Страница 6 из 21
Re: "САХИХ МУСЛИМ"
Добавлено: 13 сен 2011, 11:45
Юсуф аль Асари
Сборник хадисов: "Сахих Муслим" (мухтасар имама Мунзири)
Формате: pdf
Размер: 8 мегабайт
Скачать
Главы о пятничной молитве
Добавлено: 14 сен 2011, 23:06
Юсуф аль Асари
Глава 196. О совершении ночных молитв во время рамадана и побуждении к этому
403. Передают, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) всегда побуждал [людей] совершать дополнительные ночные молитвы во время рамадана, но не приказывал им этого категорически, а [только] говорил: "Простятся прежние грехи тому, кто во время рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха" И в этом отношении всё оставалось по-прежнему до самой смерти посланника Аллаха , а также во время правления Абу Бакра и в начале правления "Умара».
Главы о пятничной молитве
Глава 197. Указание относительно пятницы, которое было дано членам мусульманской общины
404. Передают, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Мы — последние [1], [но] в День воскресения [мы станем] первыми и первыми войдём в Рай [2], хотя им [3] Писание было даровано раньше нас, а нам — позже, нежели им. Они разошлись во мнениях об [этом дне], тогда как нам Аллах указал путь к истине, относительно которой они разошлись. Аллах указал нам путь к этому дню [4]([передатчик этого хадиса] сказал: «[Имеется в виду] пятница»), относительно которого они разошлись во мнениях. День пятницы — для нас, следующий день — для иудеев, а следующий после него — для христиан"».
_____________
[1] То есть мы, мусульмане, стали последней по времени возникновения религиозной общиной.
[2] Имеется в виду, что в День воскресения мусульмане первыми будут собраны, над ними первыми свершится Суд, они первыми пройдут по Сырату и первыми войдут в Рай.
[3] Речь идёт об иудеях и христианах.
[4] Имеется в виду ясное указание на это в Коране, где сказано:
«О те, кто уверовал! Когда раздастся призыв на пятничную молитву, устремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если бы вы только знали» (62:9).
Глава 198. Достоинство пятницы
405. Передают со слов Абу Хурайры , что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аучшим из дней, в которые [когда-либо] поднималось солнце, является пятница — в [этот день] был создан Адам, в [этот день] он был введён в Рай, в [этот день] он был удалён оттуда, и Час этот [1] наступит не иначе как в пятницу».
____________
[1] То есть День воскресения.
Глава 199. Об определённом периоде времени в пятницу
406. Передают, что Абу Хурайра сказал: «[Однажды] Абу-ль-Касим (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, есть в пятницу такой период времени, когда Аллах непременно дарует мусульманину, совершающему [в это время] молитву и просящему Его [даровать ему] нечто благое, то, [чего тот просит]", после чего сделал знак рукой, показывая, сколь короток этот период»..
407. Передают, что Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: [Как-то раз] 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, спросил [меня]: «Не приходилось ли тебе слышать, как твой отец передавал слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) об одном периоде [1] пятницы?» Я сказал: «Да, я слышал, как он сказал, что слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "[Этот период начинается с того момента, когда] имам усаживается [на минбаре], и продолжается до завершения молитвы"».
_____________
[1] Имеется в виду период времени, о котором говорилось в предыдущем хадисе.
Глава 200. Что из Корана желательно читать во время утренней молитвы в пятницу
408. Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что во время утренней молитвы в пятницу пророк обычно читал «Алиф. Лям. Мим. [Это] Писание, в котором нет сомнения, ниспослано от Господа миров...» [1] и «Разве не прошло для человека то время...» [2] Что же касается пятничной молитвы, то, совершая её, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно читал суру «Аль-Джуму'а» [3] и суру «Лицемеры» [4].
_____________
[1] 32:1 - 2. Имеется в виду вся 32-я сура Корана.
[2] 76:1. Имеется в виду вся 76-я сура Корана.
[3] Аль-Джуму'а - 62-я сура Корана.
[4] Лицемеры - 62-я сура Корана.
Главы о пятничной молитве
Добавлено: 14 сен 2011, 23:33
Юсуф аль Асари
Глава 201. О полном омовении в пятницу
409. Передают, что Абу Хурайра сказал:
Однажды, когда 'Умар ибн аль-Хаттаб читал людям проповедь в пятницу, [в мечеть] вошёл 'Усман ибн 'Аффан. Не обращаясь к нему непосредственно, 'Умар воскликнул: «Почему [некоторые] люди опаздывают, [являясь в мечеть] после призыва на молитву?!» 'Усман сказал: «О повелитель правоверных, услышав призыв, я только совершил омовение (вудуа потом пришёл!» Тогда 'Умар воскликнул: «Ещё и омовение!" Разве вы не слышали, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Пусть совершит полное омовение тот из вас, кто [намерен] явиться на пятничную молитву"?»
Глава 202. Использование благовоний и зубочистки в пятницу
410. Передают со слов Абу Са'ида аль-Худри что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В пятницу полное омовение и использование зубочистки обязательны для каждого [мусульманина], достигшего половой зрелости. [Кроме того, каждому], по возможности, следует использовать благовония».
Глава 203. Достоинство заблаговременного прихода на молитву в пятницу
411. Передают со слов Абу Хурайры, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С наступлением пятницы у каждой двери мечети [располагаются] ангелы, которые одного за другим записывают [приходящих], когда же имам усаживается [на минбаре, ангелы] сворачивают свои свитки и являются [в мечеть], чтобы послушать [слова] поминания [Аллаха] [1]. Человек, который придёт [в мечеть] заблаговременно, будет подобен тому, кто принесёт в жертву [Аллаху] верблюда; [тот, кто придёт на молитву позже], будет подобен тому, кто принесёт в жертву [Аллаху] корову; [тот, кто придёт ещё позже], будет подобен тому, кто принесёт в жертву [Аллаху] барана; [тот, кто придёт ещё позже], будет подобен тому, кто принесёт в жертву [Аллаху] курицу, [а тот, кто придёт ещё позже], будет подобен тому, кто принесёт в жертву [Аллаху] яйцо».
____________
[1] Из этого следует, что тот, кто придёт позже начала хутбы, уже не будет особо отмечен ангелами, которые записывают всех, кто приходит на пятничную молитву до её начала.
Глава 204. Время пятничной молитвы наступает тогда, когда солнце начинает клониться к закату
412. Передают, что Саляма ибн аль-Аква' сказал: «Обычно мы приступали к пятничной молитве с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) тогда, когда солнце начинало клониться к закату, а потом возвращались, [и каждый из нас] следил за [своей] тенью»
___________
[1] Так люди определяли время наступления послеполуденной молитвы, к которой можно было приступать тогда, когда тень становилась примерно вдвое короче роста человека.
Глава 205. О сооружении минбара посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и стоянии на минбаре во время молитвы
413. Передают со слов Абу Хазима , что [однажды] несколько человек, между которыми возник спор относительно того, из какого дерева был сделан минбар [1] [пророка (да благословит его Аллах и приветствует)], пришли к Сахлю ибн Са'ду [и спросили его об этом]. [В ответ им] он сказал: «Клянусь Аллахом, поистине, я знаю, из какого дерева он был [сделан, и знаю], кто его сделал, и я видел посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в тот день, когда он впервые сел на него».
