Двусмысленные слова, хитрость, отговорки

Ответить
Karim
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24 июн 2009, 14:14

Двухсмысленныи ответ

Сообщение Karim »

Ассаламу алеикум уа рахматуЛЛАХИ уа баракатуху!В Исламе разрешается двухсмысленныи ответ,как бы не обманывая,но и не говоря прямо!У меня вопрос,если к моему брату пришли друзья,а он просит меня сказать что его нету. И если я скажу его друзьям его нету,подразумевая что его нету именно в этои комнате,а не во всем доме целом,я обманываю,или это и есть двухсмысленныи ответ?Можно ли так делать?
Abu Idris Dinar
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 23 май 2009, 17:31
Откуда: التاتارستان

Re: Двухсмысленныи ответ

Сообщение Abu Idris Dinar »

Вагалейка ассалам ва рахматулахи ва баракатух.
Этот твой ответ похож на "таурию". Ибн `Усаймин говорит в "шархе риада-салихин" (толкование садов праведных), в разеснении хадиса 44 "У Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах, болел сын, который умер, когда Абу Тальхи не было дома. Вернувшись, Абу Тальха спросил: "Как дела у моего сына?" Умм Суляйм, мать ребенка, сказала: "Он совсем успокоился"..., : Говорит Ибн `Усаймин: И в этом (т.е хадисе 44) довод на разрешение "ат-таурия", то есть это когда говорит человек речь, и его намерение противоречит тому что исходит из внешнего (понимания) этой речи. Ей (речи) присуще внешний смысл а это то что приходит на ум к обращающемуся, и ей (речи) присуще другой смысл правильный, но только этот смысл желаем в намерении обращающегося, и получается раcxождение тому что на самом деле хотел.
Это разрешено, но не следует к этому прибегать кроме как по нужде, если толкает его на это нужда как для пользы или отведение вреда, а если в этом нет нужды то не стоит прибегать к " ат-таурии". Так как если сделает "ат-таурию" и выяснится дело в противоположность тому, что подумал тот к кому обращались словами, могут причислить к лгунам и появится плохое мнение о нем. Но если на это подталкивает нужда то в этом нет проблем... (с сокращением из толкования садов праведных).
Мой совет поступать как поступали некоторые саляфы как например Ибрахим ан-Наха`и. Сказал Му`ира:" Если спрашивал Ибрахима (т.е. Ибрахима ан-Наха`и) человек с которым он не любил видится, выходила наложница и говорила:"Ищите его в мечете". (Саиру а`ламу ан нубаля 8/95)
Т.е. он в это время начинал читать намаз состоящий из саджда,a она (наложница) имела в виду там где делают сaджда, так как известно что мечеть на арабском звучит как "масджит" что в переводе место для саджда.
УммАнджелина
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 12 янв 2012, 20:55

Двусмысленные слова, хитрость, отговорки

Сообщение УммАнджелина »

