающиеся от нее, следуя своим страстям!" См. "Фатауа Ибн Баз" 3/59.
Объясняя великую мудрость наличия разногласий, имам аль-Хаттаби сказал:
“Если бы не было разногласий, и каждая вещь была бы названа своим именем – дозволенным или запретным, то не было бы испытания! Исчезло бы проявление усердия в достижении истины, все люди были бы равны между собой, а достоинство ученых пропало!” См. “А’лям аль-хадис” 1/218.
Что касается тех, кто из числа русскоязычных студентов прикрывается тем, что якобы он учился у больших ученых, а это в основном наблюдается у группы студентов с КСА, то на самом деле тех, кто напрямую учился у больших и признанных ученых - таких людей практически нет среди русскоязычных студентов. И даже те, кто прикрывается именами больших ученых, как в частности шейхом аль-Фаузаном или шейхом Абдуль-Мухсином аль-Аббадом, даже они не учились в истинном смысле этого слова у них, а просто посещали их общие некоторые лекции и уроки. А если посещение лекции того или иного ученого или сидение в его маджлисе - это означает "учиться у него" или "быть его учеником", то тогда таких студентов очень много, кому удосужилось посидеть на лекциях или в маджлисе больших ученых. И в таком случае среди нас тоже, хвала Аллаху, есть те, кому удосужилось побывать на лекциях таких учёных, как аль-Фаузан, аль-'Аббад, ар-Раджихи, ас-Сухайми, аль-Баррак, и др.
Что же касается второго "лагеря" саляфитов, о которых ты говоришь, то все они по милости Аллаха также обучались у шейхов. Они не были самоучками и не влезали в мир книг самостоятельно, не имея каких-то уже прочных основ. В отличии от многих книжников и горе-проповедников наших дней, которые выучив арабский язык возомнили себя исследователями и ответственными за решение глобальных вопросов нашей общины. Такие люди не имеют никакого отношения к знанию. Как говорили некоторые шейхи, таких людей нельзя называть "туллябуль-ильм", потому что их знание - это знание связанное с электричеством, которое если отключится, то отключится и его знание, потому что он черпает свое знание лишь через компьютер и интернет, избрав себе шейхом "гугл". Тогда как он даже с книгами работать не в состоянии и понятия не имеет о трудах великих имамов, и не знает как найти и в какой книге искать тот или иной вопрос, не в состоянии разделить между трудами саляфитских шейхов и хизбистов, ихуанов и т.п. И к сожалению, таких большинство в наше время, и я прошу Аллаха уберечь нас от того, чтобы мы были из их числа!
‘Исам аль-Хади рассказывал, что шейх аль-Альбани сказал ему:
“Компьютер делает искателя знаний глупым”.
См. “Мухаддис аль-‘аср” 107.
Шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худайр сказал:
“Не будь искателем знания, чьи поиски связаны с электричеством! Каждый раз, сталкиваясь с каким-то вопросом, начинаешь искать его через компьютер”.
Сл. “Шарх аль-Мухаррар фи-ль-хадис”.
Однако братья наши туллябы, хвала Аллаху, далеки от этого, чтобы быть студентами, чье знание ограничено электричеством и чьим шейхом является "гугл" или "мактаба шамиля", хоть эти вещи сами по себе приносят пользу и облегчение, особенно в руках приверженцев истины.
И еще брат, конечно, истинных ученых всегда было мало, а сейчас после смерти многих из них, их еще меньше, но тем не менее, ученые есть не только в КСА, как это глупо полагают некоторые братья, они есть и в других странах, и в Египте, и в Йемене, и в Иордании. В Йемене есть большие шейхи из числа учеников шейха Мукъбиля, в Иордании есть большие шейхи из числа учеников шейха аль-Альбани. И среди них есть такие специалисты и исследователи, которые ничем не уступают ученым из КСА.
По этому, эта распространившаяся последнее время тенденция, что якобы никто, кроме определенных троих студентов с КСА не обучался и не обучается у ученых и шейхов - ложная!
