Каковы границы «быстрого» несения носилок умершего?

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Каковы границы «быстрого» несения носилок умершего?

Сообщение A'mash »

Каковы границы «быстрого» несения носилок умершего?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Достоверно установлено Сунной, что носилки покойного следует нести быстро, и в желательности этого все учёные единогласны.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Несите покойного побыстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, а если он не был таковым, то вы побыстрее уберёте зло со своих шей». аль-Бухари 1315, Муслим 944.
Ибн Къудама сказал: “Нет разногласий среди имамов, да смилуется над ними Аллах, в желательности спешить с носилками покойного”. См. “аль-Мугъни” 2/174.
Но наверняка многие из нас сталкивались с тем, как во время сопровождения носилок умершего на кладбище, некоторые мусульмане чуть ли не бегут с этими носилками, превращая похоронную процессию в некую гонку.
Нет сомнения в том, что упомянутый хадис и подобные ему не означают, что с носилками покойного необходимо бежать, как это делают некоторые люди в наше время, не понимающие надлежащим образом шариатские положения. И сколько было случаев, когда несущие носилки умершего устраивали давку и даже сносили оказавшихся впереди. Зачастую они разбивают сопровождающую носилки колонну на несколько групп, ибо пожилые, больные и слабые люди не способны угнаться за ними. А более того, бывали и случаи, когда от такой тряски и беготни тело умершего падало на землю. Но ведь стремление воплотить эту желательную Сунну подобным образом может привести к тому, что вместо награды люди заработают грехи!
‘Ата рассказывал: “Когда мы с Ибн ‘Аббасом посетили похороны Маймуны (да будет доволен ими Аллах), Ибн ‘Аббас сказал: «Это – жена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Когда вы поднимете её носилки, то не трясите и не качайте их, однако проявите мягкость»”. аль-Бухари 5067, Муслим 1465.
Хафиз Ибн Хаджар касательно его слов: «проявите мягкость», сказал: “В этом указание на то, что нести носилки следует размеренно. И из этого извлекается то, что неприкосновенность верующего после смерти остаётся такой же, какой она была и при его жизни”. См. “Фатхуль-Бари” 11/329.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Сказал аш-Шафи’и: «Нести носилки следует быстрым шагом, который быстрее, чем обычная походка человека, но не настолько быстро, что это будет утруждать слабых из числа сопровождающих её. Исключением являются случаи, когда есть опасение изменение состояния трупа или того, что из него что-то начнёт вытекать. В таком случае они торопятся в несении носилок по мере своих сил». А сторонники своих мнений (ханафиты) сказали: «Нет касательно степени несения носилок чего-то установленного, но спешка предпочтительнее для нас, чем медленное несение»”. См. “аль-Аусат” 5/413.
Передав единогласное мнение учёных касательно желательности торопиться с носилками, Ибн Къудама сказал: “Но учёные разногласили касательно степени желательной спешки. Сказал аль-Къады: «Желателен быстрый шаг, который не выходит за естественные шаги»”.
Затем передав различные мнения, Ибн Къудама заключил: “Суть спешки в том, чтобы этим самым не уподобляться иудеям в их медленном сопровождении носилок. Но излишество в быстром сопровождении носилок может привести к тряске носилок, навредить несущим её, сопровождающим её и самому мертвому”. См. “аль-Мугъни” 2/175.
Поясняя хадис: «Несите покойного побыстрее», аз-Зуркъани сказал: “Т.е. несите умершего на кладбище слегка быстро, что будет чуть быстрее обычного шага, чтобы это не утруждало слабых из числа сопровождающих носилки, чтобы не отягощало несущих носилки и чтобы не навредило умершему. И веление в этом хадисе несёт в себе желательный характер, (а не обязательный), в чём единодушны все учёные”. См. “Шарх аль-Мууатта” 2/127.
Сказал Ибн Хаджар: “Итог таков: Нести носилки быстрым шагом является желательным. Однако так, чтобы это не повлекло чрезмерности, по причине которой есть опасение нанести вред умершему или несущим и сопровождающим носилки. Одним словом, чтобы это не противоречило порядку и не утруждало мусульман”. См. “Фатхуль-Бари” 3/184.
Ответить