Мухаммад ибн Сирин

Ответить
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Мухаммад ибн Сирин

Сообщение sultan »

Сказал ибн Аувн: “Когда в присутствии Мухаммада ибн Сирина вспоминали о грехе какого-либо человека, тогда он, да смилуется над ним Аллах, начинал говорить о самом лучшим из его (этого человека) качеств, о котором ему было известно...”. См. "Сияр а'лям ан-нубаля", 4/620.
Аватара пользователя
abu abduRrazak
Сообщения: 1068
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://isnad.link/

Re: Мухаммад ибн Сирин

Сообщение abu abduRrazak »

Мухаммад ибн Сирин сказал: “Когда появится Дадджаль, ты непременно увидишь, что за ним последуют приверженцы своих страстей”. аль-Лялякаи 235. Иснад достоверный.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Мухаммад ибн Сирин

Сообщение sultan »

Абу ‘Ауана сказал: “Я видел Ибн Сирина. Увидевший его обязательно вспомнит о Всевышнем Аллахе”.

Ибн Шубрума сказал: “Я встретился с Ибн Сирином в Уасите. Я никогда не встречал более осторожного в издании фетв и более смелого в толковании сновидений, чем он. Когда ему задавали вопрос на счет дозволенного и запретного, цвет его лица менялся”.

Абу ‘Ауф рассказывал: “Однажды я пришел к Ибн Сирину. Я хотел плохо высказаться об аль-Хаджадже (ибн Йусуфе). Но Ибн Сирин сказал: "Не сомневайся в том, что Аллах справедлив в своем решении. Он отнимет у аль-Хаджаджа то, что причитается другому, и возьмет у других то, что причитается аль-Хаджаджу. Когда ты предстанешь перед Всевышним Аллахом, твой самый маленький грех будет для тебя тяжелее, чем самый тяжкий грех аль-Хаджаджа"”. Абу Ну‘айм в "Хильят аль-Аулия", 2/263.

Ибн Са‘д писал: “Мухаммад ибн Сирин — надежный и заслуживающий доверия передатчик, достойный имам, очень знающий и набожный человек”.
Ибн Хаджар в "Тахзиб ат-тахзиб", 9/191.
Аватара пользователя
Ummu_Yahya
Сообщения: 174
Зарегистрирован: 06 ноя 2011, 18:30

Re: Мухаммад ибн Сирин

Сообщение Ummu_Yahya »

Мухаммад ибн Сирин, Даххак, имам Малик и др. говорили: “Поистине, эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию”. Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, аль-Хатыб 2/92.

Мухаммад ибн Сирин сказал: “Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И они смотрели, если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!” Муслим 1/15.

Однажды Мухаммаду ибн Сирину сообщили о том, что некий приверженец нововведений хочет придти к нему и поговорить с ним, на это Ибн Сирин сказал: “Скажите ему: “Нет!” Пусть не приходит ко мне! Поистине, сердца сынов Адама слабые, и я боюсь, что услышу от него какое-либо слово, и после этого мое сердце не вернется к тому, на чем было!” Ибн Уаддах 60, Ибн Батта 399.

Также сообщается, что когда Мухаммад ибн Сирин слышал слова приверженцев нововведений, он затыкал пальцами уши и говорил: Мне не дозволено с ним говорить! и уходил со своего маджлиса. См. “аль-Ибана” 2/473.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Мухаммад ибн Сирин

Сообщение sultan »

Ибн Уахб сказал: “Рассказал нам Ашхаль бин Хатим от АбдуЛлаха бин Ауна, от Ибн Сирина, что Хузайфа сказал: «Тот, кто дает фатву, принадлежит к одному из трех категорий: тот, кто знает, что было отменено из Корана, или амир, у которого нет выбора, кроме как дать фатву, или это дурак, который занимается тем, что его не касается». Он (возможно - Ибн Сирин) сказал: «Я не являюсь одним из двух первых, и не хочу быть третьим из них»”. См. "И’лям аль-Мууаккъи’ин", 1/29.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Мухаммад ибн Сирин

Сообщение sultan »

Сказал ибн Сирин, да смилуется над ним Аллах: “Больше всего ошибок у таких людей, кто больше всех говорит об ошибках других людей”.
См. "аль-Мяджалисату уа Джауахируль Ильми ли Аби Бакр ад-Дийнури", 6/86.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Мухаммад ибн Сирин

Сообщение sultan »

Мухаммад ибн Сирин говорил: “Поистине, люди оставили приобретение знания и сидение с учеными, и начали усердно молиться и поститься, и до такой степени, что их кожа стала высыхать на их костях от усердного поклонения. Но затем эти люди пошли в противоречие Сунне и погибли, и стали проливать кровь мусульман. И клянусь Тем, кроме которого нет истинного божества, кто бы ни совершил деяние, основанное на незнании, он обязательно приносил больше вреда, чем пользы!” См. Ибн ‘Абдуль-Барр, "аль-Истизкар", 27/434.
Azamat.
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 05 апр 2013, 00:57

Re: Мухаммад ибн Сирин

Сообщение Azamat. »

Ассаляму алейкум!
А можно биографию Мухаммад ибн Сирина.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Мухаммад ибн Сирин

Сообщение sultan »

Azamat. писал(а): 08 фев 2018, 23:42 Ассаляму алейкум!
А можно биографию Мухаммад ибн Сирина.
МУХАММАД ИБН СИРИН

“Мне не случалось видеть человека, более глубоко
понимающего религию
в своём благочестии и более
благочестивого в своём понимании религии,
чем Мухаммед ибн Сирин”.