[Абу Хазим] сказал:
Я попросил: «О Абу аль-Аббас [2], так расскажи нам [об этом]». [Тогда Сахль] сказал: «[В своё время] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) послал [человека] к одной женщине [3], [чтобы тот передал ей]: "Вели своему рабуплотнику сделать для меня из дерева [возвышение], с которого я буду обращаться к людям" и тот сделал [этот минбар] с тремя ступенями. Потом посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел, чтобы [минбар] установили на этом месте, а сделан он был из тамариска, [который срубили в] Аль-Габе [4]. И я видел, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поднялся на [этот минбар] и произнёс слова "Аллах велик", а вслед за ним такбир произнесли находившиеся позади него люди. Затем он [совершил поясной поклон] и выпрямился, после чего сошёл вниз, пятясь назад [5], и совершил у подножия минбара земной поклон, а затем [снова поднялся на минбар] и довёл молитву до конца. После этого он повернулся к людям и сказал: "О люди, поистине, я сделал это, чтобы вы следовали за мной и учились тому, как я совершаю молитву"».
____________
[1] Минбар — возвышение в мечети, с которого имам произносит хутбу.
[2] Абу аль-'Аббас — кунья Сахля бин Са'да.
[3] Абу Хазим сказал, что Сахль назвал её имя.
[4] Аль-Габа — пастбище в 20-25 км к северу от Медины.
[5] Пророк поступил так, чтобы не поворачиваться спиной к кибле.
Главы о пятничной молитве
Добавлено: 15 сен 2011, 00:01
Юсуф аль Асари
Глава 206. О том, что говорится в хутбе
414. Передают, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[В своё время] Димад, который был родом из племени азд шануа и умел читать заклинания [от безумия и джиннов], прибыл в Мекку и услышал, как неразумные люди из числа её жителей говорят: "Поистине, Мухаммад — безумец!" [Услышав их речи], он сказал себе: "Почему бы мне не повстречаться с этим человеком? Может быть, Аллах исцелит его через меня" [Некоторое время спустя] он действительно встретился с [пророком (да благословит его Аллах и приветствует)] и сказал: "О Мухаммад, поистине, я умею читать заклинания от [безумия и джиннов], и, поистине Аллах исцеляет через меня, кого пожелает, так не нужно ли тебе это?" [Выслушав его], посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому обращаемся за помощью! Никому не сбить с пути того, кому Аллах указывает путь, а тому, кого Он сбивает с пути, никто его не укажет. Свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник, а затем..." Тут Димад сказал: "Повтори мне эти слова" и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повторил их ему трижды, после чего Димад сказал: "Я слышал слова прорицателей, колдунов и поэтов, но мне не приходилось слышать ничего, подобного этим твоим словам, которые [могут] достичь самого дна моря!" Затем он сказал: "Дай мне руку, и я принесу тебе клятву на верность исламу!" — после чего дал такую клятву пророку (да благословит его Аллах и приветствует) [Выслушав его], посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: "Ты приносишь клятву и за твоих соплеменников?" — на что [Димад] ответил: "И за моих соплеменников" После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) направил [в Йемен] боевой отряд, [путь которого] пролегал через [места обитания] соплеменников [Димада]. Там командир этого отряда спросил [своих бойцов]: "Не забрали ли вы что-нибудь у этих [людей]?" Один из [бойцов] сказал: "Я взял у них сосуд для подмывания" и тогда [командир] велел: "Верните им [этот сосуд], ибо они — соплеменники Димада"».
Глава 207. Громкое произнесение хутбы имамом и её содержание
415. Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к людям с проповедями, глаза его краснели, голос становился ромким, и он гневался, начиная походить на человека, который предупреждает [людей] о приближении [вражеского] войска словами "Враг придёт к вам утром!" или "Враг придёт к вам вечером!" И он говорил: "Я был направлен [к людям] в то время, когда Час этот [1] стал близок [к ним], как [близки] два этих!" — соединяя указательный и средний пальцы. И он говорил: "А затем, поистине, лучшие слова [содержит в себе] Книга Аллаха, лучшее руководство есть руководство Мухаммада, худшими из дел являются [дела] новоизобретённые [2], а всякое нововведение есть заблуждение!" И он говорил: "Я ближе к каждому верующему, чем его собственная душа [3], и если кто-либо оставит после смерти какое-нибудь имущество, то [оно достанется] его семье, если же кто-либо оставит после себя долг больше,или неимущих родственников, то это — мне, и я должен буду [позаботиться об этом [4]]!"»
____________
[1] Имеется в виду День воскресения.
[2] 50:1. Имеется в виду вся 50-я сура Корана.
[3] То есть имею больше прав на него, чем он сам. Как указывается в одном из комментариев, это значит, что каждый верующий должен подчиняться пророку (да благословит его Аллах и приветствует) больше, чем собственной душе. См. также суру 33, аят 6.
[4] Другими словами, возместить долг покойного за счёт общественных средств (байт аль-малъ).
Глава 208. Обращение к людям с краткой хутбой
416. Передают, что Абу Ваиль сказал:
[Однажды] 'Аммар [ибн Ясир] обратился к нам с проповедью, во время которой он говорил недолго, но довёл [до нашего сведения всё, что хотел сказать]. Когда он спустился [с минбара], мы стали говорить: «О Абу аль-Якзан, ты довёл [до нас всё, что хотел сказать], но говорил [слишком] мало. [Как было бы хорошо], если бы ты [говорил] долго!» [В ответ нам] он сказал: «Поистине, я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, продолжительность молитвы и краткость проповеди свидетельствуют о понимании человека [1], так удлиняйте же молитву и сокращайте хутбу, ибо [подчас] красноречие [бывает сродни] колдовству».
_________
[1] Имеются в виду глубокое понимание религии.
Глава 209. Чего нельзя упускать во время хутбы
417.Передают со слов 'Ади ибн Хатима , что как-то раз один человек, который произносил проповедь в присутствии пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Правильным путём идёт тот, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, а тот, кто ослушается их, собьётся с пути». [Услышав его слова], посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты плохой проповедник! Говори: "а тот, кто ослушается Аллаха и Его посланника"»
Глава 210. Чтение Корана на минбаре во время хутбы
418. Передают, что Умм Хишам бинт Хариса ибн ан-Ну'ман сказала: «В течение двух лет или года с лишним мы пользовались одной печью с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и я научилась [суре, в которой говорится] "Каф. Клянусь славным Кораном!'", только от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), читавшего её с минбара каждую пятницу, когда он обращался к людям с проповедью».
Re: "САХИХ МУСЛИМ"
Добавлено: 16 сен 2011, 22:47
Юсуф аль Асари
Глава 211. Знак пальцем во время хутбы
419. Передают со слов Хусейна [ибн 'Абд ар-Рахмана ас-Сулями], что [однажды], увидев, как Бишр ибн Марван [1] стоит на минбаре с [высоко] поднятыми руками [2], 'Умара ибн Руайба воскликнул: «Да обезобразит Аллах эти руки! Я видел, как [в подобных случаях] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал руками только такие движения», и он сделал знак указательным пальцем.
