26. О поднятии взгляда к небу во время совершения молитвы
1264- (خ) عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ، قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وسلم: «مَا بَالُ أَقْوَامٍ يَرْفَعُونَ أَبْصَارَهُمْ إِلَى السَّمَاءِ فِي صَلاَتِهِمْ» فَاشْتَدَّ قَوْلُهُ فِي ذَلِكَ، حَتَّى قَالَ: «لَيَنْتَهُنَّ عَنْ ذَلِكَ أَوْ لَتُخْطَفَنَّ أَبْصَارُهُمْ». [خ 750]
1264 — Сообщается от Анаса Ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Почему некоторые из вас продолжают поднимать свои взоры к небу во время молитвы?» Затем его слова об этом стали ещё строже, пока он не сказал:
«Либо они прекратят это, либо будут лишены зрения».
◊ аль-Бухари 750.
1265- (م) عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، أَنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ: «لَيَنْتَهِيَنَّ أَقْوَامٌ عَنْ رَفْعِهِمْ أَبْصَارَهُمْ عِنْدَ الدُّعَاءِ فِي الصَّلَاةِ إِلَى السَّمَاءِ، أَوْ لَتُخْطَفَنَّ أَبْصَارُهُمْ». [م 429]
1265 — Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Пусть некоторые люди прекратят поднимать свои взгляды к небу во время молитвы при мольбе, иначе их взгляды будут тут же отняты».
◊ Муслим 429.
27. Молитва больного
1266-(خ) عَنْ عِمْرَانَ بْنِ حُصَيْنٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: كَانَتْ بِي بَوَاسِيرُ، فَسَأَلْتُ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم عَنِ الصَّلاَةِ، فَقَالَ: «صَلِّ قَائِمًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَقَاعِدًا، فَإِنْ لَمْ تَسْتَطِعْ فَعَلَى جَنْبٍ». [خ 1117]
1266 — Сообщается от ‘Имрана Ибн Хусайна (да будет доволен им Аллах), что он сказал:
«У меня геморрой, и я спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о молитве». Он ответил:
«Совершай молитву стоя. Если не можешь — сидя. Если и это не можешь, то лёжа на боку».
◊ аль-Бухари 1117.
1267-(خ) عَنْ مَجْزَأَةَ، عَنْ رَجُلٍ مِنْهُمْ مِنْ أَصْحَابِ الشَّجَرَةِ اسْمُهُ أُهْبَانُ بْنُ أَوْسٍ: «وَكَانَ اشْتَكَى رُكْبَتَهُ، وَكَانَ إِذَا سَجَدَ جَعَلَ تَحْتَ رُكْبَتِهِ وِسَادَةً». [خ 4174]
1267 — Маджза-а передал от одного из участников присяги под деревом по имени Ухбан Ибн Аус, что у него болело колено, и когда он совершал земной поклон, подкладывал под своё колено подушку.
◊ аль-Бухари 4174.
1268- (خـــ) عَنْ عَطَاءٍ قَالَ: «إِنْ لَمْ يَقْدِرْ أَنْ يَتَحَوَّلَ إِلَى القِبْلَةِ، صَلَّى حَيْثُ كَانَ وَجْهُهُ». [خ. تقصير الصلاة، باب 19]
1268 — Сообщается от ‘Ата, что он сказал:
«Если человек не может повернуться к кибле, то он совершает молитву в том направлении, куда обращено его лицо».
◊ аль-Бухари, Книга «Сокращение молитвы», глава 19.
1269- (خـــ) عَنْ الحَسَنِ قَالَ: «إِنْ شَاءَ المَرِيضُ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ قَائِمًا وَرَكْعَتَيْنِ قَاعِدًا». [خ. تقصير الصلاة، باب 20]
1269 — Сообщается от аль-Хасана, что он сказал:
«Если больной желает, он может совершить два рак‘ата стоя и два рак‘ата сидя».
◊ аль-Бухари, Книга «Сокращение молитвы», глава 20.
