Рассказ о сыновьях Адама Кабиле и Хабиле
Добавлено: 03 ноя 2015, 16:51
Рассказ о сыновьях Адама Кабиле и Хабиле
Аллах Всевышний сказал:
"И прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот оба они принесли жертву, и [жертва] одного из них была принята, а [жертва] другого принята не была. [Тогда] он сказал: "Я непременно убью тебя". [Другой же] сказал: "Поистине, Аллах принимает [жертвы] только от богобоязненных. [Даже] если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я не стану протягивать руку, чтобы убить тебя. Поистине, я боюсь Аллаха, Господа миров! Поистине, хочу я, чтобы ты понёс [бремя и] моего греха, и твоего и оказался [одним] из обитателей Огня, [ибо] такое воздаяние [уготовано] несправедливым". Тогда его душа [побудила] его к убийству собственного брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших ущерб. После этого Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать тело покойного брата. Он же воскликнул: "Горе мне! Неужели не смогу я уподобиться этому ворону и спрятать тело моего брата?".
И стал он [одним] из сожалеющих"
(5:27-31)
Когда один брат стал угрожать другому убийством, тот сказал ему: "[Даже] если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я не стану протягивать руку, чтобы убить тебя. Поистине, я боюсь Аллаха, Господа миров!". Это указывает на то, что он отличался добрым нравом, страшился Аллаха Всевышнего и стыдился отвечать своему брату злом на зло. И стал он [одним] из сожалеющих"
(5:27-31)
Здесь уместно привести хадис Абу Бакры (да будет доволен им Аллах), который сказал: "[Услышав, как] Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если два мусульманина сойдутся [в бою, скрестив] свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду", [люди стали] спрашивать: "О Посланник Аллаха, [будет справедливо, если в Ад попадёт] убивший, но почему же [там окажется] и убитый?". Он ответил: "Ведь и он хотел убить своего товарища"". Бухари, № 31; Муслим, № 2888.
Слова "Поистине, хочу я, чтобы ты понёс [бремя и] моего греха, и твоего и оказался [одним] из обитателей Огня, [ибо] такое воздаяние [уготовано] несправедливым" означают: "Я не намерен сражаться с тобой, даже если я сильнее тебя, а ты решился на то, на что решился".
Слова "чтобы ты понёс [бремя и] моего греха, и твоего" означают: "чтобы ты понёс и бремя греха за моё убийство, и бремя других грехов, совершённых тобой прежде". Так считали Муджахид, ас-Судди 1, Ибн Джарир ат-Табари 2 и многие другие.
Здесь не имеется в виду, что бремя грехов убитого будет возложено на убийцу только потому, что он совершил убийство, как полагают некоторые. Напротив, Ибн Джарир указывает, что все улемы придерживались противоположного мнения.1. Исма‘ил ибн ‘Абд-ар-Рахман ас-Судди (ум. в 745 г.) - последователь и знаток Корана родом из Куфы, ученик Ибн ‘Аббаса.
2. Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (ум. в 923 г.) - знаменитый историк и толкователь Корана.
Что же касается хадиса, на который ссылаются невежественные люди и в котором сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Убийца не оставляет на убитом [им человеке] ни одного греха", то он не имеет под собой никаких оснований и не приводится ни в одном из сводов хадисов ни с достоверным, ни с хорошим, ни со слабым иснадом 3.

