30 — Передается от Сухайба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: — Был среди живших до вас один царь, у которого находился (в услужении) колдун. Состарившись, он сказал царю: «Поистине, я уже стар, пришли же ко мне какого-нибудь юношу, чтобы я обучил его колдовству», - и тот направил к нему одного юношу, чтобы он его учил.
На пути (к дому колдуна юноше) встретился монах. Он сел рядом с ним, послушал, что он говорит, и это понравилось ему. И (после этого) каждый раз, как юноша направлялся к колдуну, он проходил мимо этого монаха, задерживаясь, чтобы посидеть с ним, а когда он приходил к колдуну, тот бил его. (Юноша) пожаловался на это монаху, который сказал: «Если ты будешь бояться колдуна, говори: «Меня задержали дома», - а если будешь бояться своих близких, то говори: «Меня задержал колдун».
И вот однажды, находясь в подобном положении, (юноша) неожиданно столкнулся с огромным зверем, который не давал людям (свободно ходить по этой дороге), и сказал: «Сегодня я узнаю, кто достойнее - колдун или монах». После этого он схватил камень и воскликнул: «О Аллах, если дела монаха Ты любишь больше дел колдуна, то убей этого зверя, чтобы люди могли ходить (свободно)!» И он бросил (камень) в зверя и убил его, а люди (получили возможность) ходить (по этой дороге). Затем (юноша) пришел к монаху, (обо всем) рассказал и тот сказал ему: «О, сынок, сегодня ты уже превзошел меня, ибо я вижу, чего ты достиг, и поистине, тебя ждут испытания, но когда ты подвергнешься им, не указывай на меня».
И после этого юноша стал исцелять слепых и прокаженных, излечивая людей также и от других недугов. О (нем) услышал один из приближенных царя, который был слепым. Он явился к нему с многочисленными дарами и сказал: «Все это будет твоим, если ты исцелишь меня». (В ответ ему юноша сказал): «Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний, и если ты уверуешь в Него, я обращусь с мольбой к Аллаху, и Он исцелит тебя». И он уверовал в Аллаха Всевышнего, и Аллах Всевышний исцелил его, а потом он явился к царю и как обычно сел перед ним. (Царь) спросил его: «Кто вернул тебе зрение?» Он ответил: «Мой Господь». Царь спросил: «Разве есть у тебя (еще какой-то) господин кроме меня?» Он сказал: «Мой Господь и твой Господь - Аллах». Тогда царь (велел) схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на этого юношу, и его привели к царю, который сказал: «О, сынок, дошло до меня, что ты достиг в своем колдовстве (таких высот, что можешь) исцелять слепых и прокаженных и делать (многое другое)». (На это юноша) сказал: «Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний». Тогда царь (велел) схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на монаха.
Затем к нему привели этого монаха, которому было предложено: «Отрекись от своей религии!», - но он отказался. Тогда (царь велел принести) пилу, ее приставили к середине головы (монаха), и он распилил ее так, что одна половина упала (на землю). После этого (к царю) привели его приближенного, которому (также) было предложено: «Отрекись от своей религии!», - но и он отказался. Тогда он приставил пилу к середине его головы и пилил ее, пока одна половина ее не упала (на землю). После этого (к царю) привели юношу, и ему (также) было предложено: «Отрекись от своей религии!», - но и он отказался. Тогда (царь) отдал его своим слугам и сказал: «Отведите его к такой-то горе и поднимитесь с ним наверх, а когда достигните вершины, отпустите его, если он отречется от своей религии, а если нет, то сбросьте его вниз!» Они отвели его туда и поднялись на гору, где он воскликнул: «О Аллах, избавь меня от них как пожелаешь!», - и тогда гора пришла в движение, они скатились вниз, и (юноша снова) явился к царю. Царь спросил: «А что же делали те, кто был с тобой?» (Юноша) сказал: «Аллах Всевышний избавил меня от них!» Тогда (царь) отдал его (другим) своим слугам и сказал: «Отведите его к (морю), посадите на корабль и отвезите на середину моря, и если он отречется от своей религии, то отпустите его, а если нет, бросьте в (воду)!» И они доставили его , куда им было велено, где юноша сказал: «О Аллах, избавь меня от них как пожелаешь!» - после чего корабль перевернулся и (слуги царя) утонули, а (юноша снова) явился к царю. Царь спросил: «А что же делали те, кто был с тобой?» (Юноша ответил): «Аллах Всевышний избавил меня от них!», а потом сказал царю: «Поистине, ты не сможешь убить меня, пока не сделаешь того, что я тебе велю!» (Царь) спросил: «Что же это?» (Юноша) ответил: «Собери людей на одной возвышенности и привяжи меня к стволу пальмы, потом возьми стрелу из моего колчана, положи ее на середину лука и скажи: «С именем Аллаха, Господа этого юноши!», - а потом стреляй, и, поистине, ты сможешь убить меня лишь в том случае, если сделаешь (все это)».