И раз уж поднялся этот вопрос, то еще следует отметить другую беду и крайность, а это слова некоторых мусульман, в частности с КЗ о том, что все должны ехать обучаться именно в Медину, а кто не смог по различным причинам этого сделать, якобы это не имеет никакой пользы, лучше бы оставались дома и т.п.
Хочется сказать таким людям:
Во-первых, нет сомнения в том, что если есть возможность, то лучше всего в первую очередь ехать для учебы в КСА, и не только в Медину, но и в Рияд, и в Мекку, если есть возможность, потому что именно там в наше время больше всего обладателей знания. Что касается Медины, то конечно там ма ша-Аллах, много саляфитских шейхов и есть известные ученые. Однако с другой стороны Рияд ничем не уступает в этом плане Медине, поскольку там не меньше ученых, если не больше, взять хотя бы таких шейхов, как аль-Фаузан, аль-Люхайдан, аль-Баррак, ар-Раджихи и др.
Во-вторых, как было сказано, ученые и шейхи не ограничиваются КСА и тем более Мединой, хоть в КСА сейчас их больше.
В-третьих, не каждый желающий талиб имеет возможность туда попасть. Очень легко говорить о том, что нужно требовать знание именно у больших ученых, и даже порицать и попрекать этим. Думаю никто не будет спорить о том, что лучше всего требовать знание у больших ученых. Только вот пусть те, кто попрекает других студентов тем, что они не учатся у ученых именно в Медине, пусть окажут вместо пустой болтовни им помощь туда попасть! Среди многих туллябов есть те, кому давно за тридцать и даже сорок лет, у кого семьи, дети. И всем известно, что в КСА попасть трудно даже молодым неженатым братьям, подающим на учебу документы каждый год, не говоря уже о тех, кому за тридцать. Плюс даже если туда кому-то и удастся поступить, то практически нет возможности забрать с собой семью. Вот брат наш один близкий, которому уже под сорок, поехал в Медину с Иордании. Учился там два года, но был без семьи. Никак не мог решить вопрос забирания семьи, которая все это время была в Иордании. И решил вернуться, потому что дети без него, бытовые проблемы и т.п. Конечно тем, кто сидит на спонсорстве в КСА и как говорится "в ус не дует" этих вещей не понять. И вместо того, чтобы упрекать кого-то, они бы лучше помогли попасть туда желающим. А так, появляется такое ощущение, словно они уже билеты выслали и канал наладили, что можно с семьей туда поехать, а студенты отказываются все равно. Я даже не говорю ничего о финансовой помощи, а говорю лишь о том, чтобы помочь хотя бы попасть туда с семьями и получить прописку.
В-четвертых, хочется также ответить относительно слов некоторых мусульман, говорящих о "сообществе Мединских братьев", подразумевая лишь троих студентов в лице Назратуллаха, Дильмурада и Башпаева, о которых, кстати, я впервые услышал тут на нашем форуме от некоторых братьев с КЗ, и с которыми никогда лично не встречался и не общался. Но которые почему то болтают обо мне и нашем форуме, словно знают нас. Так вот, ограничение студентов Медины из числа русскоязычных мусульман лишь этими тремя является обольщением и искажением сути вещей! Хвала Аллаху, в Медине есть не только "трое студентов с КЗ", но намного больше русскоязычных мусульман саляфитов. И есть не мало туллябов с Медины, которые посещают часто этот форум.
Неужто обязательным условием является учиться непосредственно у колен больших ученых, прежде чем распространять шариатские знания?
Учиться у учёных - это конечно же великое благо. Но для того, чтобы распространять знание, не является условием этого получение иджаз, одобрения больших ученых и т.п. Если бы имел право заниматься призывом только учёный, то Ислам не распространился бы так, как он распространился.
Сейчас пошла мода чуть ли не цепочку своих шейхов предоставлять. И есть две крайности: одни не признают никого, кроме учившегося у известных шейхов и получивших от них иджазу, даже если в своих словах он не делает ссылки на ученых и противоречит более правильным мнениям, а другие черпают знания от всех подряд, кто обучился арабскому языку и провёл пару лет в арабской стране.
