ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух.
Допустим я хочу совершить какое то большое дело, скажем купить квартиру, и я не говорю об этом не кому, кроме жены и родителей, боясь что сделка может сорваться если я скажу об этом. можно ли в этом деле боятся сглаза? или все такие нет проблем если я скажу какому то брату.
Тут идет формулировка, что ты
просто говоришь кому-то о своем деле (или: рассказываешь кому-то, посвящаешь кого-то и т.д.). То есть,
не совет о том, что "
как ты думаешь, стоит-ли?", или "
может подскажешь, у тебя жизненного опыта больше", или "
ты в этой сфере больше разбираешься, подскажи как лучше" и т.д. А просто говоришь кому-то. Просто. Так бывает. Сидят вместе и обсуждают свои дела.
Потому что в крепости мусульманина в разделе "26. Слова мольбы, произносимые во время молитвы испрашивания помощи"
А здесь, брат, речь уже идет о том, что ты "советуешься" сначала со Всевышним, а это
молитва-истихара, а затем уже советуешься с верующими.
Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Мусульманин имеет шесть обязанностей перед другими мусульманами. Если встретишь мусульманина, то поздоровайся с ним; если получишь его приглашение, то прими его; если он посоветуется с тобой, то дай ему добрый совет; если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, то помолись за него; если он заболеет, то навести его, а если он умрет, то присутствуй на его похоронах». Этот хадис передал Муслим (2162).
«Если он посоветуется с тобой, то дай ему добрый совет» -
Искренний совет (насыха) - это такой совет своему брату, который человек дал бы самому себе, если бы оказался в его положении.
Пользы из хадиса:
8 - Если человек просит совета, то обязательно нужно дать ему добрый совет (насыха). Необходимо указать ему на самое лучшее и самое достойное. Если мы видим, что человек собирается совершить то, в чем для него вред, также нужно указать ему на это и дать совет. В этом случае нужно давать добрый совет, даже если его не требуют. Если же человек не знает, что посоветовать, то ему не нужно говорить: «
Я думаю, наверное, надо сделать так...» или «
Ну скорее всего так....». Если человек не знает, то он должен остановиться и промолчать. Потому что в таком случае совет может оказаться вредным.
Полная версия шарха -
тут.
А какой совет может дать верующий?
Пророк (саллаЛлаху 'алейхи уа саллам) сказал: «
Не уверует полной верой кто-либо из вас до тех пор, пока не будет желать своему собрату того же, чего желает себе».
(аль-Бухари 13 и Муслим 45)
Также в тафсире этого аята есть важные пояснения.
Сказал Аллах:
По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих. (аль-Имран, 159).
Толкование ас-Саади: "
Аллах повелел ему быть снисходительным и добродетельным и советоваться с мусульманами в вопросах, которые полагается обсуждать, рассматривать и обдумывать. Обсуждение подобных вопросов приносит огромную пользу в религии и мирской жизни, и сосчитать все преимущества этого просто невозможно.
Во-первых, совместное обсуждение вопросов относится к обрядам поклонения, которые приближают творения к Аллаху.
Во-вторых, оно утешает людей и избавляет их от дурных мыслей. Если правитель или руководящий работник собирает мудрых и достойных людей для того, чтобы обсудить с ними сложившиеся обстоятельства, они проникаются к нему любовью и уважением и убеждаются в том, что он не желает поступать по своему усмотрению и заботится об интересах своих подчиненных. Они понимают, что он желает им добра, и начинают усердно трудиться и исправно выполнять его поручения. Если же правитель или руководитель не поступает так, то подчиненные практически никогда не станут искренне любить его и подчиняться ему, и даже если они станут подчиняться ему, они не будут делать этого надлежащим образом.
В-третьих, совместное обсуждение вопросов помогает людям развивать мышление, поскольку они начинают использовать свой разум для того, ради чего он был сотворен.
В-четвертых, оно помогает людям принимать правильные решения, поскольку совместные решения редко бывают ошибочными. Но даже если принятое решение оказывается неправильным или не позволяет человеку полностью добиться намеченной цели, он не заслуживает порицания. И если Аллах велел советоваться с людьми самому благоразумному, расудительному и здравомыслящему человеку, каким был Пророк Мухаммад, то это повеление тем более касается всех остальных мусульман.
Затем Всевышний возвестил о том, что после совещания и принятия окончательного решения мусульмане должны положиться на могущество и власть Аллаха и не связывать свои надежды с собственными силами и возможностями, поскольку Аллах любит тех, кто уповает на Него и прибегает к Нему за помощью."
Также не помешают разъяснения шейха Усаймина (рахимаху-Ллах).