И (царь) собрал людей на одной возвышенности, привязал (юношу) к стволу пальмы, достал стрелу из его колчана, положил ее на середину лука, сказал: «С именем Аллаха, Господа этого юноши!», - и пустил стрелу, поразившую (юношу) в висок. Он схватился рукой за свой висок и умер, и тогда люди сказали: «Мы уверовали в Господа этого юноши!» После этого к царю явились (его приближенные, которые) сказали ему: «Что скажешь ты о том, чего остерегался? Клянемся Аллахом, с тобой случилось то, чего ты боялся, ибо люди уверовали!» И тогда царь велел вырыть рвы у (городских) ворот, и их вырыли и разожгли в них огонь, а потом (царь) сказал: «Бросайте в огонь каждого, кто не отречется от своей религии!» (или: и такому говорили: «Бросайся!») И (слуги) выполняли (его повеление), пока (к огню) не подошла женщина со своим сыном. Она остановилась (перед огнем, не желая) оказаться там, и тогда мальчик сказал ей: «О, матушка, терпи, ибо, поистине, (религия) твоя истинна!» Муслим, 3005.
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) привел этот хадис, повествующий об удивительной истории, в главе о терпении. В хадисе говорится о том, что один из царей в прежние времена имел при себе монаха, который являлся его приближенным. Царь использовал этого монаха в целях достижения выгоды, даже если это противоречило религии. Этого царя заботило только получение личной выгоды. Он являлся тираном, заставляющим людей поклоняться себе, как говорится в конце этого хадиса.
Состарившись, он сказал царю:
«Поистине, я уже стар, пришли же ко мне какого-нибудь юношу, чтобы я обучил его колдовству», - и тот направил к нему одного юношу, чтобы он его учил. Для обучения требовался именно юноша, так как в молодости человеку легче обучаться. Изучаемое человеком в молодости, остается навсегда и не забывается. У молодого человека есть много преимуществ.
Во-первых, как правило, юноша быстрее запоминает, чем человек преклонного возраста. У юноши нет бытовых проблем, которые отвлекали бы его от учебы.
Во-вторых, знание, заученное в юности, остается навсегда. Поэтому народная мудрость гласит:
«Заученное в юности подобно выгравированному на камне».
В-третьих, если человек приучит себя к знанию в молодости, то это станет для него обыкновением в течении всей последующей жизни.
Колдун находился в преклонном возрасте и имел жизненный опыт, поэтому, зная эти тонкости, он потребовал себе в ученики именно юношу. Ему нашли такого юношу и колдун стал обучать его тому, что сам знал. Однако… Аллах Всевышний пожелал этому юноше блага!
В один из дней этот юноша проходил мимо жилища монаха. Когда юноша услышал слова монаха, они ему понравились. Ведь, монах был тем, кто поклонялся Аллаху и говорил только благие речи! Монахами тогда называли тех людей, которые посвящали большую часть своего времени поклонению Аллаху.