1270 - عَنْ نَافِعٍ، أَنَّ عَبْدَ اللهِ بْنَ عُمَرَ كَانَ يَقُولُ: إِذَا لَمْ يَسْتَطِعِ الْمَرِيضُ السُّجُودَ، أَوْمَأَ بِرَأْسِهِ إِيمَاءً، وَلَمْ يَرْفَعْ إِلَى جَبْهَتِهِ شَيْئًا. صحيح [ط405، هق 2/306]،
1270 — Сообщается от Нафи‘а, что ‘Абду-Ллах Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил:
«Если больной не может совершать земной поклон, то он наклоняет голову и ничего не поднимает ко лбу» (то есть не совершает суджуд на стул или что-либо иное).
◊ аль-Муатта 405, аль-Байхакъи 2/306.
28. Спокойствие и полное выпрямление между двумя земными поклонами
1271- (م) عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ، قَالَ: "مَا صَلَّيْتُ خَلْفَ رَجُلٍ أَوْجَزَ صَلَاةً مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم فِي تَمَامٍ، وَكَانَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم إِذَا قَالَ: سَمِعَ اللَّهُ لِمَنْ حَمِدَهُ، قَامَ حَتَّى نَقُولَ: قَدْ أَوْهَمَ، ثُمَّ يُكَبِّرُ، وَيَسْجُدُ، وَكَانَ يَقْعُدُ بَيْنَ السَّجْدَتَيْنِ حَتَّى نَقُولَ: قَدْ أَوْهَمَ". - هذا لفظ أبي داود. [م 473 د 853]
1271 — Сообщается от Анаса Ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что он сказал:
«Я никогда не молился за человеком, который совершал бы молитву более сжато, но при этом полноценнее, чем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Когда он говорил: «Сами‘а-Ллаху лиман хамидах» (Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его), он задерживался стоя настолько, что мы начинали думать, что он забылся. Затем он произносил «Аллаху акбар» и совершал земной поклон. И между двумя земными поклонами он задерживался сидя настолько, что мы начинали думать, что он забылся».
◊ Муслим 473, Абу Дауд 853.
1272 - عَنْ عَائِشَةَ، قَالَتْ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم - إِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ مِنْ الرُّكُوعِ لَمْ يَسْجُدْ حَتَّى يَسْتَوِيَ قَائِمًا، فَإِذَا سَجَدَ فَرَفَعَ رَأْسَهُ، لَمْ يَسْجُدْ حَتَّى يَسْتَوِيَ جَالِسًا، وَكَانَ يَفْتَرِشُ رِجْلَهُ الْيُسْرَى. صحيح [جه 893]
1272 — Сообщается от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что она сказала:
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поднимая голову из поясного поклона, не совершал земной поклон, пока полностью не выпрямлялся стоя. А когда он поднимал голову из земного поклона, он не совершал следующий поклон, пока полностью не выпрямлялся сидя. И он укладывал свою левую ногу».
◊ Ибн Маджа 893.
1273 - عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وسلم: " لَا يَنْظُرُ اللهُ إِلَى صَلَاةِ رَجُلٍ لَا يُقِيمُ صُلْبَهُ بَيْنَ رُكُوعِهِ وَسُجُودِهِ". حسن [حم 10799]
1273 — Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Аллах не смотрит на молитву человека, который полностью не выпрямляет свой позвоночник между поясным и земным поклонами».
◊ Ахмад 10799.
29. Что произносится между двумя земными поклонами
1274- عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، أَنَّ النَّبِيَّ صلى الله عليه وسلم كَانَ يَقُولُ بَيْنَ السَّجْدَتَيْنِ: «اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي، وَارْحَمْنِي، وَعَافِنِي، وَاهْدِنِي، وَارْزُقْنِي». حسن [د 850، ت 284، جه 898]
1274 — Сообщается от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) между двумя земными поклонами говорил:
«Аллахумма-гъфир ли, уа-рхамни, уа ‘афини, уа-хдини, уа-рзукъни» (О Аллах, прости меня, помилуй меня, даруй мне благополучие, наставь меня и надели меня уделом).
