Вопросы "Джарха и Та'диля" - следствие иджтихада

Ответить
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Вопросы "Джарха и Та'диля" - следствие иджтихада

Сообщение abu__maryam »

Ассаляму алейкум уа рахмату-Ллах.
Вопрос шейху Мухаммаду `Али Фаркусу (да хранит его Аллах):

"Вопросы, в которых есть разногласия среди учёных, относительно дискредитации (Джарха) и похвалы (Та'диля) каких-то конкретных личностей или не хорошие отзывы учёных друг о друге, берут ли такой же хукм вопросов фикъха, построенных на иджтихаде? Так, что грудь должна быть раскрытой противоречащему, без поношения в его адрес и находить (его словам, действиям) оправдания и понимать их с лучшей стороны, так же, рассмотреть его слова с той стороны, что правильны ли они или ошибочны, а не опорочивать и обвинять в нововведенчестве (бид`а)?"

Ответ:
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение тому, кого Он послал милостью для всех миров, так же его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня, а затем:

Слова учёных, в области дискредитации «Джарх» и похвалы «Та`диль», так же не хорошие отзывы учёных друг о друге, всё это является следствием иджтихада, относительно чего (учёные) могут быть правыми а могут и ошибаться.
Большой знаток религии, имеющий право самостоятельно выносить суждения (Муджтахид), берёт награду за своё суждение (иджтихад); если же его суждение окажется ошибочным, то ему полагается одна награда. В любом случае, он заслуживает награду, а грех с него спадает. И это, исходя из слов пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если судья вынесет решение, проявив усердие, и его решение окажется правильным, ему полагается двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибётся, то ему полагается одна награда». (Бухари 6916, Муслим 4487)

И это, относится к тем вопросам, за которыми должно последовать то, что пришло в вопросе, а это то, что бы грудь была раскрытой противоречащему, не должно быть поношении, и нужно находить ему оправдания и понимание ( к его словам) должно быть с хорошей стороны.
Потому что, основа в учёных, это то, что они праведные и справедливые. Но, может изойти от них опорочение, которое не берётся в счёт, по причине страстей, их пути и проходы очень тонкие, и защищённый это тот, кого защитил Аллах.

Сказал имам аз-Захаби: "Мы не говорим о том, что имамы «Джарха и Та'диля» защищены от редкой ошибки или строгих слов в отношении тех, с кем у них вражда между собой и сильная ненависть. Ведь известно, что многие слова имамов друг о друге выкинуты и не берутся в счёт. Особенно, если надежность человека подтвердили многие из тех, кто известен своей справедливостью". (См. Сияр А`лям ан-Нубаля 41-7/40)

Так же, сказал имам аз-Захаби в другой книге: «Не надо обращать внимание на плохие слова учёных друг о друге, живших в одно время и особенно, если тебе стало ясным, что причина этому - вражда, фанатизм к какому либо мазхабу или зависть. Никто не спасся от этого кроме тех, кого защитил Аллах. И я не знаю, что какое-то поколение спаслось бы от этого, кроме пророков и праведников. И если бы я захотел, то привел бы относительного этого целые тетради». (См. Мийзан аль-И`тидаль 1/111)
Говорит ибн `абдуль-Барр: "Тот, чья праведность удостоверилась, его надежность в знаниях утвердилась и стала очевидной его забота к знаниям, то не надо обращать внимание на слова, сказанные против него, только если не будут приведены явные доказательства, посредством которых можно его дискредитировать, как это бывает при свидетельстве и как поступают при видении воочию». (См. Джами` байан аль-`Ильм уа фадлихи 2/152)