Когда юноша выходил из дома, он постоянно наведывался к монаху, по причине чего опаздывал к колдуну, а колдун стал бить этого юношу. Юноша пожаловался на это монаху, который сказал:
«Если ты будешь бояться колдуна, говори: «Меня задержали дома», - а если будешь бояться своих близких, то говори: «Меня задержал колдун».
Юноша так и поступил. Он приходил к монаху и слушал его, а затем отправлялся к колдуну, а когда тот начал ругать его за опоздание, юноша оправдывался тем, что его задержали дома. Когда же юноша приходил домой, то оправдывался тем, что его задержал колдун.
И вот однажды, юноша неожиданно столкнулся с огромным зверем, однако в хадисе не говорится о том, что это был за зверь. Говорится только о том, что это был огромный зверь, который не давал людям пройти по дороге. В этот момент юноша лишил проверить, кто находится на истине: колдун или монах. После этого он схватил камень и воскликнул:
«О Аллах, если дела монаха Ты любишь больше дел колдуна, то убей этого зверя, чтобы люди могли ходить (свободно)!» И он бросил камень в зверя и убил его, а люди получили возможность ходить по этой дороге.
После этого события юноша понял, что дело монаха лучше, чем дело колдуна. В этом нет сомнения, так как колдун является либо несправедливым преступником, либо неверующим многобожником. Если колдун прибегает за помощью к шайтанам, ищет к ним приближения, взывает к ним, то он является неверующим многобожником. Если же он не использует в колдовстве шайтанов, а, например, готовит всякие зелья, то он является несправедливым преступником. Что же касается монаха, то, если он поклонялся Аллаху на основе знания, то являлся идущим по прямому пути.
Затем юноша пришел к монаху, обо всем рассказал и тот сказал ему:
«О, сынок, сегодня ты уже превзошел меня, ибо я вижу, чего ты достиг, и поистине, тебя ждут испытания, но когда ты подвергнешься им, не указывай на меня».
А затем к чудесам этого юноши добавилось то, что он стал исцелять слепых и прокаженных, излечивая людей также и от других недугов. Юноша взывал к Аллаху, прося для людей исцеления, и те выздоравливали. Это – чудо (карамат), которое даровал ему Аллах!
Необходимо отметить, что действия юноши отличались от действий Исы, сына Марйам, который исцелял больных, прикасаясь к ним своей рукою. Что же касается юноши, то он просто взывал к Аллаху, а Аллах Всевышний отвечал на его мольбы.
Монах поведал юноше о том, что тот обязательно будет испытан, и попросил ничего не говорить о монахе.
Затем о юноше услышал один из приближенных царя, который был слепым. Он явился к нему с многочисленными дарами и сказал:
«Все это будет твоим, если ты исцелишь меня». В ответ ему юноша сказал:
«Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний, и если ты уверуешь в Него, я обращусь с мольбой к Аллаху, и Он исцелит тебя». Посмотри же на его веру! Он не был обольщен самим собой и не заявлял, что исцеляет больных. Он сказал:
«Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний». Это немного напоминает историю, которая случилась с шейх уль-Ислямом ибн Теймийей (да помилует его Аллах). Однажды, к нему привели человека, которого поразил джинн, и шейх уль-Ислям начал читать над ним Коран, однако джинн не вышел. Шейх уль-Ислям начал бить этого человека по шее так сильно, что даже заболела его рука. Тогда джинн, находившийся в человеке, заговорил, сказав:
«Я выхожу из уважения к шейху». Однако шейх уль-Ислям (да помилует его Аллах) сказал:
«Не выходи из-за уважения ко мне, выходи, покорившись Аллаху и Его посланнику!» Шейх уль-Ислям не стал приписывать эту милость к себе, а указал на то, что данная милость целиком и полностью принадлежит Аллаху! Суть в том, что обладатели знания и веры не приписывают милости к себе, относя их только к Аллаху Всевышнему.
