1389 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Идите впереди меня, а мою спину предоставьте ангелам».
Этот хадис передали Ибн Са’д в «ат-Табакъат» и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 7/117 со слов Джабира ибн ‘Абдуллах. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1389, «ас-Сильсиля сахиха» 1557.
________________________________________________
Сообщается, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал: «Обычно, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выходил из своего дома, мы шли впереди него, а тыл его предоставляли ангелам». Этот хадис передали аль-Хаким 4/281 и Ибн Хиббан 6312, а имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани назвали его достоверным. См. «ас-Сильсиля сахиха» 4/79.
1390 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Убери с дороги то, что мешает людям, и (это будет записано) тебе как садакъа».
Этот хадис передали Ахмад 4/422 и 423, Ибн Са’д 4/299, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 228, Ибн Наср в «ас-Солят» 1/222, 224 со слов Абу Барзы аль-Аслями. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1390, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1558.
________________________________________________
Сообщается, что Абу Барза аль-Аслями сказал: «(Однажды) я сказал: “О посланик Аллаха, укажи мне на такое дело, благодаря которому я смогу войти в рай”. (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Убери с дороги по которой ходят люди то, что им мешает”».
1391 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Придерживай свой язык!».
Этот хадис передали Ибн Нафи’ и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» со слов аль-Хариса ибн Хишама. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1391, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 890.
1392 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Придерживай свой язык, (чтобы сказанное тобой не обернулось) против тебя1, (считай) дом твой (достаточно) просторным для тебя2и плачь о грехах твоих!».
Этот хадис передали ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 134, Ахмад 5/259 и ат-Тирмизи 2406 со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира. ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1392, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 890.
________________________________________________
1. То есть: "говори лишь то, что принесёт тебе пользу в обоих мирах и не сможет тебе повредить". См. «Сады праведных» имама ан-Науауи (изд. на русс. яз.), ком. к хадису №1521, пер. А. Нирша. 2. Это значит: "занимайся такими делами, которые потребуют твоего присутствия дома и будут препятствовать твоему общению с посторонними людьми". В данном случае имеются в виду различные виды поклонения Аллаху Всевышнему. Там же.
________________________________________________
Сообщается, что ‘Укъба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил: “О посланник Аллаха, что (может привести к) спасению?”, - (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: "Придерживай свой язык ..."».
1393 – Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Придерживай свои руки!».
Этот хадис передали аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 1421 и ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 818 со слов Асуада ибн Асрама. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1393, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1560.
________________________________________________
Передают со слов Асуада ибн Асрама аль-Мухариби о том, что однажды он сказал: «О посланник Аллаха, дай мне наставление!». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Придерживай свои руки!».
1394 - Сообщается, что Абу Хурайра 1 сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Мать Корана – это семь часто повторяемых2и Великий Коран».
Этот хадис передали Ахмад 2/448, аль-Бухари 4704, Абу Дауд 1457, ат-Тирмизи 2875, 3124, 3125, ан-Насаи 914, ат-Тахауи в «аль-Мушкиль аль-асар» 2/78, аль-Хаким 1/557, который сказал: «Достоверный хадис соответствующий условиям Муслима». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1394.
________________________________________________
1. В «Джами’ ас-сагъир» имама ас-Суюты сказано, что этот хадис передал Абу Бакр, однако это не так. Он передается со слов Абу Хурайры, о чем сказал имам аль-Мунауи в комментариях к этому хадису. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1/295. 2. В «ан-Нихайа» сказано: «Такое название ей дали из-за того, что она повторяется в каждой молитве». См. «‘Аун аль-Ма’буд».
1395 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Моя община (умма) - “аль-гъурруль-мухаджжалуна”1».
Этот хадис передали Саммууйах и ад-Дыяъ аль-Макъдиси со слов Джабира ибн ‘Абдуллах. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1395.
________________________________________________
1. То есть, отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №110, пер. А. Нирша.
