Аллах сказал:
«Клянусь падающей звездой!» («Звезда», 1)
Когда курайшиты стали называть Коран стихами, сказаниями прошлых лет и бессвязными мечтаниями, говоря:
«Мухаммад сам придумал Коран или же его кто-то подучил этому», Аллах ниспослал:
«Клянусь падающей звездой!» - т.е. «Клянусь нисходящим Кораном»
[72]
«…Не заблудился ваш товарищ» - т.е. Мухаммад
[73] «… и не сошел с пути. Он не говорит от прихоти» - т.е. Мухаммад не говорит этот Коран от себя
«…это не что иное как» - т.е. этот Коран не что иное, как
«…откровение, которое внушается».
Этими словами Аллах отверг любую мысль о том, что Коран может быть чем-то иным, нежели откровением.
Далее Аллах сказал:
«…Научил его» - т.е. научил Мухаммада Корану Джибриль
«…обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он вознесся…»
и далее до слов
«…Он внушил в откровении Своему рабу то, что внушил». («Звезда», 10)
Так Аллах назвал Коран Своим откровением, но нигде не назвал его Своим творением.
Джахм выдвинул еще один довод:
Он сказал:
«Скажите нам: Коран – это что-то сущее?»
Мы говорим:
«Да, Коран – это что-то сущее».
Джахм сказал:
«Но ведь Аллах Творец всего сущего! Почему же Коран, который вы признаете чем-то сущим, не является сотворенным как все остальное сущее?!»
Клянусь, он выдвигает тезисы, в которых усматривает возможность обоснования своих притязаний, а затем этими тезисами начинает вносить сумятицу в умы людей.
Нашим ответом будет следующее:
Аллах не называет в Коране Свою речь «чем-то сущим» из созданного. Напротив он называет таким «чем-то» лишь то, что возникает в результате Его Слова. Разве вам неизвестны слова Аллаха:
«Когда Мы хотим «что-то», то стоит Нам лишь сказать: «Будь!» – как оно появляется». («Пчелы», 40)
А это означает что такое «что-то» - не есть Слово Аллаха. Этим «что-то» является исключительно то, что возникает в результате Его Слова.
В другом аяте Аллах сказал:
«Когда Он желает «что-то», то стоит Ему приказать: «Будь!» – как оно появляется». («Йа Син», 82)
В этом аяте веление Аллаха также не выступает в роли такого «чего-то». Этим «что-то» является исключительно то, что возникает в результате Его веления.
Когда Аллах говорит, что Он является Творцом всего сущего это не означает, что Он включает в это созданное сущее и Свою Речь. Указанием на это, являются следующее:
Аллах сказал о ветре, который Он послал для уничтожения ‘адитов:
«Он уничтожает все сущее по велению своего Господа». («Пески», 25)
Тем не менее, этот ветер уничтожил не абсолютно все сущее, по которому прошелся. Так, например, уцелели дома ‘адитов, а также горы, в которых они устраивали свои жилища. Однако Аллах все равно сказал о нем:
«Он уничтожает все сущее».
Вот также и со словами Аллаха:
«Нет божества, кроме Него, Творца всего сущего». («Скот», 102) – они не означают что в это созданное «все сущее» Аллах включает Свою Душу, Свою Речь и Свое Знание, хотя все это тоже является сущим.
В таком же ключе нужно понимать и слова Аллаха, сказанные о царице Савской:
«Ей было даровано все сущее». («Муравьи», 23) – так например ей не было даровано царство Сулеймана, мир ему, который жил с ней в одно время.
Вот также и со словами Аллаха:
«Нет божества, кроме Него, Творца всего сущего» – они не означают что в это созданное «все сущее» Аллах включает Свою Речь, хоть она тоже является сущей.
Это можно сравнить с аятами, в которых Аллах повествует о Своей Душе (нафс):
«Я избрал тебя для Своей Души». («Та Ха», 41)
«Аллах предостерегает вас от Своей Души». («Семейство ‘Имрана», 30)
«Ваш Господь предписал Своей Душе быть Милосердной». («Скот», 54)
«Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что в моей душе, а я не знаю того, что в Твоей Душе». («Трапеза», 116)
Вместе с этим Аллах говорит:
«Все души вкусят смерть». («Семейство ‘Имрана», 30)
Любой человек, обладающий здравыми представлениями об Аллахе, понимает, что эти слова не означают, что Душа Аллаха вкусит смерть вместе с остальными душами, хоть Он и сказал
«все души».