Советник царя уверовал в Аллаха Всевышнего, и Аллах Всевышний исцелил его. А потом он явился к царю и как обычно сел перед ним. Царь спросил его:
«Кто вернул тебе зрение?» Он ответил:
«Мой Господь». Царь спросил:
«Разве есть у тебя еще какой-то господь кроме меня?» Он сказал:
«Мой Господь и твой Господь - Аллах». Тогда царь велел схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на этого юношу, и его привели к царю. Царь сказал:
«О, сынок, дошло до меня, что ты достиг в своем колдовстве таких высот, что можешь исцелять слепых и прокаженных и делать многое другое». На это юноша сказал:
«Поистине, я никого не исцеляю - исцеляет только Аллах Всевышний». Тогда царь велел схватить его, после чего подвергал мучениям до тех пор, пока тот не указал на монаха.
Этот царь был тираном, да убережет нас Аллах от подобного! Когда к нему привели этого монаха, монаху было предложено:
«Отрекись от своей религии!», - но он отказался. Тогда подчиненные царя принесли пилу и распилили этого монаха на две части. Но даже это не отвратило монаха от религии. Он предпочел такую смерть, нежели отказ от своей религии! Затем привели приближенного этого царя, который был слепым, а затем уверовал в Аллаха. С ним поступили точно так же, как с монахом, но это не отвратило его от своей религии. В этом указание на то, что человек обязан проявлять терпение.
Однако здесь возникает вопрос:
обязан ли человек проявлять терпение, когда ему угрожает смерть, или же он может произнести слова неверия, будучи принужденным к этому?
Этот вопрос нуждается в разъяснении. Если это связано только лично с самим человеком, то он имеет право выбора. Если он желает, то может произнести слова неверия, будучи принужденным, при том, что сердце его должно находиться на вере. Если же пожелает, то может отказаться от произношения этих слов и быть убитым. Это касается только той ситуации, когда дело касается только самого человека.
Если же дело связано с религией, то есть, например, речь идет о произношении слов неверия перед толпами людей, то человеку запрещено произносить их. Он обязан терпеть, даже если будет убит. В пример можно привести имама Ахмада ибн Ханбаля (да помилует его Аллах), который был подвержен великому и всем известному испытанию. Его принуждали сказать, что Коран сотворен и не является словом Аллаха, на что он ответил отказом, и был наказан и подвергнут страшным мучениям. Дошло до того, что его посадили на осла и возили по рынкам, побивая плетьми так сильно, что он терял сознание. Однако каждый раз, приходя в себя, он говорил:
«Коран – это Слова моего Господа, и они не являются сотворенными!»
Он не позволил себе произнести слова неверия, даже находясь под принуждением, так как все люди ждали именно его слов. Если бы он сказал, что Коран сотворен, то люди бы начали говорить то же самое, и религия бы испортилась. Однако он, да будет доволен им Аллах, сделал свою душу выкупом ради религии, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха. А конец был за имамом Ахмадом, хвала Аллаху! Умер правитель, который притеснял имама, умер после него другой правитель, а затем пришел праведный правитель, который почтил имама Ахмада великим почетом. Имам Ахмад не умер, пока Аллах не обрадовал его тем, что он смог произнести истину во всеуслышание, а люди произнесли эту истину вместе с ним. В этом указание на то, что конец всегда за терпеливыми!
