О понимании хадисов про стадии развития эмбриона

Ответить
rabAllaaha1
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 02 май 2018, 03:19

О понимании хадисов про стадии развития эмбриона

Сообщение rabAllaaha1 »

Ассаляяму 'аляйкум братья и сестры!Вопрос будет необычным, насчет хадиса или вернее хадисов о том как формируется человек в утробе матери.Насчет Кур'аана все ясно, никаких вопросов нет.Но когда читаешь хадисы возникают вопросы причем не один.Для начала я сюда скину хадисы:

1.3208 — Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «Поистине, каждый из вас (сначала) формируется во чреве своей матери в течение сорока дней, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же − в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным”, после чего в него вдувается дух. И, поистине, любой из вас может совершать (благие) дела до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей огня. И (точно так же любой из вас) может совершать (дурное), пока не окажется от огня на расстоянии (всего лишь одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей рая». Этот хадис передал аль-Бухари (3208, 3332, 6594 и 7454).
Также этот хадис передали Ахмад (1/382, 430), Муслим (2643), Абу Дауд (4708), ат-Тирмизи (2137), ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» (11246), Ибн Маджах (76), Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» (7/365) . См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (1543), «Сахих Ибн Маджах» (61), «Мишкатуль-масабих» (82).

2.Передается от Хузайфы Ибн Усайда, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
يَدْخُلُ الْمَلَكُ عَلَى النُّطْفَةِ بَعْدَ مَا تَسْتَقِرُّ فِي الرَّحِمِ بِأَرْبَعِينَ أَوْ خَمْسَةٍ وَأَرْبَعِينَ لَيْلَةً فَيَقُولُ يَا رَبِّ أَشَقِيٌّ أَوْ سَعِيدٌ فَيُكْتَبَانِ فَيَقُولُ أَىْ رَبِّ أَذَكَرٌ أَوْ أُنْثَى فَيُكْتَبَانِ وَيُكْتَبُ عَمَلُهُ وَأَثَرُهُ وَأَجَلُهُ وَرِزْقُهُ ثُمَّ تُطْوَى الصُّحُفُ فَلاَ يُزَادُ فِيهَا وَلاَ يُنْقَصُ
«Когда капля семени остается во чреве матери в течение 40 или 45 ночей, приходит ангел и говорит: “О Господь мой, он будет хорошим или плохим?”. И оба из этих вещей будут записаны. Затем ангел спросит: “О Господь мой, он будет мужского пола или женского пола?”. И оба из этих вещей будут записаны. И будут также записаны его деяния, его действия, его смерть и жизнь. Затем свернут этот свиток, и нет в нем ни добавлений, ни убавлений» См. «Сахих Муслим» 2644.

3.Сообщается от ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда, что он сказал:
الشَّقِيُّ مَنْ شَقِيَ فِي بَطْنِ أُمِّهِ وَالسَّعِيدُ مَنْ وُعِظَ بِغَيْرِهِ ‏.‏ فَأَتَى رَجُلاً مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يُقَالُ لَهُ حُذَيْفَةُ بْنُ أَسِيدٍ الْغِفَارِيُّ فَحَدَّثَهُ بِذَلِكَ مِنْ قَوْلِ ابْنِ مَسْعُودٍ فَقَالَ وَكَيْفَ يَشْقَى رَجُلٌ بِغَيْرِ عَمَلٍ فَقَالَ لَهُ الرَّجُلُ أَتَعْجَبُ مِنْ ذَلِكَ فَإِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم يَقُولُ ‏ «‏ إِذَا مَرَّ بِالنُّطْفَةِ ثِنْتَانِ وَأَرْبَعُونَ لَيْلَةً بَعَثَ اللَّهُ إِلَيْهَا مَلَكًا فَصَوَّرَهَا وَخَلَقَ سَمْعَهَا وَبَصَرَهَا وَجِلْدَهَا وَلَحْمَهَا وَعِظَامَهَا ثُمَّ ‏.‏ قَالَ يَا رَبِّ أَذَكَرٌ أَمْ أُنْثَى فَيَقْضِي رَبُّكَ مَا شَاءَ وَيَكْتُبُ الْمَلَكُ ثُمَّ يَقُولُ يَا رَبِّ أَجَلُهُ ‏.‏ فَيَقُولُ رَبُّكَ مَا شَاءَ وَيَكْتُبُ الْمَلَكُ ثُمَّ يَقُولُ يَا رَبِّ رِزْقُهُ ‏.‏ فَيَقْضِي رَبُّكَ مَا شَاءَ وَيَكْتُبُ الْمَلَكُ ثُمَّ يَخْرُجُ الْمَلَكُ بِالصَّحِيفَةِ فِي يَدِهِ فَلاَ يَزِيدُ عَلَى مَا أُمِرَ وَلاَ يَنْقُصُ ‏»‏ ‏.

