уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракятух.
Хитрость во взаимоотношениях с людьми
Из лекции шейха Ибн-‘Усеймина (рахимаху-Ллах) «Хитрость во взаимоотношениях»
Во взаимоотношениях с людьми бывает много различных уловок и хитростей. Например, к ним относятся всевозможные способы, к которым прибегают некоторые люди, пытаясь, тем самым, скрыть ростовщичество (риба). Если я дам кому-либо 10 тысяч риалов и скажу: «
Верни мне через год 12 тысяч». Дозволено ли это или нет?
Верно, это запрещено (харам), так как это, вне всяких сомнений, является явным ростовщичеством.
Теперь некто, видя, что это явное ростовщичество, прибегает к следующей уловке: берет свою машину и предлагает другому купить ее за 12 тысяч риалов в рассрочку в течение года. Тот соглашается на это и покупает эту машину в рассрочку. Все, покупка произошла. В подобной сделке нет и намека на ростовщичество.
Однако затем продавец покупает эту же машину у покупателя, но уже за 10 тысяч и расплачивается тут же, на месте (т.е. не в рассрочку, а сразу). Дозволено ли это или нет? Нет, не дозволено! Это то, что именуется как «аль-‘Ина», о которой пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «
Если вы будете использовать в торговле аль-‘Ина, удовлетворитесь посевами, ухватитесь за хвосты коров и оставите джихад, Аллах пошлет на вас унижение, которое не снимет с вас до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии».
Подобная торговля (аль-‘Ина) не дозволена (харам), так как, в сущности, это продажа дирхамов за дирхамы, то есть, ростовщичество. Однако они внесли в него куплю и продажу машины, дабы скрыть свои истинные цели. Люди, которые посмотрят на такую сделку, скажут, что это дозволенный вид торговли, а на самом деле такая сделка запретна. Теперь вы понимаете, что человек, продавший машину в рассрочку, а затем купивший ее за меньшую цену, сразу же расплатившись, совершает запретное. Такая торговля запретна (харам) и называется в Шариате «аль-‘Ина». Почему же это запрещено? Потому что это является уловкой для сокрытия того, что человек дает 10 тысяч в долг, а получит по истечении года 12 тысяч. И, безусловно, такая хитрость направлена на сокрытие ростовщичества.
И к точно таким же уловкам можно отнести то, что сегодня совершают люди: человек приходит к коммерсанту и говорит, что нуждается в машине, однако у него нет денег на ее приобретение. А тот отвечает: «
Иди на выставку автомобилей и выбери для себя одну, а я куплю ее и продам тебе в рассрочку, но уже дороже, чем купил». И я свидетельствую вот с этого места, что эта сделка подобна предыдущей! И пусть это мое свидетельство, по воле Аллаха, укажет вам на мою полную убежденность в этом!
Разве разумный человек будет сомневаться, что это уловка? Они говорят эти слова вместо слов: «
Возьми цену машины сразу наличными, однако вернуть ты должен уже столько-то (т.е. большую сумму), но уже в рассрочку». Нет абсолютно никакой разницы, между тем и этим.
Тебе не повредят поступки людей, которые совершаются, не имея под собой шариатской основы и доводов.
Это ничто, ведь Аллах сказал:
«А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них». (23: 71).
Когда человек не потакает своим страстям, жадности и алчности, то ему ясно, что нет никакой разницы между «аль-‘Ина», которая запрещена пророческим хадисом, и между этим видом торговых взаимоотношений.
И пусть тебя не обольщают их поступки.
Аллах говорит:
«В тот день Он воззовет к ним и скажет: “Что вы ответили посланникам?”». (28: 65).
Ибн Мас‘уд говорил: «
И не будь в числе тех, кто повторяет все, что говорят люди».
Мы же говорим, не будь в числе тех, кто повторяет за людьми все, что они делают.
Конечно, если бы автомобиль принадлежал коммерсанту, и он захотел бы продать его тебе по более высокой цене, то это другое дело. Это не похоже на первый случай, так как в первом случае у коммерсанта нет автомобиля, и он и не думал о его приобретении, и не купил его, чтобы помочь тебе. Разве есть какая-либо разница между этим и тем, когда он говорит: «
Возьми эти 50 тысяч необходимые для машины, иди и купи ее. Однако вместо 50 тысяч ты вернешь мне 60 тысяч». Нет разницы между этими двумя видами!
Братья мои, шариат не смотрит на внешний вид вопросов, однако смотрит на суть, на смысл, на намерение. Каждый из нас понимает, что коммерсант желает покупкой машины увеличение и рост прибыли. И все мы понимаем, что он купил ее не для того, чтобы помочь человеку и не для того, чтобы угодить ему, сделать приятное. Поистине, он приобрел ее только для того, чтобы получить с пятидесяти тысяч прибыль в десять тысяч, то есть, чтобы получить 60 тысяч.
И является обязательным, брат мой, разумно смотреть на шариатские положения, а не поверхностно. Чтобы человек не говорил: «
Что же здесь такого? Ведь нет никаких проблем, коммерсант купил машину и продал ее тебе». Однако разве он купил ее изначально, в своей основе? Он купил ее только после того, как ты дал ему гарантию и пообещал вернуть ему больше, чем она стоит. Поэтому это просто уловка.
Источник:
Хитрость во взаимоотношениях
уа иййяк.
уа-Ллаху а'лям.