Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Усама ибн Зайд
Усама ибн Зайд
Усама ибн Зайд ибн Хариса ибн Шурахбил ибн Ка‘б ибн ‘Абд ал-‘Узза ибн Йазид ибн Имру ал-Кайс ал-Калби (да будет доволен им Аллах) — любимец посланника Аллаха ﷺ и сын его любимца. Его отец Зайд (да будет доволен им Аллах) был невольником, и пророк ﷺ купил его на средства своей жены Хадиджи (да будет доволен ею Аллах) на невольничьем рынке в Батхе за семьсот дирхемов, после чего она подарила мальчика своему мужу ﷺ, а тот даровал ему свободу. Впоследствии пророк ﷺ усыновил его, а курайшиты называли Зайда (да будет доволен им Аллах) «сыном Мухаммада ﷺ» вплоть до того, как Коран запретил приёмным детям носить имена их приёмных отцов. Его мать — эфиопка Барака по прозвищу Умм Айман (да будет доволен ею Аллах) воспитательница Мухаммада ﷺ. Он унаследовал её от своего отца, которому та принадлежала, а потом подарил ей свободу. Усама (да будет доволен им Аллах) был темнокожим и был значительно темнее своего отца. Пророк ﷺ лично принимал участие в воспитании мальчика и любил его как собственного внука. Он был старше ал-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) больше чем на десять лет. Имам Ахмад (да смилостивится над ним Аллах) передал со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Никто не должен ненавидеть Усаму, ведь я слышала, как посланник Аллаха ﷺ сказал: َّ“Кто любит Могучего и Великого Аллаха и Его посланника, пусть полюбит Усаму”». шейх Ал-Албани в «Да‘иф ал-джами‘» (5806) назвал хадис слабым, а ал-Хайсами в «Маджма‘ аз-заваид» признал его достоверным. В любом случае он подтверждается хадисом Фатимы бинт Кайс (да будет доволен ею Аллах) о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто любит меня, пусть полюбит Усаму». Его передал Муслим в своём «Сахихе». Ат-Тирмизи привёл рассказ о том, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) назначил Усаме ибн Зайду вознаграждение три с половиной тысячи, а своему сыну ‘Абдаллаху (да будет доволен им Аллах) — три тысячи. Тот спросил: «Почему ты отдал ему предпочтение передо мной? Клянусь Аллахом, он не участвовал в сражениях раньше меня». ‘Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Посланник Аллаха ﷺ любил его отца сильнее, чем твоего, и любил его самого сильнее, чем тебя. Вот я и отдал предпочтение тому, что любил посланник Аллаха ﷺ, перед тем, что люблю я сам». шейх Ал-Албани назвал хадис слабым в «Мишкате»(6164). Незадолго до своей кончины пророк ﷺ назначил Усаму (да будет доволен им Аллах) командовать армией, которой было поручено отправиться в Шам, и в числе его подчинённых оказались ‘Умар ибн ал-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) и другие славные сподвижники. Тогда Усаме (да будет доволен им Аллах) было всего восемнадцать лет. Армия не успела выступить в поход из-за смерти пророка ﷺ, но халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) настоял на том, чтобы одно из последних повелений посланника ﷺ было исполнено. Имам аз-Захаби в «Сийаре» (2/501) привёл рассказ о том, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) , встречая Усаму, говорил: «Мир тебе, о эмир, и милость Аллаха! Ты был моим командующим, когда посланник Аллаха ﷺ скончался». Впоследствии Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) поселился в Муззе (согласно некоторым источникам — в Вади-эль-Кура), а потом переехал в Медину, где и скончался в конце правления Му‘авийи (да будет доволен им Аллах) в 54 г. х. Согласно имам аз-Зухри, он скончался в Джуруфе.
Источник:
имам Ибн ‘Абд ал-Барр. Исти‘аб. Т. 1. С. 75-77; имам Захаби. Сийар. Т. 2. С. 496-507.
Фрагмент из книги «Сладость веры»,печатная версия стр:254-256.