◊ Абу Дауд 850, ат-Тирмизи 284, Ибн Маджа 898.
1275- عن حُذَيْفَةَ: أَنَّ النَّبِيَّ - صلى الله عليه وسلم - كَانَ يَقُولُ بَيْنَ السَّجْدَتَيْنِ: "رَبِّ اغْفِرْ لِي، رَبِّ اغْفِرْ لِي". صحيح [جه 898، مي 1363]
1275 — Сообщается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) между двумя земными поклонами говорил:
«Рабби-гъфир ли, Рабби-гъфир ли» (Господь мой, прости меня! Господь мой, прости меня!).
◊ Ибн Маджа 898, ад-Дарими 1363.
30. Описание сидения между двумя земными поклонами
1276 - عَنْ عَلِيٍّ، قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ - صلى الله عليه وسلم -: "يَا عَلِيُّ، لَا تُقْعِ إِقْعَاءَ الْكَلْبِ". ضعيف جدا [جه 895]
1276 — Сообщается от ‘Али (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«О ‘Али, не садись, как садится собака».
◊ Ибн Маджа 895. Хадис очень слабый.(*)
(*) Сказанное в этом хадисе подтверждается сообщением от ‘Аиши в сборнике у Муслима (498), в котором говорится:
«Он (Пророк, мир ему и благословение Аллаха) запрещал позу «‘укъбата-шшайтани» (поза дьявола)». Абу ‘Убайда Ма‘мар ибн аль-Мусанна, Абу ‘Убайд аль-Къасим ибн Саллям и другие знатоки языка объяснили это как «икъ‘а», то есть сидение, при котором человек садится ягодицами на землю, держа стопы вертикально, и кладёт руки на землю. Именно этот вид сидения считается нежелательным (макрух) и запрещённым в хадисах, так как существует ещё и другой вид «икъ‘а» — когда человек сидит ягодицами на пятках между двумя земными поклонами. Этот вид сидения является сунной. Муслим в своём сборнике (536) передаёт сообщение от Таууса:
«Мы спросили у Ибн ‘Аббаса о сидении на пятках, и он ответил: «Это —
Сунна». Мы сказали: «Нам кажется, что это проявление невоспитанности», на что Ибн ‘Аббас ответил: «Напротив, это сунна вашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)»».
(См. «Шарх Муслим» ан-Науауи, 5/19, «Сунан Ибн Маджа» аль-Арнаут, 2/62).
1277- عَنِ ابْنِ إِسْحَاقَ قَالَ: حَدَّثَنِي عَنِ انْتِصَابِ رَسُولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم عَلَى عَقِبَيْهِ [ص:172] وَصُدُورِ قَدَمَيْهِ بَيْنَ السَّجْدَتَيْنِ إِذَا صَلَّى. عَبْدُ اللهِ بْنُ أَبِي نَجِيحٍ الْمَكِّيُّ، عَنْ مُجَاهِدِ بْنِ جَبْرٍ أَبِي الْحَجَّاجِ قَالَ: سَمِعْتُ عَبْدَ اللهِ بْنَ عَبَّاسٍ يَذْكُرُهُ قَالَ: فَقُلْتُ لَهُ يَا أَبَا الْعَبَّاسِ: " وَاللهِ إِنْ كُنَّا لَنَعُدُّ هَذَا جَفَاءً مِمَّنْ صَنَعَهُ قَالَ: فَقَالَ: "إِنَّهَا لَسُنَّةٌ". حسن [هق1/119]
1277 — Сообщается от Ибн Исхакъа, который сказал:
«Мне передали о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) при совершении молитвы сидел между двумя земными поклонами на своих пятках и кончиках стоп». ‘Абду-Ллах Ибн Аби Наджих аль-Макки передал от Муджахида Ибн Джабра Абу аль-Хадджаджа, что он сказал:
«Я слышал, как ‘Абду-Ллах Ибн ‘Аббас упоминал об этом». Я спросил его:
«О Абу аль-‘Аббас, клянусь Аллахом, раньше мы считали это грубым поступком того, кто так делает». Он ответил:
«Это — Сунна».