________________________________________________
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: "Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, в День воскресения к членам моей общины будут обращаться, называя их “гъурран мухаджжалина” из-за следов омовения2, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду3, сделает это». Этот хадис передали Малик 60, Ахмад 2/400, аль-Бухари 136, Муслим 246, Ибн Маджах 4306.
________________________________________________
2. Имеется в виду, что эти места будут сиять. См. «Мухтасар Сахих аль-Бухари» №110, пер. А. Нирша. 3. Речь идёт об усилении сияния, что может быть достигнуто за счёт совершения омовения должным образом. Там же.
1396 - Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это моя община - община, к которой будет проявлено милосердие. Она не будет наказана в будущей жизни, но наказание постигнет ее в в этом мире. (Это будут) испытания (фитан), землетрясения, убийства и (всякие) бедствия”».
Этот хадис передали Ахмад 4/410, 418, Абу Дауд 4278, ат-Табарани в «Му’джам ас-Сагъир» 5, аль-Хаким 4/444, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 9799. Аль-Хаким назвал иснад этого хадиса достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Хафиз ибн Хаджар в «Базль аль-ма’ун» (2/54) сказал: «Его иснад хороший». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1396, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 959.
1397 - Передают со слов ‘Абдуллы ибн Бусра о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения, (члены) моей общины будут с белыми лицами из-за (следов) земных поклонов (которые они совершали во время молитвы) и белыми кольцами на руках и ногах из-за (того, что совершали) омовение».
Этот хадис передали Ахмад 4/189, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» 55/114/1-2 и ат-Тирмизи 607, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1397, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2836.
1398 - Передают со слов ‘Усмана ибн Абуль-‘Аса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Возглавляй людей своего племени в молитве, а тот, кто возглавляет людей в молитве, пусть облегчает ее, ибо поистине, среди них могут быть старые, среди них могут быть больные, среди них могут быть слабые, и среди них могут быть те, у кого есть какие-то дела. А когда кто-нибудь из вас молится в одиночку, пусть совершает молитву (так долго,) как пожелает».
Этот хадис передал Муслим 468. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1398.
1399 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Твоя мать, потом твоя мать, потом твоя мать, потом твой отец, а потом твои ближайшие родственники».
Этот хадис передали Ахмад 5/3, 5, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 3, Абу Дауд 5139, ат-Тирмизи 1897, аль-Хаким 3/642, 4/150 со слов Му’ауии ибн Хайды; Ибн Маджах 3658 со слов Абу Хурайры. ат-Тирмизи сказал: «Хороший хадис». Аль-Хаким назвал иснад хадиса достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1399, «Ируауль-гъалиль» 837.
________________________________________________
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: “О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?”. Он сказал: “Твоя мать”. (Этот человек) спросил: “А кто потом?”. Он сказал: “Твоя мать”. (Человек) спросил: “А кто потом?”. Он сказал: “Твоя мать”. (Человек снова) спросил: “А кто потом?”, — (и тогда) он сказал (ему): “Твой отец”». Этот хадис передали Ахмад 2/327, 391, аль-Бухари 5971 и в «аль-Адабуль-муфрад» 5, 6, Муслим 2548, Ибн Маджах 3658.
В той версии этого хадиса, которую приводит имам Муслим, сообщается, что этот человек спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин хорошего обхождения?», — (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Твоя мать, потом твоя мать, потом твой отец, а потом твои ближайшие (родственники)».
1400 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Твоя мать, твой отец, твоя сестра, твой брат, а (потом) твои ближайшие (родственники)».
Этот хадис передали Абу Я’ля, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 7413, аль-Хаким 3/611 со слов Са’са’а аль-Муджаша’и; аль-Хаким 4/151 со слов Абу Римсы; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» со слов Усамы ибн Шарика. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1400, «Ируауль-гъалиль» 834, 837, 2163.
