Страница 2 из 2

Re: Не стесняйся говорить: "Я не знаю".

Добавлено: 15 авг 2015, 01:32
Aleesh
Рассказывает шейх Абдурраззак Аль-Бадр:

"Я помню, как однажды в дни хаджа встретил человека, обычаем которого было бритье бороды, что, как известно, является ослушанием Аллаха и неповиновением Его посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Таким образом, его обычаем было бритье бороды. Он совершил умру и по завершению обрил голову бритвой. Затем вышел за пределы заповедной территории и снова вошел, чтобы совершить новую умру. Когда он достиг Марва (завершая умру), то направился (к парикмахерам), чтобы выйти из состояния ихрама через сбривание или подстригание (волос на голове). И когда он захотел выйти из ихрама, оказалось, что его голова лысая, сбривать было совсем нечего.
Он рассказывал мне: "Я встретил бородатого мужчину возле Марва и сказал ему: "Я хочу выйти из ихрама, что мне сейчас делать, если я лысый?" Тот посмотрел на меня, увидел человека со сбритой бородой, сбритыми волосами на голове и сказал: "Сбрей усы". И я сбрил усы".
Он вышел из ихрама через сбривание усов.
Эти слова, которые я рассказал вам сейчас, рассмешили вас, однако, когда я рассказал это шейху Ибн Базу, из его глаз потекли слезы, да помилует его Аллах. Потому что это - дерзость по отношению к религии Аллаха и слова об Аллахе без знания.
И такую фатву не давал ни один из обладателей знания вообще. Такого мнения нет даже среди отклонившихся фатв. А кто-то проявляет такую вот дерзость. Некоторые люди не думают об ответственности. Поэтому было сказано: "Кто посчитал ошибочными слова "Я не знаю", тот получит смертельный удар".

Сл. "Шарх аль-адаб аль-муфрад", 35.

Re: Не стесняйся говорить: "Я не знаю".

Добавлено: 26 ноя 2015, 08:00
abu abduRrazak
Спрашивающий: «Является ли правильным называть шейхом любого человека?»

шейх Мухаммад ибн Салих аль-'Усаймин,да смилуется над ним Аллах: “Слово «шейх» в арабском языке не применяется кроме как к человеку в годах или же к тому, кто обладает влиянием благодаря своему знанию или имуществу. И это слово не применяется к молодому. Однако в наши дни этим словом именуют даже невежду, который не знает ничего. И я считаю, что этого делать нельзя! Ведь если ты назовешь какого-либо человека шейхом, тогда как тот будет являться не обладающим знанием невеждой, то люди могут впасть в заблуждение относительно него и посчитать, что он является знающим, после чего станут брать у него фатауа, что принесет великий вред! Ведь многие из людей, прошу Аллаха повести прямым путем нас и их, дают фатауа, не обладая знанием, поскольку они считают что сказать: «Я не знаю» будет недостатком для них. На самом же деле слова «Я не знаю» являются совершенством для человека. Однако душа человека любит славу, кроме тех, кому оказал милость Аллах! На основании сказанного я считаю, что применять слово «шейх» не следует кроме как в отношении того, кто заслуживает его либо по причине пожилого возраста, либо по причине его почетного места в обществе или же по причине знания! Также некоторые люди сейчас употребляют слово «имам» на многих обладающих знанием, даже если этот ученый был из числа слепых подражателей (мукъаллид). Этого также не следует делать!”
См. “Ликъаат Бабуль-мафтух” № 117.

Re: Не стесняйся говорить: "Я не знаю".

Добавлено: 06 дек 2015, 02:18
salyafit_07
Шейх Ибн Баз (рахимаху-Ллах) сказал: «Из числа качеств приобретающего знание: чтобы он не спешил, и чтобы говорил “не знаю” когда ему неизвестно о чем-либо». См. «Маджму’ фатауа Ибн Баз» 7/245. ИСТОЧНИК

Re: Не стесняйся говорить: "Я не знаю".

Добавлено: 29 авг 2016, 16:57
salyafit_07
Сказал шейх Салих аль-Фаузан (хафизаху-Ллах):

