ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
Re: ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
Глава-11. ПОСТ (1) ПОСТ В РАМАДАН
1. Обязательность поста в Рамадан
2. Достоинства месяца Рамадан
3. Начинайте пост, увидев новолуние и завершайте, увидев новолуние
4. У каждого региона своё ви́дение новолуния
5. Два праздничных месяца не бывают неполными
6. Пост начинается с рассвета
7. Когда постящемуся можно есть
8. Желательность приёма пищи перед началом поста и его откладывание
9. Желательность раннего разговения
10. О том, кто поел по забывчивости
11. Нельзя начинать пост за день до Рамадана
12. Запрет поста двух и более дней подряд без приёма пищи
13. Пост до времени предрассветного приёма пищи
14. Ласки и поцелуи во время поста
15. Когда постящийся застаёт утро в половом осквернении (джунуб)
16. Совокупление с женой в дневное время Рамадана
17. Кровопускание для постящегося
18. Пост детей
19. Восполнение Рамадана
20. Кто умер, имея на себе невосполненные дни поста
21. Кто разговелся по ошибке раньше времени
22. Путник вправе соблюдать или не соблюдать пост
23. Место намерения во время обязательного поста
24. Пост в день сомнения (30 Ша‘бан)
25. Что если община мусульман ошиблась в видении новолуния
26. Чем лучше разговеться
27. Слова, произносимые постящимся перед разговением
28. Мольба, с которой обращается постящийся за того, у кого он разговелся
29. Слова, произносимые при виде новолуния
30. Награда того, кто накормил постящегося
31. Освобождение от поста беременных и кормящих женщин
32. Положение рвоты у постящегося
(2) МОЛИТВА ТАРАУИХ И НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Достоинство молитвы Тарауих
2. Достоинство Ночи Предопределения и побуждение к её поиску
3. Слова мольбы в ночь Предопределения
4. Коллективная молитва Тарауих с участием мужчин и женщин
5. Количество рак‘атов молитвы Тарауих
(3) ЗАТВОРНИЧЕСТВО В МЕЧЕТИ
1. Затворничество, совершаемое в последние 10 дней Рамадана
2. Затворник не посещает свой дом, кроме как по необходимости
3. Затворничество женщин
4. Можно ли затворнику выходить из мечети по своим нуждам?
5. Усердие в поклонении в последние 10 дней Рамадана
(4) ДОБРОВОЛЬНЫЙ ПОСТ
1. О посте Пророка (мир ему и благословения Аллаха) вне Рамадана
2. Запрет на постоянный пост, а также в дни праздников и в дни Ташрикъа
3. Нежелательность поста отдельно в пятницу
4. Пост в день ‘Ашура
5. Три дня поста в течение каждого месяца
6. Достоинство поста на пути Аллаха
7. Желательность поста шести дней из месяца Шаууаль
8. Достоинство поста в месяц Мухаррам
9. Решение начать поститься после начала дня и дозволенность прерывания добровольного поста
10. Если постящегося приглашают к еде, пусть скажет: «Я пощусь»
11. О посте десяти дней месяца Зуль-Хидджа и дня ‘Арафа
12. О посте в месяце Ша‘бан
13. О посте по понедельникам и четвергам
14. Соблюдение добровольного поста тем, на ком висит обязательный
Re: ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
1. Обязательность поста в Рамадан
[انظر في فرض الصيام:1، 49،587، 589]
Смотрите хадисы об обязательности поста № 1, 49, 587, 589.Хадис №1, в котором от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ислам строится на пяти столпах: Свидетельстве о том, что нет истинного божества, кроме Аллаха и что Мухаммад — посланник Аллаха; совершении пятикратной молитвы; выплате закята; паломничестве и посте в Рамадан».
◊ аль-Бухари 8, Муслим 16.
Хадис №49, в котором от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: «Как-то в один из дней, когда мы находились вместе с Посланником Аллаха ﷺ перед нами появился человек в кристально белом одеянии и сильно чёрными волосами, на котором не было видно следов пребывания в пути, тем не менее никто из нас его не знал.
Он предстал перед Пророком ﷺ и сел так, что его колени соприкасались с коленями Пророка ﷺ, возложил свои руки на бёдра и сказал:
— «О Мухаммад, поведай мне об Исламе».
— «Ислам заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха; чтобы выстаивал молитву, выплачивал закят, постился в месяц Рамадан и совершил хадж к Дому (Аллаха), если ты сможешь отправиться в путь к нему», — ответил Пророк ﷺ.