___________
[1] Бишр бин Марван бин аль-Хакам (ум. в 694 г.) в течение короткого времени в конце своей жизни был наместником всего Ирака.
[2] В это время Бишр обращался к Аллаху с мольбой.
Глава 212. Обучение во время хутбы
420. Передают, что Абу Рифа'а [Тамим ибн Усайд] сказал: «[Однажды] я подошёл к пророку , произносившему хутбу, и сказал: "О посланник Аллаха, явился чужеземец [1], который спрашивает о своей религии, ибо не знает, в чём состоит её [суть]" [Услышав это], посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повернулся ко мне, прервал хутбу и подошёл ко мне. После этого ему принесли стул, ножки которого, как мне показалось, были сделаны из железа. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сел на него и принялся обучать меня тому, чему научил его Аллах, а потом [продолжил] свою хутбу и довёл её до конца».
___________
[1] Здесь Абу Рифа'а говорит о самом себе в третьем лице.
Глава 213. О сидении между двумя хутбами во время пятничной молитвы
421. Передают, что Джабир ибн Самурае [сказал]: «[Сначала] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал хутбу стоя, потом присаживался, а потом вставал и [продолжал] читать. Что же касается того, кто сообщил тебе, что [пророк ] читал хутбу сидя, то он солгал, ибо, клянусь Аллахом, я молился вместе с ним более двух тысяч раз».
Глава 214. Облегчение молитвы и хутбы
422. Передают, что Джабир ибн Самура сказал: «Я часто молился вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), молитвы и хутбы которого [никогда] не были ни слишком краткими, ни слишком длинными».
Глава 215. Тому, кто войдёт в мечеть, когда имам будет произносить хутбу, следует совершить молитву
423. Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Как-то раз] в пятницу Сулейк аль-Гатафани явился [в мечеть] в то время, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сидел на минбаре. Сулейк сел, не помолившись, и пророк спросил его: "Совершил ли ты молитву в два раката?"[1] Тот ответил: "Нет" и тогда [пророк ] сказал: "Встань и соверши [эти ракаты]"».
__________
[1] Имеется в виду молитва в два раката в знак приветствия мечети.
Re: "САХИХ МУСЛИМ"
Добавлено: 16 сен 2011, 23:18
Юсуф аль Асари
Глава 216. Необходимо слушать хутбу молча
424. Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если в пятницу, когда имам будет читать хутбу, ты скажешь своему товарищу "Молчи и слушай [внимательно]" то скажешь лишнее» [1].
_________
[1] То есть человек сам отвлекается от слушания, вследствие чего его награда за участие в пятничной молитве также будет неполной.
Глава 217. Достоинство того, кто внимательно и молча слушает имама в пятницу
425. Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Тому, кто [должным образом] совершит омовение, явится на пятничную молитву, помолится [1], [совершив столько ракатов], сколько ему было предопределено, и станет слушать [имама], храня молчание, пока тот не закончит хутбу, а потом совершит с ним [предписанную] молитву, простятся [прегрешения] [2], которые он совершит между этой и следующей пятничной молитвой, а также в течение ещё трёх дней».
____________
[1] Имеется в виду совершение дополнительной молитвы.
[2] Имеются в виду мелкие прегрешения.
Глава 218. О словах Всевышнего «А когда они видят, [что можно заняться] торговлей или [предаться] развлечениям, то расходятся, [устремляясь] к этому, и оставляют тебя стоять»
426. Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что [однажды], когда пророк стоя произносил хутбу, из Шама прибыл караван верблюдов со съестными припасами, и люди стали незаметно покидать [место молитвы, направляясь к этому каравану]. [Это продолжалось до тех пор], пока [в мечети] не осталось только двенадцать человек, и тогда был ниспослан аят, [где сказано]: «А когда они видят,[что можно заняться] торговлей или [предаться] развлечениям, то рас-ходятся, [устремляясь] к этому, и оставляют тебя стоять» (62:11).
Глава 219. Что из Корана читается во время пятничной молитвы
427. Передают, что ан-Ну'ман ибн Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Во время праздничных и пятничных молитв посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обычно читал "Славь имя твоего Высочайшего Господа" [1] и "Дошёл ли до тебя рассказ о Покрывающем?'", а если день праздника приходился на пятницу, то он читал [эти суры] во время обеих молитв».
___________
[1] То есть всю 87-ю суру Корана.
Глава 220. [Дополнительная] молитва в мечети после [обязательной] пятничной молитвы
428. Передают со слов Абу Хурайры , что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если [пожелаете] помолиться после пятничной молитвы, совер шайте молитву в четыре [раката]».
В другой версии [этого хадиса сообщается, что] Сухайль сказал: «[Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал]: "...если же у тебя будет срочное дело, то соверши два раката в мечети, а ещё два раката — после возвращения [домой]"».
Re: "САХИХ МУСЛИМ"
Добавлено: 20 сен 2011, 20:53
Юсуф аль Асари
Глава 221. [Дополнительная] молитва, [совершаемая] дома после [обязательной] пятничной молитвы
429.
Передают, что после пятничной молитвы 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, обычно покидал мечеть и совершал [дополнительную] молитву в два раката у себя дома, после чего говорил: «Так всегда поступал и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».
Глава 222. После пятничной молитвы человеку не следует приступать к дополнительной молитве, пока он не поговорит с кем-либо или не покинет место совершения предыдущей молитвы
430.
'Умар ибн 'Ата передал, что [однажды] Нафи' ибн Джубайр послал его к ас-Са'ибу, сыну сестры Намира, чтобы спросить, как совершал молитву Му'авия, чему [ас-Са'иб] был свидетелем. [В ответ на вопрос 'Умара] он сказал: «Да, мне действительно довелось совершить с ним пятничную молитву в отдельном помещении [1], а после того, как имам произнёс слова таслима, я встал на том же месте, где находился, и совершил [дополнительную] молитву. Войдя [в свои покои, Му'авия] послал за мной, [а когда я явился к нему], он сказал: "Больше не делай так. Совершив пятничную молитву, не приступай [к добровольной], пока не поговоришь [с кем-либо] или не покинешь [своё место], ибо, поистине, [поступать так] нам велел посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) [Он говорил], чтобы мы не совершали одну молитву сразу же после другой, пока не поговорим [с кем-либо] или не покинем [то место, где была совершена предыдущая молитва]"».
_____________
[1] Халиф Му'авия ибн Абу Суфьян приказал устроить для себя в мечети отдельное помещение после покушения, которое совершил на него в 661 г. один из хариджитов.
Глава 223. Строгое предостережение тем,
кто отказывается от участия в пятничной молитве
431.
Аль-Хакам ибн Мина передал со слов 'Абдуллаха ибн 'Умара и Абу Хурайры, что они слышали, как посланник Аллаха , [стоявший] на своём деревянном минбаре, сказал: «Поистине, либо люди прекратят пропускать пятничные молитвы, либо Аллах непременно запечатает сердца их, и они окажутся в числе пренебрегающих» [1]
____________
[1] Здесь речь идёт о людях, которые проявляют невнимательность по отношению
Главы о двух праздниках.