Сообщается, что Абу Исхак Са'д ибн Абу Ваккас Малик ибн Ухайб ибн Абд Манаф ибн Зухра ибн Киляб ибн Мурра ибн Ка'б ибн Луайй аль-Кураши аз-Зухри, да будет доволен им Аллах, один из десяти услышавших радостную весть о Рае, да будет доволен Аллах всеми ими, сказал:
Когда в год прощального паломничества я тяжело заболел, а Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел навестить меня, я сказал: «Поистине ты видишь, до какой крайности довела меня эта болезнь! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет, так не раздать ли мне две трети своих денег бедным?» Он сказал:
«Нет». Я спросил:
«А половину, о Посланник Аллаха?» Он сказал:
«Нет». Я спросил:
«А треть, о Посланник Аллаха?» Он сказал:
«Треть, но и трети будет много, ведь, поистине, тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей! И, поистине, ты обязательно получишь награду за все то, что потратишь ради Лика Аллаха, и даже за то, что положишь в рот своей жене». Тогда я спросил:
«О посланник Аллаха, оставят ли меня здесь после (того, как уедут) мои товарищи?» Он сказал:
«Тебя ни в коем случае не оставят, и какое бы праведное дело ты не совершил, оно непременно возвысит тебя. Кроме того, возможно, что ты проживешь еще долго, чтобы благодаря тебе одни люди получили пользу, а другим был нанесен вред. О Аллах, заверши переселение для моих сподвижников и не вынуждай их отступать! О бедный Са'д ибн Хауля!», - и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стал выражать сожаление в связи с тем, что этот человек умер в Мекке. (аль-Бухари; Муслим).
Разъяснения Шейха:
"Из этого хадиса видно, что необходимо советоваться с обладателями знания и мудрости, и с каждым человеком в соответствии с его положением. Например, когда ты желаешь утвердиться в каком-либо деле религии, то посоветуйся с обладателями знания, потому что они больше других осведомлены в делах религии. Когда человек хочет купить дом, то пусть посоветуется с риелтором, когда человек хочет купить машину, то пусть посоветуется с автослесарем и т.д.
И поэтому говорят: «Не будет в ущербе тот, кто прочитала молитву Истихара, не будет сожалеть тот, кто попросил совет».
И человеку без сомнения недопустимо думать о себе, что он совершенный, кто утверждает, что он совершенный, тот ущербен. Необходимо, чтобы он консультировался, особенно в тех важных делах, которые касаются вопросов религии. Человек может иметь усердие и расположение к совершению какого-то дела, которое, по его мнению, правильное и в нем ничего плохого нет, но разговоры о нем не имели результата либо из-за неподходящего времени, либо места, либо положения.
Поэтому Пророк, мир ему и благословения Аллаха, оставил строительство Каабы на фундаменте Ибрахима, опасаясь смуты. И сказал Аише (да будет доволен ее Аллах): «О ‘Аиша, если бы твои соплеменники не были (столь) близки к джахилийи, я обязательно велел бы разрушить каабу, а потом присоединил бы к ней то, что было от неё отделено, и опустил бы (её дверь до уровня) земли, и сделал бы в ней две двери — восточную и западную, и (перестроил бы её на основе) фундамента, (заложенного) Ибрахимом». (аль-Бухари), - т.е. чтобы люди могли спокойно входить в дом Аллаха, но он оставил это, опасаясь фитны, хотя в этом была польза.
И выше этого то, что Аллах Всевышний запретил ругать божеств многобожников, хотя их божества достойны порицания и оскорбления, и того, что от них отгоняли и предостерегали, т.к. ругань их приводит к ругани Господа Великого, Пречистого от всякого порицания и недостатка, Аллах Могущественный сказал: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом Мы приукрасили для каждого народа их деяния.» (аль-Анам, 108). Важно знать, что какая-либо вещь хороша в своих границах, но она не будет хорошей, не будет мудростью, разумным, советом, если о ней упомянут в неподходящее время или месте, или положении, даже если, по сути, это истина и правда, неоспоримый факт. И после этого человеку необходимо советоваться с обладателями знания, мнения и совета в деле до того, как он не приступит к нему, чтобы у него был довод, потому что Аллах сказал Своему лучшему творению, мир ему и благословения Аллаха, превосходящему в мнении людей, лучшему советчику Мухаммаду: «Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих.» (Аль Имран, 159).
И это Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, лучший из людей своей мудростью, превосходящий их разумом, самый точный в своих наставлениях – да пребудет с ним мир и благословение Аллаха". Источник
джазакуму-Ллаху хайран.
уа-Ллаху а'лям.