201 - Передается от Хузайфы и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "
Аллах Всеблагой и Всевышний соберёт людей, и верующие останутся стоять до тех пор, пока не будет приближен к ним Рай, и тогда они придут к Адаму, да пребудут с ним благословения Аллаха, и скажут: "О отец наш, попроси, чтобы Рай открыли для нас!". (В ответ им) он скажет: "А разве не грех отца вашего стал единственной причиной вашего изгнали из Рая?! Это не в моих силах, идите же к сыну моему Ибрахиму, любимейшему другу Аллаха!". И они придут к Ибрахиму, который скажет: "Это не в моих силах, ибо, поистине, не был я столь близок (к Аллаху)! Отправляйтесь к Мусе, с которым Аллах говорил непосредственно!". Тогда они придут к Мусе, который скажет: "Это не в моих силах, идите к Исе, слову Аллаха и духу Его!", - (однако) и Иса скажет: "Это не в моих силах!", - и тогда они придут к Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) который встанет, и ему будет позволено. И будут посланы вверенное людям (
амана)
и родственые связи, которые встанут справа и слева по обеим сторонам Сирата, а (потом) первый из вас пройдёт по нему подобно молнии".
Я спросил (
этот вопрос пророку (мир ему и благословение Аллаха) задаёт либо Хузайфа, либо Абу Хурайра со слов которых передаётся этот хадис): "
Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, что значит "подобно молнии"?". Он ответил: "
Разве не видели вы, как она появляется и исчезает в мгновение ока?".
А потом пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "
(Следующие) пронесутся подобно ветру, (следующие) - подобно птицам, и тех, кто пробежит (по Сирату) быстрее всего, будут влечь за собой дела их. Что же касается вашего пророка (мир ему и благословение Аллаха) то он будет стоять на Сирате, повторяя слова: "Господь мой, спаси, спаси!", - и (так будет продолжаться до тех пор, пока не дойдёт очередь до тех) рабов (Аллаха, дела которых) будут слабыми, и пока не придёт человек, который окажется в состоянии передвигаться (по Сирату) только ползком. А по обоим сторонам Сирата (будут стоять) крюки, которым будет велено хватать тех, относительно кого они получат веление, и тот, кого (они лишь) оцарапают, спасётся, а сваленные в кучу (окажутся) в Аду!".
(Абу Хурайра сказал): "
И клянусь Тем, в Чьей длани душа Абу Хурайры, семьдесят лет нужно для того, чтобы достичь дна Ада!".
Муслим, 195.
Автор книги, да помилует его Аллах, привел хадис о заступничестве со слов Хузейфы и Абу Хурейры, да будет доволен ими Аллах.
Аллах Всевышний обещал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, воскресить его в достохвальном положении.
Аллах Всевышний сказал:
"Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место"
Сура аль-Исра, аят 79
Если Аллах Всевышний говорит: "
... быть может ...", то это указывает на то, что это непременно случится.
И это в отличие от того, когда "
... быть может ..." произносит человек. Человек произносит это слово из-за надежды.
Например, ты говоришь: "
Быть может, Аллах поведет меня по прямому пути. Быть может, Аллах простит мне. Быть может, Аллах помилует меня". Это – надежда!
Но если Аллах говорит: "
... быть может ...", то это указывает на обещание Аллаха.
Например, Аллах Всевышний сказал:
"Таких Аллах, быть может, простит"
Сура ан-Ниса, аят 99
Или Аллах Всевышний сказал:
"Но, быть может, Аллах явится с победой или Своим повелением"
Сура аль-Маида, аят 52
Аллах Всевышний пообещал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, воскресить его в достохвальном положении. То есть, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будет воскрешен в таком положении, что его будут хвалить все люди: первые и последние. Одна из причин этого заключается в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будет заступаться за людей. Люди будут воскрешены в Судный День босыми, нагими и необрезанными.
Как сказал Аллах Всевышний:
"Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз"
Сура аль-Анбийа, аят 104
Аллах Всевышний соберет всех людей и джиннов. Солнце приблизится к ним на расстоянии мили, горы будут плыть подобно облакам, а затем обратятся в развеянный прах. Людей охватит невыносимая скорбь и они начнут говорить друг другу: "
Не найти ли нам кого-нибудь, кто бы заступился за нас пред Аллахом?!". Тогда они направятся к Адаму, мир ему, чтобы потребовать заступничества, а он сошлется на свой грех и откажется. В чем же заключался этот грех?
