Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уа баракатух брат мой.
Откуда вы все эти шубухаты берете братья?!)
Вы знаете что их "доводы" не исчерпаются никогда, зачем же все это читать и сомнение себе вселять в душу?!
Что касается их "доводов", то ни с чем новым эти люди не явились!
Все, что они привели – это один и тот же хадис, только передающийся разными путями.
Вот как он звучит:
إن أمتي لا تجتمع على ضلالة فإذا رأيتم اختلافا فعليكم بالسواد الأعظم
«Поистине, моя община не объединится на заблуждении, а если вы увидите разногласия, то следуйте за сауадуль-а’зам».
И перевод слов "сауадуль-а’зам", как "следуйте за путем большинства мусульман", не совсем верный, мягко говоря.
И во-первых, почему они не упоминают о достоверности этих хадисов?!
Сколько братья мои мы друг другу напоминаем, что основа – это непринятие хадиса, кроме того, чья достоверность обоснованна! Тем более вы по ссылкам передатчиков разве не видите, что это редкие хадисы!
В иснаде этих хадисов полно проблем, о чем говорил хафиз аль-'Иракъи. Например, Абу Халяф, которого зовут Хазим ибн 'Аттар. Это очень слабый передатчик, чьи хадисы являются отвергаемыми, как сказал хафиз Ибн Хаджар. А имам Ибн Ма’ин вообще назвал его лжецом.
См. “ад-Да’ифа” 6/436.
Также в иснаде 'Утба ибн Аби Хаким, который является слабым передатчиком, допускавшим множество ошибок.
Также иснад первой версии от Анаса, что они привели, прерывается между Абу 'Ауном и Самурой ибн Джундубом.
По этой причине этот хадис называли слабым многие мухаддисы, среди которых хафиз Ибн Хаджар в «Мухтасар ат-тахридж», хафиз аль-Бусайри в «Мисбах аз-зуджаджа».
Во-вторых, если эти люди не утруждают себя следованию ясным и достоверным хадисам, и им в качестве довода достаточно и слабого хадиса, то почему же они тогда не обратились и к другому слабому хадису, который разъясняет смысл слова «сауадуль-а’зам», которому повелел следовать посланник Аллаха (мир ему и благоволение Аллаха)?!
В другой версии этих хадисов также от Анаса ибн Малика сообщается, что когда пророк (мир ему и благоволение Аллаха) сказал о расколе уммы и сказал, что все течения в заблуждении, кроме сауадуль-а'зам, его спросили:
“О посланник Аллаха, а кто такие сауадуль-а'зам?!” На что он ответил:
«Это те, кто следует тому, на чем был я и мои сподвижники!» ат-Табарани в “аль-Кабир” 8/178.
Несмотря на то, что иснад этого хадиса слабый, его смысл является достоверным, что подтверждается другими хадисами, как например:
«Разделится моя община на семьдесят три течения. Семьдесят две группы в Огне, а одна в Раю». Сподвижники спросили:
“Кто же они?!” На что пророк (мир ему и благоволение Аллаха) ответил:
«Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники».
Ахмад 4/102, Абу Дауд 2/503, ат-Тирмизи 3/367, Ибн Маджах 2/479, ад-Дарими 2/241, аль-Хаким 1/128. Достоверность этого хадиса подтвердили шейхуль-Ислам Ибн Таймия в “Маджму’уль-фатауа” 3/345, Ибн аль-Къайим в “Мухтасар ас-Сауа’икъ” 2/410, имам аш-Шатыби в “аль-И’тисам” 1/189, хафиз аль-‘Иракъи в “аль-Мугъни ‘ан хамалиль-асфар” 3/199 и шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джами’» 5343.
Таким образом, понимание термина «сауадуль-а'зам», как то, чему следует большинство мусульман – не является правильным!
Более того, такое понимание этого хадиса противоречит тому, как понимали этот термин саляфы. Абу Гъалиб рассказывал, что Абу Умама сказал:
“Эта община разделится на 73 течения и все они в Огне, кроме сауадуль-а’зам, а это аль-джама’а!” Ибн Наср в “ас-Сунна” 2/23. Иснад хороший.
Сподвижник пророка (мир ему и благоволение Аллаха) истолковал нам этот термин, что "сауадуль-а’зам" означает "аль-джама'а". А термин аль-Джама'а истолковал сам посланник Аллаха (мир ему и благоволение Аллаха), сказавший:
«Это те, кто следует тому, чему следую я и мои сподвижники!»
Имам аль-Аджурри сказал:
“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на вопрос: «Кто спасшаяся община?», отвечал: «Это те, кто следует тому, на чем нахожусь я и мои сподвижники». В другом хадисе: «Это Сауадуль-а’зам». А в другом хадисе «Это аль-Джама’а». Все эти названия имеют один смысл!” См. “аш-Шари’а” 1/14.
Имам Исхакъ ибн Рахауайх говорил:
“Если ты спросишь невежд о сауадуль-а’зам, то они скажут: «Это джама’ат людей!» (т.е. община людей) Но они не знают, что аль-джама’а – это ученый, следующий пути пророка (мир ему и благоволение Аллаха)! И тот, кто с ним, тот в аль-джама’а, а тот, кто противоречит ему, тот и оставил аль-джама'а!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 9/239.
