1. Достоинство молитвы Тарауих
1853- (ق) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ: أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم، قَالَ: «مَنْ قَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ». صحيح [خ 2009، م 759]
1853 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Кто выстаивал молитвы в Рамадан с верой и надеждой на награду, тому прощены его прежние грехи».
◊ аль-Бухари 2009, Муслим 759.
1854- (ق) عَنْ أَبِي سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أَنَّهُ أَخْبَرَهُ: أَنَّهُ سَأَلَ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا، كَيْفَ كَانَتْ صَلاَةُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم فِي رَمَضَانَ؟ فَقَالَتْ: «مَا كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَزِيدُ فِي رَمَضَانَ وَلاَ فِي غَيْرِهِ عَلَى إِحْدَى عَشْرَةَ رَكْعَةً يُصَلِّي أَرْبَعًا، فَلاَ تَسَلْ عَنْ حُسْنِهِنَّ وَطُولِهِنَّ، ثُمَّ يُصَلِّي أَرْبَعًا، فَلاَ تَسَلْ عَنْ حُسْنِهِنَّ وَطُولِهِنَّ، ثُمَّ يُصَلِّي ثَلاَثًا». صحيح [خ 1147، م 738]
1854 — От Абу Салямы ибн ‘Абду-Ррахмана сообщается, что он спросил ‘Аишу (да будет доволен ею Аллах):
«Какой была молитва Посланника Аллаха ﷺ в Рамадан?» — и она ответила:
«Посланник Аллаха ﷺ ни в Рамадан, ни в другое время не совершал более одиннадцати рак‘атов. Он совершал четыре рак‘ата, и не спрашивай насколько прекрасными и продолжительными они были, затем ещё четыре рак‘ата, и не спрашивай насколько прекрасными и продолжительными они были, а затем совершал три».
◊ аль-Бухари 1147, Муслим 738.
1855- (ق) عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا: أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم خَرَجَ ذَاتَ لَيْلَةٍ مِنْ جَوْفِ اللَّيْلِ، فَصَلَّى فِي المَسْجِدِ، فَصَلَّى رِجَالٌ بِصَلاَتِهِ، فَأَصْبَحَ النَّاسُ، فَتَحَدَّثُوا، فَاجْتَمَعَ أَكْثَرُ مِنْهُمْ، فَصَلَّوْا مَعَهُ، فَأَصْبَحَ النَّاسُ، فَتَحَدَّثُوا، فَكَثُرَ أَهْلُ المَسْجِدِ مِنَ اللَّيْلَةِ الثَّالِثَةِ، فَخَرَجَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم، فَصَلَّوْا بِصَلاَتِهِ، فَلَمَّا كَانَتِ اللَّيْلَةُ الرَّابِعَةُ عَجَزَ المَسْجِدُ عَنْ أَهْلِهِ حَتَّى خَرَجَ لِصَلاَةِ الصُّبْحِ، فَلَمَّا قَضَى الفَجْرَ أَقْبَلَ عَلَى النَّاسِ، فَتَشَهَّدَ، ثُمَّ قَالَ: «أَمَّا بَعْدُ، فَإِنَّهُ لَمْ يَخْفَ عَلَيَّ مَكَانُكُمْ، لَكِنِّي خَشِيتُ أَنْ تُفْرَضَ عَلَيْكُمْ، فَتَعْجِزُوا عَنْهَا». صحيح [خ 924، م 761]
- وفي رواية لهما: "وَذَلِكَ فِي رَمَضَانَ". صحيح [خ 1129]
1855 — От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха
ﷺ однажды вышел в середине ночи и помолился в мечети. Некоторые мужчины совершили молитву вместе с ним. Поутру люди стали говорить об этом, и следующей ночью их собралось ещё больше в молитве за Пророком
ﷺ. На следующий день люди снова обсуждали это, и в третью ночь число молящихся в мечети стало ещё больше. Посланник Аллаха
ﷺ снова вышел, и они молились вместе с ним. А в четвёртую ночь мечеть уже не могла вместить всех, кто пришёл. Посланник Аллаха
ﷺ вышел к ним только на утреннюю молитву. Когда он завершил её, повернулся к людям, произнёс Свидетельство единобожия, а затем сказал:
«А затем: ваше присутствие в мечети не было скрыто от меня, однако я не вышел, опасаясь того, что эта молитва станет для вас обязательной, и вы не сможете её совершать».
— В другой версии хадиса говорится:
«И это было в Рамадане».
◊ аль-Бухари 924, 1129, Муслим 761.