Человеку, который не знает ответа на заданный вопрос, следует говорить: ″Аллах и Его посланник знают лучше!*.
* Так следовало говорить при жизни посланника Аллаха а после его смерти следует говорить: "Аллах знает лучше".
Таким образом, человек поручает знание тому, кто обладает этим знанием. Он не дает ответ, не имея знаний, и не строит догадок. Отвечать на вопросы без знаний запрещено! Когда Пророка спросили о наступлении Часа, он сказал: "Спрашиваемый знает не больше, чем спрашивающий". Также, когда он спросил сподвижников: "Знаете ли вы того, кто задавал вопросы?", - они не знали ответа и сказали: "Аллах и Его посланник знают лучше".
Это указывает на то, что нельзя строить догадок в вопросах Шариата и в вопросах религии. Пусть тот, кто обладает знанием, отвечает на вопросы, а тот, кто не обладает знанием, пусть говорит: ″Аллаху ведомо лучше!″. Даже тот, кто сказал: "Я не знаю", - дал хороший ответ.
Однажды, имаму Малику, да помилует его Аллах, задали сорок вопросов, а он ответил только на шесть из них. Что же касается остальных вопросов, то он сказал: "Я не знаю". Тогда спрашивающий сказал ему: "Я пришел с далеких земель, проделал долгий путь, утомил свое верховое животное, а ты говоришь: ″Я не знаю!″". Тогда имам Малик сказал: "Садись на своё верховое животное, отправляйся в страну, из которой ты приехал, и скажи: "Я задал Малику вопросы, а он сказал: ″Я не знаю″". И это не является недостатком, если человек не знает ответа на шариатские вопросы и говорит: ″Я не знаю″, даже если он при этом является большим ученым. Ведь, даже пророк сказал: "Спрашиваемый знает не больше, чем спрашивающий".
Иногда пророку задавали некоторые вопросы, а у него не было на этот счет откровения от Аллаха Всевышнего. В таких ситуациях он ждал, пока откровение не будет ниспослано. Разве вы не читали слова Всевышнего:
"Они [люди] спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: ″В них есть большой грех ...″"
Сура аль-Бакара, аят 219
А также:
"Они [твои сподвижники] спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: ″Они определяют промежутки времени для людей и хаджа″"
Сура аль-Бакара, аят 189
Поэтому, обычно, когда посланнику Аллаха задавали вопрос, а он не знал ответа, он ждал, пока снизойдет откровение от Аллаха. Если даже он делал так, тогда это тем более касается всех остальных людей. Если люди не знают ответов на вопросы, то пусть спросят у знающих, пусть изучат эти вопросы по книгам ученых, чтобы получить ответ.
Если же человек торопится дать ответ, то в этом заключена огромная опасность и несоблюдение этикета (адаба) по отношению к Аллаху Всевышнему. Ведь, человек, отвечающий на вопрос, отвечает от имени Шариата Аллаха. Он говорит: "Аллах разрешил это, а запретил то". В этом заключена огромная опасность!. Шарх "Салясату-ль-усуль". ИСТОЧНИК

Re: Не стесняйся говорить: "Я не знаю".

Добавлено: 15 янв 2022, 14:34
abu abduRrazak
A'mash писал(а): 17 дек 2021, 12:55
О том, как праведные предшественники (саляфы) не стеснялись говорить: «Я не знаю», и как они боялись высказывать своё мнение о религиозных положениях

‘Атыйя и Муджахид рассказывали:
“Как-то один человек пришёл к Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) спросить его касательно какого-то вопроса о наследстве, и Ибн ‘Умар ему ответил: «Я не знаю».
Тогда некоторые люди, которые находились возле него, сказали ему: “Почему ты не ответил этому человеку?”
На что Ибн ‘Умар сказал: «Ибн ‘Умара спросили о том, чего он не знает, и он сказал: «Я не знаю»”.
• аль-Аджурри в “Ахлякъ аль-‘уляма” (98), Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’у баян аль-‘ильм” (1566). Иснад достоверный. См. “Сильсиля аль-асар ас-сахиха” (692).

Масрукъ рассказывал: “Однажды мы пришли к ‘Абдуллаху ибн Мас’уду (да будет доволен им Аллах), и он сказал: «О люди, если вы знаете что-то, то говорите это, если же не знаете, то скажите: «Аллах знает лучше!» Поистине, если о том, чего ты не знаешь, сказать: “Я не знаю”, то это также будет проявлением знания, ведь Аллах сказал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Я не требую у вас за это (донесения истины) никакого вознаграждения, и я не отношусь я к числу притворяющихся”» (38: 86).
• аль-Бухари (4774, 4822), Муслим (2798).

‘Абдуль-‘Азиз ибн Руфай’ рассказывал:
“Как-то спросили ‘Ата ибн Аби Рабаха о чём-то и он ответил: «Я не знаю».
Тогда ему сказали: “Почему бы тебе не ответить на это, опираясь на своё мнение?”
На что ‘Ата ответил: «Поистине, я стесняюсь Всевышнего Аллаха, чтобы на земле люди исповедовали религию, опираясь на моё мнение!»”
• ад-Дарими (108), аль-Харауи в “Замм аль-калям” (364). Иснад достоверный. См. “Сильсиля аль-асар ас-сахиха” (695), “Тахридж Муснад ад-Дарими” (1/235).