Глава 224. Во время праздничных молитв азан и икама не возглашаются
432.
Передают, что Джабир ибн Самура , сказал: «[В дни] обоих праздников я не раз и не два совершал с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молитвы, перед которыми ни азан, ни икама не возглашались».
Глава 225. Праздничная молитва проводится перед хутбой
433.
Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Во время праздников разговения я присутствовал на молитвах, которые проводили пророк , Абу Бакр, 'Умар и 'Усман, дабудет доволен всеми ими Аллах, и каждый из них проводил молитву перед хутбой, а хутбу произносил потом. [Однажды] пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спустился [с минбара], и я будто и сейчас вижу, как он делает людям знаки рукой, чтобы они уселись, а потом проходит через их [ряды] вместе с Билялом и подходит к женщинам. [Подойдя к ним], он прочитал весь [аят, в котором сказано]: "О пророк! Если придут к тебе верующие женщины, чтобы поклясться, что они не станут ничему поклоняться наряду с Аллахом..." (60:12). Закончив [читать] его, он спросил: "Придерживаетесь ли вы этого?" Никто из них не ответил ему, кроме одной женщины, которая сказала: "Да, о пророк Аллаха" но кто именно [дал ответ] неизвестно». [Тогда пророк ] призвал: "Так подавайте же милостыню", а Билял подставил [полу] своей одежды и сказал: "Подходите, да станут отец мой и мать выкупом за вас!" — после чего они принялись бросать в [полу] одежды Биляла большие кольца [1] и перстни».
____________
[1] Имеются в виду большие кольца с драгоценными камнями или без них, которые женщины носили на руках или на ногах.
Re: "САХИХ МУСЛИМ"
Добавлено: 23 сен 2011, 21:54
Абу Саад
Rinat Abu Muhammad писал(а):Предлагаю братьям, обладающими знанием, в этой ветке писать свои замечания по поводу перевода этой книги, если такие будут иметь место.
Может быть в будущем наши братья из редакции выпускающей эту книгу, в следующем издании выпустят ее в исправленном и доработанном виде.
Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятуху.
Я не обладающий знанием, но тут такие слова.
Издательство "Умма" разъясните:
Страница 899-900 о сыфате "Нузуль":
В отличии от антропоморфистов (мушабиха), которые понимали эти слова буквально, или хариджитов и му'тазилитов, отрицавших достоверность подобных фраз, наши праведные предшественники (саляф) безраздельно верили им, считая, что не следует ни спрашивать "как", то есть отказаться от попыток истолкования их смысла, ни уподоблять Аллаха кому бы то ни было. (Тут все как будто бы верно, но далее следует)
Абу Бакр ибн Фаурак отмечает, что некоторые шейхи огласовывали первое слово этого хадиса даммой, а не фатхой, то есть считали, что здесь следует читать "йунзилю" (велит спуститься), а не "йанзилю" (нисходит), подразумевая, что Аллах посылает к нижнему небу ангела. Подтверждением этому может служить хадис, приводимый ан-Насаи и передаваемый со слов Абу Хурайры и Абу Са'ида аль-Худари. В этом хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Аллах ждет до середины ночи, после чего велит глашатаю сказать: "Найдется ли тот, кто обратится с мольбой, чтобы ему был дан ответ?"
Аль-Куртуби сказал: "Такое понимание устраняет все трудности".
Аль-Байдави сказал: "В силу существования прямых указаний на неприменимость таких понятий, как телесность (джисмийа) и ограниченность местом (тахайуз), когда речь идет об Аллахе, невозможно говорить о Его снисхождении в смысле перемещения на более низкое место. Здесь имеется ввиду свет Его милости, и это значит, что Он переходит от того, что сообразуется с атрибутом величия, требующим проявления гнева и отмщения, к тому, что сообразуется с атрибутом щедрости, который требует проявления сострадания и милости". Ибн Хаджар. Фатх. Т. 3, с. 37.
Неужто Нирша аш'арит и кто проверял книгу и пропустил такой тауиль?
Добавлено: 28 сен 2011, 18:43
A'mash
Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат мой
Ма ша-Аллах, барака-Ллаху фик! Отлично подмечено и весьма важно!
Неужто Нирша аш'арит и кто проверял книгу и пропустил такой тауиль?
Нирша не ученый братья, а переводчик, и тут в этом моменте он сделал ссылку на хафиза Ибн Хаджара и ошибся.
Хорошо известно, что Ибн Хаджар, а также ан-Науауи и Ибн аль-Джаузи и другие известные имамы имели отклонение в вопросах качеств и атрибутов Аллаха, и были в этих вопросах на мнении аш'аритов.
Когда ученых Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом спросили, каково отношение ученых к тем, кто ошибочно истолковывал качества Аллаха, как Ибн Хаджар, ан-Науауи, Ибн аль-Джаузи и др., считать ли их из ученых ахлю-Сунна уаль-джама’а, и можно ли говорить, что они ошиблись в этих вопросах? – они ответили:
“Наше отношение к таким, как Абу Бакр аль-Бакъиляни, аль-Байхакъи, Абуль-Фарадж Ибн аль-Джаузи, Абу Закария ан-Науауи, Ибн Хаджар и им подобным, кто истолковывал некоторые качества Аллаха Всевышнего или исказил их начальный смысл, то мы считаем их из числа великих ученых, посредством знаний которых Аллах оказал пользу умме, да помилует их Аллах и воздаст за нас благом! И они из числа ахлю-Сунна в том, в чем соответствовали сподвижникам и имамам саляфам первых трех поколений, за которых свидетельствовал пророк (мир ему и благословение Аллаха) благом. И они ошиблись в том, в чем пошли в противоречие саляфам и имамам, истолковав ошибочно некоторые качества Аллаха”.
См. “Фатауа аль-Ляджна” 3/241.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал:
“Однако есть такие ученые, о которых свидетельствовали благом, которые не причисляются к какой-либо конкретной заблудшей группе, но в словах которых есть что-то из слов приверженцев нововведений, как это например у Ибн Хаджара и ан-Науауи, да смилуется над ними Аллах”.
См. «Ликъаат Баб аль-мафтух» № 43, вопрос 9.
Надеюсь подобные комментарии не будут добавляться в русских изданиях!
Re: "САХИХ МУСЛИМ"
Добавлено: 07 окт 2011, 18:14
Юсуф аль Асари
Глава 226. Что из Корана читается во время праздничных молитв
434. 'Убайдуллах ибн 'Абдуллах передал, что [однажды] 'Умар ибн аль-Хаттаб спросил Абу Вакида аль-Лейси: «Что [из Корана] читал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), [проводя молитвы] в [дни праздников] жертвоприношения и разговения?» [Абу Вакид] сказал: «Обычно во время [праздничных молитв] он читал "Каф. Клянусь славным Кораном!" [1] и "Приблизился Час этот [2], и раскололась луна" [3]».
__________
[1] 50:1. Имеется в виду вся 50-я сура Корана.
[2] То есть День воскресения.
[3] 50:1. Имеется в виду вся 54-я сура Корана.