Вот также и со словами Аллаха:
«Нет божества, кроме Него, Творца всего сущего». – они не означают что в это созданное «все сущее» Аллах включает Свою Душу, Свое Знание, и Свою Речь, хотя все это тоже является сущим.
[74]
Этих доказательств и разъяснений будет вполне достаточно для того, кто, поразмыслив, познает Аллаха истинным образом! И да смилуется Аллах над тем, кто отречется от слов, противоречащих Корану и Сунне, и впредь будет говорить об Аллахе лишь правду.
Поистине Аллах взял со Своих творений завет, сказав:
«Разве с них не был взят завет Писания о том, что они будут говорить об Аллахе только правду?» («Преграды», 169)
А также сказал:
«Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». («Преграды», 33)
Аллах строжайшим образом запретил возводить на Него навет и сказал:
«В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в Геенне обитель возгордившихся?» («Толпы», 60)
Да убережет нас всех Аллах от смуты заблудших!
Аллах во многих местах Корана упомянул о Своей Речи, назвав ее Своими Словами, и не разу не назвав Своим творением!
[75]
Так, Аллах сказал:
«Адам принял Слова от своего Господа…». («Корова», 37)
«…некоторые из них слышали Слово Аллаха». («Корова», 75)
«Когда же Муса пришел к назначенному Нами сроку и месту, Господь его заговорил с ним…». («Преграды», 143)
«О Муса! Я возвысил тебя над людьми благодаря Моему посланию и Моей Беседе». («Преграды», 144)
«Аллах разговаривал с Мусой Речью». («Женщины», 164)
«Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова». («Преграды», 144) – в этих словах Аллах сообщает нам, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уверовал в Аллаха и в Его Речь.
«Они хотят изменить Слово Аллаха». («Победа», 15)
«Скажи: «Если бы море стало чернилами для Слов моего Господа, то море иссякло бы до того, как иссякли бы Слова моего Господа, даже если бы Мы принесли в помощь ему такое же море». («Пещера», 109)
«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха». («Покаяние», 6) – и ведь не сказал Аллах «…чтобы он мог услышать творение Аллаха».
Все эти тексты сказаны на ясном арабском языке, а ясное не нуждаются в каких-либо дополнительных пояснениях.
Джахмитам нужно сказать следующее:
«Аллах велит говорить:
«Скажите: «Мы уверовали в Аллаха…» («Корова», 136)
«Говорите людям благое…» («Корова», 83)
«Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам…» («Паук», 46)
«…говорите правое слово». («Сонмы», 70)
«…Скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами». («Семейство ‘Имрана», 64)
«Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». («Пещера», 29)
«…говори им: «Мир вам!» («Скот», 54)
Однако мы ни разу не встречали слов, в которых Аллах сказал бы: «Говорите, что Моя Речь – создана!»
Также Аллах говорит:
«…и не говорите: «Троица!» («Женщины», 171)
«…и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий» («Женщины», 94)
«Не говорите Пророку: «Заботься о нас!» – а говорите: «Присматривай за нами!» («Корова», 104)
«Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха: «Мертвецы!» («Корова», 154)
«Никогда не говори: «Я сделаю это завтра», не добавив: «если пожелает Аллах»…» («Пещера», 23-24)
«не говори им: «Тьфу!» («Перенес ночью», 23)
«Не взывай наряду с Аллахом к другим богам…» («Рассказы», 88)
«Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты…» («Скот», 151)
«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее…» («Перенес ночью», 29)
«Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права…» («Скот», 151)
«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему». («Скот», 152)
И тому подобные аяты, которых в Коране великое множество. Все эти слова повествуют о том, что запретил нам Аллах, и среди них мы не найдем аята, в которых Аллах сказал бы: «Не говорите, что Коран – это Речь!»
Ангелы назвали Речь Аллаха речью и не назвали ее Его созданием.
Аллах сказал: «Когда страх покинул их сердца, они сказали:
«Что сказал ваш Господь?» («Саба», 23) - в этом аяте речь идет об ужасе ангелов, в который их привел звук откровения, внушаемого Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, ибо они не слышали его уже со времен пророка ‘Исы, мир ему. Когда Аллах начал сообщать откровение Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и ангелы услышали громкий звук, исходящий от него, подобный грохоту железа обрушившегося на камни, они пришли в ужас и пали ниц, подумав, что грянул Час Дня Воскресения.