Имам аш-Шатыби писал:
“Поистине, ученые и есть зауадуль-а’зам, даже если их мало!” См. “аль-И’тисам” 2/27.
Более того, нет никаких указаний на то, что большинство – это истина! Наоборот, все доводы указывают на обратное!
Например, хадис о том, что умма разделится на 73 течения, что указывает на то, что следующих истине будет мало, так как из 73 течений Ислама только одно в Раю.
Также и известные хадисы:
«Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них!» аль-Бухари 4/187, Муслим 6/52.
То, что пророк (мир ему и благоволение Аллаха) говорит именно о группе из его уммы, указывает на то, что истины всегда будет придерживаться меньшинство.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во многих хадисах упоминал о «аль-гъураба» (чуждых). ‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал:
“Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в один из дней, когда мы находились рядом с ним, сказал: «Туба (дерево в Раю) для чуждых (гъураба)». Его спросили: “А кто такие эти гъураба?” Он сказал: «Малочисленная группа праведных людей, находящаяся в окружении многочисленных людей, погрязших во зле. Тех, кто будет им противиться, будет больше, чем тех, кто будет им повиноваться»".
Ахмад 2/177, Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 775. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность данного хадиса.
Все это ясные доводы тому, что большинство – не указывает на однозначную истину! Большинство - это не иджма’, и они часто ошибаются!
Также ясное опровержение их пониманию - это известные слова Ибн Мас’уда, который сказал:
“О ‘Амр ибн Маймун! Поистине, большинство джама’атов противоречат истинному аль-джама’а, ибо аль-джама’а – это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один!” аль-Лялякаи 160. Иснад достоверный. См. “Мишкатуль-масабих” 1/61.
Что будем делать, оставим все эти достоверные доводы и понимание сподвижников, и обратимся к доводам аш'аритов, которые подогнали под себя некоторые хадисы, которые даже если бы и были достоверными, никак не указывают на тот смысл, который они им придали?!
Ну'айм ибн Хаммад говорил:
“Если испортится джама’ат (т.е. община), то следуй тому, на чем был аль-джама’а до того, как испортился. И даже если ты будешь один, ты и будешь в то время аль-джама’а!” См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/338.
Имам Абу Шама говорил:
“Все тексты, которые указывают на обязательность следовать аль-джама'а, под этим подразумевается следование истине и тем, кто придерживается ее, даже если придерживающихся истины мало, а противоречащих ей много! Ведь истина – это то, на чем был первый аль-джама’а во времена посланника Аллаха (мир ему и благоволение Аллаха) и его сподвижников. Поэтому нет смысла смотреть на многочисленность заблудших, которые после них!” См. “аль-Ба’ис” 91.
Все это явные доводы тому, что большинство – это не далиль! И нет никаких указаний на это в Коране и в Сунне! Так лишь заявляют аш'ариты и суфии, аргументируясь различными сомнительными доводами, чтобы указать на то, что допустим в какой-то период большинство жителей планеты мусульман – это аш'ариты, значит они и есть сауадуль-а'зам. А'узуби-Ллях! А что если не дай Аллах большинством жителей мусульман во всем мире станут по статистике шииты или хауариджи, значит получается, что шииты или хауариджи и будут сауадуль-а'зам?! Что за глупость!
Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб проходил мимо одного человека, который говорил: “О Аллах, сделай меня из числа малочисленных!”, - удивившись, ‘Умар спросил: “Что это за мольба?!” Человек ответил: “О правитель правоверных, ведь Аллах Всевышний говорит: «Но уверовали вместе с ним (Нухом) лишь немногие» (Нух 71: 40). И Он также говорит: «И лишь немногие из Моих рабов благодарны» (Саба 34: 13). И Аллах также говорит: «Воистину, многие партнеры поступают несправедливо по отношению друг к другу, кроме тех, которые уверовали и совершают праведные деяния. Но таких мало!» (Сад 38: 24). Услышав это, ‘Умар сказал: “Поистине, ты прав!” Ахмад в “аз-Зухд” 1/114.
Что же касается версии хадиса:
«Поистине, Аллах не соберет общину Мухаммада целиком на заблуждении!» без упомянутой аш'аритами добавки, то некоторые ученые считали ее достоверной, как например хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани. Именно ту версию, что приводят Ахмад 5/145, аль-Хаким 1/115 и др. от Ибн Умара.
Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал:
“Следуй по прямому пути, и тебе не повредит малочисленность спасшихся. И остерегайся путей заблуждения, не обольщаясь многочисленностью погибших!” См. “аль-Азкар” 238.
Шейх Ибн аль-Къайим говорил:
“Верующих мало среди людей, а среди верующих мало ученых. Так остерегайся же впасть в заблуждение, как это случилось с людьми времен невежества, которые говорили: «Если бы эти люди были на истине, то их не было бы мало!»” См. “Мифтаху дари-сса’ада” 1/147.
Имам Ибн Къудама аль-Макъдиси говорил:
“Из числа удивительных вещей, это то, как приверженцы нововведений в качестве подтверждения своей правоты по отношению к приверженцам истины приводят свою многочисленность! И они в качестве довода на ошибочность Сунны приводят то, что ее последователей мало и они слабы. И то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал доводом в отношении истины и признаком Сунны, они делают доводом на их ложь! Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) известил о том, что приверженцев истины в конце времен будет мало”.
См. “Хикая аль-муназара филь-Къуран” 57-58.