Глава 227. Добровольная молитва не совершается на месте проведения праздничной молитвы ни до, ни после неё
435. Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что в день [праздника] жертвоприношения (или: разговения) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), вышел [за пределы Медины] и провёл [с людьми праздничную] молитву в два раката, не совершив [добровольной] молитвы ни до, ни после неё. Затем, подойдя вместе с Билялом к женщинам, он велел им подавать милостыню [в пользу неимущих], и [все женщины] стали бросать [Билялу] свои [золотые и серебряные] серьги и ожерелья из кусочков благовоний.
Глава 228. О присутствии женщин на праздничных молитвах
436. Передают, что Умм Атыйя, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам приводить [на молитвы] в [дни праздников] разговения и жертвоприношения зрелых девушек ('аватик [1]) женщин, у которых были месячные, и тех, кто [находился за] занавесками (зават аль-худур) [2], [сказав]: "Что же касается женщин, у которых [в это время] будут месячные, пусть они не молятся, но принимают участие в [прочих] благих [делах] и обращаются с мольбами к Аллаху вместе со [всеми] мусульманами" Я сказала: "О посланник Аллаха, у некоторых из нас [даже] нет покрывала',' и [тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: "Пусть [такой женщине одолжит] покрывало её сестра [по вере]"».
__________
[1] Аватик — девушки, достигшие половой зрелости, или близкие к её достижению.
[2] зават аль-худур - девушки на выданье, которые в присутствии посторонних сидят за занавесками.
Глава 229. Что девушкам можно говорить во время праздника
437. Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[Однажды] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вошёл ко мне в то время, когда у меня находились две девушки [1], певшие песню о Бу'асе [2], лёг на постель и отвернулся. [Спустя некоторое время ко мне] вошёл Абу Бакр и принялся ругать меня: "[Как может] свирель шайтана [звучать] в присутствии посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однако посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повернулся к нему и сказал: "Оставь их" [3], а когда [Абу Бакр] отвлёкся, я сделала девушкам знак, и они вышли. Это был день праздника, и негры играли [в мечети] обитыми кожей щитами и копьями [4]. [Не помню], то ли я обратилась к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с просьбой, то ли он сам спросил: "Ты хочешь посмотреть?" Я сказала: "Да'' и тогда он поставил меня позади себя. Я прижималась щекой к его щеке, а он говорил: "Продолжайте, о сыны Арфида [5]". Когда это наскучило мне, [пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] спросил: "Довольно тебе?" Я ответила: "Да" и он сказал: "Тогда ступай"».
____________
[1] Имеются в виду девочки или рабыни.
[2] Ауситы и хазраджиты продолжали враждовать ещё некоторое время, пока не примирились окончательно, приняв ислам. Впоследствии людей из этих племён стали называть ансарами.
[3] Петь без использования музыкальных инструментов разрешалось только девочкам или рабыням, собиравшимся в своём кругу по случаю праздников или каких-либо торжеств. См. суру 31, аяты 6-7.
[4]Здесь речь идёт о демонстрации умения владеть оружием.
[5] Арфид —полумифический прародитель эфиопов.
Главы о молитве путника
Глава 230. Сокращение молитвы путником, который находится в безопасности
438. Передают, что Я'ля ибн Умайя сказал:
[Однажды, разговаривая] с 'Умаром ибн аль-Хаттабом Я [прочитал аят, в котором говорится]: «Если же, странствуя по земле, вы убоитесь, что те, которые не веруют, подвергнут вас испытанию [1], и будете сокращать молитву, то не [понесёте бремя] греха» (4:101), [и сказал ему]: «Но ведь сейчас люди находятся в безопасности!» [В ответ мне] он сказал: «[Когда-то и] я удивился тому же, что удивило тебя, и спросил об этом посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на что он сказал: "[Это [2] — садака, которую подал вам Аллах, так примите же Его садаку!"»
____________
[1] В данном случае имеется в виду угроза нападения.
[2] Имеется в виду разрешение сокращать молитвы, если человек находится в пути.
Re: "САХИХ МУСЛИМ"
Добавлено: 07 окт 2011, 18:36
Юсуф аль Асари
439. Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Через вашего пророка Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) предписал совершать молитву в четыре [раката тем, кто живёт] на одном месте, молитву в два раката [тем, кто находится] в пути, и молитву в один ракат [тем, кто испытывает] страх» [1]
___________
[1] Имеются в виду молитвы, совершаемые во время ведения боевых действий.
Глава 231. Какое расстояние необходимо покрыть, чтобы это могло служить основанием для сокращения молитв .
440. Передают, что Анас ибн Малик сказал: «[Однажды] мы вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершили полуденную молитву в четыре раката в Медине, достигнув же Зу-ль-Хулейфы, мы совершили послеполуденную молитву в два раката [1]»
_____________
[1] Наименьшая продолжительность поездки, во время которой действуют некоторые облегчения, равна трём дням. См. также комментарий XVIII.
Глава 232. Сокращение молитв во время хаджжа
441. Передают, что Анас ибн Малик сказал: «[В своё время] мы двинулись в путь из Медины в Мекку вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который совершал все [обязательные] молитвы в два раката. [1]
[Передатчик этого хадиса сказал]: «Я спросил: "А сколько времени [пророк (да благословит его Аллах и приветствует), пока не вернулся [в Медину]». ] пробыл в Мекке?" —и он сказал: "Десять [дней]"».
В другой версии [этого хадиса сообщается, что Анас сказал]: «Мы выступили из Медины, [направляясь] в [Мекку для совершения] хаджжа...[2]»
____________
[1] Исключение составляли закатные молитвы, которые всегда состоят из трёх ракатов независимо от того, в пути они совершаются или на постоянном месте жительства.
[2] Таким образом, здесь речь идёт о прощальном паломничестве пророка.
Глава 233. Сокращение молитв в Мине [1]
442. Передают, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Находясь в] Мине [во время хаджжа], пророк , Абу Бакр и Умар [всегда] совершали молитвы путника [2], [что же касается] 'Усмана, то [он поступал так же] в течение восьми (или, шести) лет [своего правления]» [3]
Хафс [Ибн 'Асим] [4]. сказал: «Ибн 'Умар всегда совершал в Мине молитвы в два раката, а потом ложился на свою постель. [Однажды] я сказал ему: "О дядя, [было бы хорошо], если бы после этого ты совершил [дополнительную молитву] в два раката" на что он сказал: "Если бы я сделал это, то непременно совершил бы [обязательную] молитву полностью"».
___________
[1] Мина — долина близ Мекки, где паломники, совершающие хаджж, бросают камешки в каменные столбы, символизирующие собой Иблиса.
[2] Иначе говоря, сокращали все обязательные молитвы, за исключением закатной.
[3] См. комментарий XIX.
[4] Хафс Ибн 'Асим — один из передатчиков этого хадиса.
Глава 234. Объединение двух молитв в пути
443. Передают со слов Анаса ибн Малика что, если пророку (да благословит его Аллах и приветствует) находившемуся в пути, надо было спешить, он откладывал полуденную молитву до начала времени послеполуденной, после чего объединял их. И он откладывал закатную молитву до того времени, когда гасла вечерняя заря, а потом совершал её вместе с вечерней.