Затем
«…Когда страх покинул их сердца, они сказали: «Что сказал ваш Господь?» - т.е. когда ужас, охвативший их сердца, отступил, ангелы подняли свои головы и стали расспрашивать друг друга, говоря:
«Что сказал ваш Господь?»[76]
И ведь не сказали они: «Что сотворил ваш Господь?»
[77]
Одного этого указания будет достаточно для того, кого Аллах пожелал наставить на верный путь.
Джахм выдвинул еще один довод:
Он сказал:
«Я нашел аят в Писании Всеблагого и Всевышнего Аллаха, доказывающий, что Коран – сотворен! И это аят, в котором сказано: «Когда бы ни приходило к ним новое назидание (зикр) от их Господа, они выслушивали его, забавляясь».
(«Пророки», 2)
На основании этого он заявил, что Коран является новым (мухдас), а все новое неизбежно является сотворенным.
Я клянусь, этим неявным по смыслу аятом он внес сильную путаницу и неясность в умы людей.
[78]
С помощью Аллаха и внимательно изучив Его Писание, мы отвечаем, и нет силы и мощи кроме как с Аллахом:
Знайте, если два объекта, один из которых выше другого по положению, охарактеризованы одним общим названием, то в контексте одобрения и похвалы, под этим названием будет иметься в виду превосходящий объект, а в контексте порицания и упрека – превосходимый. Примером этого могут являться следующие слова Аллаха:
«Воистину, Аллах сострадателен и милостив к людям». («Хадж», 65)
«Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями». («Человек», 6)
Указание этих аятов распространяется лишь на благочестивых, но никак не на грешников, несмотря на то, что понятие «люди» и «рабы Аллаха» включают в себя обе эти категории.
Так, в словах Аллаха
«Рабы Аллаха будут пить из источника, давая ему течь полноводными ручьями» имеются в виду именно благочестивые рабы Аллаха, так как именно они удостаиваются одобрения, когда упоминаются обособленно от грешников. Как, например, в словах Аллаха:
«Воистину, благочестивые окажутся в блаженстве». («Раскалывание», 13). Когда же Аллах упоминает обособленно грешников, Он говорит:
«Воистину, грешники окажутся в Аду». («Раскалывание», 14).
То же самое и со словами
«Воистину, Аллах сострадателен и милостив к людям». Хоть понятие «люди» в равной степени включает в себя как верующих, так и неверных, все же указание этого аята распространяется именно на верующих, поскольку именно эта категория людей удостаивается одобрения и похвалы, когда упоминается обособленно. Так, Аллах говорит:
«И милостив Он к верующим». («Сонмы», 43). Когда же Аллах упоминает обособленно неверных, Он говорит о них в контексте порицания и упрека. Так, Аллах говорит:
«Да будет проклятие Аллаха над беззаконниками!» («Худ», 18), а также:
«Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они пребудут в мучениях вечно». («Трапеза», 80) – те о ком повествуется в этих словах, никоим образом не подпадают под указание аята о милости Аллаха.
Примером обратного применения этого правила могут служить слова Аллаха:
«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле». («Совет», 27). Понятие «раб Аллаха» одинаково применимо как к верующим, так и к неверным, однако в данном аяте имеются в виду именно неверные, поскольку, когда в Коране повествуется об увеличении удела верующих, об этом упоминается в ином контексте - контексте одобрения и похвалы. Так, Аллах говорит:
«Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями». («Различение», 67), а также:
«…которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили». («Корова», 3). Аллах увеличил удел пророку Сулейману сыну Дауда, Зуль-Карнейну, Абу Бакру, ‘Умару и подобным им, и никто из них не стал бесчинствовать на земле. Когда же в подобных обстоятельствах упоминаются исключительно неверные, то именно они характеризуются бесчинством и притеснением. Так говоря о Каруне, Аллах сказал:
«Воистину, Карун был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей». («Рассказы», 76) В таком же отрицательном контексте в Коране упоминается и Намруд сын Кан’ана, который стал оспаривать господство Аллаха после того, как Он даровал ему власть, а также Фараон в словах Мусы, мир ему:
«Господь наш! Ты даровал Фараону и его знати в мирской жизни украшения и богатства. Господь наш! Они сбили других с Твоего пути». («Йунус», 88)
Так если в Коране используется некое общее определение, которое может включать в себя и верующих и неверных
[79], но при этом в контексте повествования оно будет охарактеризовано таким качеством, как бесчинство и притеснение, то под ним будут иметься в виду неверные. И наоборот, если оно будет использовано в положительном контексте, то под ним будут иметься в виду верующие.