— «Ты прав» — сказал человек, чем вызвал у нас удивление, ведь он спрашивал, а затем подтверждал истинность сказанного.
— «Теперь расскажи мне об Имане» — продолжил он.
— «Иман заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его посланников и в Последний День, а также, чтобы ты уверовал в предопределение с его добром и злом», — ответил Пророк ﷺ
— «Ты правдив. Теперь поведай мне об Ихсане» — сказал человек.
— «Ихсан заключается в том, чтобы ты поклонялся Аллаху так, как если бы ты видел Его. Но даже если ты не видишь Его, то Он видит тебя» — ответил Пророк ﷺ.
— «Поведай мне о Часе» — продолжил человек.
— «Тот, кого спрашивают об этом знает не больше того, кто задаёт вопрос», — ответил Пророк ﷺ.
— «Тогда расскажи мне о его признаках», — сказал человек.
— «Рабыня родит себе госпожу, и ты увидишь, как босые, нагие, бедные пастухи станут соревноваться друг с другом в постройке зданий», — ответил Пророк ﷺ.
‘Умар сказал: «Потом он ушёл и прошло некоторое время, после которого Пророк ﷺ обратился ко мне со словами: «О ‘Умар, знаешь ли ты, кто задавал вопросы?», — на что я ответил: «Аллаху и Его Посланнику это ведомо лучше», а Пророк ﷺ сказал: «Поистине, это был Джибриль, который пришёл обучить вас вашей религии»».
◊ Муслим 8. Также Абу Дауд 4695, ат-Тирмизи 2610, Ахмад 367.
Хадис №587, в котором от Салямы ибн Акуа‘а (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: «Когда были ниспосланы Слова Всевышнего Аллаха: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (2:184), — те, которые не желали поститься могли вместо этого накормить бедняка, и так продолжалось до тех пор, пока не был ниспослан следующий за ним аят и отменил его».
— В версии Муслима сказано: «Во времена Пророка ﷺ тот, кто желал поститься в месяц Рамадан, тот постился, а кто хотел разговеться, тот кормил бедняков и так продолжалось до тех пор, пока не были ниспосланы Слова Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185).
◊ аль-Бухари 4507, Муслим 1145.
Хадис №589, в котором сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) относительно Слов Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост так же, как он был предписан тем, кто был до вас» (2:183), сказал: «При жизни Пророка ﷺ после окончания ночной молитвы людям запрещалось есть, пить и приближаться к жёнам и они продолжали пост до следующего вечера. И однажды один человек предал самого себя, сблизившись с женой после ночной молитвы и не разговевшись. Всевышний Аллах пожелал сделать это облегчением, и чтобы это обернулось пользой для других мусульман, и сказал Всевышний: «Аллах знает, что вы предаёте самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с жёнами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах» (2:187). И это предписание обернулось пользой и облегчением от Аллаха для людей».
◊ Абу Дауд 2313.
1801- (ق) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: " قَالَ اللَّهُ: كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ، إِلَّا الصِّيَامَ، فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ، وَالصِّيَامُ جُنَّةٌ، وَإِذَا كَانَ يَوْمُ صَوْمِ أَحَدِكُمْ فَلاَ يَرْفُثْ وَلاَ يَصْخَبْ، فَإِنْ سَابَّهُ أَحَدٌ أَوْ قَاتَلَهُ، فَلْيَقُلْ إِنِّي امْرُؤٌ صَائِمٌ ". صحيح [خ 1904، م 1151]
1801 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах сказал: «Всякое дело сына Адама принадлежит ему, кроме поста, который принадлежит Мне, и Я воздам за него. Пост — это щит. И если у кого-то из вас день поста, пусть не говорит непристойностей и не кричит. А если кто-то станет его поносить или драться с ним, пусть отвечает: «Поистине, я соблюдаю пост»».◊ аль-Бухари 1904, Муслим 1151.