◊ аль-Байхакъи 1/119.
1278 - عَنْ أَبِي الزُّبَيْرِ، أَنَّهُ رَأَى عَبْدَ اللهِ بْنَ عُمَرَ " إِذَا سَجَدَ حِينَ يَرْفَعُ رَأْسَهُ مِنَ السَّجْدَةِ الْأُولَى يَقْعُدُ عَلَى أَطْرَافِ أَصَابِعِهِ، وَيَقُولُ: إِنَّهُ مِنَ السُّنَّةِ ". حسن [هق 1/119]
1278 — Сообщается от Абу аз-Зубайра, что он видел, как ‘Абду-Лллах Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах), поднимая голову из первого земного поклона, садился (на пятки), упирая кончики своих пальцев и говорил:
«Это — из Сунны».
◊ аль-Байхакъи 1/119.
31. О том, что передаётся о паузах в молитве
1279 - عَنْ سَمُرَةَ بْنِ جُنْدُبٍ: «حَفِظْتُ سَكْتَتَيْنِ فِي الصَّلَاةِ، سَكْتَةً إِذَا كَبَّرَ الْإِمَامُ حَتَّى يَقْرَأَ، وَسَكْتَةً إِذَا فَرَغَ مِنْ فَاتِحَةِ الْكِتَابِ وَسُورَةٍ عِنْدَ الرُّكُوعِ»، قَالَ: فَأَنْكَرَ ذَلِكَ عَلَيْهِ عِمْرَانُ بْنُ حُصَيْنٍ، قَالَ: فَكَتَبُوا فِي ذَلِكَ إِلَى الْمَدِينَةِ إِلَى أُبَيٍّ فَصَدَّقَ سَمُرَةَ.
قَالَ أَبُو دَاوُدَ: كَذَا قَالَ حُمَيْدٌ فِي هَذَا الْحَدِيثِ «وَسَكْتَةً إِذَا فَرَغَ مِنَ الْقِرَاءَةِ». منقطع [د777، ت 251، جه 845، مي 1279]
1279 — Сообщается от Самуры Ибн Джундуба (да будет доволен им Аллах), что он сказал:
«Я запомнил две паузы в молитве: паузу после первого такбира, пока имам не начнёт читать, и паузу после чтения аль-Фатихи и суры перед поясным поклоном». ‘Имран Ибн Хусейн выразил своё несогласие с этим, и тогда они написали Убайю (Ибн Ка‘бу) в Медину, который подтвердил слова Самуры.
Абу Дауд сказал:
«Хумейд передал в этом хадисе так: «…и паузу после завершения чтения»».
◊ Абу Дауд 777, ат-Тирмизи 251, Ибн Маджа 845, ад-Дарими 1279.
32. Мольба в молитве
1280- عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وسلم: كَانَ إِذَا قَرَأَ: سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى، قَالَ: «سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى». حسن موقوف [د 883]
1280 — Сообщается от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда читал
«Саббих-исма Раббика-ль-а‘ля» (
Прославляй имя Господа твоего Всевышнего (87:1)), говорил:
«Субхана Раббия-ль-а‘ля» (
Пречист Господь мой Всевышний).
◊ Абу Дауд 883.
1281 - عَنْ مُوسَى بْنِ أَبِي عَائِشَةَ، قَالَ: كَانَ رَجُلٌ يُصَلِّي فَوْقَ بَيْتِهِ، وَكَانَ إِذَا قَرَأَ: {أَلَيْسَ ذَلِكَ بِقَادِرٍ عَلَى أَنْ يُحْيِيَ الْمَوْتَى} [القيامة: 40]، قَالَ: «سُبْحَانَكَ»، فَبَكَى، فَسَأَلُوهُ عَنْ ذَلِكَ، فَقَالَ: «سَمِعْتُهُ مِنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وسلم ». منقطع [د 884]
1281 — Сообщается от Мусы Ибн Аби ‘Айши, что один человек совершал молитву на крыше своего дома. Когда он читал аят:
«Разве не способен Он оживить мёртвых?» (75:40), он говорил:
«Субханака» (
Пречист Ты) и начинал плакать. Его спросили почему он так говорит, и он ответил:
«Я слышал это от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».