Возвращаясь к словам Аллаха:
«Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа…», следует отметить, что понятие «назидание» может быть одинаково применимо как к назиданию от Аллаха, так и к назиданию от пророка. Однако что касается аятов, в которых назидание от Аллаха упоминается обособленно, то оно нигде не именуется чем-то «новопроизведенным». Говорится лишь:
«А Назидание Аллаха более велико». («Паук», 45) или:
«Это – благодатное Назидание, которое Мы ниспослали». («Пророки», 50).
Когда же обособленно упоминается назидание от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то оно именуется «новопроизведенным». Как, например, в словах Аллаха:
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете». («Стоящие в ряд», 96). Так, назидание от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является его деянием, которое Аллах сотворил и произвел в реальности.
В аяте
«Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа…» Аллах называет это назидание новым с точки зрения прихода его к людям, а всем нам известно, что вести от Аллаха, приходят к нам не иначе как посредством наставника, который доводит их до нас. Так Аллах сказал:
«И назидай, ибо назидание приносит пользу верующим». («Рассеивающие», 55), а также:
«Назидай же людей, если назидание принесет пользу». («Высочайший», 9), а также:
«Назидай же, ведь ты являешься наставником».
(«Покрывающее», 21)
Итак, коли «назиданием» называется как назидание от Аллаха, так и назидание от пророка, но в данном аяте оно характеризуется как нечто «новое», выясняется, что в нем имеется в виду назидание от пророка, т.к. обособленно от назидания Аллаха именно оно упоминается в Коране как нечто сотворенное и возникшее после небытия.
[80]
Пока Аллах не обучил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, этому назиданию, пророк не знал о нем. А это значит, что когда Он обучил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, этому назиданию, оно стало «новым» в том числе и для пророка.
Джахм выдвинул еще один довод:
Он сказал:
«Мы нашли аят в Писании Аллаха, доказывающий, что Коран сотворен, и это аят, в котором сказано: «Мессия Иса сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его слово…» («Женщины», 171), а ведь известно, что ‘Иса – являлся творением Аллаха!»
Нашим ответом ему будет следующее:
«Поистине Сам Аллах запрещает тебе применить такое твое понимание к Корану. Аллах называет ‘Ису и другими словами, которыми однако, не называет Свое Писание. Так Аллах называет ‘Ису рожденным (маулюд), младенцем (тыфль), юношей (сабий), мальчиком (гулям), вкушающим еду и пьющим. Коран же назван Речью, велящей одобряемое и запрещающей порицаемое, а также Обещанием и Угрозой. Вдобавок ко всему ‘Иса был из потомков Нуха и Ибрахима, мир ему. Нам не разрешено говорить о Коране то же самое, что мы говорим об ‘Исе, мир ему. Вы вообще слышали, чтобы Аллах отзывался о Коране тем же, что Он говорит об ‘Исе?!!
Смысл же слов Аллаха, Величественна Слава Его:
«Мессия Иса сын Марьям, - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он послал Марьям, и дух от Него» («Женщины», 171) заключается лишь в том, что словом посланным Марьям, было слово: «Будь!», благодаря которому появился ‘Иса.
‘Иса не был самим этим словом «Будь!», он лишь возник благодаря ему. «Будь!» - это Слово, сказанное Аллахом, и это «Будь!» не сотворено!»
[81].
Христиане и джахмиты возвели великую ложь на Аллаха в связи с особым положением ‘Исы, мир ему. Джахмиты сказали:
«Поистине ‘Иса - есть Дух Аллаха и Его Слово, потому, что Его Слово – сотворено!» Христиане сказали: «’Иса – есть Дух Аллаха, как часть Его сущности, и Его Слово – как часть Его сущности!» в том смысле, который вкладывают в слова:
«Эта ткань является частью этой одежды!»
Мы же говорим:
«Воистину ‘Иса появился благодаря Слову Аллаха, но сам он не является этим Словом!»
Что касается слов Аллаха
«…и дух от Него» то они означают, что дух
[82] в ‘Исе появился от повеления Аллаха. Это подобно словам Аллаха:
«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, полностью от Себя». («Коленопреклоненная», 13) – т.е. подчинил вам все это от Своего веления.
Выражение «дух Аллаха» означает, что дух этот был создан Словом Аллаха, а воспринимать его нужно так же, как воспринимаются выражения «раб Аллаха», «небеса Аллаха», и «земля Аллаха».