Мурикъ аль-'Иджли


Сирин решил дополнить свою веру, присоединив к ней новую половинку — иными словами, он решил жениться. Случилось это уже после того, как Анас ибн Малик отпустил его на свободу и его ремесло стало приносить ему хорошую прибыль и много благ.
А был он мастером-медником, искусным в изготовлении медной посуды. Выбор его пал на невольницу повелителя верующих Абу Бакра ас-Сыддика по имени Сафийя. Сафийя была совсем юной девушкой с красивым лицом, чистым сердцем, многочисленными достоинствами и благородным поведением. Все женщины Медины, знавшие Сафийю, ''Искренне любили её: и молодые, её ровесницы, и пожилые, которые видели, что умом и достойным поведением она ничуть не уступает им". Но больше всего девушку любили жёны Посланника Аллаха, особенно 'Аиша. Сирин отправился к повелителю верующих и обратился к нему с просьбой отдать за него Сафийю.
Ас-Сыддик туг же стал выяснять, насколько праведный и благонравный человек сватается к Сафийе — подобно тому, как заботливый отец торопится выяснить всё о сватающемся к его дочери. Ничего удивительного в этом нет, ибо он действительно любил её как дочь. Кроме того, он чувствовал свою ответственность за неё. Поэтому он постарался разузнать о Сирине всё что можно. Первым, кого ас-Сыддик спросил о нём, стал Анас ибн Малик. Анас сказал: — Жени его на ней, о повелитель верующих, и не бойся за неё, ибо я его знаю как человека, верного религии, благонравного, мужественного и благородного. Я знаю его с тех пор, как Халид ибн аль-Валид взял его в плен в местечке 'Айн-ат-тамр вместе с
сорока другими мальчиками и привёз его в Медину. Сирин оказался моей долей, и я был очень доволен им. Ас-Сыддик дал согласие на брак Сафийи и Сирина. Он решил проводить её так, как провожает заботливый отец любимую дочь, когда та выходит замуж, и устроил такой праздник
по случаю её свадьбы, который выпадал на долю немногих девушек в Медине. Очень много благородных сподвижников присутствовали на
её свадьбе, в том числе восемнадцать участников битвы при Бадре. С мольбой за неё обратился к Всевышнему Аллаху человек, записывавший Откровение для Посланника Аллаха — Убайй ибн Ка'б. И присутствующие сопровождали его мольбу словами: “Амин! Амин!” Три матери верующих наряжали и украшали девушку, когда пришло время отвести её к мужу.
Одним из плодов этого благословенного союза был мальчик, который спустя два десятка лет стал одним из самых известных
последователей сподвижников и одним из выдающихся мусульман. Это - Мухаммад ибн Сирин. Давайте же расскажем историю жизни этого благородного последователя сподвижников с самого начала.
Мухаммад ибн Сирин родился за два года до окончания правления повелителя верующих 'Усмана ибн ' Аффана. Он воспитывался в доме, в котором каждый угол источал благочестие и богобоязненность. Когда смышлёный мальчик подрос и возраст его приблизился к совершеннолетию, он обнаружил, что мечеть Посланника Аллаха, всегда наполнена дожившими до этих дней благородными сподвижниками и их старейшими последователями. Там можно было встретить Зейда ибн Сабита, Анаса ибн Малика, 'Имрана ибн Хусайна, 'Абдаллаха ибн 'Умара, 'Абдаллаха ибн 'Аббаса, 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра, Абу Хурайру... И юноша устремился к ним так, как устремляется жаждущий к прохладному и чистому источнику. От них он научился Книге Аллаха, перенял их понимание религии Аллаха, а также немало хадисов Посланника Аллаха, . Это принесло его разуму мудрость и знание, а его душе — праведность и верное руководство. Позже семья выдающегося мальчика переехала в Басру, где и осела.
В те дни Басра была совсем новым, недавно основанным городом. Мусульмане принялись за его строительство только в конце правления 'Умара. Город служил отражением особенностей мусульманской общины того времени. Он был военной базой для мусульманских войск, отправлявшихся в походы на пути Аллаха, а также центром обучения и наставления для жителей Ирака и Персии, принимавших Ислам. Жители города представляли собой серьёзное мусульманское общество, которое трудится для мира этого так, словно будет жить вечно, и трудится
для мира вечного так, словно умрёт завтра.
Начав свою новую жизнь в Басре, Мухаммад ибн Сирин разделил своё время на две части. Одну часть он посвящал знанию и поклонению, а вторую — добыванию хлеба насущного и торговле. На рассвете, когда мир этот озарялся светом Господним, Мухаммад отправлялся в мечеть Басры, где учил других и учился сам. А к полудню он отправлялся на рынок, где продавал и покупал. А ночью, когда мир опускал свои завесы, Мухаммад стоял на своём обычном месте у себя дома, совершая молитву, читая Коран и плача из страха перед Милостивым глазами и сердцем, — так, что его родные и соседи начинали бояться за него, слыша его всхлипы за стеной. Днём он ходил по рынку, продавая и покупая, и при этом не прекращал напоминать людям о мире вечном. Он раскрывал перед ними суть земной жизни, направлял их к тому, что приближает человека к Аллаху, и разрешал их споры и конфликты. Время от времени он рассказывал им какие-нибудь интересные истории, подчас забавные, чтобы отвлечь их от невесёлых мыслей. Однако это ничуть не влияло на их уважительное и почтительное отношение к нему. Всевышний Аллах даровал ему поведение и внешность благого человека и наделил его способностью притягивать людей и влиять на них. Увидев его на рынке, люди, доселе погружённые в свои мысли и беспечные, будто просыпались. Они вспоминали о Всевышнем Аллахе и начинали повторять: "Нет божества, кроме Аллаха" и "Аллаху Акбар". Жизнь Ибн Сирина была благим примером для людей. Когда бы ни случалось ему делать выбор в своей торговле, он непременно выбирал то, что было надёжнее с точки зрения религии... Даже если из-за этого он оказывался в убытке.
Глубина понимания религии и правильный взгляд на неё порой подталкивали Ибн Сирина к поступкам, которые людям казались
странными. Как-то раз один человек солгал, заявив, что Ибн Сирин должен ему два дирхема. Ибн Сирин отказался давать ему эти два дирхема.
Тот человек спросил:
— И ты поклянёшься?
Он был уверен, что Ибн Сирин не станет клясться ради двух дирхемов. Но Ибн Сирин сказал:
—Да.
И он поклялся. Люди сказали:
— О Абу Бакр, неужели ты клянёшься ради двух дирхемов?! Ты, который вчера отказался от сорока тысяч из-за сомнений, которые возникли у тебя и которых не возникло бы ни у кого другого...
Он ответил:
— Да, я клянусь, ибо поистине, я не желаю кормить его запретным, ведь я знаю, что это запретное.
Собрание Ибн Сирина было собранием блага, благочестия и наставлений. И если в его присутствии упоминали о дурном деянии какого-нибудь человека, Ибн Сирин спешил рассказать самое лучшее из того, что ему было известно об этом человеке. Более того, однажды он услышал, как кто-то ругает аль-Хаджаджа после его кончины, и, повернувшись к ругавшему, сказал:
— Тише, о сын брата моего. Поистине, аль-Хаджадж отправился к Господу своему. И поистине, когда ты прибудешь к Всевышнему Аллаху, ты обнаружишь, что самый незначительный из грехов, которые ты совершил в этом мире, покажется тебе страшнее самого тяжкого греха аль- Хаджаджа. Каждый из вас в этот День будет занят собой. И знай, о сын брата моего, что Всевышний Аллах предоставит возможность тем, кого притеснил аль-Хаджадж, свести с ним счёты, но Он также предоставит аль-Хаджаджу возможность свести счёты с тем, кто несправедливо поступил с ним. И с этого дня не занимай себя поношением кого бы то ни было.
А если к нему приходил попрощаться человек, отправлявшийся в торговое путешествие, Ибн Сирин говорил ему:
— О сын брата моего, бойся Всевышнего Аллаха и добивайся предопределённого тебе дозволенным путём. И знай, что если ты будешь добиваться этого недозволенным путём, то тебе всё равно не обрести больше предопределённого тебе.
Известны истории, героями которых были Ибн Сирин и правители из династии Омейядов. Ибн Сирин говорил им правду в лицо, чистосердечно относясь к Аллаху, Его Посланнику, и предводителям мусульман. Однажды 'Умар ибн Хубайра, который был приближённым Омейядов и занимал должность наместника двух Ираков (то есть Басры и Куфы), пригласил его к себе и он отправился к нему вместе со своим племянником. Когда Ибн Сирин прибыл к нему, наместник встретил его радушно, почтил его и усадил его на почётное место. Он задал ему много вопросов, касающихся религии и мира этого, а потом сказал:
— Как обстояли дела в твоей области в тот день, когда ты покидал её?
Ибн Сирин ответил:
— Когда я уезжал, жители страдали от несправедливости и притеснения. А тебе нет до них дела...
Племянник толкнул его плечом. Ибн Сирин повернулся к нему и сказал:
— Не тебя спрашивают о них, а меня. И поистине, это свидетельство: «Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом» (Сура аль-Бакъара, аят 283).
Когда встреча закончилась, наместник проводил Ибн Сирина с таким же уважением и почтением, с какими встретил его, И послал ему вдогонку мешок с тремя тысячами динаров. Ибн Сирин отказался брать деньги. Его племянник спросил его:
— Что мешает тебе принять подарок правителя?
Ибн Сирин ответил:
— Поистине, он дал мне это потому, что у него сложилось хорошее мнение обо мне. И если я действительно отношусь к числу благих людей, как он подумал, то не пристало мне принимать такой подарок. А если я не таков, как он обо мне подумал, то я тем более не имею права принять этот подарок.
Всевышний Аллах пожелал испытать искренность и терпение Мухаммеда ибн Сирина и подверг его испытаниям. Однажды он купил масло на сорок тысяч дирхемов с условием, что заплатит за него позже. Открыв один сосуд, он обнаружил там дохлую разлагающуюся мышь.
Он подумал: “Всё масло было отжато в одном месте, а значит, нечистота попала не только в этот сосуд, но и в остальные. И если я
верну продавцу это масло по причине изъяна, то он, возможно, продаст его кому-то другому”.
И он велел вылить всё масло. Это произошло как раз тогда, когда он и так терпел большие убытки в своей торговле. У Ибн Сирина появился большой долг. Владелец масла потребовал заплатить за свой товар, а у Ибн Сирина не было денег, и он не смог выплатить ему всё, что должен был.
Владелец масла обратился к наместнику, а тот велел посадить Ибн Сирина в тюрьму до тех пор, пока он не уплатит свой долг. Он пробыл там достаточно долго. Тюремщик пожалел его, узнав о его долге и увидев, насколько благочестив его заключённый и с каким усердием он поклоняется Господу. Он сказал Ибн Сирину: — О шейх, иди вечером домой и ночуй в своём доме, а утром возвращайся ко мне. И пусть так будет, пока не закончится твоё заключение...
Ибн Сирин сказал: — Нет, клянусь Аллахом, я не стану этого делать.
Тюремщик спросил: — Но почему, да наставит тебя Всевышний Аллах на правильный путь?
Ибн Сирин ответил: — Чтобы не помогать тебе в вероломстве по отношению к правителю...
Когда Анас ибн Малик умирал, он завещал, чтобы его тело омывал Ибн Сирин. Он же должен был совершить погребальную молитву.
А в то время он все еще находился в тюрьме. Когда Анас скончался, люди пришли к наместнику и сообщили ему о завещании сподвижника и слуги Посланника Аллаха, . Они попросили его выпустить Ибн Сирина на время, чтобы он мог исполнить завещание. Он дал им своё разрешение. Но Ибн Сирин сказал:
— Я не выйду, пока вы не спросите разрешения у того, кому я задолжал, потому что я задержан из-за права, которое он имеет в отношении меня...
Тот человек тоже дал своё разрешение. Тогда Ибн Сирин вышел из тюрьмы, омыл тело Анаса, завернул его в саван и совершил погребальную молитву. А потом он сразу же вернулся в тюрьму, не навестив даже свою семью.
Мухаммад ибн Сирин дожил до семидесяти семи лет. Когда смерть пришла к нему, она обнаружила, что мирских благ у него почти не было, зато был огромный запас дел. Которые он совершал для того, что после смерти. Хафса бинт Рашид, известная своим усердным поклонением
Господу, рассказывала: — Мерван аль-Махмали был нашим соседом. Он был усерден в поклонении Аллаху и покорности Ему. И когда он умер, мы очень скорбели по нему. Однажды я увидела его во сне и спросила: “О Абу 'Абдаллах, что сделал с тобой твой Господь?” Он ответил: “Ввёл меня в Рай”. Я спросила: “А потом?” Он ответил: “А потом я был вознесён до степени обладателей правой стороны”. Я спросила: “А потом?” Он ответил: “А потом я был вознесён до степени приближённых”. Я спросила: “И кого ты увидел там?” Он ответил: “Аль-Хасана аль-Басри и Мухаммеда ибн Сирина...” См. Рафат аль-Баша. "Эпизоды из жизни последователей сподвижников", 93-102.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Мухаммад ибн Сирин