1802- (ق) عَنْ سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم، قَالَ: " إِنَّ فِي الجَنَّةِ بَابًا يُقَالُ لَهُ الرَّيَّانُ، يَدْخُلُ مِنْهُ الصَّائِمُونَ يَوْمَ القِيَامَةِ، لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ، يُقَالُ: أَيْنَ الصَّائِمُونَ؟ فَيَقُومُونَ لاَ يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ، فَإِذَا دَخَلُوا أُغْلِقَ فَلَمْ يَدْخُلْ مِنْهُ أَحَدٌ ". صحيح [خ 1896، م 1152]
1802 — От Сахля ибн Са‘да (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Воистину, в Раю есть врата, называемые ар-Раййа́н (Упоение). В День Воскрешения через них войдут соблюдавшие пост, и никто иной не войдёт через них. Будет сказано: «Где соблюдавшие пост?» — и они встанут, чтобы войти в них, и никто иной не войдёт через них. Когда они все войдут, эти врата будут закрыты, и уже никто не войдёт через них».◊ аль-Бухари 1896, Муслим 1152.
1803- (ق) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «مَنْ صَامَ رَمَضَانَ، إِيمَانًا وَاحْتِسَابًا، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ». صحيح [خ 38، م 760]
1803 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто постился в Рамадан с верой и надеждой на награду, тому простятся его прежние грехи».◊ аль-Бухари 38, Муслим 760.
1804- وعَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «أَتَاكُمْ رَمَضَانُ شَهْرٌ مُبَارَكٌ فَرَضَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ عَلَيْكُمْ صِيَامَهُ، تُفْتَحُ فِيهِ أَبْوَابُ السَّمَاءِ، وَتُغْلَقُ فِيهِ أَبْوَابُ الْجَحِيمِ، وَتُغَلُّ فِيهِ مَرَدَةُ الشَّيَاطِينِ، لِلَّهِ فِيهِ لَيْلَةٌ خَيْرٌ مِنْ أَلْفِ شَهْرٍ، مَنْ حُرِمَ خَيْرَهَا فَقَدْ حُرِمَ». صحيح [ن 2105]
1804 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «К вам пришёл Рамадан — благословенный месяц. Аллах Всемогущий и Великий вменил вам пост в нём. В этот месяц открываются врата небес, закрываются врата Ада, сковываются сильные шайтаны. В нём есть ночь, которая у Аллаха лучше тысячи месяцев, и кто лишится её блага, тот лишится великого (или всего) блага».◊ ан-Насаи 2105.
1805- وعَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم:" إِذَا كَانَ يَوْمُ صَوْمِ أَحَدِكُمْ، فَلَا يَرْفُثْ يَوْمَئِذٍ، وَلَا يَصْخَبْ، فَإِنْ سَابَّهُ أَحَدٌ أَوْ قَاتَلَهُ، فَلْيَقُلْ: إِنِّي امْرُؤٌ صَائِمٌ ". إسناده صحيح على شرط الشيخين [حم 26069]
1805 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если у одного из вас день поста, пусть не говорит непристойностей и не кричит. А если кто-то станет его поносить или драться с ним, пусть отвечает: «Поистине, я соблюдаю пост»».◊ Ахмад 26069.
Re: ВЕХИ ПРОРОЧЕСКОЙ СУННЫ | Салих Ахмад аш-Шами
2. Достоинства месяца Рамадан
1806- (ق) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «إِذَا دَخَلَ رَمَضَانُ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الجَنَّةِ، وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ جَهَنَّمَ وَسُلْسِلَتِ الشَّيَاطِينُ». صحيح [خ 3277، م 1079]
1806 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда наступает Рамадан, открываются врата Рая, запираются врата Ада и сковываются шайтаны».◊ аль-Бухари 3277, Муслим 1079.
1807- (ق) عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: «كَانَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم أَجْوَدَ النَّاسِ بِالخَيْرِ، وَكَانَ أَجْوَدُ مَا يَكُونُ فِي رَمَضَانَ حِينَ يَلْقَاهُ جِبْرِيلُ، وَكَانَ جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلاَمُ يَلْقَاهُ كُلَّ لَيْلَةٍ فِي رَمَضَانَ، حَتَّى يَنْسَلِخَ، يَعْرِضُ عَلَيْهِ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم القُرْآنَ، فَإِذَا لَقِيَهُ جِبْرِيلُ عَلَيْهِ السَّلاَمُ، كَانَ أَجْوَدَ بِالخَيْرِ مِنَ الرِّيحِ المُرْسَلَةِ». صحيح [خ 1902، م 2308]
1807 — От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым щедрым из людей, а наибольшую щедрость он проявлял в месяце Рамадан, когда Джибриль его посещал. В Рамадан Джибриль (мир ему) встречался с ним каждую ночь до окончания месяца, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зачитывал ему Коран. И когда Джибриль (мир ему) встречался с ним, он становился щедрее посланного (с благом) ветра (в скорости и всеобщности)».◊ аль-Бухари 1902, Муслим 2308.