Следует понимать, что никто из ученых и шейхов никогда непрерывно не обучался у других ученых всю свою жизнь! Нет такого условия и никогда не было. Если человек учился у шейхов с правильным манхаджем и 'акыдой, пониманием основ и правил фикъха, если взял эти основы, отучился и вернулся на родину и начал распространять знание, то это не значит, что он перестал быть талибуль-ильмом! Имам Ахмад учился всю жизнь, и когда его видели с пером и спрашивали: "До каких пор ты будешь обучаться?" Он отвечал:
"От колыбели, до могилы".
И братья наши, которые сейчас не пребывают у колен шейхов, которые учились, а не просто отсиживались по могу лет в арабских странах, вернувшись на родину не перестали быть из-за этого туллябами. Они обучаются по мере сил и дальше. Они читают книги, исследуют, слушают кассеты ученых, созваниваются с шейхами, если что-то им не ясно или желают что-то узнать и т.п. Все это является продолжением обучения!
Одним словом, хочется ещё раз подчеркнуть, что разногласия в Исламе - вещь нехорошая, однако это вещь необходимая и является испытанием, о мудрости чего уже приводились слова аль-Хаттаби и Ибн База. Но основная проблема в том, что русскоязычные мусульмане, да и не только они, не понимают, как следует правильно реагировать на спорные вопросы, разногласия среди имамов и т.п. И эта проблема встречается даже среди шейхов и студентов, тогда что говорить о простолюде? Можно увидеть, как какой-то студент с пеной у рта доказывает правильность мнения, которое он узнал в университете или на уроке своего шейха, при этом не обращая внимание на иное мнение, даже если выбранное и узнанное им мнение является слабым. Можно увидеть, как такие люди могут сделать второстепенные вопросы по фикъху, в которых было приемлемое разногласие среди имамов с давних пор, причиной для ссор и смут, будь это вопрос держания рук на груди или под пупком или вопрос шевеления пальцем в намазе и т.п., но в то же время как они не реагируют должным образом на спорные моменты между собой по основополагающим вопросам 'акыды, манхаджа, как например, вознесение Аллаха на Трон, как вопрос такфира и выхода против правителей, касательно которых нет и не было никогда приемлемого разногласия среди ахлю-Ссунна!
обвиняют других в том, что у кого-то среди шейхов есть заблудший или тот, кто впал в итоге в заблуждение
Во-первых, следует понимать, что человек может быть учеником или обучаться у самого лучшего, праведного и знающего человека, но который может - не дай Аллах - потом стать заблудшим или даже муртадом, да упасет от этого Аллах! И тут в расчет следует брать не то, кем стал тот, у кого ты обучался, а то, кем он был на момент твоего обучения у него. Понимаешь разницу?!
Во-вторых, и даже тот факт, что кто-то из саляфитов посещал какие-то уроки некоторых людей, которые стали отклоняться, не указывает на то, что он их ученик или что он перенял от него какое-то заблуждение! К примеру, многие Мединские студенты обучались у некоторых заблудших докторов в "Джами'а ислямия", так можно ли сделать вывод, что все они заблудшие? Что этот доктор их личный шейх?! Известно наверное там всем, что в свое время был там доктор по имени Абдуль-Азиз аль-Къари. Так он даже к суфизму там призывал и Кутба хвалил всё время. И что теперь, если кто-то из студентов прошёл через его уроки по университетской программе, получается он его шейх и халяс ему, он не сможет отчистить свое имя из-за этого?!
Шейха Мухаммада ибн Хади спросили: «Делаете ли вы насыха обучаться нам в Джами’а ислямия?»
Шейх ответил:
“Да, я делаю вам насыха обучаться в Джами’а ислямия. В ней есть много блага. Те, кто там преподает, хвала Аллаху, выходцы оттуда и из сыновей ее. Но это не значит, что она лишена всякого недостатка. В ней есть хизбисты, в ней есть заблудшие, там есть все группы. Я этого говорю исходя из насыха. Однако, хвала Аллаху, истина там и явность за сторонниками истины, за ахлю-Сунна, за сторонниками правильного манхаджа”.