Сообщение sultan »

Мухаммад ибн Сирин сказал:

كانوا يستحبون للرجل إذا اغتسل أن يصلي ركعتين، ثم يدعو

“Они (сподвижники) считали желательным для мужчины совершить два рака’ата молитвы после купания, а затем обратиться с мольбой”.

وزاد خالد في حديثه عن ابن سيرين:

В версии Халида аль-Хаззаа имеется следующая добавка от Ибн Сирина:

إن أقرب ما يكون العبد مِن ربه إذا كان طاهرًا

“Раб бывает ближе всего к своему Господу, когда он чист”.

См. "Сунан" Са'ид ибн Мансура, 2496.
Аватара пользователя
abu abduRrazak
Сообщения: 1068
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://isnad.link/

Re: Мухаммад ибн Сирин

Сообщение abu abduRrazak »

Имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «аль-Адаб аль-Муфрад» («Книга о благопристойном поведении») привел следующее предание от Мухаммада ибн Сирина (да смилуется над ним Аллах):
«Мухаммад ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Однажды вечером мы были у Абу Хурайры, и он сказал: «О Аллах, прости Абу Хурайру и его мать,и всякого, кто попросит о прощении для них обоих!» Мухаммад ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «С тех пор мы просим об их прощении, чтобы быть вошедшими в мольбу Абу Хурайры».

