بسم الله الرحمن الرحيم
Разбор достоверности хадиса: «Прочитавшему десять раз суру «аль-Ихляс» будет построен дворец в Раю»
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
В связи с тем, что хадис:
«Прочитавшему десять раз суру «аль-Ихляс» будет построен дворец в Раю» получил в последние дни широкое распространение, некоторые мусульмане попросили указать на степень его достоверности более подробно.
Со слов Му’аза ибн Анаса аль-Джухани (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Аллах построит дворец в Раю для того, кто десять раз до конца прочтёт «Скажи: “Он – Аллах, Один”» (112: 1-4).
Услышав это, ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
“Тогда мы будем стараться читать эту суру ещё чаще, о Посланник Аллаха!”
На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«А Аллах дарует вам нечто большее и лучшее».
Ахмад (3/437), Ибн ас-Сунни в «‘Амаль аль-яум уа-ллейля» (687).
Шейх аль-Альбани усилил этот хадис по причине других его версий и посчитал его хорошим (хасан).
См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (589).
Однако на самом деле этот хадис является слабым по причине трёх ненадёжных передатчиков: Ришдина ибн Са’да, Забана ибн Фаида и Сахля ибн Му’аза.
Что касается
Ришдина ибн Са’да, то имам Ахмад сказал про него:
“Ришдин не предаёт значения, от кого он передаёт хадисы, но сам он праведный человек”.
См. “Тахзиб аль-камаль” (9/191).
Харб аль-Кирмани сказал:
“Я спросил Ахмада ибн Ханбаля про Ришдина и он назвал его слабым”.
Ибн Аби Хатим в “аль-Джарх уа-тта’диль” (3/513).
Имам аль-Фасауи упомянув некоторых слабых передатчиков, сказал:
“А что касается Ришдина, то он ещё слабее”.
См. “Икмаль ат-Тахзиб” (4/383).
Имам ан-Насаи сказал:
“Хадисы Ришдина ибн Са’да отвергаемые”.
Ибн ‘Ади в “аль-Камиль” (4/68).
Несмотря на то, что сам Ришдин был праведным и аскетом, он обладал очень плохой памятью.
Что касается
Забана ибн Фаида, то его положение такое же, как и у Ришдина – он был праведным и усердным в поклонении, однако также был слабым передатчиком.
Имам Ахмад про него сказал:
“Его хадисы неприемлемы”.
аль-‘Укъайли в “ад-Ду’афа” (2/96).
И имам Ибн Ма’ин назвал его слабым.
См. “аль-Джарх уа-тта’диль” (3/616).
Имам ас-Саджи сказал про него:
“У него в передачах есть отвергаемые вещи”.
См. “Икмаль ат-тахзиб” (5/31).
Имам Ибн Хиббан сказал:
“Забан ибн Фаид – весьма отвергаемый передатчик. Он уединялся в передачах от Сахля ибн Му’аза вещами, которые были будто ложными. На него не опираются”.
См. “аль-Маджрухин” (1/393).
А обсуждаемый хадис Забан передал как раз от Сахля ибн Му’аза.
Что касается
Сахля ибн Му’аза, то Ибн Аби Хайсама передал, что имам Ибн Ма’ина сказал:
“Сахль ибн Му’аз – передающий от своего отца, является слабым”.
Ибн Аби Хатим в “аль-Джарх уа-тта’диль” (4/203).
Имам Ибн Хиббан сказал:
“На его хадисы не обращают внимания, если их от него передаёт Забан ибн Фаид”.
См. “ас-Сикъат” (4/321).
Также его посчитал слабым и хафиз аз-Захаби.
См. “аль-Кашиф” (2/547).
А хафиз Ибн Хаджар хоть и упомянул, что в нём нет проблем, сказал:
“Если только хадис от него не передаёт Забан”.
См. “ат-Такъриб” (1/420).
Но как уже было упомянуто, обсуждаемый хадис от него передаёт как раз Забан ибн Фаид.
В связи с упомянутым, данный хадис посчитали недостоверным многие учёные.
Так, имам аль-‘Укъайли включил его в свой труд, посвящённый ненадёжным передатчикам, из-за Забана ибн Фаида.
См. “ад-Ду’афа аль-кабир” (2/96).
