Слова ученых друг о друге не принимаются?
Добавлено: 09 окт 2012, 17:30
Ас саляму алейкум уарахматуЛлахи уабаракатуху.
Недавно прочитал очень интересный материал о том, что слова одних ученых не принимаются против других ученых.
Вот эта цитата:
Было бы хорошо разъяснить немного словами ученых этот вопрос.
Недавно прочитал очень интересный материал о том, что слова одних ученых не принимаются против других ученых.
Вот эта цитата:
В наше время это очень актуально, ведь многие торопятся и "списывают" ученых и шейхов из-за того, что такому-то ученому сделал опровержение другой ученый, и мало этого эти братья еще обязывают людей тоже сделать такому ученому джарх.Из известной книги хафиза Ибн ‘Абдуль-Барра «Джам’иуль-баяниль-‘ильм уа фадлих», глава: «Постановление относительно слов ученых друг о друге»:
Ибн ‘Аббас сказал: “Берите знание, где найдете его, однако не принимайте слова факихов друг о друге!”
Малик ибн Динар говорил: “Слова обладающих знанием принимаются во всех вопросах, кроме их слов друг о друге!”
Ахмад ибн Салих рассказывал: “Однажды я спросил ‘Абдуллах ибн Уахба об ‘Абдуллах ибн Язиде ибн Сам’ане и он сказал: «Достойный доверия!» Я сказал ему: «А Малик говорит, что он лжец!» Тогда Ибн Уахб сказал: «Не принимаются слова ученых друг о друге!»”
Затем Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Мы приводим в этой главе слова великих, известных, достоверных имамов, сказанные друг о друге. На это не нужно обращать внимания, к чему не нужно обращаться и не нужно выяснять достоверность того, что мы упомянули”.
После этого он стал приводить примеры того, как саляфы и ранние признанные имамы высказывались друг о друге:
‘Аиша говорила: “Анас ибн Малик и Абу Са’ид аль-Худри ничего не знают о хадисах посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Поистине, они были двумя молодыми мальчиками!”
Если принять эти слова ‘Аиши, то получается, что хадисы, которые передают Анас и Абу Са’ид не следует принимать!
Хаммад говорил: “Я встречал ‘Ату, Таууса и Муджахида, и воистину, ваши дети знающей, чем они! И даже дети ваших детей обладают большими знаниями, чем они!”
Яхъя ибн Аби Касир говорил: “Жители Басры не перестанут находиться во зле, пока среди них будет Къатада!”
Ибн Ма’ин говорил: “Тауус был шиитом!”
Спросили Ибн аль-Мубарака: «Ты принимаешь мнения Абу Ханифы и не принимаешь мнения Малика?» Он сказал: “Потому что я не считаю его обладающим знанием!”
И подобных высказываний саляфов и великих имамов нашей уммы друг о друге множество.
Также некоторые имамы и ‘Икриму обвиняли в том, что он был хариджит. А Ибн Ма’ин сказал: “Если ты увидишь человек, который говорит плохо о Хаммад ибн Саляме и ‘Икриме, то отчайся в его Исламе!”
Выходит, мы должны отвергнуть тех имамов, которые что-то говорили о ‘Икриме, а более того, сомневаться в их Исламе?!
Также Сулейман ат-Тайми обвинял Къатаду в том, что он придерживался убеждений къадаритов. Сам же имам Ибн Ма’ин плохо отзывался об имаме аш-Шафи’и, а Ибн Мандах плохо отзывался о Абу Нуа’йме, и т.д.
И это лишь малая часть того, что саляфы и великие имамы говорили друг о друге, а ведь эти люди больше боялись Аллаха, чем последующие, и они лучше знали о науке аль-джарх уа-тта’диль, чем более позднее поколение!
Затем хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр стал разъяснять в чем заключалась причина таких слов саляфов друг о друге:
Спросили имама Малика: «На основании чего ты говоришь, что Мухаммад ибн Исхакъ лжец?!» Малик ответил: “Я слышал об этом от Хишам а ибн Уруи!”
Таким образом не было у Малика явного доказательства тому, что Ибн Исхакъ был лжецом, кроме слов Хишама. А когда самого Хишама спросили об это же, он сказал: “Ибн Исхакъ передает хадис от моей жены, а я клянусь Аллахом, что он никогда не видел ее!”
Когда имам Ахмад узнал обо всей этой истории, он сказал: “Вполне может быть так, что Ибн Исхакъ услышал от его жены через занавес, о чем Хишам мог и не знать!”
Когда Ибн Ма’ин сказал об имаме аш-Шафи’и: “Он ненадежный!”, это передали имаму Ахмаду, и он сказал: “Откуда он знает аш-Шафи’и?! Он вообще его не знает!”
Таким способом, Ибн ‘Абдуль-Барр пояснил, что причиной подобного было либо зависть, либо гнев по причине опровержения, либо опора на информацию, которую передал другой о ком-то, и т.п.
Затем после приведения всего упомянутого Ибн ‘Абдуль-Барр сделал заключение: “Кто желает принимать эти слова достойных имамов друг о друге, то пусть принимает также и слова сподвижников друг о друге, которые мы упоминали! Но если он это сделает, то впадет в глубокое заблуждение и понесет большой убыток! Также и слова ‘Икримы в отношении Са’ид ибн аль-Мусайиба, или же слова в отношении аш-Ша’би, ан-Наха’и, жителей Хиджаза, Мекки, Куфы, Шама, а также Малика, аш-Шафи’и и других, о ком мы упоминали из слов друг о друге, тот, кого Аллах повел по прямому пути, не примет эти слова! И пусть человек остановится у тех условий, которые мы упоминали. Тот, чье достоинство и знание известно, кто неизвестен совершением больших грехов, чье благо больше, чем зло, то в отношении такого человека не принимаются слова других, не подкрепленные доводом! И это и есть истина, а все иное не может быть в этом вопросе правильным ин ша-Аллах!”
См. «Джам’иуль-баяниль-‘ильм уа фадлих» 2/1094-1122.
Было бы хорошо разъяснить немного словами ученых этот вопрос.