Ученик шейха аль-Албани (да смилуется над ним Аллах), которого зовут Хусейн ибн Аура аль-Авайша (хафизаху-Ллах) в своем комментарии (шарх) к «аль-Адаб аль-Муфрад» пишет: «Однажды вечером мы были у Абу Хурайры, и он сказал: «О Аллах, прости Абу Хурайру и его мать,и всякого, кто попросит о прощении для них обоих!»: в этих словах содержится сильное стремление Абу Хурайры к почтению своей матери и просьба к мусульманам просить для них прощение.

Мухаммад ибн Сирин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «С тех пор мы просим об их прощении, чтобы быть вошедшими в мольбу Абу Хурайры»: в этих словах содержится сильное стремление (табиинов) достичь мольбы сподвижников, да будет доволен ими Аллах, поэтому мы просим Всевышнего Аллаха простить нас и наших родителей, Абу Хурайру (да будет доволен им Аллах) и его мать, верующих-мужчин и верующих-женщин" (конец комментария).
Kingdom
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 27 окт 2016, 20:33

Re: Мухаммад ибн Сирин

Сообщение Kingdom »

Сказал Ибн Сирин, да помилует его Аллах:

لا تزالُ على الطريق ما زلت تطلبُ الأثر


«Ты не перестанешь быть на верном пути, пока занят постижением/поиском асаров».

См. «ас-Сунна», 1/243
Аватара пользователя
abu abduRrazak
Сообщения: 1068
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://isnad.link/

Мухаммад ибн Сирин

Сообщение abu abduRrazak »

Мухаммад ибн Сирин передаёт: «Однажды, совершая обход вокруг Каабы, я услышал, как один человек говорил: „О Аллах, прости меня, хотя я не думаю, что Ты простишь меня!“. Меня очень удивили его слова и я сказал: „О раб Аллаха, я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь говорил нечто подобное!“. Он сказал в ответ: „Я обещал Аллаху дать ‘Усману пощёчину, если Он предоставит мне такую возможность и после его убийства тело его положили на постель в его доме и люди приходили и совершали молитву по нему. И я тоже вошёл в его дом, делая вид, что хочу совершить молитву по нему. Увидев, что в доме никого нет, я подошёл, открыл его лицо и ударил его по лицу, после чего рука моя отсохла“». Ибн Сирин сказал: «И я видел его руку, и она действительно напоминала сухую ветку». аль-Хафиз Ибн Касир «Аль-бидайа уа ан-нихайа», 7/200, рассказчики заслуживают доверия.
Аватара пользователя
abu abduRrazak
Сообщения: 1068
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://isnad.link/

Мухаммад ибн Сирин

Сообщение abu abduRrazak »

بسم الله الرحمن الرحيم


Мухаммад ибн Сирин, да смилуется над ним Аллах


великий табиин, мухаддис, правовед, комментатор Корана и толкователь снов, вольноотпущенник Анаса ибн Малика



Абу Бакр Мухаммад ибн Сирин аль-­Ансари аль-­Басри — известный и великий табиин, авторитетный знаток хадисов, правовед, комментатор Корана и толкователь снов. Он был вольноотпущенником и писарем Анаса ибн Малика.

Мухаммад ибн Сирин родился во времена правления халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана.

Он получал знания у Абу Хурайры, ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса, ‘Имрана ибн Хусайна, Анаса ибн Малика и других сподвижников.
Из числа его учеников Айюб ас-­Сахтияни и другие». См. «Сияр а‘ляму ан-нубаля» аз-Захаби, 4/606-607.

Мухаммад ибн Сирин скончался спустя всего 100 дней после кончины аль-­Хасана аль-­Басри и был похоронен рядом с ним. См. «ас-Сикат» ибн Хиббан, 5/349.


Достоинства Мухаммада ибн Сирина, да смилуется над ним Аллах



Муваррик аль-‘Иджли сказал о нём: «Я не видел более грамотного в вопросах богобоязненности и более богобоязненного в вопросах права, чем Ибн Сирин». См. «Тарих аль-Багдад» аль-Хатыб аль-Багдади, 5/331.

Ибн Шубрума сказал: «Я встретился с Ибн Сирином в Васите и никогда не видел более осторожного в издании фетв и более смелого в толковании сновидений, чем он». См. «Тарих Димашк» Ибн ‘Асакир, 15/218.

‘Усман аль-­Баттий сказал: «Я никого не видел в Басре более знающего в вопросах судопроизводства, чем Ибн Сирин». См. «ат-Табакат аль-Кубра» Ибн Са‘д 7/195.