[83]
Джахм выдвинул еще один довод:
Он сказал:
«Поистине Аллах говорит: «Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней». («Поклон», 4)», предположив, что Коран неминуемо должен находиться либо в небесах, либо на земле, либо между ними (и соответственно сотворенным), чем снова внес неясность и путаницу в умы людей.
Мы скажем им следующее:
«Верно ли то, что Аллах, Величественна Слава Его, применил понятие сотворенности лишь к тому, что находится в небесах, на земле и между ними?»
Они ответят:
«Да».
Мы скажем:
«А есть ли другие творения, поверх небес?»
Они ответят:
«Да».
Тогда мы скажем:
«Однако Аллах не упомянул то, что находится поверх небес, в одном ряду с сотворенными вещами. А ведь обладателям знаний известно, что поверх семи небес есть Престол (аль-Курси), Трон (аль-‘Арш), Хранимая Скрижаль (Ляух аль-Махфуз), Завесы (аль-Худжуб) и еще много чего, что Аллах не назвал и не ввел в общее число сотворенных вещей. Единственное, чего коснулось повествование этого аята, это небеса, земля и то, что находится между ними».[84]
Отвечая на их заявление, что Коран неминуемо должен находиться либо в небесах, либо на земле, либо между ними, мы говорим:
«Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: «Аллах создал небеса, землю и то, что между ними, не иначе как посредством истины». («Румы», 8) из чего выясняется, что то, посредством чего были созданы небеса и земля, предшествовало их появлению. «Истина», благодаря которой были созданы небеса и земля – это Слово Аллаха, ибо Словом Аллаха является лишь истина. Как сказано в аятах: «Он сказал: «Вот истина! Я говорю только истину». («Сад», 84) и: «Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю посредством истины. В тот день Он скажет: «Будь!» – и это сбудется. Его Слово является истиной». («Скот», 73)
«Истина», посредством которой были созданы небеса и земля, была до их появления, и эта «истина» есть Слово Аллаха, которое не сотворено!»
_______________________
[72] - Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, писал:
«Аллах сказал: «Клянусь падающей звездой (наджм)! Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути. Он не говорит по прихоти». Аллах поклялся падающей звездой в том, что Его посланник не причастен к заблуждению и схождению с верной дороги, которые ему приписывали его враги.
Ученые разногласили по поводу того, что имеется в виду под словом «наджм» (которое помимо «звезды» может иметь значение «часть чего-либо»). Аль-Кальби передал, что Ибн ‘Аббас сказал: «В этих словах Аллах поклялся Кораном нисходящим Своему посланнику частями: иногда по три аята, иногда по четыре, а иногда целой сурой. Ведь с момента ниспослания первого аята и вплоть до полного завершения Корана прошло двадцать лет». То же самое от него приводит и ‘Ата. Помимо Ибн ’Аббаса так же считали Мукатиль и ад-Даххак, и этому мнению отдал предпочтение аль-Фарра». (См. «Ат-Тибьян фи Аксам аль-Куран»/154)
[73] - В данном аяте Аллах назвал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, товарищем курайшитов с определенным умыслом.
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, так объясняет это:
«Задумайтесь над словами Аллаха «Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути». Аллах не просто сказал «Не заблудился Мухаммад», а акцентировал их внимание на том, что он их товарищ. Этим Аллах еще больше усилил основание для того, чтобы взыскать с них за их отказ от религии. Ведь они как никто другой были близко знакомы с Мухаммадом, его словами и поступками, и он никогда не слыл среди них лжецом, или сбившимся с пути заблудшим. Никто из них не мог упрекнуть его хоть в чем-нибудь недобром. На это же Аллах обратил внимание курайшитов и в других Своих словах: «Вы что же не знаете своего посланника?!» («Верующие», 69) а также в словах: «Ваш товарищ не безумец» («Скручивание», 22)» (См. «Ат-Тибьян фи Аксам аль-Куран»/154)
[74] - Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал:
«Что касается твоего утверждения, о джахмит, якобы слово «все» вбирает в себя абсолютно всё сущее без исключения, то Сам Аллах опровергает твои слова, уличая тебя во лжи Кораном.
Всевышний Аллах сказал: «Все души вкусят смерть». Однако у Всемогущего и Великого Аллаха тоже есть Душа, которая не подпадает под слово «все» в этом аяте.
Вот также и Его Речь, хоть она и является «сущей» она не подпадает под «все сущее» из числа созданного.