Глава 235. Объединение двух молитв на постоянном месте жительства
444. Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Бывало так, что], находясь в Медине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней [в такие дни], когда [городу ничто] не угрожало и не было дождя».
В той версии этого хадиса, [одним из передатчиков которой был] Ваки', [сообщается, что Са'ид ибн Джубайр711] сказал: «Я спросил Ибн 'Аббаса: "Почему [пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] делал это?" — и он сказал: "Чтобы не доставлять затруднений [членам] своей общины"».
_____________
[1] Са'ид ибн Джубайр слышал этот хадис от самого Ибн 'Аббаса.
Re: "САХИХ МУСЛИМ"
Добавлено: 15 окт 2011, 18:28
Юсуф аль Асари
Глава 236. Совершение молитвы на месте [отдыха] во время дождя
445. Передают, что [однажды] холодной, ветреной и дождливой ночью Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, призвал людей на молитву. Он завершил свой призыв словами: «Молитесь на своих местах, молитесь на своих местах», а потом сказал: «Находясь в пути холодной или дождливой ночью, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обычно повелевал муаззину [призвать людей к молитве, а после азана] сказать: "Молитесь на своих местах" [1].
________________
[1] То есть на тех местах, где вы расположились на отдых.
Глава 237. Отказ от совершения дополнительных молитв в пути »
446. Передают, что Хафс ибн 'Асим сказал:
[Однажды, когда] я сопровождал направлявшегося в Мекку Ибн 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, он провёл с нами полуденную молитву в два раката и пошёл вперёд, а мы последовали за ним. Он подошёл к тому месту, где находилась его поклажа, и сел, мы же сели рядом с ним. Через некоторое время [Ибн 'Умар] случайно посмотрел [на то место], где он молился, увидел там стоящих людей и спросил: «Что они делают?» Я ответил: «Совершают добровольную молитву». Он сказал: «Если бы я совершал [в пути] добровольные молитвы, то совершил бы [обязательную] молитву полностью. О сын моего брата, поистине, мне приходилось сопровождать посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который никогда не совершал в пути [предписанных молитв] более чем в два раката, пока Аллах не забрал его [душу]. И мне приходилось сопровождать Абу Бакра , который никогда не совершал [в пути предписанных молитв] более чем в два раката, пока Аллах не забрал его [душу], и мне приходилось сопровождать "Умара, который никогда не совершал [в пути предписанных молитв] более чем в два раката, пока Аллах не забрал его [душу], и я сопровождал 'Усмана, который [тоже] никогда не совершал [в пути предписанных молитв] более чем в два раката [1], пока Аллах не забрал его [душу], а Аллах Всевышний сказал: "Посланник Аллаха [являет собой] прекрасный пример для вас" (33:21)».
_____________
[1] Как сообщается в хадисе № 442, 'Усман не делал этого в течение первых шести или восьми лет своего правления, в дальнейшем же, находясь в Мине во время хаджжа, он стал совершать полуденные, послеполуденные и вечерние молитвы в четыре раката.
Глава 238. Совершение добровольной молитвы путником, сидящим верхом на верблюдице
447. Передают, что Ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) часто совершал добровольные молитвы и витр сидя верхом на своей верблюдице, куда бы она ни направлялась, но обязательных молитв сидя на ней верхом он не совершал».
Глава 239. Тому, кто вернётся домой после поездки, желательно совершить в мечети молитву в два раката
448. Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды во время] военного похода, в котором я участвовал вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), мой верблюд выбился из сил и стал отставать. [Из-за этого] посланник Аллаха приехал [в Медину] раньше меня, а я добрался [до города только] к утру и пришёл в мечеть, у дверей которой увидел [посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Он спросил: "Ты приехал только сейчас?" Я ответил: "Да" Он сказал: "Тогда оставь своего верблюда, войди и соверши молитву в два раката", и я вошёл [в мечеть] и помолился, а потом вернулся [к нему]».
Глава 240. Что было сказано о молитве, совершаемой под воздействием страха
449. Передают, что Джабир ибн 'Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
Мы вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) участвовали в военном походе на людей из [племени] джухайна, и они вступили с нами в жестокий бой. Когда мы приступили к совершению полуденной молитвы, многобожники стали говорить [друг другу]: «Если мы нападём на них [сейчас], то сможем уничтожить их поодиночке». Джибрил сообщил об этом посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), [который передал его слова] нам и сказал: «И [многобожники] говорили: "[Скоро] настанет [время] молитвы, которую [мусульмане] любят больше [собственных] детей"». Когда настало время послеполуденной молитвы, [пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] выстроил нас в два ряда, что же касается многобожников, то они находились меж нами и киблой. После этого посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс слова «Аллах велик», и мы тоже произнесли их. Потом он совершил поясной поклон, и мы тоже совершили его, потом он склонился в земном поклоне, и [его примеру последовали люди, находившиеся в] первом ряду, а когда они встали, земной поклон совершили [находившиеся во] втором ряду. Затем первый ряд отодвинулся назад, а второй выдвинулся вперёд и занял место первого, после чего посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс слова «Аллах велик», и мы тоже произнесли их. Потом он совершил поясной поклон, и мы тоже совершили его. Потом он склонился в земном поклоне, и [его примеру последовали люди, находившиеся в] первом ряду, тогда как [находившиеся во] втором ряду остались стоять. Когда же земной поклон совершили [и находившиеся во] втором ряду, все сели, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнёс слова «Мир вам и милость Аллаха».
Re: "САХИХ МУСЛИМ"
Добавлено: 15 окт 2011, 18:56
Юсуф аль Асари
Глава 241. Молитва во время солнечного затмения
450. Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
[Когда] при жизни посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) случилось солнечное затмение, он стал молиться [вместе с людьми]. [Сначала] он очень долго стоял, потом совершил очень долгий поясной поклон, потом [выпрямился и снова] стоял очень долго, но меньше, чем в первый раз. Затем он совершил [ещё один] очень долгий, но более короткий, чем первый, поясной поклон, после чего совершил земной поклон. Потом он встал и стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а потом склонился в долгом поясном поклоне, который занял меньше времени, чем первый. Потом он выпрямился и стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а потом совершил земной поклон и завершил [молитву], когда уже [ничто не мешало видеть]солнце, после чего обратился к людям с хутбой. Воздав хвалу Аллаху и восславив Его, [посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: «Поистине, солнце и луна относятся к числу знамений Аллаха. [Что же касается солнечных и лунных] затмений, то ни смерть, ни рождение никого [из людей] причиной их не являются [1], а если вы увидите, [что начинается затмение], произносите слова "Аллаху акбар", взывайте к Аллаху, молитесь и раздавайте милостыню. О [члены] общины Мухаммада, поистине, когда раб или рабыня [Аллаха] совершает прелюбодеяние, никто не ревнует [2] сильнее Аллаха! О [члены] общины Мухаммада, клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что известно мне, то, конечно же, плакали бы много, а смеялись мало! Разве не довёл я [это до вашего сведения]?»