Хадисы передаваемые от Мухаммада ибн Сирина, да смилуется над ним Аллах


١٢٢٩: حَدَّثَنَا حَفْصُ بْنُ عُمَرَ، حَدَّثَنَا يَزِيدُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ مُحَمَّدٍ، عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، قَالَ: صَلَّى النَّبِيُّ ﷺ إِحْدَى صَلاَتَيِ العَشِيِّ - قَالَ مُحَمَّدٌ: وَأَكْثَرُ ظَنِّي العَصْرَ - رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ سَلَّمَ، ثُمَّ قَامَ إِلَى خَشَبَةٍ فِي مُقَدَّمِ المَسْجِدِ، فَوَضَعَ يَدَهُ عَلَيْهَا، وَفِيهِمْ أَبُو بَكْرٍ، وَعُمَرُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، فَهَابَا أَنْ يُكَلِّمَاهُ، وَخَرَجَ سَرَعَانُ النَّاسِ فَقَالُوا: أَقَصُرَتِ الصَّلاَةُ؟ وَرَجُلٌ يَدْعُوهُ النَّبِيُّ ﷺ ذُو اليَدَيْنِ، فَقَالَ: أَنَسِيتَ أَمْ قَصُرَتْ؟ فَقَالَ: لَمْ أَنْسَ وَلَمْ تُقْصَرْ، قَالَ: «بَلَى قَدْ نَسِيتَ، فَصَلَّى رَكْعَتَيْنِ، ثُمَّ سَلَّمَ، ثُمَّ كَبَّرَ، فَسَجَدَ مِثْلَ سُجُودِهِ أَوْ أَطْوَلَ، ثُمَّ رَفَعَ رَأْسَهُ، فَكَبَّرَ، ثُمَّ وَضَعَ رَأْسَهُ، فَكَبَّرَ، فَسَجَدَ مِثْلَ سُجُودِهِ أَوْ أَطْوَلَ، ثُمَّ رَفَعَ رَأْسَهُ وَكَبَّرَ».



Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Посланник Аллаха совершил с нами одну из двух вечерних молитв». Мухаммад (Ибн Сирин) (передававший этот хадис от Абу Хурайры) сказал: «Я думаю, что это была молитва ‘аср».

(Далее Абу Хурайра) сказал: «Совершив с нами два рак‘ата, он произнёс слова таслима, затем встал и подошёл к куску дерева, лежавшему в передней части мечети, и облокотился на него. Среди (молившихся) находились Абу Бакр и ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, которые (не решались) заговорить с (Пророком ) из крайнего почтения по отношению к нему. (Между тем) торопившиеся уже покидали мечеть, говоря: “Молитва стала короче?” Среди них был также один человек, которого Пророк прозвал Зуль-Йадайн, он спросил: “Ты забыл или (теперь) молитва стала короче?” Он ответил: “Я не забыл, и молитва не стала короче”. Он сказал: “Нет, ты забыл”. Тогда он совершил два рак‘ата, и произнёс слова таслима, затем произнес слова такбира, после этого он совершил (обычный по продолжительности) или (чуть) более долгий земной поклон, а потом поднял голову и произнес слова такбира. Затем он положил голову, сказал слова такбира и совершил (обычный по продолжительности) или (чуть) более долгий земной поклон, потом поднял голову и произнес слова такбира». аль-Бухари 1229.
Мухаммад ибн Сирин передал, что Абу Хурайра рассказывал: «Посланник Аллаха сказал: «Пусть никто из вас не говорит: „Я взрастил“, однако пусть скажет „Я посадил“». [Далее] Мухаммад [ибн Сирин] сказал: «Абу Хурайра сказал: „Разве вы не слышали слов Аллаха, Великого и Всемогущего: «Видели ли вы то, что вы сеете? Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем?» Сура «аль-Уакы’а», аяты 63-64“». Cм. Ибн Джарир ат-Табари в «ат-Тафсир» 27/114, аль-Баззар в «аль-Муснад» 1289, Ибн Хиббан в «Сахих» 5693, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 1/149/1, Абу Ну’айм в «аль-Хилья» 8/267, ас-Сахми в «Тарих Джурджан» 369, аль-Байхакъи в «ас-Сунан» 6/138, также в «Шу’уб аль-Иман» 4/2801.(«Сахиха», 2801). См. «Сильсиля ахадис ас-сахиха» 457

٤٥٧ - عن محمد ابن سيرين عن أبي هريرة قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: «لا يقولن أحدكم: زرعت، ولكن ليقل: حرثت»، قال محمد: قال أبو هريرة: ألم تسمعوا إلى قول الله عز وجل: ﴿أفرأيتم ما تحرثون، أأنتم تزرعونه أم نحن الزارعون﴾. («الصحيحة» ٢٨٠١).




Наиболее известные асары от Мухаммада ибн Сирина, да смилуется над ним Аллах



Достоверно передаётся от таких великих саляфов, как Мухаммад ибн Сирин, Зейд ибн Аслям, Ибн ‘Аун, аль-Ауза’и, Абу Зур’а, и др., что они говорили: «Эти знания — религия, так смотрите же на того, от кого берёте свою религию!». См. Муслим (1/23), ад-Дарими (1/124), Ибн Хиббан в «ас-Сикъат» (1/27), аль-Хатыб в «аль-Кифая» (2/92).