Аль-А’маш сказал:
“Я никогда не слышал, чтобы Ибрахим (ан-Наха’и) говорил о чём-то, опираясь на своё мнение”.
• ад-Дарими (106), Абу Хайсама в “аль-‘Ильм” (38). Иснад достоверный. См. “Тахридж Муснад ад-Дарими” (1/234).

Къатада сказал:
“Я не говорил ничего, опираясь на своё мнение, вот уже тридцать лет!”
• ад-Дарими (107), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (2/335). Иснад достоверный. См. “Тахридж Муснад ад-Дарими” (1/234).

Как же далеки от подобного многочисленные проповедники наших дней и претендующие на знание люди, которые мало того, что высказывают о религии Аллаха свои мнения, так ещё и умудряются противоречить этими мнениями Корану, Сунне и саляфам!

И вновь: об опасности слов о религии Аллаха без знания!

Добавлено: 26 июн 2022, 17:44
A'mash
И вновь: об опасности слов о религии Аллаха без знания!

Абу ‘Абдур-Рахман ас-Сулями рассказывал: “Однажды ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) проходил мимо одного рассказчика (увещевавшего людей), и спросил его: “Отличаешь ли ты отменяющие тексты (насих) от отменённых (мансух)?”
Тот ответил: “Нет”.
Тогда ‘Али сказал: “Ты погублен сам и губишь других!”
Абу Хайсама в “Китаб аль-‘ильм” (130), Ибн Аби Шейба (27873), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (10/200). Имам Ибн Муфлих и шейх аль-Альбани назвали иснад этого сообщения достоверным. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (2/85), “Тахкыкъ Китаб аль-‘ильм” (стр. 53).

Комментируя этот асар от ‘Али, шейх ‘Абдуль-Карим аль-Худайр сказал: “Он проходил мимо того, кто увещевал людей и спросил его: «Отличаешь ли ты отменяющие тексты от отменённых?» Т.е. ты увещеваешь людей и при этом можешь упоминать аяты и хадисы, которые могли быть отменены, тогда как ты не знаешь об этом. Тот человек ответил, что не знает этого, и тогда ‘Али сказал ему: «Ты погублен сам и губишь других!»
И если такое было сказано тому, кто просто увещевал людей, то, что можно сказать о том, кто даёт людям фатуа по вопросам халяля и харама, не зная об отменяющих и отменённых текстах?! Есть такие люди, которые выдвигают себя на роль муфтия, давая людям фатуа, не зная про отменяющие тексты и отменённые, не зная про общие тексты и частные, не зная про общие виды и конкретизирующие, не отличая ясных текстов от неясных. Он не знает ничего из этого, но, тем не менее, садится в религиозное собрание, выдвигает себя на роль муфтия. Это является искушением и смутой как для него самого, так и для других!
Эти положения обязан знать тот, кто берётся обучать людей, кто даёт фатуа людям, кто занимает какую-то религиозную должность среди людей. Ведь иначе ты можешь рассказывать людям об отменённом аяте. Ты можешь побуждать людей к джихаду и говорить, что нельзя убегать с поле боя, даже если противников будет больше в десять раз, хотя этот аят является отменённым. Можешь побуждать людей убивать собак, рассказывая об этом и не зная, что это веление было отменено. Есть и другие подобные примеры”. Сл. “Шарх Китаб аль-‘ильм” (№ 6).

Абу аль-Мухалляб сказал: “Я слышал, как Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах), стоя на минбаре во время своей хутбы, говорил: «О люди! У кого есть знание, пусть обучает ему людей. Если же человек не обладает знанием, то пусть не говорит о том, чего не знает. Ведь иначе он станет тем, кто ложно выставляет себя (обладателем знания), и тем самым вылетит из религии!»”
Ибн Са’д в «ат-Табакъат» (4/109), ад-Дарими (180), Ибн Хазм в «ас-Сади’» (308). Иснад этого сообщения является хорошим. См. «Тахкыкъ ас-Сади’» (стр. 594), «Тахкыкъ И’лям аль-мууаккъи’ин» (2/112).

Мухаммад ибн ан-Накыб сказал: “Я слышал, как спросили Абу ‘Абдуллаха (имама Ахмада) о человеке, который даёт фатуа без знания, и он сказал: «Передаётся от Абу Мусы, что (про такого) он сказал: «Вылетает из своей религии»”. Ибн Аби Я’ля в “Табакъат аль-ханабиля” (2/395).

Да упасёт нас Аллах от того, чтобы мы говорили о религии Аллаха без знания, и чтобы выдавали себя ложно за знатоков, дабы это не стало причиной выхода из религии Аллаха!