1856- (خ) عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ عَبْدٍ القَارِيِّ، قَالَ: خَرَجْتُ مَعَ عُمَرَ بْنِ الخَطَّابِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، لَيْلَةً فِي رَمَضَانَ إِلَى المَسْجِدِ، فَإِذَا النَّاسُ أَوْزَاعٌ مُتَفَرِّقُونَ، يُصَلِّي الرَّجُلُ لِنَفْسِهِ، وَيُصَلِّي الرَّجُلُ فَيُصَلِّي بِصَلاَتِهِ الرَّهْطُ، فَقَالَ عُمَرُ: «إِنِّي أَرَى لَوْ جَمَعْتُ هَؤُلاَءِ عَلَى قَارِئٍ وَاحِدٍ، لَكَانَ أَمْثَلَ» ثُمَّ عَزَمَ، فَجَمَعَهُمْ عَلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ، ثُمَّ خَرَجْتُ مَعَهُ لَيْلَةً أُخْرَى، وَالنَّاسُ يُصَلُّونَ بِصَلاَةِ قَارِئِهِمْ، قَالَ عُمَرُ: «نِعْمَ البِدْعَةُ هَذِهِ، وَالَّتِي يَنَامُونَ عَنْهَا أَفْضَلُ مِنَ الَّتِي يَقُومُونَ» يُرِيدُ آخِرَ اللَّيْلِ وَكَانَ النَّاسُ يَقُومُونَ أَوَّلَهُ. صحيح [خ 2010]
1856 — От ‘Абду-Ррахмана ибн ‘Абдуль-Къари сообщается, что он сказал:
«Однажды в Рамадане я отправился с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах) в мечеть и застали людей совершающими молитву разрозненными: некоторые молились в одиночку, некоторые группами. Тогда ‘Умар сказал: «Поистине, я считаю, что собрать их за одним чтецом будет лучше». Затем он решился на это и собрал их за Убаем ибн Ка‘бом. После этого в другую ночь я вновь пошёл с ним в мечеть, и мы застали людей совершающими молитву за одним чтецом. Увидев это, ‘Умар сказал: «Какое это прекрасное нововведение! Однако те, кто спит в это время, лучше тех, кто совершает молитву», — имея в виду тех, кто совершал эту молитву в последнюю треть ночи, тогда как эти совершали её в начале ночи».
◊ аль-Бухари 2010.
2 – Достоинство Ночи Предопределения и побуждение к её поиску
1857- (ق) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم، قَالَ: «مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ، وَمَنْ قَامَ لَيْلَةَ القَدْرِ إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ» صحيح [خ 2014، م 760]
1857 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк
ﷺ сказал:
«Тому, кто постился в Рамадан с верой и надеждой на награду, прощаются его прошлые грехи. И тому, кто выстоял в молитве Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду, прощаются его прошлые грехи».
◊ аль-Бухари 2014, Муслим 760.
1858- (ق) عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا: أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم، قَالَ: «تَحَرَّوْا لَيْلَةَ القَدْرِ فِي الوِتْرِ مِنَ العَشْرِ الأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ». صحيح [خ 2017، م 1169]
1858 — От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха
ﷺ сказал:
«Ищите Ночь Предопределения в нечётные ночи последних десяти дней Рамадана».
◊ аль-Бухари 2017, Муслим 1169.
1859- (م) عَنْ زِرِّ بْنِ حُبَيْشٍ، قَالَ: سَأَلْتُ أُبَيَّ بْنَ كَعْبٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، فَقُلْتُ: إِنَّ أَخَاكَ ابْنَ مَسْعُودٍ يَقُولُ: مَنْ يَقُمِ الْحَوْلَ يُصِبْ لَيْلَةَ الْقَدْرِ. فَقَالَ رَحِمَهُ اللهُ: أَرَادَ أَنْ لَا يَتَّكِلَ النَّاسُ، أَمَا إِنَّهُ قَدْ عَلِمَ أَنَّهَا فِي رَمَضَانَ، وَأَنَّهَا فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ، وَأَنَّهَا لَيْلَةُ سَبْعٍ وَعِشْرِينَ، ثُمَّ حَلَفَ لَا يَسْتَثْنِي، أَنَّهَا لَيْلَةُ سَبْعٍ وَعِشْرِينَ، فَقُلْتُ: بِأَيِّ شَيْءٍ تَقُولُ ذَلِكَ يَا أَبَا الْمُنْذِرِ؟ قَالَ: بِالْعَلَامَةِ، أَوْ بِالْآيَةِ الَّتِي أَخْبَرَنَا رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم «أَنَّهَا تَطْلُعُ يَوْمَئِذٍ، لَا شُعَاعَ لَهَا». صحيح [م 762]
1859 — От Зирра ибн Хубайша сообщается, что он сказал:
«Я спросил Убая ибн Ка‘ба (да будет доволен им Аллах): «Поистине, твой брат по вере Ибн Мас‘уд говорит: «Кто выстаивал в молитвах каждую ночь в течение года, тот застанет Ночь Предопределения», — на что Убай ответил: «Да смилуется над ним Аллах! Этим он желал того, чтобы люди не самоуспокаивались (не расслаблялись), а так, поистине, он отлично знает, что она в Рамадане, и что она в последних десяти ночах, и что это двадцать седьмая ночь», — после чего он поклялся, не прибегая к оговорке(*), что это двадцать седьмая ночь». Я спросил:
«На основании чего ты утверждаешь это, о Абу аль-Мунзир?» Он ответил:
«На основании её признака, о котором нам сообщил Посланник Аллаха ﷺ, а именно — «Солнце после этой ночи всходит без лучей»».
