ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫМ

Ответить
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫМ

Сообщение abu__maryam »

Спросили шейхуль-Исляма Ибн Теймию (да помилует его Аллах) о приверженцах четырёх мазхабов: Действительна ли их молитва позади друг друга? Или недействительна? Говорил ли кто-нибудь из учёных, что не следует им совершать молитву друг за другом? И является ли говорящий подобное приверженцем нововведений или нет? Если имам делает в молитве то, что считает правильным, а стоящий позади него считает обратное (что действие имама неправильное), например, имам срыгнул, или из носа потекла кровь, или сделал кровопускание (хиджама), или дотронулся до полового органа, или дотронулся до женщины со страстью или без, или засмеялся в молитве, или поел мясо верблюда – и совершил молитву (т.е. имам) не взяв предварительно омовения, а стоящий за ним в молитве убежден в обязательности наличия малого омовение после всего этого. Или имам не прочитал «бисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим», или не совершил последний ташаххуд в молитве, или не дал приветствие при завершении молитвы, тогда как позади стоящий за ним убежден в обязательности всего этого. Действительна ли молитва того, кто стоит за имамом в этой ситуации? И если сделали условием, чтобы имам мечети был определенного мазхаба, но другой лучше знает Коран и Сунну, и был назначен имамом (сторонник определенного мазхаба), дозволено ли подобное, и разрешается ли молитва за ним или нет?
Шейхуль-Ислям ответил: «Хвала Аллаху. Да, разрешается им совершать молитву друг за другом, как это делали сподвижники (ас-Сахаба), и последовавшие за ними наилучшим образом (ат-Таби’ины), и четыре имама после них, - все они совершали молитву друг за другом, несмотря на наличие разногласий среди них в упомянутых вопросах и других. Никто из праведных предшественников не говорил, что не следует совершать им молитву друг за другом. А тот, кто не признает это, тот приверженец нововведении, заблудший, противоречащий Корану, Сунне и единогласному мнению праведных предшественников и имамов!
Сподвижники и таби’ины, а также те, кто был после них, среди них были те, кто читал «бисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим», а были те, кто не читал; среди них были те, кто читал это вслух, и были те, кто не читал вслух; были те, кто делал ду’а къунут в утренней молитве, а также те, кто не делал этого. Из них были те, кто возобновлял омовение после срыгивания, кровотечения из носа и кровопускания (хиджама), и были те, кто не делал этого; из них были те, кто брал омовение после прикасания к половому органу или женщине со страстью, а были те, кто не брал; из них были те, кто брал омовение, если допустил смех в молитве, и были те, кто не брал; из них были те, кто брал омовение после употребления мяса верблюда, и были те, кто не брал. И вместе с этим, все они совершали молитву друг за другом. Например, Абу Ханифа и его сторонники, аш-Шафи’и и другие, совершали молитву за жителями Медины, которые следовали мазхабу Малика, несмотря на то, что они не читали «бисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим» ни вслух, и ни шепотом. Абу Йусуф совершал молитву позади ар-Рашида, который сделал кровопускание (хиджаму), а Малик дал ему фатву (шариатское постановление), что после этого не обязательно брать омовение. Абу Йусуф совершал за ним молитву и не перечитывал ее. Ахмад ибн Ханбаль считал, что после кровопускания (хиджама) и кровотечения из носа, следует брать омовение, когда его спросили: «А если у имама пошла кровь, но он не взял омовение, будешь ли ты за ним читать молитву?» На что он ответил: «Как я могу не совершать молитву позади Са’ида ибн Мусаийба и Малика?!»
В общем, у этих вопросов два положения:
Первое положение, когда стоящий позади имама не знает, что имам совершил нечто такое, что нарушает молитву. В этом случае позади стоящий должен молиться за имамом по единогласному мнению праведных предшественников, четырёх имамов мазхабов и тех (имамов), кто после них. В этом нет разногласий. Однако, некоторые фанатично последовавшие из числа поздних, вошли в противоречие. Они заявляют, что нельзя молиться за ханафитом, даже если он выполнит все обязательные условия молитвы, так как он выполнил их без убеждения об их обязательности. Такой больше заслуживает того, чтобы от него требовали покаяние, как требуют от приверженцев нововведений, чем брать в расчёт его противоречие. Не переставали мусульмане со времен посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его