Так же, не правильно понимать правило «Разъясненному «Джарху» отдается предпочтение над похвалой» абсолютно, так, что не будет браться в счёт другое правило «Слова ученых друг о друге, живших в одно время, следует свёртывать и не передавать». Потому что, является правильным то, что если дискредитация (Джарх), не несёт в себе прямые и явные доказательства, то праведность и надёжность того, в отношении кого был сделан «Джарх» остаётся сохранённой и особенно, если количество хвалящих превосходит над количеством тех, кто делают ему «Джарх».
Говорит Таджу-д-Дин ас-Субки: «Следует строго остерегаться того, что бы понимать правило: « «Джарху» отдаётся предпочтение над «Т`адилем» абсолютно. Правильным является то, что если утвердилась надёжность и праведность человека и количество хвалящих его, превосходит над количеством порицающих, и имеется нечто такое, что указывает на то, что причиной «джарха» является слепое подражание мазхабу и т.п., то на такой «джарх» не надо обращать внимание». (См. Табакъат аш-Шафи`ия 1/188)
Так же, он добавил - да помилует его Аллах - сказав: «Мы объяснили тебе, что «джарх» не принимается, даже если разъяснит его, и это в отношении того, чьё подчинение преодолело ослушание, количество хвалящих больше чем количество порицающих, те, кто утверждают его надёжность больше бракующих, и (тем более) если это по причине мирского соперничества, что бывает между соперниками и т.д. . И тут, не надо обращать внимание на слова ас-Саури и др. в адрес Абу Ханифы, Ибн Абу Зиба и др. в адрес имама Малика, Ибн Ма`ина в адрес аш-Шафи`и, ан-Насаи в адрес Ахмада ибн Салиха и др. Если бы мы использовали правило «Джарху отдаётся предпочтение над Та`дилемм» абсолютно, без никаких границ, то никто не спасся бы из имамов. Ведь нет имама, которого бы не опорочили и не раскритиковали». (См. Табакъат аш-Шафи`йя 1/190)

А если был установлен ясный довод касательно его ошибки и его слова были поставлены перед Кораном и Сунной, после чего он всё равно остался в противоречии Корану и Сунне, то его слова должны быть отвергнутыми, и не следует из этого, исходя из правил, которые установили учёные, выносить решение о том, что он приверженец нововведений и вышел из Ахли Сунны только потому, что он ошибся в вопросах, касающихся убеждения или практичных вопросах.
А если он проявит упорство в отношении своей ошибки и его ослушание станет очевидным, то разъяснённому «джарху» отдаётся предпочтение над похвалой, потому что этот «джарх» содержит в себе дополнительные знания.

Потом, если нам не ясно, что подразумевает и имеет в виду противоречащий, то в этом случае надо посмотреть на биографию этого муджтахида, если она хорошая, то его словам следует находить оправдание и понять их с хорошей стороны, исходя из слов Аллаха: «На хорошей земле растения растут по воле ее Господа» (аль-А`араф 58)
А если же его биография плохая, то его словам не надо находить оправдания и понимать их следует с плохой стороны, исходя из слов Аллаха: «а на плохой земле они растут с трудом». (аль-А`араф 58)

А если нам известно, что он подразумевает, однако он в невежестве относительно шариатского хукма в этом вопросе, то обязательным является ему воздержаться от этого и не разрешается ему говорить без знании. Знание это то, что несёт в себе доказательство и подкрепляет его довод.

А полное знание у Аллаха и последний наш зов – хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.
http://ferkous.com/home/?q=fatwa-685

Хафиз аль-Мунзири говорил: “Разногласие их (имамов аль-джарх уа-тта’диль) подобно разногласию факъихов! Все это следствие иджтихада”. См. “Джауаб асиля филь-джарх уа-тта’диль” 83.
Имам ас-Сан’ани сказал: “Бывает так, что слова двух имамов расходятся в отношении одного передатчика, один считает хадис слабым, а другой – достоверным. Одному делаю джарх, а другому та’диль. Это все напоминает то, что вопросы достоверности (хадисов, передатчиков) и тому подобное из вопросов иджтихада, в которых расходились мнения!” См. “Иршаду-ннукъад” 13
.
Abdullah Abu Nuaim
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 07 ноя 2014, 09:08

Re: Вопросы "Джарха и Та'диля" - следствие иджтихада

Сообщение Abdullah Abu Nuaim »

Ва алейкуму салям ва рахмату-ЛЛах
Джазака-Ллаху хайран за этот ценный и актуальный перевод. Особенно важно, что это фетва такого большого шейха как Мухаммад Фаркус, которого среди саляфитов называют муфтием Алжира.
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re: Вопросы "Джарха и Та'диля" - следствие иджтихада