1401 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда прочитают:“... غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ” ("... не тех, на кого пал гнев, и не заблудших" 1), говорите: “Амин!”».
Этот хадис передал Ибн Шахин в «ас-Сунна» со слов ‘Али. Это сокращенная версия хадиса, который был приведен под №707. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1/296. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1401.
________________________________________________
1. Сура «аль-Фатиха», 1:7.
________________________________________________
«Когда прочитают ...» - то есть, когда это прочитает имам во время молитвы, или прочитает кто-нибудь из вас вне ее.
“... غَيرِ المَغضُوبِ عَلَيهِمْ وَلاَ الضَّالِّينَ” - то есть, когда завершит его читать, поскольку в другом хадисе сообщается, что ангелы говорят «амин» после того, как прочитают эти аяты, и тому, кто произнесет это одновременно с ангелами, будут прощены его грехи. См. «Файдуль-Къадир» 2/198.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда имам произнесёт (слово) “Амин”, произнесите его и вы, ибо, поистине, тому, кто произнесёт его одновременно с ангелами, будут прощены его прежние грехи2». Этот хадис передали Малик 194, Ахмад 2/233, аль-Бухари 780, Муслим 410, Абу Дауд 936, ат-Тирмизи 250, ан-Насаи 2/143-144, Ибн Маджах 852. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 395.
________________________________________________
1402 – Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Джибриль будучи имамом, совершал со мной молитву у Дома1два раза2. И он совершил со мной полуденную молитву (зухр), когда солнце прошло зенит, и тень в зените была размером с ремешок сандалий. И он совершил со мной послеполуденную молитву (аср) тогда, когда тень (отбрасываемая от предмета) была такой же (длины). (Затем) он совершил со мной закатную молитву (магъриб) в то время, когда разговлялись соблюдающие пост. (Затем) он совершил со мной вечернюю молитву, когда исчезла вечерняя заря. И он совершил со мной утреннюю молитву в то время, когда постящимся уже запрещено есть и пить. На следующий день, он (опять) совершил со мной полуденную молитву в то время, когда тень (отбрасываемая от предмета) была такой же (длины). (Затем) он совершил со мной послеполуденную молитву, когда тень (отбрасываемая от предмета) была два раза длиннее. (Затем) он совершил со мной закатную молитву в то время, когда соблюдающие пост уже разговелись. (Затем) он совершил со мной вечернюю молитву, когда прошла треть ночи. И он совершил со мной утреннюю молитву когда заблистала заря. Затем он повернулся ко мне и сказал: “О Мухаммад, это времена (молитв) пророков, которые были до тебя, и время молитв длится между этими двумя временами”».
Этот хадис передали Ахмад 1/333, Абу Дауд 393, ат-Тирмизи 149, Ибн Хузайма 325, аль-Хаким 1/193, Ибн Абу Шейба 3239, ‘Абду-р-Раззакъ 2028, аль-Байхакъи 1/364. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1402, «Сахих Аби Дауд» 416, «Ируауль-гъалиль» 249, «Мишкат аль-масабих» 583.
________________________________________________
1. То есть - у Ка‘бы. См. «‘Аун аль-Ма’буд». 2. То есть: "в течение двух дней, чтобы я знал как совершать молитву и (узнал) о временах молитв". См. «‘Аун аль-Ма’буд».
1403 - Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Доверенные мусульман, которые следят (за наступлением) времен их молитв и (окончанием времени) предрассветного приема пищи перед соблюдением поста (сухур) — это муаззины».
Этот хадис передал аль-Байхакъи 1/426 со слов Абу Махзуры. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1403, «Ируауль-гъалиль» 221.
________________________________________________
То есть, они присматривают для них за наступлением времен молитв и поста, а когда они проявляют в этом небрежность и перестают следить за этим (провозглашая азан) раньше или позже (установленного времени), они поступают вероломно в том, что им доверено – времена молитв и связанные с этими временами прочие виды поклонения. См. «Файдуль-Къадир» 2/197.