ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух.
Для пользы:
ПРИНЯТИЕ ПОДАРКА ЗА ХОДАТАЙСТВО
Высокое положение среди людей является одним из благодеяний Аллаха, оказываемых Им своему рабу, если последний благодарен Ему за это, а признаком благодарности может служить лишь использование этого высокого положения на благо мусульманам, и именно это в числе прочего подразумевают собой слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: "
Если кто-нибудь из вас сможет принести пользу своему брату, пусть сделает это.
Муслим, 4/1726.
И если кто-нибудь благодаря занимаемому им высокому положению принесет пользу брату своему избавив его, от притеснений или приведя его к благу, не совершая при этом ничего запретного ничего не делая в ущерб, другим, то Аллах Всемогущий и Великий вознаградит его при том условии, что намерения его будут искренними, как указывал на этот пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: "
Ходатайствуйте и вы будете вознаграждены.
Абу Дауд, № 5132.
При этом недопустимо принимать что-либо в качестве вознаграждения за свое ходатайство и содействие, на что указывает сообщение Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передавшего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "
Если один человек станет ходатайствовать за другого, а потом тот захочет подарить ему что-нибудь за это и он примет подарок, то это будет сравнимо с поступками тех, кто занимается ростовщичеством".
Ахмад, 5/261.
Тем не менее находятся люди, занимающие высокое положение, которые предлагают другим оказать свое содействие за деньги, обещая взамен способствовать назначению человека на должность, или переводу его в другой округ, или устройству больного на лечение или чему-нибудь еще.
Ясно, что, в соответствии с содержанием цитированного выше хадиса, переданного Абу Умамой, получать деньги за это запретно, более того в хадисе упоминается тот, кто получает подарок без выдвинутых заранее условий, что же можно сказать о том кто их выдвигает.
Это относится к числу устных замечаний шейха Абд аль-Азиза бин База (рахимаху-Ллах).
Тому, кто творит добро, достаточно будет и награды Аллаха, которую он получит в день воскресения.
Сообщается, что однажды какой-то человек пришел к Аль-Хасану бин Сахлю с просьбой об оказании содействия и тот помог ему, а когда этот человек явился к нему снова, чтобы поблагодарить его, Аль-Хасан бин Сахль сказал: "
За что же ты благодаришь нас? Мы ведь считаем, что с высокого положения полагается выплачивать закят, подобно тому, как платят закят с имущества".
Ибн Муфлих, "Этика шариата", 2/176.
Здесь следует также обратить внимание читателя на существование разницы наймов человека за деньги для того, чтобы он способствовал продвижению какого-либо дела, что является допустимым, если при этом не будет допущено ничего противоречащего шариату, и между использованием своего высокого положения для оказания человеку помощи за вознаграждение, что является запретным.
Источник: труд Мухаммада аль-Мунаджида "Запретное, по отношению к которому люди проявляют небрежность, но которого следует остерегаться", на которую написал рецензию и похвалил шейх Ибн Баз (рахимаху-Ллах), сказавший: "Я ознакомился с книгой шейха Мухаммеда бин Салиха аль-Мунаджжида, да поможет ему Аллах, под названием "Запретное, по отношению к которому люди проявляют небрежность, но которого следует остерегаться" и нашел ее ценной и весьма полезной. Ее автор хорошо справился со своей задачей и принес своей книгой пользу людям. Да воздаст ему Аллах благом, да прибавит ему полезного знания и да предоставит ему больше возможностей совершать благие дела и обратит на пользу мусульманам эту и другие его книги, ведь Он, слава Ему, щедр и великодушен, и благодаря обращению к Нему с просьбой о поддержке была написана эта книга, и да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, всех членов его семьи и сподвижников".
барака-Ллаху фикум.
уа-Ллаху а'лям.