Передают со слов Абу аз-Зубайра о том, что ‘Амир ибн Василя рассказывал ему , что (однажды) он услышал, как ‘Абдуллах ибн Мас’уд сказал: «Несчастен тот, кто был несчастным уже в утробе своей матери, счастлив же тот, кого увещевают, (приводя в пример) других». Потом (‘Амир) пришёл к человеку из числа сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по имени Хузайфа ибн Асид аль-Гифари, передал ему слова Ибн Мас’уда и спросил: «Как может быть несчастным тот, кто (ещё не совершил ни одного) дела?» (‘Амир ибн Василя передал, что) этот человек сказал ему: «Разве тебя это удивляет? Поистине, я слышал, как посланник Аллаха сказал: “Через сорок два дня после того, как капля семени (оказывается в утробе), Аллах посылает к ней ангела, который придаёт ей форму, наделяет (зародыша) слухом и зрением и создаёт его кожу, плоть и кости, а потом спрашивает: “О Господь мой, мужчина или женщина?” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). Потом (ангел) спрашивает: “О Господь мой, (каким будет) срок его (жизни)?” — и Господь твой говорит, что пожелает, а ангел записывает (Его слова). Потом (ангел) спрашивает: “О Господь мой, (каким будет) его удел?” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). А потом ангел уходит со свитком в руке, ничего не добавляя к этому и ничего не убавляя”»‏ См. «Сахих» Муслим 2645-1

Итак хадисы приведены.На первый взгляд они противоречат друг другу однако я убежден и причем без сомнений что ни капли не противоречат просто у меня знаний не хватает как же их объединить.Что касается вопросов:

1.Согласно первому хадису ангел приходит через 120 дней и получает веления от Всевышнего и в итоге душу вдувает , а согласно второму и третьему ангел приходит через 40 дней и получает веления от Всевышнего.Но про душу ничего не упоминается.Как это понять?

2.Если смотреть на сведения от медицины(на несколько сайтах посмотрел) и с картинками которые они дают наблюдаются очень много несовпадений.Как это понять?Я понимаю что наука ошибается а хадисы нет но просто 21 век, развитая техника, можно легко проследить за развитием эмбриона.Допустим согласно хадису возьмем : 40 дней прошло и зародыш бывает еще в течение 40 дней сгустком крови, а потом еще в течение 40 дней - разжеванным кусочкем.Но если посмотреть на эти медицинские календари, а именно какую форму обрел зародыш на 120 дне то там явно не разжеванный кусочек а уже вот такой сформировавшийся человек с головой ручками ножками и прочее.У меня просто мозг взрывается, как это понять?

3.Последний вопрос.Согласно первому хадису после 40 дней , сгусток крови еще в течение 40 дней должен быть.Однако если посмотреть на второй и третий хадис то явно увидем что после 40-42 дней приходит ангел и наделяет и кожей и плотью и костями...КАК?А куда делись 40 дней пребывания в виде сгустка?!

Пожалуйста пропустите это сообщение и ответьте.Я очень запутался и хотелось бы вздохнуть облегченно а то это незнание меня убивает.ДжазаакаЛлааhy хаираа!!
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

О понимании хадисов про стадии развития эмбриона

Сообщение abu__maryam »

بسم الله الرحمن الرحيم

О понимании хадисов про стадии развития эмбриона

Некоторые мусульмане часто испытывают сомнения относительно некоторых пророческих хадисов, полагая, что они противоречат друг другу, несмотря на то, что являются достоверными. Конечно же, это «противоречие» является мнимым, которое вызывает у человека сомнение по причине отсутствия шариатских знаний.
Так же не малую роль в этом сомнении играет и сомнения безбожников и врагов Ислама, которые часто пытаются выставить пророка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, противоречащим устоявшимся научным фактам. А невежественные мусульмане, не обладающие знанием, читают всё это в просторах интернета, а затем начинают испытывать сомнения не только в хадисах, но и в Коране, во всей религии и даже в Господе миров.
Да убережёт от такого нас Аллах!

