112 – Глава о том, что прерывает молитву
702 - Сообщается, что Абу Зарр сказал: «
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал 1: “Молитва человека прерывается прохождением (перед ним) осла, чёрной собаки или женщины, если перед ним нет чего-нибудь (высотой) с заднюю часть седла (отделяющая его от остальных)”».
(Передатчик этого хадиса сказал:) «
Я спросил (Абу Зарра): “А какая разница между черной и коричневой, рыжей и белой собаками?”. Он ответил: “О сын моего брата, такой же вопрос я задал и посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (на что) он сказал: “Чёрная собака - это шайтан 2 ”».
Также этот хадис передали Ахмад 5/149, 161, Муслим 510, Абу ‘Ауана 2/47, ат-Тирмизи 338, ан-Насаи 2/63, Ибн Маджах 952 и 3210, Ибн Абу Шейба 2913, Ибн Хиббан 2384, 2385, аль-Байхакъи 2/274. Шейх аль-Альбани сказал: «Достоверный хадис /сахих/». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8131, «Сахих Ибн Маджах» 786.
________________________________________________
1. Этот хадис передаётся двумя передатчиками, один из которых передал версию этого хадиса, восходящую к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, а другой остановился на имени Абу Зарра, да будет доволен им Аллах (
прим. пер.).
2. По мнению комментаторов, считавших, что эти слова следует понимать буквально, имеется в виду, что шайтан принимает облик чёрной собаки. Как считали другие, это значит, что в подобных обстоятельствах чёрная собака причиняет молящемуся больше вреда.
См. «Мухтасар Сахих Муслим» аль-Мунзири, стр. 130 (изд. на русском яз.).
________________________________________________
Его иснад является достоверным в соответствии с условиями Муслима. Он и Абу ‘Ауана передали его в своих «Сахихах», ат-Тирмизи сказал: «
Хороший достоверный хадис».
См. «Сахих Аби Дауд» 3/286.
Сообщается, что Абу Зарр аль-Гъифари, да будет доволен им Аллах, сказал: «
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Когда кто-нибудь из вас становится на молитву, то он отгородит себя (от других), если положит перед собой нечто наподобие спинки седла. Если же перед ним не окажется чего-либо наподобие этого, то его молитву может прервать, (если перед ним пройдут) осёл, женщина или чёрная собака”. Его спросили: “Чем черная собака отличается от рыжей?”. Он ответил: “Чёрная собака – это шайтан”».
Этот хадис передали Муслим 510 и ан-Насаи 2/63.
Если же кто-нибудь спросит: «
Почему осёл, женщина и чёрная собака могут нарушить молитву?», то ответом на этот вопрос служат слова Ибн аль-Къаййима (да смилуется над ним Аллах), сказанные им в обсуждении этого вопроса: «
В установлениях касающихся религиозных обрядов, Законотворец заложил некоторые скрытые смыслы, которые разум не может постичь в подробностях, хотя понимает их в общем».
См. «И’лям аль-Муаккъи’ин» 2/106.
Сообщается, что (однажды) ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «
Неужели вы приравниваете нас к собакам и ослам 3?! А ведь бывало так, что, когда я лежала на своём ложе, приходил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался лицом к середине (этого ложа) и начинал молиться! Я же сама не хотела находиться перед ним (в такое время) и поэтому проскальзывала меж двух ножек этого ложа и выбиралась из-под своего одеяла».
аль-Бухари 508.
________________________________________________
3. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, возражает людям, высказавшим мнение, что молитву может сделать недействительной прохождение перед молящимся собаки, осла или женщины.
________________________________________________
Также сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «
Обычно я спала перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (протягивая) ноги в направлении его киблы. Совершая земной поклон, он касался меня (рукой), и тогда я подбирала ноги, а когда он вставал, (снова) вытягивала их».
(‘Аиша) сказала: «
В то время в домах не было ламп».
аль-Бухари 382.
Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился, она, подобно покойнице, нередко лежала на постели меж ним и къиблой.
аль-Бухари 383.
Хотя в двух последних хадисах не сказано, что она проходила перед ним.
Есть ли разница между лежанием и прохождением?
Между этими хадисами нет противоречия. В хадисе выше говорится о том, кто пересекает молитву, а в этих говорится, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) находилась спереди пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не переходила перед ним.
Ибн аль-Къаййим сказал: «
Если человек совершает молитву без преграды (
сутра)
, то достоверно от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передаётся, что молитву нарушает (прохождение перед молящимся) женщины, осла и чёрной собаки. Это достоверно передается от него со слов Абу Зарра, Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса и ‘Абдуллы ибн аль-Мугъаффаля. А что касается хадисов, которые противоречат этим, то они двух видов: достоверные, но не ясные по смыслу (что эти упомянутые вещи не нарушают молитву), или же ясные по смыслу, но не достоверные. По этому, эти хадисы не оставляются по причине противоречия им. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву, ‘Аиша спала перед ним со стороны къиблы, и это положение не подобно прохождению (перед молящимся). Например, мужчине запрещено проходить перед молящимся, однако не порицаемо для него стоять перед ним. Также и женщина, чьё прохождение нарушает молитву, не считая её стояния».
См. «Задуль-ма’ад» 1/306.
Имам Ибн Хузайма сказал: «
От пророка, да благословит его Аллах и приветствует, достоверно передаётся, что чёрная собака, совершеннолетняя женщина и осёл нарушают молитву (если пройдут перед молящимся). И раз не установлено достоверно от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ничего, что противоречило бы этому, то не дозволены слова и фатва противоречащие тому, что установлено от пророка, да благословит его Аллах и приветствует!».
См. «Сахих Ибн Хузайма» 2/23.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Если бы собаки не были одной из (сотворенных) общин, то я бы непременно повелел убивать их, но убивайте из них каждую черную».
Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5321.
То есть чёрные собаки наиболее зловредные и непокорные из них, поэтому он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Черная собака – это шайтан».
Муслим 510.
Мухаммад Фуад ‘Абдуль-Бакъи сказал: «
Чёрную собаку назвали шайтаном из-за того, что она самая кусачая среди собак, самая отвратительная, от неё меньше пользы и она много зевает».
См. «Сахих Муслим» с тахкъикъом Мухаммада Фуада ‘Абдуль-Бакъи 1/365.
Шейху Ибн ‘Усаймину, да смилуется над ним Аллах, задали вопрос: «
Как нам совместить то, что чёрную собаку велено убивать, потому что она – шайтан, а змею в доме нельзя убивать, потому что это может быть джин?».
Он ответил: «
Под шайтаном имеется в виду, шайтан из числа собак, то есть самые злобные и скверные из них, а не шайтан из числа джинов».
Ибн аль-Къаййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «
В каждом виде животных существуют шайтаны, а это лютые и свирепые из них, также как шайтаны из числа людей это зловредные и непокорные из них».
См. «И’лям аль-Мууаккъи’ин» 2/106.
Некоторые учёные считали что под словами «
Черная собака – это шайтан» имеется в виду, что шайтан может принимать облик чёрной собаки. Но более правильным мнение является мнение, которое озвучено выше, как об этом сказали шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, и шейх аль-Фаузан (да хранит его Аллах).
А полное знание об этом принадлежит лишь одному Аллаху!