Сообщение Aleesh »

Говорит шейх Аль-Альбани: "Подтверждение того, что некто достоин доверия и бракование (джарх) в хадисоведении ПОЛНОСТЬЮ ПОДОБНЫ разрешению и запрещению чего-либо в правоведении (фикхе).
И вы, если будет угодно Аллаху, все знаете, что есть вопросы, касающиеся шариатских положений (т.е. фикха), в которых у ученых много разногласий, начиная с тех, кто говорит о разрешенности чего-либо, заканчивая теми, кто говорит о запретности этого же. Умаляет ли это разногласие достоинство противоречащего? Ответ: нет. Потому что они совершили ИДЖТИХАД, а пророк, мир ему, сказал: "Если судья вынес решение и оно оказалось правильным, то ему две награды, а если оказалось ошибочным, то одна".
Таким образом, имамы, будь это в фихке или хадисе, иногда разногласят, и их разногласие не умаляет достоинство кого-либо из них".

Сл. "Сильсиля аль-худа уа ан-нур", 954.
Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re: Вопросы "Джарха и Та'диля" - следствие иджтихада

Сообщение Aleesh »

Шейх Мухаммад Базмуль (на которого опираются утверждающие, что джарх и та'диль - это только сообщения и поэтому их, даже не их, а именно джарх, обязательно всегда принимать от каждого достойного доверия) подтверждает, что в джархе и та'диле есть иджтихад и даже в двух моментах.
Вопрос: Относится ли джарх и та'диль к вопросам иджтихада, в которых допустимо разногласие?
Ответ: Основа в джархе и та'диле то, что это - сообщение, которое тебе передает ученый, или сообщает тебе посредством него о положении забракованного или же того, чья надежность подтверждена. И иджтихад в него (джарх и та'диль) входит с двух сторон:
Первая сторона: отнесение (шейхом) человека к степени (надежности), соответствующей его положению.
Вторая сторона: понимание того, что имел ввиду ученый в его высказывании (о человеке).
И Аллах лучше знает.

10 ноября 2014 г.
https://www.facebook.com/mohammadbazmoo ... 9708867518
ibn ahmad
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 01:03

Re: Вопросы "Джарха и Та'диля" - следствие иджтихада

Сообщение ibn ahmad »

Шейх Мухаммад 'Али Фаркус | Вопросы "Джарха и Та'диля" - следствие иджтихада

Аватара пользователя
Aleesh
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 07 апр 2010, 16:09

Re: Вопросы "Джарха и Та'диля" - следствие иджтихада

Сообщение Aleesh »

Пишет шейх Мухаммад ибн Абдуллах Аль-Имам в книге "Аль-Ибана" с. 196:
"И суть этого разделения (между разными видами джарха) в том, что если относительно какого-либо заджархованного имеются противоречивые слова различных джархующих, то это указывает на то, что сложно утверждать что-то однозначное о его истинном положении, и его положение исследуется ПУТЕМ ИДЖТИХАДА и достижения заключения о более весомом и менее весомом (мнении о нем)".

Написал (в 1431 г.х., т.е. 5 лет назад) в примечание к этим словам шейх Рабиа ибн Хади Аль-Мадхали:
"ЭТО - ХОРОШИЕ СЛОВА. Множество высказываний об определенной личности делает вынесение решения о ней сложным, но не невозможным. И преодолевают эту сложность выдающиеся ученые, утвердившиеся в этой науке, обладатели понимания в ней, путем изучения этих высказываний, сравнения между ними и выбора более весомого мнения, которое весомым делает довод".
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re:

Сообщение abu__maryam »

Вопрос шейху Мухаммаду Базмулю:

"Сейчас среди саляфитов распространилось опасное сомнение. Они говорят: «Каждый раз, как мы начинаем доверять какому-то саляфитскому шейху, которого рекомендовали учёные, он внезапно бракуется и его авторитет падает среди нас, так как наше доверие к нему (было) по причине его знаний, а не по причине нашей привязанности к его личности. И мы не знаем причину этого, что бы быть осторожными в отношении его ошибок. И так же наши личные библиотеки в домах, постоянно как наполним её трудами шейхов, опустошаем её вновь»
Каков ваш ответ на это сомнение, которое может стать подобно распространяющейся заразе, что приведет к тому, что саляфитов постигнет слабость и овладеет ими шайтан?
И каково ваше наставление для сынов саляфии?"