Для начала следует знать, что шариатские тексты не могут противоречить установленным фактам, доказанным современной наукой, и тем более не могут противоречить друг другу, даже если внешне может показаться обратное, поскольку в религии Всевышнего Аллаха нет противоречии. Великий и Всемогущий Аллах говорит: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нём много противоречий» (4:82).
Так же дело обстоит и с пророческими хадисами, ведь Всевышний Аллах сказал о пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует: «Он не говорит по своей прихоти. Воистину, это только откровение, которое внушается ему» (53:3).
Поэтому, мы никогда не найдём два достоверных шариатских текста, противоречащих друг другу. Однако противоречия присущи обычным людям, так как они подвержены ошибкам, в отличие от Того, Кто не ошибается.
Учёные упоминали некоторые причины, из-за которых внешне людям может показаться наличие противоречия между Священными текстами:
- Например, некоторые шариатские тексты могут быть общими, а другие – конкретизирующими. Кто-то может подумать, что есть противоречие между двумя текстами, тогда как нет никакой сложности в их объединении: конкретизирующий текст разъясняет общий, и тем самым исчезает противоречие.
- Следующая причина – это непонимание шариатских текстов. Т.е. человек в силу своего невежества может не понять смысл тех или иных текстов.
- Ещё одна причина – это когда высказывания были произнесены при различных обстоятельствах, и по причине места, времени или самого человека ответ мог различаться. Как, например, одному старому сподвижнику Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время поста разрешил целовать жену, а другому молодому – нет. Или как слова Ибн 'Аббаса, который на вопрос о покаянии за убийство верующего одному ответил, что нет за это покаяния, а другому ответил, что покаяние за это есть. После чего пояснил, что первый желал совершить убийство, а второй уже совершил это преступление. И тем самым он закрыл двери для этого пагубного греха первому, и не стал ввергать в отчаяние в прощении Аллаха второго.
- Следующая причина – это когда один текст является отменённым, а другой – отменяющим. Поэтому учёные часто писали труды по этой теме со времён саляфов, как например, книга имама аш-Шафи’и (ум. 204 г.х.) «Ихтиляф аль-хадис», или «Тауиль мухталиф аль-хадис» ибн Къутейбы (276 г.х.), или труды имама ат-Тахауи (321 г.х.) как «Мушкиль аль-асар» в 16 томах, или «ат-Танбихат аль-муджмаля 'аля аль-мауади' аль-мушкиля» Салах ад-Дина аль-'Аляи (761 г.х.).
Первым делом учёные пытаются объединить внешне противоречивые тексты. Если затрудняются сделать это, выясняют, какой из них является отменённым, а какой отменяющим. Если же и это не удается, тогда уже прибегают к предпочтению одного над другим, как говорил имам аш-Шафи'и в своей признанной книге «ар-Рисаля».
- Также из числа причин – это ошибки некоторых передатчиков хадисов, и тут ошибки могут быть в смысловой составляющей хадиса (в матне), когда передатчик передаёт то, чего не говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
- К тому же ошибки могут содержаться в цепочке передатчиков хадиса (в иснаде), когда передатчик ошибается и возводит до Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слова, которые он не говорил.
- Также причиной внешнего противоречия может быть различное понимание учёными одних и тех же шариатских текстов.

И тут хотелось бы сделать важное наставление в первую очередь себе, а затем и другим мусульманам, которое сделал в своё время Шейхуль-Ислям ибн Теймия своему ученику Ибн аль-Къайиму, да помилует их Аллах:
Так, обсуждая положения сердец и как быстро они впитывают в себя заблуждения и сомнения, имам Ибн аль-Къайим сказал: “Шейхуль-Ислям (Ибн Таймия), да будет доволен им Аллах, сказал мне после того, как я часто упоминал ему различные цитаты: «Пусть твоё сердце в отношении различных цитат и сомнений не будет подобно впитывающей в себя всё губке, которая не разбухает, кроме как впитав в себя всё это. Однако сделай своё сердце подобно плотному стеклу, по причине которого сомнения будут стекать с него и не смогут проникнуть в сердце и осесть в нём, ведь сквозь стекло можно рассмотреть эти сомнения, находясь за ним в безопасности. В противном же случае, если твоё сердце будет впитывать в себя каждое сомнение, встречающееся на его пути, то оно превратится в их пристанище»”.
Процитировав эти слова имама Ибн Таймии, имам Ибн аль-Къайим сказал: “И я не знаю ни одного из наставлений о том, как противостоять сомнениям (шубухат), которое бы принесло мне такую же пользу, как это!” (См. “Мифтаху дари-сса’ада” 1/144).