Также этот хадис посчитал слабым хафиз аль-Мунзири, который привёл его в своём труде, сказав:
«Передаётся от Му’аза ибн Анаса аль-Джухани», а в предисловии своей книги он писал:
“У хадиса со слабым иснадом будут два признака:
Он будет упомянут в неопределённой форме словом: «Передаётся».
И отсутствие какого-либо комментария о нём после него”.
См. “ат-Таргъиб уа-ттархиб” (1/37).
Также его посчитал слабым и хафиз ад-Думьяты, который привёл его в своём труде, сказав:
«Передал Ахмад через свой путь», а в предисловии своей книги он писал:
“Я указал на достоверность и слабость хадисов, но если я скажу: «Такой-то передал хадис через свой путь», то значит иснад этого хадиса испорченный”.
См. “аль-Матджар ар-рабих” (стр. 12).
Также хафиз аль-Хайсами сказал:
“Этот хадис приводят Ахмад и ат-Табарани. В их иснадах: Ришдин ибн Са’д и Забан, которые являются слабыми”.
См. “Маджма’у-ззауаид” (7/145).
Также из числа тех, кто посчитал этот хадис слабым, хафиз ас-Суюты, шейх Ибн Баз и шейх Шу’айб аль-Арнаут.
См. “ад-Дурр аль-мансур” (15/763), “Фатауа Ибн Баз” (26/281), “Тахридж аль-Муснад” (15648).
Что касается усиливающего свидетельства в пользу этого хадиса, то со слов Са’ида ибн аль-Мусайиба сообщается:
«Поистине, Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто прочитает «Скажи: “Он – Аллах, Один”» (112: 1-4),
десять раз, тому за это будет возведён дворец в Раю. А кто прочитает её двадцать раз, тому за это будут возведены два дворца в Раю. А кто прочитает её тридцать раз, тому за это будут возведены три дворца в Раю».
Тогда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, тогда мы непременно увеличим число наших дворцов!»
На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Аллах щедрее и просторнее этого».
ад-Дарими (3472).
Иснад этого хадиса достоверный, как сказал шейх аль-Альбани, однако он мурсаль (прерванный), потому что Са’ид ибн аль-Мусайиб не является сподвижником и не слышал Пророческие хадисы.
У обсуждаемого хадиса есть и другая версия с точно таким же смыслом, которую приводит ат-Табарани в «аль-Аусат» (281), но которая уже передаётся с непрерывным иснадом, где между Са’идом ибн аль-Мусайибом и Пророком (мир ему и благословение Аллаха) присутствует Абу Хурайра.
Однако в иснаде этой версии присутствует передатчик по имени
Хани ибн аль-Мутауаккиль, который не является надёжным.
Когда аль-Барза’и спросил имама Абу Зур’у про Хани, он ответил:
“Я не записываю его хадисы”.
Затем сам аль-Барза’и сказал:
“Поистине, Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абдуль-Хакам отказывался передавать от него хадисы и считал его слабым”.
См. “Суалят аль-Барза’и” (2/729).
Имам Ибн Хиббан сказал про Хани:
“Когда он состарился, его хадисы смешались с другими. Он начал рассказывать, опираясь на это, и увеличилось количество отвергаемых вещей в его передачах. Ни в каком случае нельзя опираться на него”.
См. “аль-Маджрухин” (3/97).
Одним словом, эта версия и предыдущая версия мурсаль от Ибн аль-Мусайиба – это не две разные версии, а один и тот же хадис с тем же путём, в котором по ошибке Хани ибн аль-Мутауаккиль добавил в иснад Абу Хурайру.
Шейх Салим аль-Хиляли сказал:
“Наш шейх (аль-Альбани), да смилуется над ним Аллах, не обратил внимания на этот момент и посчитал хадис от Абу Хурайры свидетельством в пользу второго хадиса. Однако, это является ошибкой, поскольку это один и тот же хадис”.
См. «‘Уджаляту-ррагъиб» (2/802).
Таким образом, в данной главе передаются лишь два Пророческих хадиса – от Му’аза ибн Анаса и Са’ида ибн аль-Мусайиба.
Как уже стало ясно, основная версия этого хадиса со слов Му’аза ибн Анаса является весьма слабой из-за упомянутых трёх проблем.