Сообщается, что во время смуты, случившейся в правление ‘Усмана ибн ‘Аффана (имеется в виду предпринятая мятежными египтянами, а также жителями Куфы и Басры в мае-июне 656 г. осада дома халифа ‘Усмана (да будет доволен им Аллах), которая закончилась взятием дома штурмом и убийством ‘Усмана), Са‘д ибн Абу Уаккас сказал: "Свидетельствую, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Поистине, случится смута, во время которой сидящий будет лучше стоящего, стоящий - лучше идущего, а идущий - лучше стремящегося (то есть, стремящегося разжечь смуту или принять в ней участие)". [Са‘д] сказал [‘Усману]: "Скажи, а если [кто-нибудь] войдёт в мой дом и протянет [ко мне] руку, чтобы убить меня?". Он сказал: "Будь как сын Адама (то есть, как Хабиль)". Ахмад, т. 1, с. 169; Абу Дауд, № 4257; Тирмизи, № 2194. Достоверный и удовлетворяющий условиям Муслима хадис.4. Имеется в виду хадис, в котором сообщается, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «[Однажды] Посланник Аллаха ﷺ спросил [людей]: “Знаете ли вы, кто является неимущим?”. Они ответили: “Неимущими среди нас [называют] тех, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда [Пророк ﷺ] сказал: “Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят (иначе говоря, тот, кто при жизни молился, постился и выплачивал закят), но [при этом выяснится, что] он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда [что-то] из его благих дел будет отдано этому и [что-то] - этому. Если же запас его благих дел иссякнет, прежде чем он сумеет рассчитаться [со всеми], тогда из грехов [обиженных им] станут брать [что-то] и возлагать на него, а потом его ввергнут в Ад!”». «Сахих» Муслим [№ 2581].
Передают со слов Хузайфы ибн Ямана, что [‘Усман] сказал: "Будь как лучший из двух сыновей Адама". Подобные сообщения приводят также Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд и Ибн Маджа.
Что же касается другого сына Адама (то есть, Кабиля), то о нём говорится в другом хадисе. Передают со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть [бремени греха за пролитую] кровь, ибо начало убийствам положил он". Бухари, № 3335; Муслим, № 1667; Ахмад, т. 1, с. 383; и др.
На горе Касьюн, которая находится к северу от Дамаска, есть пещера, именуемая Пещерой крови. Она известна как место, возле которого Кабиль убил своего брата Хабиля. Так говорят люди Писания, а Аллах лучше знает о том, насколько это верно. То же самое относится и к именам сыновей Адама. Они известны нам только со слов людей Писания, однако никаких достоверных сообщений об этом не имеется.
Аллах Всевышний сказал: "После этого Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать тело покойного брата. Он же воскликнул: "Горе мне! Неужели не смогу я уподобиться этому ворону и спрятать тело моего брата?". И стал он [одним] из сожалеющих".
Некоторые толкователи говорили, что, убив Хабиля, Кабиль взвалил его себе на спину и нёс, пока Аллах не послал к нему двух воронов, которые начали сражаться между собой. Через некоторое время один из них убил другого, спустился на землю и стал разрывать её, а потом бросил тело убитого ворона в яму и закопал его.
Увидев это, "он воскликнул: "Горе мне! Неужели не смогу я уподобиться этому ворону и спрятать тело моего брата?". И стал он [одним] из сожалеющих". После этого он последовал примеру ворона и предал тело брата земле. Говорят также, что Кабиль понёс наказание в тот же день, когда он убил своего брата, что послужило ему суровой карой за его грех, несправедливость и зависть по отношению к брату.
Передают со слов Абу Бакры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Нет греха, который в большей мере, чем притеснение и разрыв родственных связей, достоин наказания уже в этом мире наряду с тем, что ждёт каждого, кто его совершит, в мире ином". Бухари 2, № 29; Ахмад, т. 5, с. 36; Тирмизи, № 2511; Абу Давуд, №4902; Ибн Маджа, № 4211. Достоверный хадис.
После этого количество людей увеличилось, и они расселились по земле, о чём в Коране сказано так:
"О люди! Бойтесь вашего Господа, Который создал вас из одного человека, и создал из него же пару ему, и рассеял [по земле] множество [родившихся] от них мужчин и женщин; бойтесь Аллаха, [именем] Которого вы требуете друг у друга [соблюдения ваших прав и много иного], и [бойтесь разрыва] родственных связей, [ведь], поистине, Аллах наблюдает за вами!"
(4:1)
(4:1)