Теперь что касается вопроса об эмбриональном развитии человека.
Для начала, следует пояснить термин «ат-тахликъ», который часто будет встречаться в этой статье.
«ат-Тахъликъ» - это стадия развития плода, во время которой приходит ангел и по велению Великого и Всемогущего Аллаха придаёт зародышу форму, также наделяет его слухом, зрением, создаёт ему кожу, плоть и кости, и т.д.
Когда происходит ат-тахъликъ?
При обсуждении этой темы учёные приводят две категории достоверных хадисов.
Первая категория – это хадис ибн Мас'уда, который приводится у аль-Бухари и Муслима, с которого понимается, что эмбрион имеет три стадии развития:
- сорок дней он пребывает в виде капли (нутфа),
- ещё сорок дней в виде сгустка ('алякъ),
- и ещё сорок дней в виде кусочка плоти (мудгъа).
Вторая категория – это несколько хадисов, в которых сообщается, что стадия развития плода происходит в первые сорок дней, и что ангел приходит после 42 дней. И тут есть разные версии относительно количества дней, однако все они варьируются между 40 и 45 днями.

Начнём с хадиса, который приводят имамы аль-Бухари и Муслим со слов Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах:
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней, затем подобно этому в виде сгустка крови, и подобно этому − в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который получает веление записать четыре вещи. Ему говорится: “Запиши его дела, его удел, его срок, а также то, счастливым он будет или злосчастным”, после чего в него вдувается душа. И, поистине, любой из вас может совершать благие дела до тех пор, пока не окажется от Рая на расстоянии одного локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей Огня. И (точно так же любой из вас) может совершать дурное, пока не окажется от огня на расстоянии одного локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), и станет он совершать дела обитателей Рая». аль-Бухари (6594), Муслим (2643).
Опираясь на этот хадис, многие учёные сказали, что тахликъ начинается в то время, когда плод переходит в стадию кусочка плоти (мудгъа).
Они сказали, что слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «подобно этому» (مثل ذلك) указывают на временной промежуток, «подобно этому» т.е. ещё сорок дней, как первые сорок дней. Итого в совокупности, получается 120 дней.
Кстати, когда шейху Ибн ‘Усаймину во время одного из уроков сказали, что современная медицина противоречит версии хадиса от Ибн Мас’уда, он ответил, что мы принимаем хадис ибн Мас’уда, передавшего эти слова от самого правдивого человека – Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Другая группа учёных, сказала, что «тахликъ» начинается после 40 дней. В довод они приводили несколько хадисов:
У имама Муслима приводится другая версия этого же хадиса, в которой говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней, затем пребывает в этом (промежутке) в виде сгустка крови подобно этому, затем пребывает в этом (промежутке) в виде кусочка плоти подобно этому».
В данном случае, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Затем пребывает в этом (т.е. в эти сорок дней) в виде сгустка крови», а его слова «подобно этому» связаны со стадиями формирования в животе, а не со временем.
Затем они привели другие хадисы, указывающие на это значение и подтверждающие его смысл:
Со слов Хузайфы ибн Асида аль-Гъифари передаётся, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Через 42 дня после того, как капля семени оказывается в утробе, Аллах посылает к ней ангела, который придаёт ей форму, наделяет (зародыша) слухом и зрением и создаёт его кожу, плоть и кости, а потом спрашивает: “О Господь мой, мужчина или женщина?” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). Потом ангел спрашивает: “О Господь мой, каким будет срок его жизни?” — и Господь твой говорит, что пожелает, а ангел записывает (Его слова). Потом ангел спрашивает: “О Господь мой, каким будет его удел?” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). А потом ангел уходит со свитком в руке, ничего не добавляя к этому и ничего не убавляя”». Муслим (2643).
Также передаётся в хадисе от Хузейфы ибн Асида, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Придёт ангел после того, как капля семени укрепится во чреве своей матери через 40 или 45 ночей и скажет: “О Господь мой, счастливый или несчастный?” И записывается одно или другое. Затем ангел спросит: “О Господь мой! Мужчина или женщина?”. И записывается одно или другое. И будут также записаны его деяния, след, который он оставит, срок его жизни и его удел. Затем свернут этот свиток, в который ничего не будет добавлено и ничего не будет убавлено». Муслим (2644).
Также передаётся со слов Хузайфы ибн Асида о том, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, капля семени остаётся в утробе в течение 40 дней и затем Аллах посылает к ней ангела, который придаёт ей форму, и он спрашивает: “О Господь мой, мужчина или женщина?”, - и Аллах наделяет эмбрион полом. Потом ангел спрашивает: “О Господь мой, полноценный или неполноценный?” - и Аллах делает его полноценным или неполноценным. Потом (ангел снова) спрашивает: “О Господь мой, каким будет его удел? Каким будет срок его жизни? Каким будет его телосложение (или характер)”, а затем Аллах делает его несчастным или счастливым». Муслим (2645).
Так же существуют и другие версии хадисов и асары, в достоверности которых есть разногласия, они несут в себе такой же смысл, и в них говорится о том, что ангел приходит после 40 дней.