1808- عَنْ كَعْبِ بْنِ عُجْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «احْضَرُوا الْمِنْبَرَ» فَحَضَرْنَا فَلَمَّا ارْتَقَى دَرَجَةً قَالَ: «آمِينَ»، فَلَمَّا ارْتَقَى الدَّرَجَةَ الثَّانِيَةَ قَالَ: «آمِينَ» فَلَمَّا ارْتَقَى الدَّرَجَةَ الثَّالِثَةَ قَالَ: «آمِينَ»، فَلَمَّا نَزَلَ قُلْنَا: يَا رَسُولَ اللَّهِ لَقَدْ سَمِعْنَا مِنْكَ الْيَوْمَ شَيْئًا مَا كُنَّا نَسْمَعُهُ قَالَ: " إِنَّ جِبْرِيلَ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ عَرَضَ لِي فَقَالَ: بُعْدًا لِمَنْ أَدْرَكَ رَمَضَانَ فَلَمْ يَغْفَرْ لَهُ قُلْتُ: آمِينَ، فَلَمَّا رَقِيتُ الثَّانِيَةَ قَالَ: بُعْدًا لِمَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيْكَ قُلْتُ: آمِينَ، فَلَمَّا رَقِيتُ الثَّالِثَةَ قَالَ: بُعْدًا لِمَنْ أَدْرَكَ أَبَوَاهُ الْكِبَرَ عِنْدَهُ أَوْ أَحَدُهُمَا فَلَمْ يُدْخِلَاهُ الْجَنَّةَ قُلْتُ: آمِينَ" صحيح لغيره [ك 7256]
1808 — От Ка‘ба ибн ‘Уджры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Соберитесь у минбара», и мы собрались. Поднявшись на первую ступень минбара, он сказал: «Амин», взойдя на вторую ступень, сказал: «Амин», и когда взошёл на третью — сказал: «Амин». Когда он спустился, мы спросили: «О Посланник Аллаха, мы услышали от тебя сегодня нечто, чего не слышали прежде». Он сказал: «Поистине, Джибриль (мир ему) предстал передо мной и сказал: «Да будет унижен тот, кто застал Рамадан, и ему не были прощены грехи», — и я сказал: «Амин». Затем, когда я взошёл на вторую ступень, он сказал: «Да будет унижен тот, кто при упоминании твоего имени не призвал на тебя благословения», — и я сказал: «Амин». Когда же я поднялся на третью, он сказал: «Да будет унижен тот, кто застал старость своих родителей или одного из них, и они не привели его в Рай (через служение им и обретение их довольства)», — и я сказал: «Амин»».◊ аль-Хаким 7256.
3. Начинайте пост, увидев новолуние и завершайте, увидев новолуние
1809- (ق) عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ: «إِذَا رَأَيْتُمُوهُ فَصُومُوا، وَإِذَا رَأَيْتُمُوهُ فَأَفْطِرُوا، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَاقْدُرُوا لَهُ». صحيح [خ 1900، م 1080]
1809 — От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда вы увидите (новолуние месяца Рамадан) — поститесь, а когда увидите (новолуние месяца Шаууаль) — заканчивайте пост. Если же луна скроется от вас, прибегните к расчёту (доведя число дней месяца до 30)».◊ аль-Бухари 1900, Муслим 1080.
1810- (ق) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم: أَوْ قَالَ: قَالَ أَبُو القَاسِمِ صلى الله عليه وسلم: «صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ، فَإِنْ غُبِّيَ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاَثِينَ». صحيح [خ 1909، م 1081]
1810 — От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк — или он сказал: Абу аль-Къасим (мир ему и благословение Аллаха) — сказал: «Поститесь, завидев его (новолуние Рамадана) и прекращайте пост, завидев его (новолуние Шауаля). Если же луна будет сокрыта от вас, доведите число дней Ша‘бана до тридцати».◊ аль-Бухари 1909, Муслим 1081.
