Re: Слабые хадисы в «Аль-Азкар» ан-Навави.
عن جابر بن عبد اللّه رضي اللّه عنهما قال:جاء رجلٌ إلى رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم فقال: "وَاذُنُوباهُ وَاذُنُوباهُ! مرّتين أو ثلااثاً، فقال له رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "قُلِ اللَّهُمَّ مَغْفِرَتُكَ أوْسَعُ مِنْ ذُنُوبي، وَرَحْمَتُكَ أرْجَى عِنْدِي مِنْ عَمَلي، فقالها، ثم قال: عُدْ، فعاد، ثم قال: عُدْ، فعاد، فقال: قُمْ فَقَدْ غُفِرَ لَكَ".
1108. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:– (Как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и дважды или трижды воскликнул: «О грехи мои!» (Услышав это,) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Скажи: “О Аллах, Твоё прощение шире, чем мои грехи, а на Твою милость я надеюсь больше, чем на свои дела /Аллахумма, магфирату-кя ауса‘у мин зунуби ва рахмату-кя арджа ‘инди мин ‘амали/”», и человек произнёс эти слова. Потом (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел ему: «Повтори», и тот произнёс их ещё раз. Затем (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел ему: «Повтори», и тот произнёс их ещё раз, после чего (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал ему: «Вставай, ты прощён». Этот хадис приводит аль-Хаким 1/728.
Шейх аль-Албани и Салим Хиляли назвали иснад хадиса слабым. См. «Да’иф ат-таргъиб ва-т-таргъиб» 1007, «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/837.
عن أبي أمامة رضي اللّه عنه، قال: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "إنَّ لِلَّهِ تَعالى مَلَكاً مُوَكَّلاً بِمَنْ يَقُولُ يا أرْحَمَ الرَّاحِمِينَ، فَمَنْ قالها ثلاثاً قالَ لَهُ المَلَكُ: إنَّ أرْحَمَ الرَّاحِمينَ قَدْ أقْبَلَ عَلَيْكَ فَسَلْ".
– Поистине, у Аллаха Всевышнего есть ангел, которому поручено следить за теми, кто будет произносить слова «О Милостивейший из милостивых! /Йа Архама-р-рахимин!», и тому, кто произнесёт (эти слова) трижды, этот ангел говорит: «Поистине, Милостивейший из милостивых внимает тебе, проси же!»
Этот хадис приводит аль-Хаким 1/544.
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. В его иснаде присутствует передатчик по имени Фадаля ибн Джубайр о котором Ибн ‘Ади в «аль-Камиль» (1/325) сказал: «Фадаля передал от Абу Умамы десять хадисов и все они являются недостоверными». См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 3200 (7/182), «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 1957.
عن عمر بن الخطاب رضي اللّه تعالى عنه قال: كان رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم إذا رفع يديه في الدعاء لم يحطَّهما حتى يمسحَ بهما وجهَه.
Этот хадис приводит ат-Тирмизи 3386, который сказал: «Неизвестный хадис».
Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым. В его иснаде присутствует передатчик по имени Хаммад ибн ‘Иса, который является слабым, как об этом сказано в «ат-Такъриб». В «ат-Тахзиб» сказано: «Ибн Ма’ин сказал: “Праведный шейх”. Абу Хатим сказал: “Слабый в хадисах”. Абу Дауд сказал: “Слабый! Передавал отвергаемые хадисы”. Аль-Хаким и ан-Наккъаш сказали: “Передает выдуманные хадисы от Ибн Джурайджа и Джа’фара ас-Садикъа”. Слабым его назвал и ад-Даракъутни». Подобный передатчик является очень слабым. Аль-Хаким после того, как привел этот хадис «аль-Мустадраке» (1/536) несмотря на свое послабление в удостоверении надежности (передатчика), промолчал о нем и не назвал его достоверным, а за ним последовал и хафиз аз-Захаби. В этой главе есть хадис переданный от Саиба ибн Язида со слов своего отца о том, что обычно, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался с мольбой он поднимал руки и проводил ими по лицу. Этот хадис передал Абу Дауд (1492) от Ибн Лахи’а, передавшего от Хафса ибн Хашима ибн ‘Утба ибн Абу Ваккъас от Саиба. Однако его иснад является слабым из-за неизвестности Хафса ибн Хашима и слабости Ибн Лахи’а и данный хадис не усиливается в сумме двух этих путей из-за сильной слабости первого из них, как это видно. См. «Ирвауль-гъалиль» 2/178-179.
عن ابن عمر رضي اللّه تعالى عنهما؛أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال: "أسْرَعُ الدُّعاءِ إجابَةً دَعْوَةُ غائِبٍ لِغائبٍ" ضعّفه الترمذي.
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. Иснад этого хадиса является слабым из-за слабой памяти передатчика по имени ‘Абду-р-Рахмана ибн Зияда ибн Ан’ум аль-Ифрикъи, о чем сказал хафиз Ибн Хаджар. См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 2/99, «Мишкат аль-масабих» 2247, «Да’иф ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1823.
عن عمر بن الخطاب رضي اللّه تعالى عنه قال:
استأذنتُ النبيّ صلى اللّه عليه وسلم في العمرة، فأذنَ وقال: "لا تَنْسَنا يا أُخَيَّ مِنْ دُعائِكَ" فقال كلمة ما يسرُّني أن لي بها الدنيا. وفي رواية قال: "أشْرِكَنا يا أُخَيُّ في دُعائِكَ" قال الترمذي: حديث حسن صحيح، وقد ذكرناه في أذكار المسافر
– (В своё время) я обратился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, за разрешением совершить умру. Он позволил мне (сделать это) и сказал: «О братец, не забудь (упомянуть и о) нас в своих мольбах!» – и я не променял бы (его) слова на (весь) мир этот!
В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «О братец, включи и нас в свои мольбы!»
Этот хадис приводят Абу Дауд, Ибн Маджах и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший достоверный хадис». См. хадис № 558.
Шейх аль-Албани назвал хадис слабым. В его иснаде присутствует ‘Асым ибн ‘Убайдуллах который является слабым, как об этом сказал хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». См. «Да’иф Сунан Абу Дауд» 2/92, «Мишкат аль-масабих» 2248, «Да’иф аль-Джами’ ас-сагъир» 6278 и 6377.
عن ابن عباس رضي اللّه عنهما قال:قال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "مَنْ لَزِمَ الاسْتِغْفارَ جَعَلَ اللَّهُ لَهُ مِنْ كُلِّ ضِيقٍ مَخْرَجاً وَمِنْ كُلّ هَمٍّ فَرَجاً، وَرَزَقَهُ مِنْ حَيْثُ لا يَحْتَسِبُ".
Шейх аль-Албани назвал иснад хадиса слабым. В нем присутствует передатчик по имени аль-Хаким ибн Мус’аб, который является неизвестным, как об этом сказал хафиз Ибн Хаджар в «ат-Такъриб». См. «Сильсиля ад-да’ифа валь-мауду’а» 2/142.
ВаЛлаху а’лям!