Учёные, которые сказали, что тахликъ эмбриона начинается после 40 дней, делятся на две группы:
Первая группа сказала, что тахликъ начинается после 40 дней, опираясь на вышеупомянутые хадисы, а что касается хадиса ибн Мас'уда, который привели аль-Бухари и Муслим, то они истолковали его сказав, что все три стадии – капля, сгусток и кусочек плоти – проходят в течении первых сорока дней.
Говорит шафиитский имам – Ибн аз-Замалькани (727 г.х.): “Что касается хадиса, который приводит аль-Бухари, то следует понимать именно так. Значение "формируется" (юджма'у) в утробе, т.е. формируется полноценным, в идеальном виде. Отсюда мы говорим: (Мужчина джами́’), то есть, создан в идеальном виде (без недостатков). Оба выражения схожи в том, что называются совершенными, но не в отдельных свойствах присущих каждому отдельно.
Потом плод становится кусочком плоти (мудгъа) в течении этих же сорока дней, так же в идеальном облике подобно облику человека спустя сорок дней… Это подобно тому, если ты скажешь: «Человек в мире этом меняется на протяжении своей жизни», - затем начнёшь разъяснять, как он менялся и говоришь: «Сначала он кормился грудью, потом перестал. Затем начал взрослеть и стал юношей. В итоге начал стареть и перешёл в преклонный возраст, после чего скончался по воле Аллаха».
Тут ты перечисляешь порядок его периодов, которые он прожил в этом мире.
Известно, что слово «потом» (ثُمَّ) в арабском языке указывает на то, что должно пройти некоторое время между тем, что было сказано до него и после него, за исключением наличия доказательства, указывающего на то, что дело обстоит иначе. Например, Аллах сказал:
«Это Он завещал вам, – может быть, вы будете остерегаться. Скажи: “Потом Мы даровали Мусе Книгу”» (6:153-154).
Известно, что завещание Аллаха нам в Коране пришло после Книги Мусы, следовательно, слово «потом» (ثُمَّ) не указывает на порядок времени относительно того, что было сообщено в этом Аяте. Исходя из этого, хадис ибн Мас'уда следует понимать следующим образом: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней, затем в них же (в этих сорока днях) он пребывает там в виде сгустка (полноценного в своем роде) так же (как были и вы сформированы в течение сорока дней) − затем в них же (в этих сорока днях) становится кусочком плоти (совершенным и полноценным в своём роде, которым ему было предначертано стать) так же (как были и вы сформированы в течение сорока дней)”. (См. аль-Бурхан аль-Кашиф 'ан 'иджаз аль-Куран, стр. 275).