халифов, читать молитву друг за другом. Многие имамы не различают между обязательной и желательной вещью, они совершают узаконенную шари’атом молитву. Если бы знать подобное было обязательным, то молитва многих мусульман была бы недействительной, и невозможно была бы соблюсти предосторожность. Ведь во многих тех вопросах есть разногласия, а доводы на правильность какого-либо мнения – очень тонкие, и, максимум, что может предпринять из предосторожности относительно разногласий религиозный человек, это – не принимать твердое решение по какому-либо одному из мнений. Если бы принятие твердого решения по одному из мнений было бы обязательным, то многие люди просто не смогли бы сделать этого (т.к. не все люди ученые и разбирающиеся). Даже сам заявляющий подобное слепо следуют некоторым факъихам (ученым), а если потребовать его привести доказательства, указывающие на правильность слов его имама, он не сможет сделать этого. Поэтому, разногласие тут не берётся в расчёт от подобного, так как он не из достойных, способных делать иджтихад.
Второе положение, когда стоящий за имамом убежден, что имам сделал нечто такое, что он (стоящий позади имама), считает недозволенным. Например, имам прикоснулся к половому органу, или к женщине со страстью, или сделал кровопускание, или у него было кровотечение, или рвота, после чего он не взял омовение и начал молиться. В этом вопросе есть известное разногласие, одно из мнений, что стоящему за имамом нельзя совершать молитву за имамом, так как он убежден, что молитва его имама недействительна, как это сказали некоторые приверженцы Абу Ханифы, аш-Шафи’и и Ахмада.
Другое мнение, что молитва позади стоящего – действительна. Это мнение большинства из числа праведных предшественников. Это мазхаб Малика, и другое мнение в мазхабе аш-Шафи’и и Ахмада, а также Абу Ханифы. Большинство передач от Ахмада указывают именно на это. Это и является правильным. Так как достоверно пришло от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Имамы совершают молитву для вас. Если они совершают ее правильно, то награда за молитву достанется и вам и им, а если они ошиблись, то вам все равно достанется награда, а ошибка будет против них». Тут посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что ошибка имама не влияет на молящегося за ним. Так как позади стоящий убежден, что имам считает совершенное им дозволенным, нет на нем греха в этом, он либо муджтахид, либо слепо следующий (мукъаллид) муджатахид. Он (позади стоящий) знает, что Аллах простил ему ошибку, и убежден, что его молитва действительна, и нет греха, если не перечитает молитву, подобное решение ему нельзя аннулировать, наоборот, следует выполнить его. Если имам совершил (то, что считает позади стоящий недозволенным) по своему иджтихаду, то Аллах не возлагает на душу больше ее возможностей, и позади стоящий сделал то, что было обязательным для него. Итог: молитва обоих действительна, каждый из них сделал то, что является обязательным для него, и произошло соответствие имаму во внешних действиях.
А если кто-то скажет, что стоящий за имамом считает молитву имама не действительной, то это ошибка с его стороны. Так как стоящий за имамом убежден, что имам сделал то, что является обязательным для него, и что Аллах простил ему то, в чём он ошибся, и молитва не становится недействительной из-за этого. Если ошиблись и имам, и стоящий за ним, и имам дал приветствие в молитве по ошибке, а стоящий за ним убежден в том, что разрешено следовать за имамом и тоже дал приветствие; как дали приветствие мусульмане за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он дал приветствие после двух рак’атов по ошибке, тогда мусульмане дали приветствие вместе с ним, хотя знали, что он совершил только два рак’ата. Также, если имам совершил пять рак’атов и стоящие за ним тоже совершили пять, как это произошло у сподвижников за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он совершил пять рак’атов, а сподвижники последовали за ним, при том, что они знали что он совершил пять рак’атов, так как они думали, что это дозволено. Тут молитва позадистоящих действительна, а что уже говорить, если ошибается только один имам?! Ученые единогласны, что если имам дал приветствие по ошибке, молитва стоящего за ним не портится, если не последовал за имамом. Если имам совершил 5 рак’атов, то молитва стоящего за ним не портится, если не последовал за ним. Это указывает на то, что ошибка имама в молитве не делает молитву стоящего за ним недействительной». См. «Маджму’ аль-Фатауа» (23/373-379).