451. Передают, что Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда случилось солнечное затмение, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил молитву [в два раката] с восемью поясными и четырьмя земными поклонами» [3]
______________
[1] В «Сахихе» аль-Бухари (1043) приводится хадис аль-Мугиры ибн Шу'бы, который сказал: «В день смерти [малолетнего сына] посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) Ибрахима произошло солнечное затмение, и люди стали говорить: "Затмение началось из-за смерти Ибрахима"». (Затмение, о котором упоминается в данном хадисе, произошло в 631 г.)
[2] Имеется в виду не только ревность как таковая, но и любые проявления гнева, вызванные такими действиями человека, которые задевают честь и достоинство других людей..
[3] Как сообщается в других хадисах, приводимых Муслимом, эта молитва пророка М состояла из двух ракатов с двумя или тремя поясными поклонами в каждом ракате.
Глава 242. Моление о ниспослании дождя
452. Передают со слов 'Абдуллаха ибн Зайда аль-Ансари что [однажды] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вышел [за пределы Медины и направился] к [избранному им] месту моления о ниспослании дождя, а перед тем как обратиться к Аллаху с мольбой, он повернулся лицом к кибле и надел свою накидку по-другому» [1]
В другой версии [этого хадиса сообщается, что 'Абдуллах ибн Зайд сказал]: «Он повернулся спиной к людям, а к кибле — лицом, стал обращаться к Аллаху с мольбой и надел свою накидку по-другому, а потом совершил молитву в два раката».
___________
[1] То есть изнаночной стороной наверх, наизнанку, в результате чего её правая сторона оказалась слева, а левая —справа.
453. Передают, что Анас сказал: «[Однажды], когда мы находились вместе с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), нас застиг дождь. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) [немного] распахнул [верхнюю] одежду так, что [капли] дождя стали падать на его [тело]. Мы спросили: "О посланник Аллаха, почему ты сделал это?" — и он сказал: "Потому, что он [1] совсем недавно был у своего Господа"».
_____________
[1] То есть дождь, капли дождя.
Глава 243. Обращение к Аллаху с мольбой о защите в таких случаях, когда усиливается ветер и появляются тучи, и проявление радости в связи с выпадением дождя
544. Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда начинал бушевать ветер, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обычно говорил: "О Аллах, я прошу Тебя о его благе, благе того, что он в себе несёт, и благе того, что с ним было послано, и прибегаю к Твоей защите от его зла, зла того, что он в себе несёт, и зла того, что с ним было послано!" [Аллахумма, инни ас'алю-ка хайра-ха, ва хайра ма фи-ха, ва хайра ма урсилят би-хи, ва а'узу би-ка мин шарри-ха, ва шарри ма фи-ха, ва шарри ма урсилят би-хи!) Когда небо покрывалось тучами, цвет [лица пророка (да благословит его Аллах и приветствует)] менялся, он выходил из дома и заходил обратно, ходил вперёд и назад, когда же начинался дождь, он успокаивался, о чём я узнавала по [выражению] его лица».
['Аиша передала, что однажды] она спросила [пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о причине этого], и он сказал: О 'Аиша, ведь, может быть, [это то, о чём] говорили 'адиты! [Аллах Всевышний сказал]: «Увидев [закрывающую горизонт] тучу, которая надвигалась на их долины, они сказали: "Это — туча, которая принесёт нам дождь", [однако Худ сказал]: "Нет! Это то, что вы торопили, — ветер, [несущий] в себе мучительное наказание"» (46:24).
Глава 244. Ветры сабо и дабур
545. Передают со слов Ибн 'Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Победа была дарована мне посредством сабы [1], а 'адиты были погублены дабуром. [2]
____________
[1] Саба— название восточного ветра. Здесь имеется в виду помощь, оказанная пророку во время Битвы у рва. См. примечание к хадису под № 224.
[2] Аабур —название западного ветра, который обычно приносил с собой пыльные бури и зной. Во многих аятах Корана сообщается, что 'адиты были истреблены за неповиновение направленному к ним пророку Худу именно этим ветром.
КНИГА О ПОХОРОНАХ
Добавлено: 16 окт 2011, 22:24
Юсуф аль Асари
6. КНИГА О ПОХОРОНАХ
Глава 1. О посещении больных
456.
Передают, что 'Абдуллах ибн 'Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «[Однажды, когда] мы сидели в обществе посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), к нему подошёл кто-то из ансаров, поприветствовал его и отошёл назад. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил [его]: "О брат ансаров [1], как чувствует себя брат мой Са'д ибн 'Убада?" [2] [Этот человек] ответил: "Хорошо" Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: "Кто из вас навестит его?" — и мы поднялись со своих мест вместе с ним. Нас было больше десяти человек, и ни на ком не было ни сандалий, ни кожаных носков, ни головных уборов, ни рубах. Мы шли по солончакам [в чём были], пока не пришли к нему, [и тогда] люди, окружавшие [больного], отошли назад, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) подошёл к нему вместе с теми, кто его сопровождал».
_____________
[1] То есть один из ансаров.
[2] В то время Са'д был болен.
Глава 2. Что следует говорить у постели больного или покойного
457.
Передают, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: [Однажды] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда будете находиться у [постели] больного (или: покойного), говорите [только] благие [слова], ибо, поистине, что бы вы ни сказали, ангелы станут говорить "Амин"». [Умм Саляма] сказала:
Когда умер Абу Саляма, я пришла к пророку и сказала: «О посланник Аллаха, Абу Саляма умер». [Выслушав меня, пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: «Говори "О Аллах, прости меня и его и даруй мне хорошую замену ему" (Аллахумма, гфир ли ва ля-ху, ва а'кыб-ни мин-ху 'укба хасанатан)». И я произнесла [эти слова], а потом Аллах дал мне взамен того, кто был для меня лучше [Абу Салямы], — Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) [1]
_____________
[1] Умм Саляма имеет в виду, что после смерти своего первого мужа Абу Салямы она стала женой пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Глава 3. [Желательно] внушать умирающим, что [им следует
произносить слова] «Нет бога, кроме Аллаха»
458.
Передают, что Абу Са'ид аль-Худри сказал:
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Внушайте [1] своим умирающим, что [им следует произносить слова] "Нет бога, кроме Аллаха"».
_____________
[1] То есть подсказывайте им.
Глава 4. Аллах желает встречи с тем, кто желает встретиться с Аллахом
459.
Передают, что 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: [Однажды] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах желает встречи с тем, кто желает встречи с Аллахом, и не желает встречи с тем, кто не желает встречаться с [Ним]». Я спросила: «О пророк Аллаха, [ты имеешь в виду] нежелание смерти? [Но ведь] никто из нас не хочет умирать!» [На это пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: «Дело не в этом, а в том, что, когда верующий получает радостную весть о милости Аллаха, Его благоволении и Его Рае, он [начинает] желать встречи с Аллахом [1], и Аллах желает встречи с ним [2].
[Что же касается] неверного, то, поистине, когда он получает весть о мучениях, [которым подвергнет его] Аллах, и [ожидающем его проявлении] гнева Аллаха, встреча с Аллахом становится для него ненавистной, и Аллаху [тоже] ненавистна встреча с ним». сказал: «Аллах желает встречи с тем, кто желает встречи с Аллахом, и не желает встречи с тем, кто не желает встречаться с [Ним]».