Другая же группа учёных сказала, что хадис ибн Мас'уда, который приводится у аль-Бухари и Муслима, следует понимать так, как на него указывает его внешний смысл. Ведь в этом хадисе вообще нет никакого упоминания о том, когда именно происходит тахликъ, и когда плод наделяется слухом, зрением, мясом и костьми. Об этом всём не говорится в этом хадисе, однако это извлекается с других хадисов, как например, хадис Хузейфы аль-Гъифари, который приводит имам Муслим, и в котором тахликъ начинается через 42 дня.
Говорит хафиз Ибн Раджаб: "В хадисе Ибн Мас'уда ничего не говорится о формировании эмбриона. Напротив, от самого же ибн Мас'уда передается, что формирование (тахликъ) начинает происходить до начала третьей сороковки". (см. Джами' аль-'улюм уаль-хикам, стр. 164).
Так же говорит и шейх Салих Али Шейх: "Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней», – означают, что он сорок дней пребывает в виде капли и не превращается в кровь. После того, как капля закрепляется в утробе, она остается в этом положении сорок дней. Указывает ли то, что капля в этот период остается таковой, на то, что с ней не происходит никакого формирования или придания образа? Нет, хадис на это не указывает, однако он указывает, что в этот период он пребывает в виде капли, а что касается её формы, то этот хадис не затрагивает этот момент. Однако это поясняется в других хадисах". (см. Шарх аль-арба’ин ан-науауийя, стр. 100).
Таким образом, группа учёных объединяла между этими хадисами.
Имам Ибн аль-Къаиим, да помилует его Аллах, объединяя между хадисом ибн Мас’уда и хадисом Хузейфы у Муслима, говорит: "В этой главе есть два достоверных хадиса от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые мы разберем позже и увидим, что они соответствуют друг другу". (см. Тухфатуль маудуд, стр. 367).
Шейхуль-Ислям ибн Теймия о хадисе Хузейфы и о том, что он не противоречит хадису ибн Мас’уда, сказал: "Этот хадис не противоречит достоверному хадису (у аль-Бухари), и мы не видим в нём несоответствия. Напротив, сказали женщины (обладающие опытом), что «тахликъ» (формирование) у зародыша начинается после сорока дней, и что у мальчиков он начинается раньше, чем у девочек. Именно поэтому отдаётся предпочтение этому мнению над словами факъихов о том, что «тахликъ» у зародыша не начинается до 81-ого дня. Это мнение они построили на том, что «тахликъ» по их мнению, происходит только после того, как зародыш становится куском плоти (мудгъа), а куском плоти он становится только после 80-ти дней. Однако «тахликъ» может быть и до этого. Об этом сообщили (обладающие опытом) женщины. И «тахликъ» может начинаться даже на стадии сгустка ('алякъа)". (См. Маджму' аль-фатауа, 2\124).
Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали сказал: "В хадисе Хузейфы ибн Асида пришло указание на то, что формирование костей и мяса происходит в начале второй сороковки. Муслим в своём сборнике привел хадис от Хузейфы ибн Асида о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Через 42 дня после того, как капля оказывается в утробе, Аллах посылает к ней ангела, который придаёт ей форму, наделяет (зародыша) слухом и зрением и создаёт его кожу, плоть и кости, а потом спрашивает: “О Господь мой, мужчина или женщина?” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). Потом ангел спрашивает: “О Господь мой, каким будет срок его жизни?” — и Господь твой говорит, что пожелает, а ангел записывает (Его слова). Потом ангел спрашивает: “О Господь мой, каким будет его удел?” — и Господь твой решает, как пожелает, а ангел записывает (Его решение). А потом ангел уходит со свитком в руке, ничего не добавляя к этому и ничего не убавляя».
Внешне этот хадис указывает на то, что придание зародышу формы, наделение его слухом, зрением, кожей, плотью и костями, происходит в начале вторых сорока дней, и отсюда следует, что в начале второй сороковки у него уже появляются мясо и кости". (См. Джами' аль-'улюм уаль-хикам, стр. 163).
После того, как ибн Раджаб, который скончался в 795 г.х. упомянул утверждения медицины его времени о развитии эмбриона, он сказал: "И это сходится с тем, на что указывает хадис Хузейфы ибн Асида о том, что тахликъ начинается в начале вторых сорока дней, и что он уже тогда наделяется мясом". (см. Джами’ аль-‘улюм уаль-хикам, стр. 163).
Также Ибн Раджаб говорит: "Это все основывается на том, что «тахликъ» может происходить в период, когда зародыш именуется сгустком ('алякъа), и доводом чему является хадис от Хузейфы". (См. Джами' аль-'улюм уаль-хикам, стр.166).
Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах, говорит: "Остается вопрос относительно хадиса Хузейфы, который указывает на то, что «тахликъ» начинается после первых сорока дней, тогда как хадис Ибн Мас'уда указывает на то, что он «тахликъ» начинается после третьих сорока дней. Как объединить между ними? На это можно ответить тем, что хадис Хузейфы прямо указывает на то, что тахликъ происходит после первых сорока дней. Тогда как в хадисе ибн Мас'уда, нет никакого упоминания о том, когда именно начинается тахликъ и придание образа (тасуир), однако в нём содержится разъяснение стадий развития плода, и то, как он переходит из одной фазы в другую после каждых сорока дней. Также в нём содержится то, что после третьих сорока дней вдувается в него душа. Это всё не было затронуто в хадисе Хузейфы, однако это конкретизировал хадис ибн Мас'уда. Оба этих хадиса в совокупности рассказывают о том, что происходит с плодом после первых сорока дней, но хадис Хузейфы конкретизирует то, что начало придания образа и формы начинается после сорока дней". (См. Тухфатуль маудуд, стр. 371-372).
Он также сказал: "Тахликъ, а также придание образа после сорока дней, начинаются постепенно, как это происходит с растениями. Это заметно в растениях и животных, как например, если ты задумаешься о том, как развивается цыплёнок в яйце. Воистину, вся неясность кроется в недостаточном понимании Слов Аллаха Всевышнего и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Неясность кроется в нашем понимании, а не в разъяснениях Того, Кто не ошибается, а Аллах Тот, к Кому взывают о помощи". (См. Тухфатуль маудуд, стр. 373).

