Продажа того, чем не владеешь
Добавлено: 01 окт 2020, 19:05
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Суть не в том, знает покупатель или продавец об истинном положении посредника или нет, или доволен он этим или нет, а в том, что по Шариату запрещено иметь прибыль за товар, за который человек не несёт ответственности, за то, что не находится под его гарантией. То есть, за то, что если испортится само по себе или в случае форс-мажорных обстоятельств, уменьшит чьё-то имущество, а не его самого.
И если Аллах что-то запретил, достаточно того, что Аллах знает о сути сделки и об истинной роли каждого из участников сделки. Но даже если все стороны сделки будут обо всём знать и будут согласны, то всё равно такая торговля будет недействительной, если на неё пришел запрет со стороны Шариата.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Не дозволено предоставление займа с условием заключения торговой сделки; не дозволено наличие двойных условий в одной сделке; не дозволено получение прибыли с того, за что человек не несёт ответственности; и не дозволена продажа того, чего у тебя нет". (Ахмад 2/179, ан-Насаи 7/295, ад-Дарими 2/253, ад-Даракъутни 3/74, ат-Тахаӯи 4/46. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Тирмизи» 1234).
Имам аш-Шаукани сказал: "Сутью этого запрета является то, что человек не должен продавать то, за что не несёт ответственности, как например, если перепродаёт то, что купил, но ещё не забрал у продавца". (См. "ад-Дарари аль-Мудыййа")
Поэтому, человек либо посредник и действует в рамках посредника, либо он сторона сделки при наличии у него соответствующих прав и обязанностей.
А что касается написания программного обеспечения, то это обычный наём (иджара) и оплата может быть какой угодно (сразу по предоплате или по частичной предоплате, или в рассрочку) в зависимости от договорённости между сторонами
Суть не в том, знает покупатель или продавец об истинном положении посредника или нет, или доволен он этим или нет, а в том, что по Шариату запрещено иметь прибыль за товар, за который человек не несёт ответственности, за то, что не находится под его гарантией. То есть, за то, что если испортится само по себе или в случае форс-мажорных обстоятельств, уменьшит чьё-то имущество, а не его самого.
И если Аллах что-то запретил, достаточно того, что Аллах знает о сути сделки и об истинной роли каждого из участников сделки. Но даже если все стороны сделки будут обо всём знать и будут согласны, то всё равно такая торговля будет недействительной, если на неё пришел запрет со стороны Шариата.
Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Не дозволено предоставление займа с условием заключения торговой сделки; не дозволено наличие двойных условий в одной сделке; не дозволено получение прибыли с того, за что человек не несёт ответственности; и не дозволена продажа того, чего у тебя нет". (Ахмад 2/179, ан-Насаи 7/295, ад-Дарими 2/253, ад-Даракъутни 3/74, ат-Тахаӯи 4/46. Хадис достоверный. См. «Сахих ат-Тирмизи» 1234).
Имам аш-Шаукани сказал: "Сутью этого запрета является то, что человек не должен продавать то, за что не несёт ответственности, как например, если перепродаёт то, что купил, но ещё не забрал у продавца". (См. "ад-Дарари аль-Мудыййа")
Поэтому, человек либо посредник и действует в рамках посредника, либо он сторона сделки при наличии у него соответствующих прав и обязанностей.
А что касается написания программного обеспечения, то это обычный наём (иджара) и оплата может быть какой угодно (сразу по предоплате или по частичной предоплате, или в рассрочку) в зависимости от договорённости между сторонами