Так вот, далее в хадисе говорится о том, что после смерти монаха юношу вновь привели к царю и потребовали, чтоб он отвернулся от своей религии и стал исповедовать религию царя. А религия царя была религией многобожия, так как царь призывал людей поклоняться себе. Юноша отказался отвернуться от своей религии, после чего царь отдал его в руки своих слуг и приказал:
«Отведите его к такой-то горе и поднимитесь с ним наверх, а когда достигните вершины, отпустите его, если он отречется от своей религии, а если нет, то сбросьте его вниз!» Когда они добрались до вершины горы, вновь предложили юноше отказаться от своей религии, однако он не стал делать этого, так как вера (иман) уже прочно утвердилась в его сердце. Когда же они попытались сбросить его с горы, он сказал:
«О Аллах, избавь меня от них как пожелаешь!» Тогда гора пришла в движение и все люди (кроме юноши) упали вниз и погибли. Что же касается юноши, то он вернулся к царю. Царь спросил:
«А что же делали те, кто был с тобой?» Юноша сказал:
«Аллах Всевышний избавил меня от них!»
После этого царь передал юношу другим слугам и приказал:
«Отведите его к (морю), посадите на корабль и отвезите на середину моря, и если он отречется от своей религии, то отпустите его, а если нет, бросьте в (воду)!» И они доставили его, куда им было велено, где юноша сказал:
«О Аллах, избавь меня от них как пожелаешь!» - после чего корабль перевернулся, слуги царя утонули, а юноша снова явился к царю. Царь спросил:
«А что же делали те, кто был с тобой?» Юноша ответил:
«Аллах Всевышний избавил меня от них!»
Затем юноша сказал царю:
«Поистине, ты не сможешь убить меня, пока не сделаешь того, что я тебе велю!» Царь спросил:
«Что же это?» Юноша ответил:
«Собери людей на одной возвышенности и привяжи меня к стволу пальмы, потом возьми стрелу из моего колчана, положи ее на середину лука и скажи: «С именем Аллаха, Господа этого юноши!», - а потом стреляй, и, поистине, ты сможешь убить меня лишь в том случае, если сделаешь все это».
И царь собрал людей на одной возвышенности, привязал юношу к стволу пальмы, достал стрелу из его колчана, положил ее на середину лука, сказал:
«С именем Аллаха, Господа этого юноши!», - и пустил стрелу, поразившую юношу в висок. Он схватился рукой за свой висок и умер, и тогда люди сказали:
«Мы уверовали в Господа этого юноши!»
Пользы из хадиса:
1 — Указание на силу веры юноши, который не отказался от религии, несмотря на все эти испытания.
2 — В хадисе указание на одно из знамений Аллаха, а именно то, что Он почтил этого юношу тем, что отвечал на его мольбы.
3 — Поистине, Аллах Всевышний отвечает нуждающемуся, когда тот обращается к Нему. Если человек взывает к Господу в самой тяжелой ситуации, веря в то, что получит ответ, Всевышний Аллах отвечает ему. Всевышний Аллах отвечает в таких ситуациях даже на зов неверующего, хотя тот все равно вернется к неверию.
[1]
4 — Человеку дозволено жертвовать собой, если в результате этого будет достигнута всеобщая польза для мусульман. Однако то, что делают в наше время некоторые люди, одевая пояса смертников и взрывая себя среди неверующих, является самоубийством! Пусть Аллах убережет нас от подобного! Ведь, тот, кто убивает самого себя, навечно войдет в Огонь! [2] В этом самоубийстве нет никакой пользы для Ислама. Этот самоубийца убивает не только себя, но и забирает вместе с собой десятки и сотни людей, не принося никакой пользы Исламу. Люди не принимают Ислам (после этих взрывов), в отличие от истории этого юноши. И такой самоубийца не является шахидом!
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] — Как сказал Всевышний Аллах:
«Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей». (Сура аль-’Анкабут, аят 65)
[2] — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, кто (намеренно) бросится с горы и погубит себя, будет всё время лететь вниз в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно; тот, кто (намеренно) выпьет яд и погубит себя, будет держать в руке этот яд и всё время пить его в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно; тот, кто убьёт себя железом, будет держать это железо в руке, поражая им себя в живот в (пламени) ада (, куда он будет помещён) навечно». аль-Бухари, 5778; Муслим, 109.