Alya писал(а):Ассалям алейкум! А также, поясните, пожалуйста, в общем, что касается совершения фардов в запретные времена по причине не совершения в положенное время изза сна или забывчивости.
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи.
435 – Передают со слов Абу Хурайры о том, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался с похода на Хайбар, он передвигался ночью, пока нас не одолела дремота. Он остановился на ночлег и сказал Билялу:
«Охраняй нас этой ночью».
(Абу Хурайра) сказал: «И Биляла одолели его глаза, и он заснул, опершись на свое верховое животное, и не проснулся ни пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ни Билял, и ни один из его сподвижников, пока их не стало обожигать солнце. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был первым, кто проснулся и встревоженный (этим), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“О, Билял!” (Билял) ответил: “О посланник Аллаха! Ты мне дороже моих родителей, меня одолело то же, что и тебя!” И они немного отвели своих верблюдов, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил омовение, отдал распоряжение Билялу и тот сделал второй призыв на молитву/икъама/. (Затем) он совершил вместе с ними утреннюю молитву, а после того, как закончил её, он сказал:
“Кто забыл (совершить) молитву, пусть совершит её, когда вспомнит о ней, ведь, Аллах Всевышний сказал: “Выстаивай молитву для поминания!”».[1]
Юнус сказал: «Ибн Шихаб читал (этот аят) таким образом».
Ахмад (ибн Салих) сказал: «‘Анбаса (ибн Халид ибн Йазид аль-Айли) сказал – то есть сообщил со слов Юнуса – в этом хадисе: «Для того, чтобы помнить Меня».[2]
Шейх аль-Албани сказал: «Достоверный хадис/сахих/»[3].
______________________________________________________________________________
[1] Сура «Та Ха», 14.
[2] Также этот хадис передали Муслим 680, Ибн Маджах 697.
[3] См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6569.
Как только человек проснется, или вспомнит о молитве, или исчезнет причина, препятствующая совершению молитвы, как страх или принуждение, он обязан ее совершить, вне зависимости от того, на какой промежуток суток это придется. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто забыл о молитве или проспал ее, то искупление этому будет совершение этой молитвы, как только он вспомнит о ней». Муслим 680.
Подобная молитва не является восполняемой, поэтому намереваясь ее совершить, человек не должен думать, что он её восполняет, он просто далает намерение на её совершение. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййя сказал: “Спящий и забывший о молитве, не являются теми, кто пропустил её. И то, что они совершают молитву, когда вспоминают или просыпаются, не считается возмещением, ибо это и является временем для той молитвы, которую проспали или забыли”. См. “Маджму’уль-фатава” 23/335.
‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом), в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату, и во время заката солнца, пока оно не зайдет”. Муслим 831.
В эти времена запрещается совершать добровольные молитвы. Мудрость этого запрета заключалась в том, что в эти периоды времени язычники поклонялись солнцу, и, несмотря на то, что мусульманин совершает молитву ради Аллаха, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил совершать её в указанные промежутки времени. Тем самым запретив уподобление неверным в любом его проявлении! См. “аль-Икътида” 63-65.
Однако запрет в подобных хадисах является обобщенным. В других же хадисах пришли исключения, дозволяющие совершение молитв в эти промежутки времени, как в случае совершения обязательной молитвы тем, кто забыл о ней или проспал. Среди этих молитв: молитва приветствия в мечети (тахийятуль-масджид), молитва после омовения, молитвы в пятницу до начала пятничной проповеди, вплоть до выхода имама, молитва после обхода вокруг Ка‘бы (тауаф), возмещение добровольных молитв связанных с обязательными (ас-Сунан ар-раватиб), пропущенных по причине, молитва по причине затмения солнца или луны. См. “Маусу’атуль-фикъхия” 1/257-258, “Сахих фикъху-Сунна” 1/265-270.
Книга Молитвы