В той версии этого хадиса, которую Шурайх ибн Хани передаёт со слов Абу Хурайры, сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Аллах желает встречи с тем, кто желает встречи с Аллахом, и не желает встречи с тем, кто не желает встречаться с [Ним]»
В той версии этого хадиса, которую Шурайх ибн Хани передаёт со слов Абу Хурайры, сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах желает встречи с тем, кто желает встречи с Аллахом, и не желает встречи с тем, кто не желает встречаться с [Ним]».
Шурайх ибн Хани сказал: «[Услышав эти слова], я пришёл к 'Аише и сказал: "О мать правоверных, я слышал, как Абу Хурайра передал слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но если дело действительно обстоит так, то [все] мы погибли!" [На это 'Аиша] сказала: "Погиб тот, кого назвал погибшим посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но о каких [словах ты говоришь]?" [Я сказал ей, что Абу Хурайра передал, что] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Аллах желает встречи с тем, кто желает встречи с Аллахом, и не желает встречи с тем, кто не желает встречаться с [Ним]" и [воскликнул]: "Но ведь никто из нас не хочет умирать!" [Выслушав меня, 'Аиша] сказала: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) действительно сказал это, но он имел в виду не то, о чём говоришь ты. [Подразумевалось, что] Аллах желает встречи с таким человеком, который желает встречи с Ним, когда взор его угасает, сам он издаёт предсмертные хрипы, кожа его содрогается, а пальцы сводит судорога. Что же касается того, кто не желает встречи с Аллахом [в подобных обстоятельствах], то Аллах тоже не желает встречи с [таким человеком]"».
________________
[1] Речь идёт о верующем, который незадолго до смерти получает радостную весть о награде Аллаха, которая ожидает его за благие дела.
[2] Здесь подразумевается, что Аллах выражает такому человеку Своё благоволение.
Глава 5. О том, что человеку, который находится при смерти, следует ждать от Аллаха Всевышнего только хорошего
460.
Передают, что Джабир сказал: «Я слышал, как за три дня до своей смерти пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Любой из вас должен встречать смерть, не иначе как ожидая от Аллаха только хорошего" [1]
____________
[1] Иными словами, надеясь на милосердие и прощение Аллаха.
Re: "САХИХ МУСЛИМ"
Добавлено: 16 окт 2011, 22:51
Юсуф аль Асари
Глава 6. Закрывание глаз покойного и обращение с мольбами за того, кто находится при смерти
461. Передают, что Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, сказала: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вошёл к Абу Саляме, когда взор того уже угас. Он закрыл ему глаза и сказал: «Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним». Близкие [покойного] стали громко причитать, и тогда [пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: «Не призывайте на себя ничего, кроме блага [1], ибо, поистине, после любых ваших слов ангелы станут говорить "Амин"». А потом он сказал: «О Аллах, прости Абу Саляме, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником [2] для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу, и освети её для него!» (Аллахумма гфир ли-Аби Саляма, ва-рфа' дараджата-ху фи-лъ-махдиййина, ва-хлюф-ху фи 'акыби-хи фи-ль-габирина, ва- гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба лъ-'алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи, ва наввир ля-ху фи-хи).
____________
[1] То есть не говорите «Горе мне!» и не произносите слов, подобных этим.
[2] То есть замени его Собой, Своими заботами.
Глава 7. Покрывание покойного
462. Передают, что мать правоверных 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) умер, [тело] его покрыли плащом (хибара)» [1] .
____________
[1] Хибара или хабара - йеменский плащ.
Глава 8. О духе верующего и духе неверного
463. Передают, что Абу Хурайра сказал: «После того, как дух верующего покидает [тело], его встречают два ангела и возносят [к небесам]...»
Хаммад [1] сказал: «После этого [Абу Хурайра] упомянул о приятном аромате, [исходящем от духа покойного], и о мускусе».
[Абу Хурайра] сказал: «[При виде его] обитатели небес говорят: "С земли явился благой дух! Да благословит Аллах тебя и то тело, в котором ты обитал" и [этот дух] возносят к его Господу, а затем [Господь] говорит: "Уведите его, [и пусть он дожидается] истечения срока"» [2]
Абу Хурайра сказал: «[Что же касается] неверного, то после того, как его дух покидает [тело]...»
Хаммад сказал: «После этого [Абу Хурайра] упомянул о зловонии, [исходящем от духа покойного], и о проклятии».
[Абу Хурайра] сказал: «[Когда] обитатели небес [увидят его], они будут говорить: "С земли явился мерзкий дух!" — и будет сказано: "Уве-дите его, [и пусть он дожидается] истечения срока"».
[Абу Хурайра] сказал: «И, [сказав это], посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) накинул на нос край одежды из тонкой ткани, в которую он был одет, — вот так» [3]
_____________
[1] Хаммад — передатчик этого хадиса.
[2] То есть Дня воскресения.
[3] Последние слова означают: Абу Хурайра показал, как именно это было сделано.
Глава 9. О проявлении терпения при первом потрясении
464. Передают, что Анас ибн Малик сказал: «Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), проходивший мимо какой-то женщины, которая стояла [у могилы] ребёнка, [остановился] и сказал [ей]: "Бойся Аллаха и проявляй терпение". [Женщина, не знавшая его в лицо], воскликнула: "А что тебе до горя, которое постигло меня?!" [Когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ушёл, ей сказали: "Это же был посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) — и она сама чуть не умерла [от страха, услышав это]. Спустя некоторое время [эта женщина] пришла к дверям [дома пророка (да благословит его Аллах и приветствует)] и не обнаружила там привратников [1]. [Встретившись с пророком (да благословит его Аллах и приветствует) она сказала ему: "О посланник Аллаха, я не знала тебя [в лицо]!" — он же сказал ей: "Поистине, терпение [больше всего необходимо] проявлять при первом потрясении" [2].
____________
[1] Это удивило женщину, считавшую, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) должен был жить в роскоши.
[2] Имеется в виду, что человек получит награду за проявление терпения в первое время после внезапно обрушившегося на него горя, и именно такое терпение следует считать совершенным [Навави. Минхадж].
Глава 10. Награда, уготованная человеку, который станет проявлять терпение, если у него умрут дети »
465. Передают со слов Абу Хурайры что [однажды] посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал женщинам из числа ансаров: «Любая из вас, у которой умрут трое детей и которая станет проявлять терпение в надежде на награду Аллаха, непременно войдёт в Рай». Одна женщина спросила: «А если [умрут] двое, о посланник Аллаха?» — и [пророк (да благословит его Аллах и приветствует)] сказал: «[И если умрут] двое».
[В той версии этого хадиса, которая передаётся] с другим иснадом и относится к категории марфу, [сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал]: «Любого из мусульман, у которого умрут трое детей, Огонь коснётся только во исполнение клятвы» [1] .
_____________
[1] Что касается исполнения клятвы, то речь идёт о словах Аллаха Всевышнего «И нет среди вас такого, кто не подойдёт [к Аду]» (19:71). Под этим подходом (вуруд) имеется в виду прохождение по Сырату, то есть мосту, перекинутому над Адом, да избавит нас от него Аллах! [Навави. Минхадж]