Вот тут эта запись есть:
Так вот, что теперь, если студенты с Джами’а ислямия попадали на уроки тех некоторых заблудших, кто преподает там в Джами’а, значит они неизбежно их шейхи, значит нам надо предостерегать и от них?! Или может кто-то был на уроках доктора Мусы ад-Дууейша, который чрезмерен в такфире и которому делали опровержения некоторые шейхи, выходит мы можем называть его шейхом каждого, кто попадал к нему на урок'?!
В-третьих, что касается Усамы Кусы, то этот момент наверное десятки раз уже обсуждался тут. Да, множество русскоязычных саляфитов Египта посещали уроки Усамы Кусы в свое время. И посещали их не потому что он просто "Кусы", а потому что он был учеником шейха Мукъбиля, и потому что тогда была известная запись слов шейха Мукъбиля, который говоря о шейхах в Египте, упомянул Усаму Къусы. И его посещали в то время, когда его называл Львом Сунны Египта шейх Раби' аль-Мадхали, и многие шейхи его хвалили.
А когда Кусы стал заблуждаться, то русскоязычные саляфиты оставили его.
Я понимаю, что никто не защищен от ошибок, ни я, ни кто-либо иной из студентов и даже великих имамов. Однако просто раздражает наглая ложь и мерзкая клевета некоторых фанатиков, которые пытаются выдать нас за хизбистов с не правильной основой!
Если кто-то явно ошибся, укажите на ошибку, нам не сложно ее признать и отказаться от нее. Однако сидеть, копать и выискивать всосанные из пальца некие ошибки и оговорки, а потом выдавать это якобы за основу – то это подлость! Если так поступать даже с учёными, то никто из них не спасется, клянусь Аллахом! Есть очень известный ученый в наше время, и я не хочу называть его имени, но если так поступить с ним, даже у него можно найти множество ошибок и противоречий. Можно найти, что один раз он говорит, что оправдания в основах религии есть, даже в большом ширке, а потом говорит, что нету оправдания в основах, и более того сомневающиеся в куфре такого сами впадают в куфр. Один раз говорит, что суд не на основании ниспосланного Аллахом нуждается в рассмотрении, изучении причин, почему правитель так делает и т.п., а другой раз говорит, что это большой куфр и такой правитель кафир однозначно. Раз говорит, что правитель - условие как для оборонительного джихада, так и для наступательного, а другой раз говорит, что правитель условие только для наступательного джихада, а не оборонительного. Иногда делает такъдимы на труды людей, которым сделали джарх некоторые ученые, кого они считают кутбистом, суруритом и т.п. И таких примеров не мало. И если не упоминать имя, и просто применить такое к кому-то из известных шейхов, разве его не списали бы в ту же секунду?!
Надо бояться Аллаха должным образом, братья мои, знать реальных врагов саляфии, из которой в наше время некоторые превращают секту, что дело дошло до того, что даже явные и конченные такфиристы себя называют саляфитами, а другие сделали из этого партию, выдавая партийный саляфитский "билет" по своему усмотрению, мол, если ты с нами и в нашем хизбе, то ты саляфит, а если нет и противоречишь нашему мнению и словам нашего шейха, то ты не саляфит!
Вот подобное и есть истинная хизбия, далекая от саляфии, не имеющая к ней никакого отношения! Не верите? Ну вернитесь к определению термина "хизбия", который сделали ученые и сами сравните:
Такие шейхи, как Ахмад ан-Наджми и Раби' аль-Мадхали говорили:
«"Хизбия" от слова "хизб", что означает партийность, принадлежность к какой-либо группе. И нет разницы, эта партия упорядоченная или же разрозненная. Хизбией именуется все, что противоречит манхаджу саляфов. Аллах называл предыдущие заблудшие общины "ахзабами". Слепое следование идеям определенного человека, который противоречит Корану и Сунне – есть хизбия. Вражда и ненависть ради определенного человека или определенного джама'ата – это хизбия. Создание групп, партий, или как это называют многие: джама'атов, основанных на идеях, на которых не были саляфы – хизбия. Помощь и поддержка человеку или джама'ату, придерживающихся твоих идей, даже если истина не с ними – хизбия!»