Это подобно словам Аллаха: «Все сущее сгинет, кроме Его Лика». («Рассказы», 88)
Душа Аллах не вкусит смерть, ибо Он сказал: «Уповай на Живого, Который не умирает». («Различение», 58)
Если же ты станешь утверждать, что у Аллаха нет души, то Коран вновь уличит тебя во лжи, ведь Всевышний Аллах сказал: «Ваш Господь предписал Своей Душе быть Милосердной»,
а также «Аллах предостерегает вас от Своей Души»,
а также «Я избрал тебя для Своей Души»,
а также: «Он сказал: «Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что в моей душе, а я не знаю того, что в Твоей Душе».
Каждый, кто верует в Аллаха, в Последний День, в Истинность Писания Аллаха и истинность всего, что Он сказал в нем, знает, что у Аллаха есть Душа и что Душа Его не умрет, а также, что Его слова: «Все души вкусят смерть» не включают в себя душу Аллаха…
Точно так же, как душа Аллаха не подпадает под все смертные души, так же и Его речь не подпадает под созданную речь.
Любой человек, уверовавший в Аллаха и обладающий здравыми представлениями о Нем, понимает, что Речь Аллаха, Душа Аллаха, Знание Аллаха, Мощь Аллаха, Могущество Аллаха, Власть Аллаха, Величие Аллаха, Кротость Аллаха, Прощение Аллаха, Доброта Аллаха и все Его атрибуты являются величайшим из всего сущего, но не являются при этом сотворенными. Все это неотъемлемые атрибуты Творца и в Его словах : «…Творца всего сущего» не имеется в виду то сущее, коим являются Его Речь, Его Могущество, Его Мощь, Его Власть, Его Величие, Его Бытие, Его Щедрость и т.д.…» (См. «Аль-Ибана ‘ан шари’ати аль-Фирка ан-Наджия» 2/171-172)
[75] - Передается, что Салих, сына имама Ахмада, сказал:
«Я слышал, как отец сказал следующие по смыслу слова: «Джахмиты разделились на три секты: секту говорившую: «Коран сотворен!»; секту говорившую: «Коран речь Аллаха, а дальше мы промолчим (т.е. не скажем, что он не сотворен)!»; и секту, говорившую: «Произнесенный нами Коран (ляфз) – сотворен!»
Затем к сказанному Салих добавил следующие слова своего отца:
«Аллах сказал: «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха». («Покаяние», 6). Так, Джибриль услышал Слово Аллаха от Него Самого, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, услышал Слово Аллаха от Джибриля, а сподвижники услышали Слово Аллаха от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Коран – это Слово Аллаха, которое не сотворено». (Данное сообщение приводит аль-Халляль в «Ас-Сунна» 5/126; № 1779)
Шейх аль-Ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал:
«Учение первых поколений (саляф) мусульман этой общины, а именно ее предводителей из числа сподвижников и их последователей, а также остальных имамов мусульман, таких как четыре имама и др., состоит в том, что «Коран – это ниспосланное Слово Аллаха; он не сотворен; от Аллаха изошел и к Аллаху же вернется». На это указывает Коран и Сунна, и это находится в полном соответствии с рациональными доводами». (См. «Маджму’аль-Фатауа» 12/37)
[76] - Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда Аллах выносит какое-либо веление в небесах, ангелы начинают хлопать своими крыльями, выражая готовность повиноваться Его Слову, звучание которого подобно грохоту цепей обрушенных на камни. Когда же страх покидает сердца ангелов, они говорят: «Что сказал Господь ваш?» — и тому, кто это говорит, отвечают: «Истину, ибо Он — Возвышенный, Великий!» (Бухари/4701, 4800, 7481)
[77] - Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, в своем «Сахихе», в одной из глав раздела «Единобожие», сказал:
«Всевышний Аллах сказал: «Ничье заступничество перед Ним не принесет пользы, кроме тех, кому будет дозволено. Когда же страх покинул их сердца, они сказали: «Что сказал ваш Господь?» Они скажут: «Истину, ведь Он – Возвышенный, Великий» («Саба», 23), и ведь не сказано в этом аяте: «Что сотворил ваш Господь?»…
Масрук передал от Ибн Мас’уда следующее: «Когда Аллах начинает молвить откровение, обитатели небес внезапно начинают слышать «что-то». Когда страх покидает их и Голос смолкает, они понимают, что это «что-то» было истиной, и начинают взывать, говоря: «Что сказал ваш Господь?» и отвечают: «Истину!»