Что касается вопроса: «А когда именно вдувается душа в тело зародыша?», то ученые разошлись в этом вопросе, однако большинство имамов считает, а некоторые даже утверждали о наличии единогласия в этом вопросе, что это происходит по прошествии 120 дней. Т.е. несмотря на вопрос начала тахлика, правильное мнение состоит в том, что душа вдувается в зародыш спустя 120 дней.
А что касается того, что у эмбриона начинает биться сердце куда раньше этого срока, как и шевелится он иногда раньше четырёх месяцев, то имам Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах, об этом сказал: “Если кто-то спросит: «До того, как произошло вдувание души в зародыш, двигается ли он и ощущает ли что-то?», то будет сказано: «У плода проходит процесс развития и питания подобно развивающемуся растению, и этот процесс развития и питания проходит не по его воле и желанию. Когда же происходит вдувание в него души, то его чувствительность и желание соединяются с его процессом развития и питания”. (см. “ат-Тибйан фи акъсам аль-Куран”, стр. 218).
То есть, учёные не связывали между движением плода и между вдуванием в него души, поскольку плод может шевелиться и до того, как придёт ангел и с дозволения Аллаха вдует в него душу.
Спросили шейха аль-Альбани, да помилует его Аллах, о том, когда вдувается душа в плод? Учитывая, что некоторые говорят, что это происходит после 40 дней, опираясь на версию у Муслима: «затем пребывает в этом (промежутке) в виде сгустка», имея в виду, что все три стадии проходят в первые 40 дней.
Шейх ответил: "Этот вопрос можно рассмотреть с двух сторон: с шариатской и с медицинской.
Если подойти с шариатской стороны, то у нас есть достоверный и согласованный между двумя шейхами (аль-Бухари и Муслимом) хадис ибн Мас'уда, где сообщается, что вдувание души происходит после 4 месяцев.
Что касается того, что было научно установлено современной медициной, якобы душа у младенца появляется до этого срока, то я убеждён, что вместе с противоречием хадису, это так же не является чем-то неоспоримым с точки зрения самой медицины. Несмотря на то, что это не моя специализация, однако я скажу из того, что мне известно и это разделит со мной каждый просвещённый, у кого есть осведомлённость касательно сегодняшних научных докладов и т.п.
Мы знаем, что миллионы сперматозоидов, которые имеются в мужской сперме, не являются мёртвыми, напротив, в них есть жизнь. Когда оплодотворяется яйцеклетка сперматозоидом в утробе женщины, он развивается, и с ним развивается жизнь, которую вложил Всевышний Аллах в этот сперматозоид, когда он ещё находился в чреслах мужчины. Значит, существуют две жизни, и нет проблем тут допустить следующее выражение: две души. Первая душа была со сперматозоидом в чреслах мужчины. Вторая душа, как сказано в хадисе, вдувается через 4 месяца, когда приходит ангел и спрашивает Аллаха: «Будет мальчиком или девочкой? Счастливым или несчастным?» и т.д., как пришло в хадисе.
Значит, тут две души. Есть третья душа (жизнь)? Её нет и со стороны медицины. Есть только две, первая – с которой развивается сперматозоид и продолжает развиваться до тех пор, пока не начинает двигаться в утробе своей матери. Другая – которая вдувается в зародыша, и без сомнений, что это душа отличается от той, что живёт в том сперматозоиде.
Что касается установленного медицинского факта относительно того, что жизнь в зародыше появляется после сорока дней, то это не больше чем просто заявление. Душа, о которой сообщил нам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что Аллах приказывает ангелу вдуть её в зародыш - ни с шариатской точки зрения, ни тем более с медицинской нельзя сказать, что она вдувается после сорока дней, или как минимум до наступления 4 месяцев. Это абсолютно не так.
В конце, хотел бы сделать напоминание. Не следует смешивать между людскими экспериментальными науками и между Божественной наукой, источник которого Книга нашего Господа и хадисы нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
У каждой из этих наук свой путь. Путь шариатских наук – это безошибочный Коран и Сунна. Путь же мирских наук – это люди, которые могут ошибаться, а могут и быть правыми.
К сожалению, нам часто начали задавать вопрос такого типа: «У женщины в животе ребёнок, однако, обнаружили путём УЗИ, что этот зародыш изувеченный. И если она не сделает аборт, то ребёнок родится инвалидом».
Последний раз меня спрашивали, что некоторые доктора сказали одной женщине, что ребёнок в её животе сильно изувеченный, и может быть, что у него больше 2 рук и 2 ног. Это очень устрашающая картина особенно для матери. Когда мне задавали этот вопрос, эта женщина - правдивая, она рассказала, что её близкие сказали ей: «Если ты родишь этого ребёнка, который у тебя в животе, то он родится с 4 ногами». Она бедняга очень испугалась, однако сказала: "Я оставлю всё на Великого Аллаха". Когда же она родила, то увидела, что ребёнок родился полноценным человеком. Свят Аллах. Когда же она сказала им об этом, они начали оправдываться, мол, наверное, экран был искажён, и т.д.". (сл. Сильсилят аль-худа уа-н-нур, № 729).