◊ Муслим 762.
(*) Не говоря: «Если на то будет воля Аллаха».
3. Слова мольбы в ночь Предопределения
1860- عَنْ عَائِشَةَ، قَالَتْ: قُلْتُ: يَا رَسُولَ اللَّهِ أَرَأَيْتَ إِنْ عَلِمْتُ أَيُّ لَيْلَةٍ لَيْلَةُ القَدْرِ مَا أَقُولُ فِيهَا؟ قَالَ: " قُولِي: اللَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي ". منقطع [ت 3513، جه 3850] وقال البيهقي في "سننه الكبرى" (7/ 118) بعد أن أسند ذلك الحديث: «وهذا مرسل، ابن بريدة لم يسمع من عائشة رضي الله عنها»
1860 — От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что она говорила:
«Я спросила: «О Посланник Аллаха, если я узнаю, какая именно ночь является ночью Предопределения, что мне говорить в ней?» Он сказал: «Говори: «О Аллах, воистину Ты — Прощающий, любишь прощать, так прости же меня»».
◊ ат-Тирмизи 3513, Ибн Маджа 3850. Хадис слабый (прерванный). аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра» (7/118) после приведения этого хадиса сказал: «Этот хадис мурсаль, так как Ибн Бурейда не слышал хадисы от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах)». (См. «Тахкъикъ аль-Ма‘алим» Ясир Абу Тамим). Однако другие версии этого хадиса являются достоверными. (См. «Тахридж Муcнад Ахмад» аль-Арнаут 42/316)
4 – Коллективная молитва Тарауих с участием мужчин и женщин
1861- عَنْ عُرْوَةَ بْنِ الزُّبَيْرِ: أَنَّ ذَكْوَانَ أَبَا عَمْرٍو وَكَانَ عَبْدًا لِعَائِشَةَ زَوْجِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم، فَأَعْتَقَتْهُ عَنْ دُبُرٍ مِنْهَا كَانَ «يَقُومُ يَقْرَأُ لَهَا فِي رَمَضَانَ». إسناده صحيح [ط265]
1861 — От ‘Уруи ибн аз-Зубайра передаётся, что Закуан Абу ‘Амр, который был рабом ‘Аиши, жены Пророка
ﷺ, и которого ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) освободила после своей смерти, — что он, будучи имамом для неё, читал Коран, совершая молитву в Рамадан.
◊ аль-Муатта 265.
1862- عَنْ عُرْوَةَ: أَنَّ عُمَرَ بْنَ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ جَمَعَ النَّاسَ عَلَى قِيَامِ شَهْرِ رَمَضَانَ، الرِّجَالَ عَلَى أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ، وَالنِّسَاءَ عَلَى سُلَيْمَانَ بْنِ أَبِي حَثْمَةَ. صحيح [هق 2/493-494]
1862 — От ‘Уруи передаётся, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах)
собрал людей для совершения (ночной добровольной) коллективной молитвы в месяц Рамадан: мужчинам он поставил имамом Убая ибн Ка‘ба, а женщинам — Сулеймана ибн Абу Хасму.
◊ аль-Байхакъи 2/493–494.
5 – Количество рак‘атов молитвы Тарауих
1863- عَنْ يَزِيدَ بْنِ رُومَانَ قَالَ: " كَانَ النَّاسُ يَقُومُونَ فِي زَمَانِ عُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ فِي رَمَضَانَ بِثَلَاثٍ وَعِشْرِينَ رَكْعَةً " صحيح [هق 2/496]
1863 — От Язида ибн Румана сообщается, что он сказал:
«Люди во времена ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) выстаивали (в ночных молитвах) в Рамадан двадцать три рак‘ата».
◊ аль-Байхакъи 2/496.
1864- عَنْ أَبِي الْخَصِيبِ قَالَ: " كَانَ يَؤُمُّنَا سُوَيْدُ بْنُ غَفَلَةَ فِي رَمَضَانَ فَيُصَلِّي خَمْسَ تَرْوِيحَاتٍ عِشْرِينَ رَكْعَةً ". إسناده صحيح [هق 2/496]
1864 — От Абу аль-Хасыба сообщается, что он сказал:
«Сууайд ибн Гъафаля, будучи имамом для нас в Рамадан, совершал пять тарауихов (циклов: молитва–отдых), что в совокупности составляло двадцать рак‘атов».
◊ аль-Байхакъи 2/496.