Сообщается, что имам таби’инов – Мухаммад ибн Сирин, да будет доволен им Аллах, в своё время был очень богатым, однако впоследствии был обременён большими долгами, за что даже был заключён в темницу.
Хишам рассказывал: “Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, завещал, чтобы после его смерти его омыл Мухаммад ибн Сирин. Когда же это произошло и Ибн Сирину сообщили об этом, он сказал: «Я заточён». Ему сказали: «Но амир разрешил тебе выйти для этого». На что он ответил: «Поистине, меня заточил не амир, а хозяин имущества». Тогда хозяин имущества разрешил ему, и он вышел и обмыл Анаса”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/267.

Более того, эта его обременённость долгами стала поводом тому, что люди стали злословить о нём. Сабит аль-Бунани рассказывал: “Как-то Мухаммад ибн Сирин сказал мне: «О Абу Мухаммад, ничто не мешало мне посещать ваше собрание, кроме опасения славы и известности. И не переставало испытание одолевать меня, пока не схватило меня за бороду». Люди говорили: «Это – Мухаммад ибн Сирин, который съел имущество людей!», ибо на нём был большой долг”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 7/199, аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 2/61.

Что касается причины его долга, то Абу-ль-Хасан аль-Мадаини в биографии Ибн Сирина сказал: “Причиной заточения Ибн Сирина был долг. Он взял масло на сорок тысяч дирхам, но когда мёртвая мышь оказалась в бурдюке, он вылил всё это масло”. аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 5/335, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 53/226.

Вероятно Ибн Сирин опирался в своём поступке на хадис, который с различных путей передаётся со слов Маймуны и Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о мышке, которая упала в жир, он ответил: «Если жир твёрдый, то срежьте то, что было вокруг мыши. А если жир был жидким, то не приближайтесь к нему». ан-Насаи 4260, Ибн Хиббан 1390.

Имамы разногласили касательно достоверности этого хадиса. Так, аль-Бухари, Ибн Хазм, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аль-Альбани и др. считали этот хадис отклонённым (шазз), который противоречит достоверному хадису с таким же смыслом, в котором нет добавки про жидкий жир.

Тогда как ат-Тахауи, Ибн Хиббан, Ибн Къудама, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, Ахмад Шакир и др. считали этот хадис достоверным, который не противоречит, а дополняет ту версию.

В любом случае, имам Ибн Сирин проявил в этом вопросе великую осторожность и не стал торговать таким маслом, а вылил его, несмотря на то, что на сегодняшний день эта сума оценивалась бы в миллионы.

Так вот, далее, самое поразительное в этой истории:

Абу-ль-Хасан аль-Мадаини сказал: “Причиной заточения Ибн Сирина был долг. Он взял масло на сорок тысяч дирхам, но когда мёртвая мышь оказалась в бурдюке, он вылил всё это масло. И он говорил: «Тридцать лет назад я упрекнул человек кое-чем, и полагаю, что этим самым был наказан сейчас сам». Было сказано, что он упрекнул некого человека нищетой и сам был испытан этим”. аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 5/335, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 53/226.

А хафиз Ибн Раджаб передал: “Когда Ибн Сирин был заточён по причине долга, он сказал: «Поистине, я знаю тот грех, который стал причиной этого положения. Я упрекнул человека около сорока лет назад, сказав ему: «О банкрот»”. См. “Маджму’ ар-расаиль” 2/413.
Свят Аллах, а ведь насколько хуже произносят вещи в наше время мусульмане, чем эти слова Ибн Сирина, да помилует его Аллах, после чего пожинают последствия своих упрёков и злорадств, не понимая о причине постигших их трудностей и бед.
Абдуль-Хамид бну АбдиЛлях бну Муслим бну Ясар: «Когда посадили ибн Сирина в тюрьму, сказал ему тюремщик: «Когда ночь наступит, иди к своей семье, уходи домой, а потом утром вернёшься». Ибн Сирин сказал: «Нет! Клянусь Аллахом, я не буду помогать тебе поступать вероломно по отношению к правителю»

Примечание:
​​Передают, что А’машу задали такой вопрос: «Что говорили сподвижники по поводу аята (из Книги Аллаха): «И вот так Мы обращаем одних несправедливых против других»? Что ты слышал об этом?» Он ответил: «Я слышал, как они говорили: «Если люди испортятся, то их правителями станут худшие из них». Это сообщение приводится в «ад-Дуруль Мансур» ас-Суюты.

Ат-Туртуши в книге «Сираджуль-Мулюк» говорит: «Я всё время слышал, как люди говорили: А’малюкум – ‘уммалюкум» - деяния ваши – правители ваши». Или: «Какими будете вы, такими будут ваши правители», до тех пор, пока я не нашёл этот же смысл в Коране. Аллах Всевышний сказал: «И вот так Мы одних беззаконников ставим над другими».

