уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракятух!
Приведу то, что нашел на этом же форуме с дозволения Всевышнего. ))
Хидая (руководство) бывает двух видов:
1. Хидаят аль-иршат – это ад-Даляля уа аль-баян (разъяснение и указание)
2. Хидаят аль-тауфикъ – это ат-Тауфикъ уа аль-ильхам (помощь и внушение)
Первый вид хидая – это обязанность на Пророках и призывающих.
и говори: "
Воистину, я - всего лишь предостерегающий и разъясняющий увещеватель".
(Коран, 15:89)
Второй вид хидая принадлежит Аллаху и он имеет пять степеней:
1. Внушение сердцам.
2. Проявление желания к совершению деяний внутренне и внешне.
3. Создание способности совершать деяния (словом, делом и намерением).
4. Обеспечение продолжения совершения деяний и укрепление на этом до смерти.
5. Способность пройти Дорогу в Рай (Тарикъу аль-Джанна).
Именно поэтому Всевышний Аллах сказал:
"
Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый".
(Коран, 76:30)
Т.е идти по прямому пути будет только тот, кого Аллах пожелает поддержать из Своего Знания. А поэтому Аллах сказал в конце этого аята «
Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый».
Взято:
СМЫСЛ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ
О нужде или о необходимости просить хидая у Аллаха, говоря:
اهدِنَا الصِّرَاطَ المُستَقِيمَ
«Веди нас прямым путем»
«Ихдина ссырото-ль-мустакъым»
Буквы «ха» и «даль» образуют слово «иХДи», т.е «Веди» или «Руководи». Оно образовано от слова «ХиДая», т.е «Руководство».
Причины, по которым необходимо всегда просить хидая у Аллаха:
1. Нужда в хидая – это первостепенная нужда рабов Аллаха, которая превыше нужды в пище, достатке и потомстве.
2. Наше невежество об Истине превышает уровень знания о ней. Также количество нашей лени равно количеству наших желаний. А также количество наших желаний равно количеству нашей недееспособности. А поэтому слова «если мы итак мусульмане, то незачем нам просить хидая» являются неверными.
3. Сколько мы знаем в общем, но не знаем подробности этого.
4. Даже тот, кто приобрел хидая все равно должен просить хидая у Аллаха, чтобы быть на этом постоянно, чтобы не быть из числа, кто лишился хидая.
Ас-Сырот – это только та дорога, которая имеет 5 качеств:
1. Листикъама (прямая) – доказательство из этого же аята «ас-сырот аль-мустакъым». Т.е эта дорога, как прямая линия, без извилин, что указывает на другие качества.
2. Ведущая к цели. Прямая линия ведет всегда из точки А к точке Б, что неоспоримо.
3. Близость. Отсутствие извилин делает эту дорогу короче извилистой и быстрее приводит к цели.
4. Просторность, т.к она предназначена для всех и должна вместить всех.
5. Только эта дорога ведет к цели, а все иные являются противоречащими. Только одну линию можно провести из точки А к точке Б, и только эта линия соединяет точку А с точкой Б.
Взято:
О переводе слова "Хидая"
Способность-тауфик (дарование Аллахом способности совершать то, чем Он доволен), которая заставляет осуществиться то или иное действие, не может быть приписана творению. Эта способность неотъемлема от действия, в то время как способность действовать с точки зрения наличия необходимого здоровья, возможности, приспособленности и наличия необходимых средств существует в человеке до действия. Такой тип способности (способность с точки зрения наличия здоровья и т.д.) и является объектом предписании Шариата. Аллах Всевышний говорит: "
Не возлагает Аллах на душу ничего невозможного для нее"
("аль-Бакара" - "Корова". 2:286).
Взято:
Акыда Тахавия
Словами اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ мы просим у Аллаха полезных знаний и праведных дел!
الْمُسْتَقِيمَ это тот путь, в котором нет кривизны.
Польза, извлекаемая из аята:
1) После того, как человек попросил помощи только у Аллаха إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ он просит у Аллаха прямой путь;
2) Красноречие Кур’ана, т.к. стерт «харфу джар» для того, чтобы охватить два вида «хидаята»:
а) «хидаяту иршад», т.е. когда до человека доходит знание о прямом пути (это соответствует аяту:
«
И ты поведешь по прямому пути» т.е. ты укажешь людям прямой путь, (42/52).
б) «хидаяту тауфик», т.е. Аллах помогает идти по прямому пути (это соответствует аяту:
«
Ты не ведешь по прямому пути того кого любишь, однако Аллах ведет по прямому пути кого пожелает» (28/56).
3) Путь бывает двух видов: прямой (тот, который соответствует истине) и кривой.
Подводя итог всему вышесказанному, этот аят можно перевести следующим образом: «
Мы просим у Тебя, чтобы Ты указал нам на истину и помог нам идти по пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников, да будет доволен ими Аллах».
صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلاَ الضَّآلِّينَ
И путь тех, которым Аллах проявил милость – это путь всех пророков, правдивых, шахидов, праведников, как об этом сказал Аллах: «
Те, которые повинуются Аллаху и посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!»
(Ан-Ниса, 69).
Также для пользы:
«Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает» - Шарх Китаб Таухид.
уа фик барака-Ллах!
джазакуму-Ллаху хайран!
уа-Ллаху а'лям.