Но тут встаёт вопрос: «Возможно ли усилить хадис от Му’аза ибн Анаса мурсалем Са’ида ибн аль-Мусайиба? Если нет, и версия от Му’аза ибн Анаса не пригодна для усиления, то является ли доводом сам хадис Са’ида ибн аль-Мусайиба, учитывая то, что его мурсали многие имамы считали достоверными и самыми лучшими?»
Действительно, многие саляфы и учёные после них считали мурсали Са’ида ибн аль-Мусайиба самыми достоверными из всех мурсалей, передаваемые таби’инами.
Имам Ахмад говорил:
“Мурсали Са’ида ибн аль-Мусайиба являются достоверными. Мы не видели достоверней, чем его мурсали”.
аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (6/42).
Имам Ибн аль-Къайим сказал:
“Поистине, если Ибн аль-Мусайиб говорит: «Сказал Посланник Аллаха…», то это является доводом”.
См. “Тахзиб ас-Сунан” (5/151).
Хафиз Ибн Хаджар про Са’ида ибн аль-Мусайиба сказал:
“Он из числа устоявшихся учёных, великих факъихов, и учёные единодушны в том, что его мурсали самые достоверные”.
См. “ат-Такъриб” (1/305).
Однако всё же в этом вопросе было разногласие среди саляфов. Кто-то принимал всё мурсали Са’ида ибн аль-Мусайиба, и их большинство; кто-то вообще не принимал их; кто-то принимал его мурсали именно от ‘Умара, называя его «Муснад ‘Умара»; а кто-то принимал их в случае наличия косвенных подтверждений.
Например, имам Ибн аль-Мадини сказал:
“Я спросил Яхью ибн Са’ида аль-Къаттана про мурсаль Са’ида ибн аль-Мусайиба от Абу Бакра, и он сказал: «Это словно ветер»”.
Ибн Аби Хатим в “аль-Марасиль” (стр. 4).
Если такой великий имам науки хадисоведения, как Яхья аль-Къаттан не принимал мурсаль Ибн аль-Мусайиба от Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), то вряд ли он принимал его мурсали от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Хафиз аль-Байхакъи в своём послании к аль-Джууейни, перечисляя достоверные мурсали от Са’ида ибн аль-Мусайиба, которые имам аш-Шафи’и не принял, сказал:
“И он не принял его мурсаль о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Казните того, кто ударил своего отца»”.
См. “ар-Рисаля” (стр. 94).
Это при том, что сам имам аш-Шафи’и также ставил мурсали Са’ида выше других мурсалей и говорил обобщённо:
“Передачи мурсаль от Ибн Мусайиба для нас является хорошими”.
См. “Мухтасар аль-Музани” (9/88).
Хафиз аль-Хатыб аль-Багъдади сказал:
“Среди мурсалей Са’ида есть такие, которые не передаются через достоверный и непрерывный путь”.
См. “аль-Кифая” (стр. 405).
В целом, несмотря на то что мурсали Са’ида ибн аль-Мусайиба считаются самыми достоверными среди мурсалей таби’инов и, без сомнения, используются учёными в качестве подкрепляющих свидетельств, всё же их принятие не является абсолютным. Не каждый его мурсаль принимается в качестве полноценного довода сам по себе без наличия косвенных подтверждений и дополнительных оснований.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Кстати, здесь следует отметить, что шейх аль-Альбани посчитал этот хадис хорошим в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (589) в силу существования упомянутых версий и путей, которые, по его мнению, усиливали друг друга.
Однако он также назвал этот же хадис слабым и поместил его в сборник «Да’иф ат-Таргъиб» (893).
Указанием на то, что это было последним мнением шейха аль-Альбани по поводу данного хадиса является то, что новое издание второго тома «ас-Сахиха» было выпущено в 1415 году по хиджре, в котором предисловие шейх аль-Альбани написал в 1412 году. Что же касается предисловия последнего издания «Да’иф ат-Таргъиб», то шейх аль-Альбани написал его в 1418 г.х., то есть спустя 6 лет, а издана эта книга была уже в 2000 году.
Также дополнительным подтверждением отказа шейха аль-Альбани от признания достоверности этого хадиса служит его устный ответ в одном из собраний. Когда ему задали вопрос: «О шейх, является ли хадис:
«Тому, кто прочитает десять раз суру «аль-Ихляс», Аллах построит дворец в Раю» достоверным?», он ответил:
“Нет, этот хадис слабый”.
Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” (№ 616).
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!