Ответ:

"Та действительность, которой дал описание спрашивающий, она действительно существует, и я чувствую её.
И надеюсь то, что я упомяну сейчас, внесёт ясность в этом вопросе и приведет (спрашивающего) к желаемому:
Во-первых: Саляфия или приписывание к саляфии не означает, что саляфит не может ошибаться, будь он малым требующим знания или большим учёным. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Все сыны Адама (много) ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся»
Во-вторых: Не каждый, кто ошибся, мы обращаемся с ним так, как обращаемся с приверженцем нововведений. И это очень важно знать! Это и есть то, что разделяет между саляфитами и теми, у кого чрезмерность в этом вопросе как хаддадиты. Ведь одно из тех порицаний, что направлены к ним, это то, что они не разделяют между саляфитом, который впал в ошибку и между приверженцем нововведений и своих страстей. Они обращаются с обоими одинаково.
Ведь Суннита надо наставлять и мысли о нём должны быть хорошими, что он вернётся к истине и примет её. И это не является слабостью или трусостью, напротив, это и есть настоящая (красивая) отвага, которой мусульманин исповедует религию перед своим Господом. Воистину, истина более достойна того, чтобы за ней следовали.
В-третьих: Саляфия это не значит, что не должно быть разногласий между саляфитами в научных вопросах, следствие которых иджтихад. И та действительность, что произошла между Сподвижниками - указывает на это. Если Саляфит, следует Корану и Сунне в понимании Саляфов, это не означает, что не будут (у него) разногласии (с другими) в вопросах иджтихада. Четыре имама – последователи праведных саляфов, между ними были разногласия в вопросах иджтихада, как это известно.
В-четвёртых: Саляфия не означает, что саляфит не может впасть в болезни сердца из числа незаметных страстей, как любовь к славе и (чрезмерная) суровость в отношении своих братьев. Однако, мусульманин должен быть подобно зеркалу своему брату, даёт ему наставление и указывает на то, в чём правильность. Аллах-уль-Муста`ан.
В-пятых: Не является из манхаджа ас-Саляф ас-Салих – обязывать кого-то следовать за чьим-то словом, кроме посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а особенно в вопросах Иджтихада.
В-шестых: Учёный-саляфит может плохо сказать о другом (учёном) саляфите по причине случившейся ошибки. И это не означает, что он забраковал его. В этом случае надо иметь наилучшие мысли, и мы должны знать, что сказанные слова того учёного – результат его иджтихада, который он посчитал правильным. И тут ему засчитывается либо двойная награда, если он был прав или одна, если ошибся.
В-седьмых: Если учёный сказал плохо о том, чья праведность и надёжность известна, то его джарх не принимается, если только не объяснит причину и разъяснит свой джарх, и обращение к тому, кому сделали джарх, не должно быть таким, словно о нём говорили плохо изначально или его надёжность и праведность неизвестна.
В-восьмых: Хорошие мысли (всегда) должны стоять перед плохими. И не думай плохо о своем брате, когда можешь найти ему оправдания.
В-девятых: Никакие личности не являются святыми. И спрашивающий – да воздаст ему Аллах благом – понимает это, так как он сказал: «не потому что мы привязаны к его личности»
В-десятых: Не каждый, про кого сказали плохое – теряет почет, и не каждый джарх – принимается.
В-одиннадцатых: Саляфия – это не бегать упорно за рекомендациями, требуя их от учёных. Мусульманину дают рекомендацию, прежде всего – его знания и его дела. Благословенная земля никого не делает святым, как и родословная, как и слова, относительно джарха людям никого не возвеличивают.
В-двенадцатых: Не является из Саляфии радоваться ошибкам людей, джархам (направленных) в их сторону и так же копаться в этом без нужды. Требующий знания должен сторонится этого, оставляя это учёным и не быть причиной в разжигании фитны. Наоборот, он должен погасить её, отстранившись и отдалившись от неё, проявив терпение и иметь лучшие мысли, оставив это дело учёным.
А Аллах Тот, кто оказывает содействие!"
http://www.sahab.net/forums/index.php?showtopic=148399