Асаляму алеикум; в каких случаях можно использовать двусмысленные слова, например, в хадисе где умер сын Абу Тальхи, а Умм Суляим сказала что мальчик успокоился, как бы в двусмысленном варианте. В каких случаях можно так разговаривать? искала здесь, но не нашла.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям
Все верно сестра, упомянутое является дозволенным в исламе, особенно когда в этом есть нужда.
Дозволенность хитрости, отговорок и двусмысленности в словах упоминается в Сунне.
Сообщается, что как-то раз, пророк (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками встретил группу многобожников, которые спросили: “Откуда вы?” и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы из воды», имея ввиду слова Аллаха: «Создан (человек) из воды изливающейся» (ат-Тарикъ 86: 6). Тогда те переглянулись и сказали: “В Йемене много кварталов, может быть они из одного из них”, а затем ушли. Ибн Хишам 2/255.
Однако данное сообщение является слабым.
От ‘Аиши сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо испортит омовение во время молитвы, то пусть возьмется за нос и уйдет (из ряда)». Абу Дауд 1114, Ибн Маджах 1222. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Смысл слов «взять за нос и уйти с молитвы» в том, чтобы человек сделал вид, словно у него пошло кровотечение из носа, чтобы люди не подумали о нем плохо и т.п., как об этом говорили имам аль-Хаттаби, ат-Тыби и др. И это не имеет никакого отношения ко лжи. См. “Миркъа аль-мафатих” 3/18.
От ‘Имрана ибн Хусайна сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отговорки в разговорах избавляют от необходимости лгать!» Ибн ас-Сунни в «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» 322.
Однако ученые разногласили относительно достоверности этого хадиса. Имам аль-‘Аджлюни и хафиз аль-‘Иракъи назвали иснад хадиса хорошим. См. “Кашф аль-хафа” 712.
Но другие имамы говорили, что на самом деле эти слова принадлежат ‘Имарану ибн Хусайну, а возвел их к пророку (мир ему и благословение Аллаха) по ошибке один из передатчиков. См. “Тахкыкъ ‘Амалюль-яуми уа-ллейля” 1/381-382.
Также такие слова говорил и халиф ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах): “Что касается отговорок, то они достаточны для мусульманина, чтобы избежать лжи”. аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 884, аль-Байхакъи 10/199. Шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут назвали иснад достоверным.
А Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Не обрадовали бы меня красные верблюды взамен на отказ от отговорок в разговорах”. См. “Ахкамуль-Къуран” 3/177.
И использование двусмысленных слов и отговорок передается от многих саляфов:
Мухаммад ибн Сирин говорил: “(Арабский) язык слишком богат, чтобы находчивый человек прибегал ко лжи”. См. “аль-Азкар” 381.
Ибрахим ан-Наха‘и сказал: “Если кому-нибудь передадут твои слова, скажи: «Аллах лучше знает, говорил ли я что-нибудь из этого», и тогда твой собеседник, решит, что ты отрицаешь это, хотя ты будешь иметь в виду: «Аллах знает, что я сказал это»”. См. “аль-Азкар” 381.
Сообщается, что когда к Ибрахиму ан-Наха’и приходил кто-нибудь, к кому он не хотел выходить, он говорил своей рабыне: “Скажи ему: «Поищи его в мечети», - но не говори: «Его здесь нет», чтобы не солгать”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/381.
Рассказывают, что когда к Хаммаду приходили люди, с которыми он не хотел засиживаться, он прикладывал руку к щеке и говорил: “Мой зуб, мой зуб”. См. “Игъасату-лляхфан” 1/381.
Все упомянутое указывает на то, что отговорки и двусмысленные слова в исламе дозволены, особенно когда в этом есть нужда и польза. Имам ан-Науауи говорил: “Знай, что под от-говорками и двусмысленностями подразумевается использование понятных слов, когда имеется в виду нечто противоположное их очевидному смыслу, что можно выразить с помощью этих слов. Это является одним из видов обмана и введения в заблуждение. Ученые указывали, что в использовании отговорок нет ничего плохого, если это необходимо для достижения того, что одобряется шариатом, когда собеседника предпочтительнее обмануть, или если то, что обязательно нужно сделать, можно осуществить только с помощью лжи. В иных случаях прибегать к отговоркам и говорить двусмысленные вещи нежелательно, но не запретно, если только это не приведет к совершению несправедливости, ибо тогда использование отговорок становится запретным”. См. “аль-Азкар” 380.
Однако некоторые ученые считали запретным прибегать к хитрости и двусмысленным словам без необходимости или пользы. И это мнение выбрал шейхуль-Ислам Ибн Таймия. См. “аль-Ихтиярат” 563.
Шейх Ибн аль-Къайим упоминал о трех видах хитрости и уловках:
1. Разрешенная хитрость, проявляющаяся в подчинении и приближении к Господу.
2. Разрешенная хитрость, за совершение или не совершение которой нет греха и упрека. Бывает ситуация когда лучше применить хитрость, а также когда от нее лучше отказаться, и поэтому следует исходить из ситуации.
3. Запрещенная хитрость. К этому виду относится попытка обмануть Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) увиливая от совершения обязанностей; отказываясь от того, что пришло в шариате и, разрешая то, что в нем запрещено; не признавая слова наших праведных предшественников, имамов и ученых мухаддисов
. См. “Игъасату-лляхфан” 1/384.
Имам ан-Науауи говорил: “В пример (дозволенной отговорки) можно также привести слова людей, которых приглашают в гости, а они не желают есть и говорят: “У меня есть намерение”. Тогда пригласивший считает, что человек, которого он пригласил, соблюдает пост, тогда как на самом деле имеется в виду, что тот отказывается от еды. И подобных примеров можно привести еще много”. См. “аль-Азкар” 381.
Аватара пользователя
Саляфит
Сообщения: 946
Зарегистрирован: 16 авг 2008, 21:45
Откуда: https://t.me/mystatus30

Сообщение Саляфит »

Джазака-Ллаху хайран дорогой брат!)
Вот по милости Аллаха, также к теме как дополнение. Хитрость во взаимоотношениях
Барака-ЛЛаху фикум)
Аватара пользователя
Абу Туффаах
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 29 авг 2011, 09:45
Откуда: Восточная Сибирь

Re: Двусмысленные слова, хитрость, отговорки

Сообщение Абу Туффаах »

асСаляму алейкум уа рахматуЛлаһи уа баракятух!

Братья A'mash, Саляфит! Пусть Аллаһ таъаля воздаст вам наилучшим!

Такая замечательная тема и только сейчас увидел )

Пригодится, ин ша-Аллаһ )))

баракаЛлаһу фикум!
асСаляму алейкум!
Абд Аль-Фаттах Крымский
Сообщения: 175
Зарегистрирован: 02 янв 2013, 02:11
Откуда: https://vk.com/abdalfattah_crimea

Re: Двусмысленные слова, хитрость, отговорки

Сообщение Абд Аль-Фаттах Крымский »

Ассаляму алейкум уарахмату Ллахи уабаракатух, где на форуме читал, что это или похожие сообщения слабое , можете подсказать где, барака Ллаху фикум, что сам не могу найти)))

Аль-Мухира ибн Ша‘бан рассказывал: «Никто не обманывал меня, кроме юноши из Сынов аль-Харита. Я упомянул женщину принадлежащую им на которой должен (был) жениться. Он сказал: «О Лидер! Нет для тебя ничего хорошего в ней».

Я сказал: «Почему?».

Юноша ответил: «Я видел как ее целовал мужчина».

Так я отвернулся от нее.

Затем этот юноша женился на этой женщине.

Я упрекнул его и сказал: «Разве ты мне не сообщил, что видел мужчину, который целовал ее?!».

Он ответил: «Да, я видел как ее отец целует ее».

Источник: Аль-Акд аль-Фарид, 5/10.
Ответить