◊ Абу Дауд 884.
33. Что достаточно для неграмотного и для человека, не знающего арабского языка, в чтении молитвы
1282 - عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِي أَوْفَى، قَالَ: جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم فَقَالَ: إِنِّي لَا أَسْتَطِيعُ أَنْ آخُذَ مِنَ الْقُرْآنِ شَيْئًا فَعَلِّمْنِي مَا يُجْزِئُنِي مِنْهُ، قَالَ: " قُلْ: سُبْحَانَ اللَّهِ، وَالْحَمْدُ لِلَّهِ، وَلَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ، وَاللَّهُ أَكْبَرُ، وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللَّهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ "
- زاد أبو داود: قَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، هَذَا لِلَّهِ عَزَّ وَجَلَّ فَمَا لِي، قَالَ: " قُلْ: اللَّهُمَّ ارْحَمْنِي وَارْزُقْنِي وَعَافِنِي وَاهْدِنِي"، فَلَمَّا قَامَ قَالَ: هَكَذَا بِيَدِهِ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وسلم: «أَمَّا هَذَا فَقَدْ مَلَأَ يَدَهُ مِنَ الْخَيْرِ». حسن لغيره [د832، ن923]
1282 — Сообщается от ‘Абду-Ллаха Ибн Аби Ауфы (да будет доволен им Аллах), что один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:
«Я не могу запомнить ничего из Корана. Так научи меня тому, что будет достаточно для меня». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Говори: «Субхана-Ллах, аль-хамду ли-Ллях, ля иляха илля-Ллах, Аллаху акбар, уа ля хауля уа ля къууата илля би-Лляхи-ль-‘Алийи-ль-‘Азым» (Пречист Аллах, хвала Аллаху, нет истинного божества, кроме Аллаха, Аллах Велик. Нет мощи и силы, кроме как у Аллаха Всевышнего, Великого)».
В сообщении от Абу Дауда говорится: Человек спросил:
«О Посланник Аллаха, сказанное тобой – это для Аллаха Великого и Славного, а что для меня?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Говори: «Аллахумма-рхамни, уа-рзукъни, уа ‘афини, уа-хдини»» (
О Аллах, помилуй меня, надели меня уделом, даруй мне благополучие и наставь меня). Когда этот человек встал, он сжал пальцы на руке (будто удерживая что-то). Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Что касается этого человека, то наполнил свою руку благом».
◊ Абу Дауд 832, ан-Насаи 923.
34. Земной поклон в знак благодарности
1283 - عَنْ أَبِي بَكْرَةَ، عَنِ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم أَنَّهُ كَانَ «إِذَا جَاءَهُ أَمْرُ سُرُورٍ أَوْ بُشِّرَ بِهِ خَرَّ سَاجِدًا شَاكِرًا لِلَّهِ». صحيح لغيره [د2774، ت 157، جه 139]
1283 — Сообщается от Абу Бакраты (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда ему приносили благую весть или радовали ею, склонялся в земной поклоне в благодарность Аллаху.
◊ Абу Дауд 2774, ат-Тирмизи 157, Ибн Маджа 139.
1284 - عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ كَعْبِ بْنِ مَالِكٍ، عَنْ أَبِيهِ، قَالَ: «لَمَّا تَابَ اللَّهُ عَلَيْهِ خَرَّ سَاجِدًا». صحيح [جه 1393]
1284 — Сообщается от ‘Абду-Ррахмана Ибн Ка‘ба Ибн Малика, от его отца (да будет доволен им Аллах), что когда Аллах принял его покаяние, он совершил земной поклон.
◊ Ибн Маджа 1393.