отец котенка писал(а):ассаляму алейкум уа рахматуллах. да смилуется над вами Аллах. хотелось бы уточнить данное сообщение имама Абу Ханифы:
«Кто скажет: "Я не знаю, где мой Господь: на небе или на земле", - тот кяфир»
Говорят это ложный риваят, поскольку в его цепочке присутствует Абу Мути аль-Булхи. Он однозначный лжец, и поэтому этот риваят ложный.
Насколько это достоверно ?
джазакаллаху хайр!
Уа алейкуму ссалям уа рахматуЛлах. В данных словах одна сотая часть правды смешана с 99 частями лжи, так что необходимо расставить все по местам.
Во-первых, эти слова распространяют суфисты-ашариты и в частности хабашиты, что уже указывает на то, что вероятность подтасовок велика.
Во-вторых, хитрость этих людей в том, что они ограничивают разговор именно этим сообщением, в то время как этот передатчик - именно тот, кто передал всю книгу "Фикх аль-Акбар", в которой и содержится это сообщение. И если они утверждают, что это сообщение неприемлемо и лживо, то точно так же обязаны утверждать о том, что книга "Фикх Аль-Акбар" неприемлема и лжива. Однако этого нет, книгу они не отбрасывают по нескольким причинам:
- В ней есть утверждения, приписанные передатчиками книги имаму Абу Ханифе, соответствующие убеждениям мутакаллимов (матуридитов и ашаритов);
- Эта книга считалась и считается авторитетной у больших ученых ханафитского мазхаба, и распространять утверждения о лживости всей книги для ашаритов в данном случае значит вступить в сильную вражду со всеми ханафитами и матуридитами, а на фоне своей борьбы с саляфитами, они не могут осмелиться на такой шаг.
В-третьих, что касается Абу Мутыа Аль-Бальхы, передатчика книги "Фикх аль-Акбар:
1. Его звали Абу Мутыа Аль-Хакам ибн Абдуллах Аль-Бальхы, он был одним из ближайших учеников имама Абу Ханифы, и ханафиты считают его большим имамом, факыхом, знатоком религии. Они опираются на его передачу и считают его достойным доверия. И начиная с Абу Мансура Аль-Матуриди ученые-ханафиты писали объяснения для этой книги, передаваемой от имени имама Абу Ханифы. Один из последних известных шархов на эту книгу - шарх имама поздних ханафитов - Али Аль-Кари. (Все объяснения, естественно были построены на утверждении во всех пунктах матуридитской акыды). И если у ханафитов Абу Мутыа Аль-Бальхы считается надежным и достойным доверия передатчиком, то у остальных ученых это не так, поскольку наука хадиса, терминология хадиса отличается у ученых ханафитского мазхаба от того, что принято у других ученых (Книга об этом
(магистерская диссертация):
http://www.daralnawader.com/books/bookc ... af&lang=ar , и слова автора о ее содержании:
http://www.ahlalhdeeth.com/vb/showthread.php?t=137140).
2. Сказал о нем имам Ибн Хаджар Аль-Аскаляни (сокращенно):
"Товарищ Абу Ханифы... проницательный в решениях, выдающийся ученый, имел большое положение, однако был слаб в том, что касается четкости запоминания сообщений, и его возвеличивал и почитал Ибн Мубарак за религиозность и знание. И сказал о нем Ибн Маин: "Он ничто (как передатчик)"... сказал Аль-Бухари: "Слабый, сторонник вынесения решений на основании рассуждений", сказал Ан-Насаи: "Слабый"... Сказал Ахмад: "Не годится передавать от него что-либо", сказал Абу Дауд: "Оставили его хадисы, он был джахмитом", сказал Ибн Ади: "Он тот, чья слабость ясна, не годится следовать за всем, что он передает"... И он был назначен на пост судьи в Бальхе, умер в 199 году. Сказал о нем Абу Хатим Ар-Рази: "Был мурджиитом и лжецом", сказал Ибн Саъд: "Был мурджиитом, и он у них (мухаддисов) считается слабым в хадисах. Был слепым". Сказал Ас-Саджи: "Его оставили по причине того, что он был сторонником вынесения решений на основе рассуждений, и обвинили его". Сказал Аль-Укейли: "Был мурджиитом, хорошим в хадисах, однако ахлю сунна удержались от того, чтобы передавать от него". Сказал Аль-Джузкани: "Был мурджиитом и из числа тех, кто выдумывает хадисы..." Сказал Махмуд ибн Гейлян: "Ахмад, Ибн Маин и Абу Хейсама критически отозвались о нем и сбросили со счетов. И у него большое положение у ханафитов, передавали (хадисы) от него Мухаммад ибн Мукатиль и Муса ибн Наср, и они возвеличивали его"... И уверенно заявил Аз-Захаби, что он подложил (выдумал) хадис". См. "Лисан Аль-Мизан" 3/164-165.