Передают от Джабира, а он от ‘Абдуллаха ибн Унейса, сказавшего: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах соберет всех Своих рабов и воззовет к ним голосом, который одинаково услышат как те, которые будут вдали, так и те, которые будут вблизи. И зов этот будет: «Я Властитель! Я Судья!» (См. «Сахих аль-Бухари»/ «Книга единобожия»/глава №32/стр. 1427. Издательство «Бейт аль-Афкар ад-Даулийя»)
[78] - Ибн Батта, да помилует его Аллах, писал:
«После того, как выяснилась несостоятельность одного довода джахмита, он прибег к другому, сказав: «Я нашел аят в Писании Аллаха, доказывающий, что Коран – сотворен!» Когда его спросили, о каком аяте идет речь, он ответил: «О словах Всемогущего и Великого Аллаха: «Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа, они выслушивали его, забавляясь». Разве вы не согласны с тем, что все новое может быть лишь сотворенным?!»
На основании этого очковтирательства, ему удалось внушить свою ложную мысль людям, не отличающимся сильным мышлением, недавно принявшим веру, а также всяким слабоумным тупицам.
На его довод следует отвечать следующим образом:
«Поистине то, о чем Аллах знал всегда, не может являться для Него новым. Знание Аллаха Предвечно так же, как и Сам Он является Предвечным и любое Его действие изначально содержится в Его знании. «Новым» же может являться лишь то, о чем не знали прежде и о чем узнали в какой-то момент времени.
Поистине Всемогущий и Великий Аллах всегда знал обо всем, что содержится в Коране. Он знал об этом еще до ниспослания Корана, до того как он был передан Джибрилю и послан Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.
Также Аллах сказал: «Я установил на земле наместника». («Корова», 30) – и это было до того, как Он сотворил Адама.
Также Аллах сказал: «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и был он одним из неверующих». («Корова», 30) Иблис был неверным в знании Аллаха еще до того, как Он сотворил его, и все о чем Аллах поведал в Своем откровении, было изначально в Его знании.
Всемогущий и Великий известил нас о том, что Коран «…это не что иное, как откровение, которое внушается». («Звезда», 4), отвергнув тем самым, что Коран может являться чем-то иным, нежели Откровением. А это значит, что смысл Его слов «Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа…» состоит лишь в том, что эти знания Аллаха, Его известия, запреты и наставления являются новыми для Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Т.е. Аллах желал лишь сказать, что приобретенное тобой знание, о Мухаммад, благодаря внушенному тебе Корану, является новым для тебя, а также, что ниспослание тебе Корана явившееся новостью, как для тебя, так и для тех, кто услышал его впервые, - это знание и назидание, о которых вы прежде не знали.
Неужели этот джахмит не слышал слов Аллаха:
«Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал». («Женщины», 113)
или: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера». («Совет», 52)
или: «Таким образом Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке и подробно разъяснили в нем Свои угрозы, чтобы они устрашились или чтобы это стало для них новым назиданием». («Та Ха», 113)
Так Аллах извещает нас о том, что «новое назидание» является новым для тех, кто услышал его впервые, а также для того, кому оно был ниспослано. И это совершенно не означает, что Коран был новым для Аллаха, или то, что Аллах был, а Корана еще не существовало. Коран это часть знания Аллаха, и тот, кто утверждает, что он возник после, тот тем самым утверждает, что Аллах когда-то не знал о том, что содержится в Коране (о том, как он будет называться, о его величии и особых характеристиках) до тех пор, пока не изобрел его.
И мы не говорим, что Коран это действие Аллаха, чтобы можно было сказать, что Аллах был до него. Однако мы говорим, что никогда не было такого, чтобы Аллах не знал о чем-либо, а потом узнал об этом, и не применимы к Нему выражения типа «когда Он узнал» или «как Он знал».
Когда джахмиты говорят людям: «Разве Аллах не Первый, до Которого не было ничего?! Разве Он не существовал Один когда еще ничего не было?!» они пытаются лишь запутать их и внушить им свою ложь. На самом же деле под словами, что Аллах был до всего сущего, имеется в виду, что Аллах существовал до небес, земель и всего сотворенного Им.
Если же мы скажем, что Аллах существовал до Своего знания, мощи, мудрости, бескрайнего величия, гордости, величавости и света, то это будет ни чем иным как речью вольнодумцев.
В словах Аллаха: «Когда бы ни приходило к ним новое назидание от их Господа…» речь идет о «новом», которое Аллах сделал таковым для Своего пророка, его сподвижников, и всех верующих. Т.е. о знании, которое возникло у них, тогда как прежде они не слышали о нем, и с которым к ним не являлось ни Писание Аллаха, ни посланник от Него.