И в заключение хотелось бы обратиться ко всем мусульманам и мусульманкам, чтобы каждый из них ответил самому себе: "Ты веришь в науку, которая каждый раз заявляет нечто новое, что противоречит предыдущим заявлениям или же в неизменные Слова Аллаха и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует?" Например, общеизвестно, что сначала за нерушимый научный факт выдавалась теория о том, что материя вечная и не была сотворена. Затем она была опровергнута теорией большого взрыва, разработанной в двадцатом веке. Сейчас же и эта теория стала упорно оспариваться. И неужели мусульманин будет строить свою веру и свои убеждения, опираясь на догадки и вымыслы так называемых учёных, которые сами мечутся в сомнениях? И почему бы каждому не усомниться в первую очередь в своём разуме, в своём понимании и знании, нежели в Книге Аллаха или в пророческой Сунне? Ведь неполноценное знание и ограниченное понимание человека, а также так называемые «научные факты» больше заслуживают того, чтобы сомневаться в них, нежели сомневаться в Словах Господа миров и Его Посланника!
Как же прекрасны слова имама аш-Шафи’и, сказавшего: “Я уверовал в Аллаха и во всё, что пришло от Аллаха именно так, как этого пожелал Аллах. И я уверовал в Посланника Аллаха и во всё, что принёс Посланник Аллаха именно так, как этого пожелал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Рисаля аль-Мадина” 121.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “В то, о чём сообщил Посланник (мир ему и благословение Аллаха) от своего Господа, является обязательным верить в это, независимо от того, понимаем ли мы это или нет, поскольку Посланник (мир ему и благословение Аллаха) является правдивейшим и достойным доверия. И то, что упомянуто в Коране и в Сунне является обязательным верить в это каждому мусульманину, даже если он и не понял истинного значения”. См. “Маджму’уль-фатауа” 3/41.
Шейх ‘Абдуррахман аль-Баррак сказал: “Единственное, что лишено ошибок – это Книга Аллаха (Коран) и Сунна Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. И если тебе стало что-то неясным, чего твой неполноценный разум не понимает, то держись за вервь Аллаха и за Его Книгу, и этого будет тебе достаточно”. Сл. “Шарх ‘Акыда ат-Тахауийя” № 10.

И какой же прекрасный пример для мусульман в Абу Бакре правдивейшем!
Со слов ‘Аиши, Абу Салямы ибн ‘Абду-р-Рахмана и аль-Хасана аль-Басри (да будет доволен ими Аллах) сообщается: “Когда ночью Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был перенесён из Мекки в мечеть аль-Акъса (аль-Исра), утром люди стали обсуждать это. Многобожники из числа курайшитов собрались, пришли к Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) и сказали: «Ты слышал о том, что заявляет твой друг?! Он говорит, что за одну ночь побывал в Иерусалиме и вернулся в Мекку!»
Абу Бакр спросил: «Он так говорит?»
Они ответили: «Да».
Тогда Абу Бакр сказал: «И я свидетельствую о том, что если он так сказал, что он правдив в этом».
Они вновь удивлённо спросили: «Ты веришь в то, что он мог побывать за одну ночь в Шаме и вернуться в Мекку прежде, чем рассвело?!»
Абу Бакр сказал: «Я верю ему в том, что куда выше этого! Я верю ему в том, что касается вестей ниспосылаемых с небес по утрам и вечерам, так неужели я не буду ему верить в том, что касается его слов об Иерусалиме?!»
И после этого Абу Бакр был прозван «правдивейшим» (ас-Сыддыкъ)”. аль-Хаким 3/62, аль-Байхакъи в “Даляиль ан-нубууа” 2/360, Ибн Хишам в “ас-Сира” 1/397. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 306.

Это то, что с позволения Аллаха мне удалось собрать по данной теме.
Если братья наши дополнят, то будет прекрасно )

А Аллаху все ведомо лучше.
Maratatmurza
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 25 июн 2010, 20:54

О понимании хадисов про стадии развития эмбриона

Сообщение Maratatmurza »

Ма ша Аллах, какой прекрасный ответ.
Джазакя Аллаху хайран брат
Ответить