В-четвертых, из предыдущего пункта виден обман того, кто сейчас говорит про Абу Мутыа Аль-Бальхы: "Он однозначный лжец", поскольку здесь нет никакой однозначности:
- Ханафиты считают его достоверным передатчиком
- Почти все мухаддисы-неханафиты считают его слабым передатчиком (слабый передатчик и лжец - это совсем разные категории)
- О том, что он лжец сказали трое из мухаддисов.
- Были и те, кто считал его хорошим передатчиком.
В-пятых, наше отношение к книге "Фикх аль-акбар": При том, что положение Абу Мутыа Аль-Бальхы как передатчика не удовлетворительно, и что касается его передачи этой книги, то она не имеет веса с научной стороны, и имеющейся передачи недостаточно для того, чтобы с уверенностью отнести эту книгу к имаму Абу Ханифе, поскольку Абу Мутыа из числа тех, кто обвинен в неполноценной передаче, однако мы извлекаем пользу из книги "Фикх аль-акбар" в том, что соответствует акыде саляфов и что можно использовать как опровержение на отклонившихся ханафитов-матуридитов, поскольку они утверждают, что Абу Мутыа Аль-Бальхы - большой уважаемый шейх из числа их имамов. И на основании этого мы обязываем их следованием тому, что соответствует истине из числа того, что они относят к имаму Абу Ханифе.
Так же ссылаясь на авторитет ханафитов и в том числе матуридитов из их числа, можно обязывать этими сообщениями и почитающих их ашаритов.
В-шестых, от имама Абу Ханифы передаются и другие сообщения с другими цепочками передатчиков в других книгах, свидетельствующие о том, что имам был убежден в возвышенном положении Аллаха: в том, что Аллах над троном, и некоторые из них здесь:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=50&t=1318
В-седьмых, прекрасные слова имама Ибн Аби Аль-Изза Аль-Ханафи о вероубеждении первых имамов-ханафитов, которые он сказал после объяснения данного сообщения в шархе на "Акыду Ат-Тахавия":
"И не стоит принимать во внимание тех, кто отрицал (порицал) это (утверждение) из тех, кто относился к мазхабу Абу Ханифы, ведь представители многих течений относились к нему: муътазилиты и иные, в то время как они противоречили ему во многих вопросах вероубеждения. И так же относили себя к Малику, Аш-Шафии и Ахмаду те, кто противоречил им в некоторых вопросах вероубеждения. И история Абу Юсуфа, о том как он требовал покаяние от Бишра Аль-Мариси, который отрицал, что Аллах не над троном - известна. Передал ее Абдуррахман ибн Аби Хатим и другие". (См.:
http://www.islamweb.net/newlibrary/disp ... 106&ID=187)
Дополнил шейх Аль-Альбани:
"И в этом содержится указание на то, что первые из сторонников имама Абу Ханифы были вместе с саляфами в том, что касается веры в возвышенность Аллаха над Его творениями. И это придает некоторую силу этим сообщениям, передаваемым от имама Абу Ханифы. К этому так же относится ясное высказывание имама Абу Джафара Ат-Тахави Аль-Ханафи в его "Акыде" о том, что Всевышний Аллах: "Не нуждается в троне и в том, что меньше/ниже него, Он охватывает каждую вещь и выше его (трона)". См. "Мутасар аль-улюу" с. 137.
В-восьмых, из того, что служит дополнительным доводом на то, что у соратников имама Абу Ханифы было убеждение о возвышенном положении Всевышнего Аллаха над творениями, являются приведеные ранее слова имама Ибн Хаджара про Абу Мутыа Аль-Бальхи: "
Его возвеличивал и почитал Ибн Мубарак за религиозность и знание". И как бы мог его возвеличивать и почитать имам Ибн Мубарак, если бы у них было разное понимание основ вероубеждения?
Абу Наср ас-Сиджзи сказал: «Наши имамы, такие как Суфьян ас-Саури, Малик, Хаммад ибн Салама, Хаммад ибн Зейд, ’
Абдуллах ибн аль-Мубарак, аль-Фудайль ибн ’Ияд, Ахмад ибн Ханбаль и Исхак ибн Рахауейхи, все были на акыде, что
Аллах над Троном, Сущностью Своей, и что Его Знание везде...». (Имам аз-Захаби в «Китаб аль-Арш», 2/352, и «ас-Сияр», 17/656)
Спросил Али Ибн Шакык у Абдуллаха Ибн Мубарака: «Как нам познать нашего Господа?»
Ответил имам Ибн Аль Мубарак: «На седьмом небе,
над Троном своим,
и не говорим мы как говорит джахмия, что он здесь, на земле».
И сказал об этом асаре Имам Ахмад Бин Ханбал: «Также говорим и мы»
(см. «Сунна» Абдуллаха Ибн Ахмада Ибн Ханбала, 72 – иснад сахих)