Ат-Туртуши так же говорил: «Если тебе что-то не нравится в твоё время, то в этом виновато не время, его испортили твои деяния». ‘Абдуль Малик ибн Марван – один из правителей бану Умаййа говорил: «О подданные! Не справедливы вы к нам! Вы хотите, чтобы мы шли по пути Абу Бакра и ‘Умара, а сами не идёте по их пути. Просим Аллаха, чтобы каждый помогал другому».

Мухаммад Ибн Сирин, говорил: «Желательно для мужчины, чтобы он каждую пятницу угощал свою семью сладостями». См. «Мау’иза аль-муъминин», 1/110.

Мухаммад ибн Сирин сказал: «Однажды ночью мы были у Абу Хурайры и он сказал: «О, Аллах! Прости Абу Хурайре, его матери и тем, кто просит за них прощения!».
Ибн Сирин сказал: «После этого мы просим за них прощения, дабы попасть под мольбу Абу Хурайры». См. аль-Адаб аль-Муфрад имама Бухари 37

Сказал Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах: «Клянусь Аллахом, я не смотрел ни на одну женщину, ни на яву, ни во сне, кроме Умм АбдиЛлях (его жена). Когда во сне я видел какую-либо женщину, то я вспоминал о том, что она не дозволена для меня, и убирал свой взгляд от неё». См «ас-Сияр» 4/423

Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Больше всех совершает проступков тот, кто чаще других говорит о грехах и ошибках людей». См. المجالسة وجواهر العلم لدينوري ( ٢٤٠٦ ) ( ٨٦/٦ )

Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута. Когда же это произошло, то стали говорить: “Назовите нам ваших мужчин (передатчиков)!”. И они смотрели, если передатчики были из приверженцев Сунны, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!». См. Мукъадима сахих Муслим 1/15.

Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Если человек будет следовать тому, на чём были сподвижники, да будет доволен им Аллах, то он на прямом пути». Имам аль-Лялякаи «Шарх усуль аль-И’тикад» стр.109.

Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Они (сподвижники) считали желательным мужчине, после купания совершить два рака’ата, а затем обратиться с мольбой.»
В версии Халида аль-Хаззаа есть добавка от Ибн Сирина: «Ближе всего раб бывает к своему Господу, когда он чист». См. Сунан» Са’ид ибн Мансура 2496.

Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Я никому не завидовал ни в чём из земных благ. Если человек из обитателей Рая, то как я могу завидовать ему в то время, как он устремился к Раю? А если человек из обитателей Огня, то как я могу завидовать ему в то время, как он устремился в Огонь?». См. Танбих аль-Гафилин стр. 178.

Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, сказал: «Поистине, некоторые люди оставили приобретение знания и сидение с учёными, всецело посвятив себя молитве и посту вплоть до того, что их кожа стала облегать кости! Но затем эти люди стали противоречить Сунне и погибли, начав проливать кровь мусульман. И клянусь Тем, кроме которого нет никого достойного поклонения, кто бы ни совершал какое нибудь деяние, основанное на невежестве — он обязательно приносил больше вреда, чем пользы!». См.«аль-Истизкар» 8/616.

Язид ан-Нахаи сказал: «Однажды я пришёл к Мухаммаду ибн Сирину, который попросил меня, чтобы я сел на подушку, в ответ я ему сказал: «ничего страшного мое место хорошее»,
Он спросил меня: «для чего ты пришёл?»
Я сказал: «Чтобы учится»
Он сказал: «Первое, чему я тебя научу: сядь куда указывают тебе сесть». См. «Фатх аль-Бари» Ибн Раджаба (3/168).
Имам Ибрахим ан-Наха’и, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если кто-нибудь из вас заходит в гости, то он должен сесть где ему укажут, (хозяева дома) они лучше знают недостатки своего дома».
Судья Тартуса сказал: «Однажды, домой к имаму Малику пришёл его друг и Малик ему сказал: “сядь здесь”, но друг ответил: “лучше я здесь сяду”.
У Малика там лежал арбуз покрытый платком, так он на него и сел, арбуз лопнул под ним.
Малик сказал: “да помилует тебя Аллах, мы же лучше знаем недостатки нашего дома”»
. См. «Фаваид Абуль-Касима».
Суфьян ас-Саури, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если приходишь (в гости) садись где скажет хозяин дома, ибо он прекрасно знает недостатки своего дома, так дошло до нас от Пророка ». См. «Фатх аль-Бари» Ибн Раджаба 3/168.

Мухаммад ибн Сирин, да помилует его Аллах, говорил: «Саляфы не разногласили в том, что ‘Ашура это десятое Мухаррама, кроме Ибн ‘Аббаса, который сказал: “Это девятый день”». См. «Лятаиф аль-ма’ариф» 109.
Некоторые положения, связанные со сновидениями
Мухаммад ибн Сирин, да смилуется над ним Аллах великий табиин, мухаддис, правовед, комментатор Корана и толкователь снов, вольноотпущенник Анаса ибн Малика
Ответить