Аллах Всевышний обратился к Адаму и его жене, поселив их в Раю:
"О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете,
но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников"
Сура аль-Бакара, аят 35
Нам неизвестно о том, какое именно дерево это было, так как в этом знании нет большой пользы. Может быть, это было дерево маслины, а, может быть, виноградные ветви, или пальмы, - мы не знаем. Если бы в знании об этом была польза, то Аллах Всевышний указал бы нам на вид этого дерева.
И вот, Аллах Всевышний сказал Адаму и Хауе:
"... но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников"
Сура аль-Бакара, аят 35
Но после этого пришел шайтан и начал наущать их, обольщать их. Он клялся им, что является одним из искренних советчиков. Так шайтан поступает с людьми! Он внушает людям, что является для них искренним товарищем, хотя на самом деле он является лжецом.
Адам и Хауа поели плоды с того дерева, которое было для них запретным, и Аллах Всевышний приказал им опуститься из Рая на землю.
После этого от Адама и Хауы появился род человеческий, среди которых были и пророки, и посланники, и мученики, и праведники.
Так вот, вспомнив о своем грехе, Адам, мир ему, откажется заступаться и люди отправятся к Нуху, мир ему. Нух был первым посланником Аллаха к жителям земли. Люди скажут ему: "
О Нух, поистине, ты - первый из посланников (
Аллаха)
к обитателям земли, и Аллах назвал тебя благодарным рабом, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!".
1
1. В версии хадиса, которую привел имам ан-Науауи, да помилует его Аллах, нет упоминания пророка Нуха, мир ему. В этой версии хадиса после Адама, мир ему, сразу упоминается Ибрахим, мир ему. Но в другом длинном хадисе о заступничестве после Адама, мир ему, упоминается Нух, мир ему. См. аль-Бухари, 4712; Муслим, 194.
Но он также откажется заступаться за них, так как вспомнит о том, что однажды попросил своего Господа о том, о чем у Нуха не было знания. Нух, мир ему, сказал:
"Господи! Ведь сын мой - частица моей семьи. Твое обещание правдиво, и Ты - Наимудрейший из судей"
Сура Худ, аят 45 2
2. Очевидно, пророк Нух, мир ему, испытывал к своей семье сострадание, и когда Аллах обещал ему спасти его семью, он подумал, что это обещание распространяется на всех членов его семьи, как на верующих, так и на неверующих. Именно поэтому он обратился к Аллаху с такой молитвой, но все равно связал окончательное решение с совершенной мудростью Аллаха.
Сын Нуха был неверующим. То есть, он был сыном посланника и не уверовал в этого посланника. Да убережет нас Аллах от подобного!
Происхождение само по себе не поможет человеку. Сын ученого необязательно сам будет ученым. Точно также, сын праведника необязательно сам будет праведником. Нух, мир ему, говорил своему сыну:
"Сын мой! Садись с нами и не оставайся с неверующими"
Сура Худ, аят 42
А сын ответил:
"Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды"
Сура Худ, аят 43
Тогда Нух, мир ему, ответил:
"Сегодня никто не спасет от воли Аллаха, если только Он не смилостивится"
Сура Худ, аят 43
А затем Аллах Всевышний сказал:
"Тут волна разлучила их, и он (сын Нуха) оказался в числе потопленных"
Сура Худ, аят 43
Его сын был потоплен вместе с неверующими. Да убережет нас Аллах от подобного!
И тогда Нух, мир ему, сказал:
"Господи! Ведь сын мой - частица моей семьи. Твое обещание правдиво, и Ты - Наимудрейший из судей"
Сура Худ, аят 45
И Нух, мир ему, в День Воскресения откажется заступаться за людей, ибо он попросил Аллаха о том, о чем у него не было знания. Вместе с этим, Нух, мир ему, был прощен Аллахом, и Адам, мир ему, был прощен Аллахом. Их положение пред Аллахом высоко, но они отказались заступаться за людей, так как посчитали, что этот грех, совершенный каждым из них, является препятствием для заступничества (
шафа‛ата). Это будет исходить от возвеличивания ими Аллаха и из-за стеснительности пред Ним.
Затем люди придут к Ибрахиму, мир ему, который был любимцем Аллаха. Он также откажется заступаться, сказав: "
Я не смогу заступиться, так как солгал трижды во время своей жизни".
В действительности же это не было ложью, а просто было выражениями с двояким смыслом.