1811- عَنِ ابْنِ مَسْعُودٍ، قَالَ: «لَمَا صُمْنَا مَعَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم تِسْعًا وَعِشْرِينَ أَكْثَرَ مِمَّا صُمْنَا مَعَهُ ثَلَاثِينَ». صحيح لغيره [د 2322، ت 689]
1811 — От Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: «Во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) вместе с ним пост (Рамадана) двадцать девять дней мы держали чаще чем тридцать».◊ Абу Дауд 2322, ат-Тирмизи 689.
1812- عَنْ رِبْعِيِّ بْنِ حِرَاشٍ، عَنْ رَجُلٍ، مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم قَالَ: اخْتَلَفَ النَّاسُ فِي آخِرِ يَوْمٍ مِنْ رَمَضَانَ، فَقَدِمَ أَعْرَابِيَّانِ، فَشَهِدَا عِنْدَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم بِاللَّهِ لَأَهَلَّا الْهِلَالَ أَمْسِ عَشِيَّةً، «فَأَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم النَّاسَ أَنْ يُفْطِرُوا»، زَادَ خَلَفٌ فِي حَدِيثِهِ: «وَأَنْ يَغْدُوا إِلَى مُصَلَّاهُمْ» صحيح [د 2339]
1812 — От Риб‘ий ибн Хираша сообщается, что один человек из числа сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди разошлись во мнениях относительно последнего дня Рамадана. Затем прибыли два бедуина и засвидетельствовали перед Пророком (мир ему и благословение Аллаха), принеся клятву именем Аллаха, что накануне вечером они видели полумесяц, и тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел людям прервать пост».В версии хадиса от Халяфа добавляется: «…а также, чтобы утром они вышли к месту совершения праздничной молитвы».
◊ Абу Дауд 2339.
4. У каждого региона своё ви́дение новолуния
1813- (م) عَنْ كُرَيْبٍ، أَنَّ أُمَّ الْفَضْلِ بِنْتَ الْحَارِثِ، بَعَثَتْهُ إِلَى مُعَاوِيَةَ بِالشَّامِ، قَالَ: فَقَدِمْتُ الشَّامَ، فَقَضَيْتُ حَاجَتَهَا، وَاسْتُهِلَّ عَلَيَّ رَمَضَانُ وَأَنَا بِالشَّامِ، فَرَأَيْتُ الْهِلَالَ لَيْلَةَ الْجُمُعَةِ، ثُمَّ قَدِمْتُ الْمَدِينَةَ فِي آخِرِ الشَّهْرِ، فَسَأَلَنِي عَبْدُ اللهِ بْنُ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا، ثُمَّ ذَكَرَ الْهِلَالَ فَقَالَ: مَتَى رَأَيْتُمُ الْهِلَالَ؟ فَقُلْتُ: رَأَيْنَاهُ لَيْلَةَ الْجُمُعَةِ، فَقَالَ: أَنْتَ رَأَيْتَهُ؟ فَقُلْتُ: نَعَمْ، وَرَآهُ النَّاسُ، وَصَامُوا وَصَامَ مُعَاوِيَةُ، فَقَالَ: " لَكِنَّا رَأَيْنَاهُ لَيْلَةَ السَّبْتِ، فَلَا نَزَالُ نَصُومُ حَتَّى نُكْمِلَ ثَلَاثِينَ، أَوْ نَرَاهُ، فَقُلْتُ: أَوَ لَا تَكْتَفِي بِرُؤْيَةِ مُعَاوِيَةَ وَصِيَامِهِ؟ فَقَالَ: لَا، هَكَذَا أَمَرَنَا رَسُولُ اللهِ صلى الله عليه وسلم " صحيح [م 1087]
1813 — От Курайба сообщается, что Умм аль-Фадль бинт аль-Харис направила его к Му‘ауии в аш-Шам. Он сказал: «Я прибыл в Шам, выполнил её поручение, и в Шаме меня застало начало Рамадана. Я увидел полумесяц в ночь на пятницу. Затем я прибыл в Медину в конце месяца. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), упомянув полумесяц, спросил меня: «Когда вы увидели полумесяц?» Я ответил: «Мы увидели его в ночь на пятницу» Он спросил: «Ты сам видел его?» Я сказал: «Да, и люди тоже видели, и постились, и постился Му‘ауия» Он сказал: «А мы увидели полумесяц в ночь на субботу, поэтому мы будем поститься, пока не завершим тридцать дней или не увидим новолуние». Я спросил: «Разве тебе недостаточно ви́дения Му‘ауии и его поста?» Он ответил: «Нет. Так повелел нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»».◊ Муслим 1087.