Так же шейхуль-Ислям Ибн Теймия сказал: «Учёные имеют разногласия относительно имама, который оставил то, что стоящий за ним считает обязательным. Например, имам не читает «бисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим», тогда как стоящий за ним считает чтение этого обязательным; или имам дотронулся до полового органа и не взял омовение, тогда как стоящий за ним считает омовение обязательным после этого; или имам совершает молитву и на нём одежда из дубленной кожи мертвечины, а стоящий за ним считает, что дубление мертвечины не делает кожу чистой; или имам сделал кровопускание (хиджама) и не взял омовение, тогда как стоящий за ним считает омовение обязательным после этого. Так вот, правильное мнение, без сомнений, заключается в том, что молитва стоящего за имамом действительна, даже если имам ошибся. Так как в достоверном хадисе сказано посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Имамы совершают молитву для вас. Если они совершают ее правильно, то награда за молитву достанется и вам и им, а если они ошиблись, то вам все равно достанется награда, а ошибка будет против них».
Тоже самое, если стоящий за имамом последует за имамом в къунуте в утренней молитве, или уитре. Пусть делает къунут за имамом, будь къунут до поясного поклона (руку’) или после. А если имам не совершает къунут, то стоящий за ним также пусть не совершает. Если имам считает какое-либо действие желательным, а стоящие за ним не считают так, то будет лучше, для цели единства и сплоченности, если имам оставит это действие. Пример этому молитва уитр. У ученых есть три мнения:
- три раката в молитве должны быть непрерывными, как вечерняя молитва магъриб. Это мнение жителей Иракъа.
- один ракат должен быть совершенным раздельно от предыдущих. Это мнение жителей аль-Хиджаза.
- оба вида дозволены. Как на это указывает внешне мазхаб аш-Шафи’и, Ахмада и других. И это мнение правильное, несмотря на то, что они же предпочитают отделить рак’ат от предыдущих.
Если имам считает, что следует отделить, а стоящие за ним считают что следует ракаты совершать непрерывно, и имам, согласно им, совершит непрерывно с целью единства и сплоченности, то его поступок будет замечательным. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если бы твой народ не был столь близок к невежеству (джахилийя), я обязательно разрушил бы Каабу, и опустил бы ее до уровня земли, и сделал бы в ней две двери – дверь, в которую заходят люди и дверь, с которой выходят». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставил то, что лучше, чтобы не отвратить людей». См. «аль-Фатауа аль-Кубра» (2/117).

Так же шейхуль-Ислям Ибн Теймия говорит: «Если имам оставит то, что считает стоящий за ним обязательным действием, то относительно этого имеется два мнения. Более правильное мнение в том, что молитва стоящего за имамом действительна. Это мазхаб Малика и более верная передача от Ахмада в подобных вопросах. И это достоверно передано от аш-Шафи’и, что он совершал молитву за маликитами, которые не читали «бисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим», хотя мазхаб аш-Шафи’и утверждает обязательность чтения этого аята. Доказательством на это служат слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Имамы совершают молитву для вас. Если они совершают ее правильно, то награда за молитву достанется и вам и им, а если они ошиблись, то вам все равно достанется награда, а ошибка будет против них». Здесь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ограничил ошибку имама в нём самом без стоящего за ним. В подобных вопросах, если мазхаб имама соответствуют истине, то относительно этого нет никакой речи, однако, если он ошибается, то ошибка касается только его. Однако тот, кто не согласен с тем, что я постановил, говорит: «Ведь стоящий за имамом убежден в недействительности молитвы имама». Я скажу, что это не так. Напротив, он убежден, что имам совершает молитву либо по иджтихаду, либо слепо следуя. Если имам прав, ему две награды, а если ошибается то одна награда». См. «аль-Фатауа аль-Кубра» (2\320).