3
3. См. «Сахих аль-Бухари", 3358. А кто желает подробнее ознакомиться с этой историей на русском языке, то может посмотреть в книге «Мухтасар Сахих аль-Бухари", №1349.
Но из-за сильного возвеличивания Аллаха Всевышнего, Ибрахим, мир ему, посчитал, что это является препятствием для заступничества.
Затем люди придут к Мусе, мир ему, и скажут ему: "
О Муса, ты - посланник Аллаха, и Аллах отдал тебе предпочтение перед другими людьми, ибо Он вручил тебе Своё послание и говорил с тобой непосредственно, заступись же за нас перед твоим Господом: разве не видишь ты, в каком мы положении?!". Но Муса, мир ему, также откажется, вспомнив о том, что он убил человека, которого ему не было приказано убивать.
Известно, что Муса, мир ему, был очень сильным человеком. Однажды, он шел по улице и увидел, как два человека сражаются друг с другом. Один человек был из народа Мусы, мир ему, то есть из сынов Исраиля. А второй был из числа вражеского народа - был коптом из числа последователей Фараона. Тогда человек из народа Мусы обратился к Мусе за помощью против врага. Муса, мир ему, ударил этого врага, а тот умер от одного удара.
Тогда Муса, мир ему, сказал:
"Это - одно из деяний сатаны. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение"
Сура аль-Къасас, аят 15
А утром Муса, мир ему, увидел, что человек из его народа, которого он спас, дерется уже с другим человеком.
Аллах Всевышний сказал:
"... и вдруг тот, кто попросил его о помощи накануне, вновь позвал его на помощь. Муса сказал ему: "Ты являешься явным заблудшим""
Сура аль-Къасас, аят 18
То есть: вчера ты дрался с одним человеком, сегодня уже дерешься с другим.
Аллах Всевышний сказал:
"Когда же он (Муса) захотел схватить того, кто был их врагом,
тот сказал: "О Муса! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера?""
Сура аль-Къасас, аят 19
Суть в том, что Муса, мир ему, откажется заступаться за творения в День Воскресения, вспомнив о том, что он убил человека, которого не приказано было убивать.
Затем люди пойдут к Исе, мир ему, и скажут: "
О ‘Иса, ты - посланник Аллаха, и Его слово, которое Он даровал Марьям, и дух от Него, и ты говорил с людьми ещё тогда, когда лежал в колыбели, заступись же за нас: разве не видишь ты, в каком мы положении?!".
"
... и Его слово ..." - так как Иса, мир ему, был создан словом Аллаха.
4
4. Ведь, Иса, мир ему, родился без отца. Аллах Всевышний сказал: "Будь!", и он появился.
"
... и дух от Него ..." - так как Иса, мир ему, был одним из духов, созданных Аллахом.
Иса, мир ему, также откажется заступаться, но при этом он не упомянет свой грех, а скажет: "
Сам я, сам я, сам я (нуждаюсь в защите), а вы ступайте к другому, ступайте к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует!".
После этого люди придут к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и он заступится за людей после того, как ему будет дано разрешение на это.
В этом хадисе сказано, что "амана" и родственые связи встанут справа и слева по обеим сторонам Сырата.
"Сырат" - это мост, который будет проложен над хребтом Ада. Ученые разногласили по поводу того, будет ли этот мост широким, или же будет он узким. Но в некоторых хадисах сказано, что он тоньше волоса и острее меча.
Муслим, 183.
А разве люди смогут пройти по такому узкому мосту? Смогут, ибо Аллах над каждой вещью мощен!
По обеим сторонам этого моста будут крючья, которые будут хватать людей за их деяния. Среди людей будут такие, кого эти крючья схватят и ввергнут в Ад. Среди людей будут такие, кто пройдет по этому мосту быстро, подобно молнии. Некоторые пройдут так, как мчатся всадники на своих верблюдах. Некоторые пройдут, как ветер. Все будет зависеть от деяний людей. Их деяния будут нести их вперед.
Если человек в этой жизни спешил следовать по прямому пути и придерживаться Шариата Аллаха, то он так же быстро сможет пройти и по Сырату. Если же человек в этом мире медленно и неохотно следовал за Шариатом Аллаха, то же самое ждет его на Сырате.
В Тот День посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, будет говорить: "
Господь мой, спаси, спаси!".
Каждый будет бояться за свою душу, ибо это дело непростое.