Уа алейкум ассалям уарахматуллахи уабаракатух.
Во-первых, в Рай зайдут только мусульмане-единобожники начиная со времен Адама до Судного Дня. Что касается кафиров, то среди них есть и те, кто в Судный День попадет в Ад навсегда, и среди них есть те, кто имеет оправдание перед Аллахом
(см. хадис о тех для кого будет испытание, как тот до кого не дошел Ислам, старик который не понимал ничего и т.д.), и затем либо станет мусульманином (подчинится Аллаху и посланнику при испытании), либо станет кафиром и зайдет в Ад навсегда.
Во-вторых, если что-то не понятно из аятов, всегда надо смотреть в тафсир. Вот перевод Абу Аделя (подробнее чем у Кулиева):
97.
Поистине, те, которых упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе [которые, имея возможность, не оставили страну неверия], они [ангелы] скажут (ругая): «В каком положении вы были?» И скажут они: «Мы были слабыми на (своей) земле [не могли отвратить зло и притеснения от самих себя]». Они [ангелы] скажут: «Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться на ней (в другое место, где вы были бы в безопасности за свою веру)?» У таких (конечным) пристанищем станет Геенна [Ад], и скверно это пристанище! –
98.
кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться (чтобы отклонить от себя притеснение) и не находят [не знают] пути (чтобы избавиться от страданий, в которых они находятся).
99.
Этим [слабым], может быть, простит Аллах: ведь Аллах – снисходительный (и) прощающий!
Тафсир ас-Саади:
Аллах сделал исключение для тех, кто действительно не имеет возможности совершить переселение, и сказал, что грозное предупреждение не распространяется на слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут найти выход из положения. Их Аллах может простить, ведь Он – Снисходительный, Прощающий. Такие выражения означают, что Всевышний Аллах обязательно поступит так, проявив великодушие и снисходительность.Этими словами Аллах дал надежду на вознаграждение людям, которые не выполняют некоторые из своих обязанностей надлежащим образом, делают упущения и не заслуживают такого вознаграждения. А лучше всего об этом известно Аллаху.
Из этого прекрасного аята следует, что если человек не в состоянии выполнить предписанный ему обязательный или желательный поступок, то он заслуживает прощения. По этой причине Аллах сказал о тех, кто не может участвовать в джихаде: «Нет греха на слепом, и нет греха на хромом, и нет греха на больном. Кто подчинится Аллаху и Его посланнику, того Он введет в Райские сады, в которых текут реки. А кто отвернется, того Он подвергнет мучительным страданиям» (48:17). Говоря о религиозных предписаниях в целом, Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (64:16). Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если я отдал вам приказ, то выполняйте его по мере своих возможностей». Однако человек заслуживает оправдания и прощения только в том случае, если он сделал все возможное и пошел на любые ухищрения, чтобы выполнить приказ, поскольку Аллах сделал исключение только для тех, кто не смог даже ухитриться.
Из этого аята следует, что наличие проводника или знание правильной дороги относится к условиям, определяющим возможности человека для совершения хаджа, малого паломничества или выполнения других предписаний, связанных с путешествием.
Ибн Кясир, رحمه الله تعالى, сказал в объяснении этого аята:
«Этот благородный аят имеет общее отношение к каждому, кто проживает среди многобожников, кто в состоянии совершить Аль Хиджру и не может открыто жить согласно своей вере, относясь, таким образом, плохо к самому себе и совершая то, что запрещено по общему мнению ученых (араб. Иджма') и исходя из прямого значения этого аята”.
Следовательно, тот, кто не покидает страны неверия, в то время, как он в состоянии это сделать, тогда как он не может жить согласно вере, свободно заявляя о своей вере и гордясь ею - такой человек, если он умирает, то он умирает грешником, совершающим великий грех, ищем спасения у Аллаха от этого.
См. Хиджра - персональная обязанность!
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=10&t=4173