Так же шейхуль-Ислям Ибн Теймия сказал: «Если имам совершил в молитве то, что является запретным для стоящего за ним, в вопросах, следствие которых иджтихад, то его молитва действительна за имамом. Это известное мнение от имама Ахмада». См. «аль-Ихтиярат аль-Фикъхия» (70).

Сказал имам Ибн Къудама: «Противоречащие во второстепенных вопросах, например, как приверженцы Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи’и, то молитва за ними действительна, и не является нежелательной. Постановил это имам Ахмад. Ведь сподвижники и последовавшие за ними (ат-Таби’ины) читали молитву друг за другом несмотря на то, что среди них были разногласия в второстепенных вопросах религии. И это единогласное мнение. Так как противоречащий либо муджтахид, берущий две награды – награду за иджтихад и награду за правоту; либо противоречащий ошибается, за что ему полагается награда за его иджтихад, а грех снимается за его ошибку. Если стоящий за имамом узнал, что имам пропустил столп или условие молитвы, тогда как стоящий за ним убежден в том, что пропущенное – это столп или условия, но не убежден в этом имам, то слова имам Ахмада внешне указывают на действительность следования за таким имамом. Сказал аль-Асрам: «Я слышал, как Абу ‘АбдуЛлаха (имама Ахмада) спросили о человеке, который молится вместе с народом, на котором одежда из кожи лисы» На что он ответил: «Если он одевает эту одежду, истолковывая хадис: «Любая дубленная кожа чистая», то можно молиться за ним. Тогда его спросили: «А считаешь ли ты это дозволенным?» На что он ответил: «Нет, мы не считаем это дозволенным, однако если он истолковывающий, то нет проблем молиться за ним». См. «аль-Мугъни» (2\11).
Аватара пользователя
sentyabr1984
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 02 май 2015, 19:58

Re: ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫ

Сообщение sentyabr1984 »

Ассаламу алейкум варахьматулЛахь Братья!
Ответ-те кто знает: Когда молитва стоящего, позади имама, становится НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ?
Наш местный имам маленькой мечети все время твердит что если имам сделает три ошибки например в Фатихе, в виде произношения например, то молитва за ним не действительна, или же рушится Джама'ат и ты как бы сам по себе совершаешь намаз.
Далиль толком не приводит,или может быть я бестолковый, и не понимаю его.
Очень хотелось бы узнать ответ.
БаракАЛЛАХу фикум Братья!
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re: ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫ

Сообщение abu__maryam »

уа алейкум салям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху.
Ошибка в "Фатихе" бывает двух видов:
1. Ясная и открытая ошибка, которая меняет смысл.
2. Ошибка, которая не изменяет смысл.
Если имам допустил первый вид ошибки, то молитва за ним не действительна. А если допустил второй вид, то молитва действительна.
Спросили шейха ибн База, да помилует его Аллах: "Имам допускает ошибки при чтении Корана. Бывает так, что он добавляет или убавляет буквы в аятах. Каково (шариатское) решение относительно молитвы позади него?".
Шейх ответил: "Если его ошибка не меняет смысл, то нет проблем, совершать за ним молитву. Например, вместо: "Альхамду лиЛляхи Раббиль 'Алямин" он прочитал: "Рабба" или "Раббу". Или вместо: "ар-Рахмани", он прочитал:"ар-Рахмана" или "ар-Рахману" и т.п. Однако, если его ошибка меняет смысл, то за ним не следует совершать молитву, если он не ответит на поправку молящихся и на их сигнал (о его ошибке). Пример этому, если имам прочитает: "Иййаки" или "Ан'амту" вместо "Иййака" и "Ан'амта". Но если он ответит на поправку молящихся, то молитва за ним действительна"
См. "Маджму' фатауа ибн Баз" (1/98).
Аватара пользователя
sentyabr1984
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 02 май 2015, 19:58

Re: ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫ

Сообщение sentyabr1984 »

Ассаламу алейкум брат! Сразу возникает следующий вопрос - Стоит ли продолжать намаз за имамом допустившую ясную ошибку и который не исправился?
Я так понимаю что в последующим нельзя за таким имамом молиться?
Думаю это два вопроса.
ДжазакАллаху хайран!
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re: ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫ

Сообщение abu__maryam »

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Нет, за таким не надо продолжать читать намаз
Аватара пользователя
ram876
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 17:09

Re: ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫ

Сообщение ram876 »

Ассаламу алейкум варахьматулЛахь Братья и сестры! Возник большой вопрос. Практически во всех мечетях фатиху читают с ошибкой : вместо "иййака" всегда слышу "яка". Тут на молодежь и так смотрят с недоверием, говоря "они приносят религию арабов к нам в Татарстан", боюсь даже представить, как имам отреагирует на мою поправку, что надо говорить "иййака". Получается во всех этих мечетях я не могу за имамом читать? И так же на джумга намазе? Пусть Аллах очистит нас от высокомерия и слепого следования!
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re: ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫ

Сообщение abu__maryam »

уа алейкум ассалям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху
ram876 писал(а):вместо "иййака" всегда слышу "яка".
Оставление шадды в слове "Иййаака" - считается явной ошибкой, которая меняет смысл, как говорят учёные. Следовательно, нельзя читать молитву за имамом, который допускает такую ошибку.
Говорит имам ан-Науауи: "Является обязательным чтение суры "аль-Фатиха" в молитве со всеми ее буквами и шаддами... Если читающий не произнесёт одну букву, или оставит шадду и произнесёт мягко, или заменит букву другой буквой, то его чтение будет считаться не действительным, если его язык способен произнести правильно". См. "аль-Маджму'" (4/359).
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫ

Сообщение salyafit_07 »

ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
[color=#000080]abu__maryam[/color] писал(а):
[color=#000080]ram876[/color] писал(а):вместо "иййака" всегда слышу "яка".
Оставление шадды в слове "Иййаака" - считается явной ошибкой, которая меняет смысл, как говорят учёные. Следовательно, нельзя читать молитву за имамом, который допускает такую ошибку.
Говорит имам ан-Науауи: "Является обязательным чтение суры "аль-Фатиха" в молитве со всеми ее буквами и шаддами... Если читающий не произнесёт одну букву, или оставит шадду и произнесёт мягко, или заменит букву другой буквой, то его чтение будет считаться не действительным, если его язык способен произнести правильно". См. "аль-Маджму'" (4/359).
барака-Ллаху фикум братья, имам ан-Науауи (рахимаху-Ллах) сделал важную оговорку: "... если его язык способен произнести правильно", и также Ринат абу Мухаммад, разъясняя этот вопрос, сделал оговорку: "... если читает так специально, понимая смысл ..." - поэтому прежде чем списывать имама, спросите его в мягкой форме ин шаа Ллах - может он не способен выговорить это, может дефект речи, может вообще не знает про это и он сам будет вам благодарен, если ему спокойно разъясните. К тому же, может еще быть и так, что он читает правильно, но молящемуся за ним кажется, что он прочитал неверно.

Также для пользы некоторые другие распространенные ошибки:
Нарезки из цикла лекций "Ошибки молящихся"
Ринат абу Мухаммад - Чтение суры "аль-Фатиха"
Нарезки из цикла лекций "Ошибки молящихся"
№1
№2
№3
№4
№5
И для дополнительной пользы: ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Чтение суры "аль-Фатиха"
akromhon79
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 25 дек 2015, 10:07

Re: ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫ

Сообщение akromhon79 »

Ассаламу алайкум ва рохматуллох, я хотел задать вопрос : если имам совершая фард намаз в четыре ракаата забыл сесть ташаххуд после второй и сел после третьего ракаата, потом прочел ещё два ракаата, итого совершил пять ракаатов и перед таслимом совершил сажда сахува. Действительно ли такой намаз жазакумуллоху хойрон?
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫ

Сообщение salyafit_07 »

уа'аляйкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух.
[color=#000080]akromhon79[/color] писал(а):если имам совершая фард намаз в четыре ракаата забыл сесть ташаххуд после второй и сел после третьего ракаата, потом прочел ещё два ракаата, итого совершил пять ракаатов и перед таслимом совершил сажда сахува. Действительно ли такой намаз?
Гляньте тут, брат - "Сажда сахyа (земные поклоны для искупления ошибок в намазе)".

уа иййяк.
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re: ИМАМ МОЛИТСЯ ТАК, КАК ПОЗАДИСТОЯЩИЙ СЧИТАЕТ НЕДОЗВОЛЕННЫ

Сообщение abu__maryam »

akromhon79 писал(а):Ассаламу алайкум ва рохматуллох, я хотел задать вопрос : если имам совершая фард намаз в четыре ракаата забыл сесть ташаххуд после второй и сел после третьего ракаата, потом прочел ещё два ракаата, итого совершил пять ракаатов и перед таслимом совершил сажда сахува. Действительно ли такой намаз жазакумуллоху хойрон?
Уа алейкум ассалям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху!
Во-первых, следует знать, что если молящийся забыл прочитать “ташаххуд” во втором рак’ате и полностью встал на третий, то ему следует продолжать молитву, а не возвращаться для сидения, однако в конце молитвы ему необходимо сделать саджда саху. Если же он полностью не встал с ташаххуда на третий рак’ат и вспомнил или позадистоящие напомнили, тогда пусть вернётся и сядет для ташаххуда.
Говорит шейх ‘Усаймин, да помилует его Аллах: «Если человек (полностью) встал со второго рак’ата на третий, будь это в Рамадан или в любое другое время, то ему не дозволено возвращаться обратно (для сидения ташаххуда), так как он уже перешёл к следующему столпу молитвы. Пусть он продолжает свою молитву и сделает суджуд ас-саху до приветствия».

Во-вторых, если имам осознано совершил молитву в пять рак’атов, или осознано начал читать “ташаххуд” в третьем рак’ате, при этом зная, что в третьем рак’ате нет места "ташаххуду", то по снению многих учёных его молитва недействительна! То же самое относиться и к позадистоящим.
Говорит имам Ибн Къудама, да помилует его Аллах: «Лишние действия в молитве могут быть непосредственно относящимися к самой молитве. Например, было совершено стояние тогда, когда нужно было сесть, или было совершено сидение тогда, когда нужно было встать. Сюда же относится добавка лишнего рак’ата или добавка любого другого столпа молитвы. Относительно этого, то если добавка была сознательной, то молитва недействительна. А если по ошибке, то следует сделать саджда саху, невзирая на то, мало было ошибок или много».
Также Ибн Къудама говорит: «Если имам ошибётся в молитве, то позадистоящие должны указать ему на это тасбихом (словами «Субхана-Ллах»), если они мужчины….
Если имам продолжит и не вернётся к тому месту, которому он должен вернуться, то его молитва будет считаться не действительной. Позадистоящие не должны следовать за ним. Если же они последуют за ним, то у них два положения:
1. Либо они знали, что совершаемое имамом является харамом;
2. Либо они не знали этого.
Если они знали, тогда их молитва недействительна, так как они оставили обязательную вещь сознательно… А если они не знали, тогда их молитва действительна, так как сподвижники последовали за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и дали приветствие (в третьем рак’ате), как это в хадисе “Зиль йадейн”, и в пятом рак’ате, как это в хадисе Ибн Мас’уда».
См. «аль-Мугъни» 1/706.
Ответить