В этом вопросе есть разногласия, и зависит от того, что именно сделать за умершего. Если например идет речь о выплате долга за умершего, то это может сделать любой человек, будь это его родной или нет, и с умершего долг будет снят. Если речь идет о возмещении поста-обета и т.п., то следует это сделать родственнику, как сказано в хадисе: «И пусть за умершего, которому предстояло соблюдать пост, постится кто-нибудь из его близких». аль-Бухари 1952, Муслим 2/789.Абу Амина ингушский писал(а):Является ли условием для того чтобы давать садакъа, возмещать пост и хадж за человека, чтобы он был родственником.
Также и вопрос садакъи за умершего, имам аш-Шаукани считал, что только садакъа детей дойдет за родителей, тогда как большинство ученых считали, что садакъа любого мусульманина дойдет.
Тут брат наш выставлял об этом подробнее:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=29&t=3122&p=15111
Условием того, чтобы совершить все это за умершего является то, чтобы он был мусульманином!И принесет ли пользу это человеку который не намеривался возмещать пост, и совершать хадж, при жизни?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если бы твой отец был мусульманином, то освобождение тобою за него рабов, садакъа за него и совершение Хаджа за него, принесли бы ему пользу!» Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что садакъа за умершего неверного не принесет ему никакой пользы”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/90.
Нет, просить прощение за неверных нельзя ни при жизни, ни тем более после смерти!samiri писал(а):Как я понял из поступка Ибрагима мир ему он перестал просить прощения для своего отца только после его смерти.Означает ли это что можно просить для них прощения при жизни?
‘Али ибн Аби Талиб рассказывал: “Однажды я услышал, как один человек испрашивал прощение для своих родителей, которые были многобожниками, и сказал ему: «Ты просишь прощения для своих родителей, которые являются многобожниками?!» На что тот ответил: «А разве пророк Ибрахим не просил прощения за своего отца, который тоже был многобожником?!» Тогда я рассказал об этом пророку (мир ему и благословение Аллаха), и был ниспослан аят: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Ада» (ат-Тауба 9: 113)”. Ахмад 1/130, ат-Тирмизи 3101, ат-Таялиси 131. Достоверность подтвердили имам ат-Тирмизи, имам ад-Дыя аль-Макъдиси, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
О том, с какими мольбами можно обращаться за неверных при их жизни, можно прочитать тут:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=3&t=2783&p=0#p0