Неужели этот джахмит не слышал слов Аллаха: «Разве Он не нашел тебя (о Мухаммад) заблудшим и не повел прямым путем?» («Утро», 7)
или Его словах о том, что возникает благодаря Корану в сердцах верующих, когда они слышат его: «Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнаю́т». («Трапеза», 83)
В этих словах Аллах сообщил нам о том, что Коран с точки зрения своего ниспослания является для нас новым знанием и назиданием, благодаря чему становится ясным, что его ниспослание – это нечто новое именно для нас, но не для нашего Всемогущего и Великого Господа!» (См. «Аль-Ибана» 2/183-185)
[79] - В нашем случае таким общим определением выступает понятие «рабы Аллаха» в аяте:
«Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле».
[80] - Речь идет об этом аяте:
«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете». («Стоящие в ряд», 96)
[81] - Ад-Дарими, да помилует его Аллах, писал:
«Нашему оппоненту необходимо сказать: «Неужели подобное нуждается в отдельных пояснениях и толкованиях?! Все уверовавшие в Аллаха и так прекрасно понимают смысл этих слов: Когда Аллах желает что-либо, Он говорит: «Будь!» и оно появляется, если же Он не говорит чему-нибудь «Будь!» оно не появляется. Так Аллах сказал ‘Исе, мир ему, «Будь!» и он возник. Другими словами ‘Иса появился по воле Аллаха и благодаря Слову, сказанному Им – в этом и заключается весь смысл. Смысл всего этого отнюдь не в том, что ‘Иса и есть само это Слово «Будь!» Нет! Он лишь появился благодаря ему. Слово Аллаха «Будь!» - не сотворено, а возникшее из небытия благодаря этому слову – сотворено.
Что касается слов Аллаха о том, что ‘Иса является духом Аллаха и Его словом, то нужно отметить, что между духом и Словом есть принципиальная разница в том смысле, что дух, который вдохнули в ‘Ису является созданным и он смешался с сотворенной плотью ‘Исы, а Слово изошедшее от Аллаха не является созданным и не было смешано с ‘Исой. ‘Иса лишь возник благодаря этому Слову. Даже если бы ‘Иса смог воспротивиться этому, он все равно появился бы на свет, поскольку это Слово – есть Веление Аллаха! Мы объясняем смысл этого аята именно так, а не на основании той лжи и чепухи, которые ты выдвигаешь против нас». («Радд ‘аля аль-Мариси аль-Джахми аль-‘Анид» 2/674-675)
[82] - Имеется в виду дух жизни.
[83] - Шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, писал:
«Имам Ахмад указал на то, что джахмиты, лишающие смысла божественные атрибуты, и христиане, верящие в возможность слияния Аллаха со Своими творениями, заблудились в этом вопросе. Так джахмиты-отрицатели уподобили Творца Его творениям в качествах несовершенства и их слова: «Аллах Сам в Себе, Он не разговаривает, не любит и т.п.» все равно, что слова иудеев, которые приписывали Всевышнему Аллаху различные несовершенства, как Он поведал об этом в Коране. Что же касается тех, кто верил в возможность слияния Аллаха со Своими творениями, то они уподобили творения Творцу, приписав им качества совершенства, которые были свойственны лишь Аллаху. В это впали христиане, а также те, кто совмещал в своих убеждениях как отрицание атрибутов Аллаха, так и веру в возможность слияния Аллаха со Своими творениями, подобно джахмитам-хулюлитам…»
Далее шейх аль-Ислам писал:
«…То же самое и со Словом Аллаха: под ним подразумевается Речь как качество в целом, как например, в словах Аллаха: «Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов». («Скот», 115) или в словах: «Они хотят изменить Слово Аллаха». («Победа», 15), так и то, что было произведено этим Словом, как Мессия ‘Иса, которому было сказано: «Будь!» и он появился. Аллах создал его без участия отца, вопреки естественному зачатию, и он стал сотворенным лишь благодаря слову Аллаха в отличии от остальных людей. Его сотворение было подобно сотворению Адама и Хавы, которые тоже появились на свет необычным образом». (См. «Даръу Та’аруд аль-‘акль уа ан-Накль» 4/10-11)
[84] - Этими словами имам Ахмад дал понять, что правило, установленное джахмитами, неверно в принципе, а именно, что творениями является лишь то, что находится на земле, в небесах, и между ними.