Интересно, не обвинят ли шейха Мухаммада фанатики-джарховщики в том, что он стал использовать "заблудшие правила аль-Халяби", как: джарх - это иджтихад, нельзя обязывать мнениями людей, и тп. ?!
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re: Вопросы "Джарха и Та'диля" - следствие иджтихада

Сообщение abu__maryam »

Говорит шейх Сулейман ар-Рухейли (да хранит его Аллах):
«Сегодняшние проблемы между саляфитами заключаются в следующем:
Некоторые саляфиты, если услышат, что один шейх высказал своё мнение, а другой учёный высказал (противоположное) мнение, они начинают обязывать следовать за кем-либо из них. А когда говоришь ему: «Давай рассмотрим их слова для того, чтобы выяснялась истина, и мы последовали за ней», он говорит: «К тебе зашли сомнения (заблудших) и у тебя сомнения относительно шейхов!» Хорошо, а он говорит: "наоборот, это у тебя сомнения относительно шейхов", так как речь идёт о разногласии среди признанных учёных.
Здесь следует требовать истину и рассматривать эти вопросы, в свете шариатских правил. Но вместе с этим, никто ни на кого не должен нападать. Не правильно будет, если кто-то из них скажет: «Если ты не сделал дискредитацию (джарх) тому-то, то ты сам будешь дискредитирован». Также и второй, не правильно будет, если он скажет: «Если ты дискредитируешь того-то, то ты сам дискредитирован». Каждый должен знать, что его брат боится Аллаха по мере своих сил. Обратите внимание братья на эти тонкости, которые мы упомянули. Эту вещь надо знать. Надо знать эти основы и распределения в этих вопросах, в которых есть разногласия, это для того, чтобы спастись от проблем, которые внесли раскол среди саляфисткой молодёжи, тогда как в действительности, нет причины для раскола. Это вопросы, следствие которых иджтихад. Никто не должен нападать на противоречащего ему. Но человек, исходя из своих убеждении, поддерживает то мнение, которое видится ему более правильным и говорит: «Это мнение – истина». Но в то же время, он должен оправдывать того, кто взял иное мнение.
Почему? В действительности, это причиняет боль сердцу. Некоторые саляфиты, их сердца жестки в отношении других (братьев) по причине этих вопросов, которые являются следствием иджтихада.
Некоторые саляфиты начали делить других саляфитов на две группы – «за» и «против». Это не правильно! Только вчера со мной разговаривал один брат. Я сказал им, что в подобных вопросах, нам следует сохранять достоинство наших братьев, их честь и заслугу. Мы не должны из-за этого вопроса разделяться на две группы – «они» и «мы». Мы должны быть одним рядом, даже если у нас есть разногласия в вопросах «науазиль», не в вопросах «аль-Усуль».
Так же некоторые саляфиты начали давать прозвища. Если какой-то шейх согласен с ними, то он на правильном пути, и истина всегда с ним. А если нет – то он мумаий’ (проявляющий халатность), он не разбирается в манхадже. Точно также и другая сторона говорит: «Этот чрезмерный», «Этот излишествующий в джархе», «Этот на середине». Все это – обзывание прозвищами. Нам стало известным подобное только в последнее время. Не знаем такого среди саляфитов, никогда! Даже если у нас разногласия в «науазиль». Мы должны бать внимательными, должны завещать друг другу, решать (проблемы) шариатскими путями. Я говорю себе и братьям: «Начни с себя, очисти своё сердце для своих братьев. Признавай достоинство и заслуги тех, кто обладает ими. Будь убеждённым в том, что видишь истиной, говори про неё, но вместе с этим старайся объединить слово людей (стремящихся) к истине. Это некоторые моменты, которые я хотел бы упомянуть»

Ответить