﷽
Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит и приветствует Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.
Фатима дочь пророка Мухаммада ﷺ

Фатима (да будет доволен ею Аллах) дочь пророка Мухаммада ﷺ от госпожи Хадиджи бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах).
Между историками есть разногласия относительно того, какая из дочерей посланника ﷺ была младшей. Как сообщил имам ибн ‘Абд ал-Барр, многочисленные сообщения указывают на то, что первой родилась Зайнаб, потом Рукиййа, потом Умм Кулсум, а потом Фатима. Она родилась за пять лет до начала пророчества, когда курайшиты восстанавливали Каабу. Во втором году хиджры, после битвы при Бадре, она вышла замуж за ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).
Имам ат-Табарани передал со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал:Поистине, Аллах приказал мне выдать Фатиму замуж за ‘Али. хафиз ал-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» назвал передатчиков хадиса заслуживавшими доверия.
Фатима (да будет доволен ею Аллах) родила пятерых детей: ал-Хасана, ал-Хусайна, Мухсина, Умм Кулсум и Зайнаб. В период своего правления ‘Умар ибн ал-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) женился на Умм Кулсум (да будет доволен ею Аллах) и преподнёс ей в качестве брачного дара (махр) сорок тысяч дирхемов, и у них родился сын Зайд.
Когда ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) изъявил желание взять вторую жену и жениться на дочери Абу Джахла, Фатима (да будет доволен ею Аллах) приревновала его и пожаловалась своему отцу ﷺ, и он ﷺ запретил ‘Али брать вторую жену.
В Сахихах имама ал-Бухари и имама Муслима приводится рассказ ал-Мисвара ибн Махрамы (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха ﷺ поднялся на минбар и сказал: Бану хишам ибн ал-мугира спросили разрешение выдать свою дочь замуж за ‘Али ибн Абу Талиба, но я не разрешаю, и ещё раз не разрешаю им, и ещё раз не разрешаю им, если только ибн Абу Талиб не желает развестись с моей дочерью и жениться на их дочери. Поистине, моя дочь частица меня самого, и меня печалит то, что печалит её, и мне доставляет беспокойство то, что беспокоит её.
В другой версии имама Муслима сообщается, что ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), будучи женатым на Фатиме (да будет доволен ею Аллах), посватался к дочери Абу Джахла, и посланник Аллаха ﷺ поднялся на минбар и обратился к людям с проповедью: Поистине, Фатима от меня, и, поистине, я опасаюсь того, что её набожность подвергнется искушению. Потом он ﷺ упомянул о своём зяте из рода бану ‘абд шамс. Он ﷺ похвалил его за доброе отношение к нему и поддержание родственных связей. Пророк ﷺ сказал: Он дал мне слово и был правдив. Он дал мне обещание и сдержал его. Поистине, я не запрещаю дозволенное, и не позволяю запрещённое, но, клянусь Аллахом, дочь посланника Аллаха ﷺ и дочь врага Аллаха никогда не соберутся в одном месте.
Говоря о своём зяте, пророк Мухаммад ﷺ имел в виду Абу ал‘Аса ибн ар-Раби‘, мужа его дочери Зайнаб. Очевидно, он принял условие не брать вторую жену, пока он женат на Зайнаб, и был верен данному обещанию. ‘Али (да будет доволен им Аллах) же вознамерился взять вторую жену после покорения Мекки, когда Фатима (да будет доволен ею Аллах), уже потеряла всех своих сестёр, и решение мужа ещё больше удручило её. Возможно, именно поэтому посланник ﷺ открыто упрекнул ‘Али, несмотря на то, что он не имел обыкновения публично критиковать кого-либо.
Из достоверных хадисов известно, что Фатима бинт Мухаммад (да будет доволен ею Аллах), самая уважаемая из верующих женщин, госпожа обитательниц рая.
В Мустадраке имама ал-Хакима передаётся рассказ Абу Са‘ида ал-Худри (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: Фатима госпожа женщин в раю, кроме Марьям бинт ‘Имран.
В том же сборнике приводится рассказ ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха ﷺ начертил четыре черты и спросил: Знаете ли вы, что это? Люди сказали: Аллах и Его посланник знают лучше. Посланник Аллаха ﷺ сказал: Поистине, лучшие женщины из числа обитательниц рая Хадиджа бинт Хувайлид, Фатима бинт Мухаммад, Марьям бинт ‘Имран и Асийа бинт Музахим, жена Фараона. Имам ал-Хаким назвал оба хадиса достоверными, и с ним согласился хафиз аз-Захаби.
Фатима (да будет доволен ею Аллах), скончалась через пять или шесть месяцев после кончины своего отца. Она оказалась единственной дочерью пророка ﷺ, потомки которой продолжили его род. У Абу ал-‘Аса и Зайнаб тоже была дочь Умама, которая после смерти Фатимы (да будет доволен ею Аллах), вышла замуж за ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).
Перед смертью ‘Али попросил ал-Мугиру ибн Науфала жениться на Умаме, опасаясь того, что это сделает Му‘авийа (да будет доволен им Аллах), и тот исполнил его завещание. Существует мнение, что у них родился сын Яхя. Но аз-Зубайр ибн Баккар (да смилуется над ним Аллах), сообщил, что род Зайнаб прервался. Об этом сообщил имам ибн ‘Абд ал-Барр (да смилуется над ним Аллах), в «Исти‘абе» (4/1789).

ал-Хайсами, ‘Али ибн Абу Бакр. Маджма‘ аз-заваид ва манба‘ ал-фаваид. Каир-Бейрут: Дар ар-раййан ли-ттурас, Дар ал-китаб ал-‘араби, 1407 г. х. Т. 9. С. 204;
аз-Захаби, Мухаммад ибн Ахмад. Сияр алям ан-нубаля / Под ред. шейх Шу‘айба ал-Арнаута и шейх Мухаммада На‘ина ал‘Аркасуси. Бейрут: Муассаса ар-рисала, 1413 г. х. Т. 2. С. 118-134;
Ибн Хаджар. Фатх ал-Бари шарх сахих ал-Бухари / Под ред. шейха Абд ал-‘Азиза ‘Абдаллаха ибн База и шейха Мухибб ад-Дина ал-Хатиба. эр-Рияд: Дар ас-салам, 1421г.х.Т. 7. С. 110.
из книги «Сладость веры», стр.:252-254.
* * *
سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك، أَشْهَـدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك
«Свят Ты, о Аллах и хвала Тебе. Свидетельствую, что нет некого достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние».