Прежде, чем процитировать его слова, хотелось бы дать немного информации о том, кем был этот человек.
Итак, имам Ибн Сахнун из числа имамов-саляфов, который родился в 202 году хиджры.
Къады Исма’иль ибн Исхакъ сказал о нем: “Это имам – сын имама!” См. “Тадриб аль-мадарик” 4/206.
А про сказавшего о нем так Исхакъа, имам Ибн аль-Къайим сказал: “Не испытывают сомнения в его имамстве и почете! Он приравнивался к великим имамам”. См. “Игаса аль-ляхфан” 13.
Сообщается, что когда сторонник имама аш-Шафи’и – аль-Музани пришел к Ибн Сахнуну, когда он вышел от него, его спросили: «Каким ты нашел его?» На что он ответил: “Я не видел более знающего, чем он, и никого умнее него, несмотря на его молодой возраст”. См. “Рияд ан-нуфус” 1/346.
Сказал Ибн Фархун в «ад-Дибадж» про Ибн Сахнуна: “Он был имамом в фикъхе, правдивым ученым, защищающим мазхаб жителей Медины, был знатоком асаров. Не было в его время более искусного знатока различных наук знания, чем он. Был искусным в вопросах фикъха и спорах. Был силен в доводах и защите за ахлю-Сунна и мазхаб. Был знатоком в вопросах разногласий, и сильным в опровержении приверженцев страстей”.
В данном случае помимо имамаства этого ученого нас интересует подчеркнутое - то, что он был специалистом в вопросах разногласий.
Смотрим на слова самого имама Ибн Сахнуна, который говорит, отвечая на спорный вопрос: “Клянусь Аллахом, кроме которого нет божества, достойного поклонения, не скрыто от меня разногласие ученых ни со времени пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни времени двух праведных халифов, ни кого-либо из сподвижников и таби’инов до ученых нашего времени”. См. “Китаб аль-аджуиба” 167.
Итак, приведем его слова:
Спросили имама Мухаммада ибн Сахнуна о положении того, кто оставил молитву без причины, и он сказал:
“В этом два положения:
Если он отрицает обязательность молитвы, и говорит: «Она не обязательна ни мне, ни кому-либо из людей», или же также отрицает обязательность омовения, или поста, или закята, или отрицает любой фард из фардов Ислама, то его положение – положение муртада (вероотступника). Его необходимо призывать к покаянию в течение трех дней, и если он не покается и будет упорствовать в своем отрицании, то его казнят как вероотступника. Но ученые разошлись относительно его имущества…
Если же он оставляет молитву по халатности, слабости и упущении, считая ее обязательной, то его следует воспитывать и сурово наказывать, потому что оставление намаза из числа величайших грехов и самый великий из грехов перед Аллахом. Это, если он признает ее обязательность и обещает ее выполнять. А если он признает ее обязательность и отказывается ее совершать, говоря: «Я не буду молиться», то следует ждать до выхода времени молитвы, которую велено ему совершить. И если он не совершит ее, то его казнят.
Ученые разошлись в причине его казни:
Было сказано, что его убивают в качестве наказания и хоронят на кладбище мусульман, и от него наследуют мусульмане, потому что он был верующим грешником. И на этом мнении большинство ученых из числа сподвижников и таби’инов.
И было сказано, что его казнят как неверного и не хоронят на кладбищах мусульман, и не наследуют от него, а его имущество идет в казну мусульман. И это мнение Ибн Хабиба и группы ученых из числа таби’инов. В этом они опираются на слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Между верующим рабом и неверным – оставление молитвы». Внешне хадис указывает на любой вид оставления молитвы, но большинство ученых сказало: «Смысл хадиса в том, кто оставил молитву, отрицая ее обязательность»”. См. “Китаб аль-аджуиба” 438.
И что мы имеем? Этот известный имам из числа первых трех поколений саляфов говорит о том, что ученые разногласили в вопросе не совершения молитвы по лени, а более того, приписывает большинству сподвижников мнение, что такой не кафир.
Может быть хоть после этого те, кто пытается выдать в этом вопросе единогласное мнение сподвижников утихомирятся. А некоторые из тех, кто отрицает приемлемое разногласие в этом вопросе среди ахлю-Сунна бессовестно даже приписывают единогласное мнение и имамам четырех мазхабов, возводя ложь на Малика и аш-Шафи’и (Абу Ханифы мнение они не берут в счет вообще). При том, что и у Ахмада было два мнения по этому вопросу.
Кстати, вот тут по ссылке можно скачать оригинал этой книги:
https://ia601002.us.archive.org/24/item ... /fbtm6.pdf
Еще для пользы:
Также, в последнее время в русскоязычной среде ходят в просторах инета слова шейхуль-Ислама Ибн Таймии из его книги «Шарх аль-‘Умда», в которых он говорит о том, что среди сподвижников было единогласие в вопросе оставления намаза. Так вот, говорит этот же шейхуль-Ислам в этой же книге: “Однако, если он (оставивший молитву) не был призван (судьей) и не был из тех, кто воспротивился, то в отношении него не применяется ничего из положений вероотступников. Ни в каком бы то ни было из этих положений. И поэтому неизвестно ни одного случая, чтобы оставившего молитву не искупали (после смерти) и чтобы не прочли над ним молитву-джаназа, и чтобы не хоронили вместе с мусульманами, и чтобы запрещали наследникам наследовать от него, и не пролили его кровь по причине этого. И все это несмотря на многочисленность оставляющих молитву во все времена. А известно, что вся община мусульман вместе не соберется на заблуждении!” См. “Шарх ‘Умда” 2/92.
Интересно, чем эти его слова им не по душе, и почему бы и эти его слова, указывающие косвенно, а может и прямо, на иной иджма', не распространять?)
Вот еще справедливые слова известного ученого, основанные на богобоязненности и истинном познании спорных вопросов:
Говорит шейх ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи – наиб шейха Ибн База в Ляджне, который считал, что оставивший по лени даже один намаз является кафиром: “Что касается оставления намаза, то в этом вопросе есть два известных мнения. Мнение большинства и оно является более известным, что даже чуть не стало единогласным мнением, хоть в этом и нет иджма’а, но по причине многочисленности тех, кто придерживался этого мнения, оно чуть не стало единогласным, что оставление молитвы – это тяжкий грех”. См. “Фатауа уа расаиль” 2/183-184.