Границы бойкотирования (хаджр) - шейх ‘Али Фаркус

Ответить
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Границы бойкотирования (хаджр) - шейх ‘Али Фаркус

Сообщение abu__maryam »

Границы бойкотирования, узаконенного шариатом

Шейх Мухаммад ‘Али Фаркус
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Мухаммаду, которого Он послал милостью для всех миров, так же его семье, его сподвижникам и его братьям до судного дня.
А затем:
Великая опасность нововведений кроется в изменении образа религии и в её искажении. И это достигается путём искажения шариата и изменения его учения.
Каждый раз, когда открываются двери нововведениям, в мусульманском обществе усиливается раскол, истина становится неясной и Сунна исчезает в русле сомнений, которые окружают слабые и умирающие сердца. Множество нововведений ведут к распространению путей, следующих за страстями, что ведёт в итоге к ослаблению общества и её сил, в результате чего возникают споры, препирательства, взаимное притеснение и то, что следует за этим - вражда и ненависть.
Приверженец нововведений рассматривается как последовавший за своими страстями. Он поставил свои страсти перед прямым руководством; предпочел судить неточными выводами вместо однозначной истины; последовал за неясными текстами шариата и оставил ясные; ограничился Кораном и оставил Сунну в установлении законов; начал поправлять Законодателя и заявлять, что шариат не полон, даже будь это косвенно; борется за своё нововведение всякими сомнениями, заблуждениями и искажениями; аргументирует, распространяя ложные и слабые хадисы, а также ложные истории; поэтому опасность приверженца нововведений касательно религии и мусульманского общества велико и его дурное влияние значительно.
Поэтому, во избежание его угрозы и опасности, приверженцы Сунны и единства сошлись на том, что следует бойкотировать приверженца нововведений и остерегать от того, на ком проявились признаки заблуждения и отклонения из числа призывающих к нововведению и проявляющих открыто грехи. Мало того, приверженцам Сунны приказано проявлять вражду к нововведенцам, жесткость, а также суровость в отношении тех, кто примкнул к ним. Утвердил это единогласное мнение имам Абу `Усман Исма`иль ас-Сабуни (да помилует его Аллах) сказав: «Вместе с этим они (имамы Сунны) также были едины в необходимости всяческого подавления, посрамления и унижения приверженцев нововведений, отдалении от них и недопустимости дружбы с ними, будучи убежденным в том, что отстранение от них и порывание с ними любых связей, есть один из актов приближения к Всевышнему Аллаху». См. «`Акъыдат ахли-с-Саляф» (123).
Борьба с нововведениями в религии, предостережение от них, проявление жесткости к их приверженцам, является одним из самых открытых качеств методологии праведных предшественников (аль-Манхадж ас-Саляфи). Так как нововведение нарушает одно из условий действительности поклонения, а это условие – следование за посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Бойкотирование приверженцев нововведений и следующих за своими страстями считается видом наказания и исправления в отношении того, чьё нововведение стало открытым, а также того, кто открыто проявляет грехи. Возникновение наказания связано с возникновением нововведения, а оставление того, кто открыто совершает грехи, является оставлением самих грехов, а оставление грехов и дурных дел является оставлением того, что запретил Аллах. Поэтому проявление вражды к приверженцем нововведении, заключающееся в том, чтобы не общаться с ними, не слушать их, не обсуждать с ними их мнения и сомнения, а также не спорить с ними, относится к тому, в отношении чего праведные предшественники были единогласны.
Сказал имам аль-Багъауи (да помилует его Аллах): «Таков был путь сахабов, таби`инов, тех, кто последовал за ними и учёных из числа приверженцев Сунны, они были единогласны в том, что следует проявлять вражду к приверженцам нововведений и бойкотировать их». См. «Шарх ас-Сунна» (1\227).
Так же сказал Ибн Аби Заманин (да помилует его Аллах): «Не переставали приверженцы Сунны порицать тех, кто последовал за своими страстями, вводящими в заблуждение, также не переставали запрещать находиться вместе с ними, внушали людям страх относительно их искушений, оповещали об их уделе, и не считали это ни злословием, ни порочением». См. «Усуль ас-Сунна» (425).
Такое же объяснение дал шейхуль-Ислям ибн Теймия (да помилует его Аллах) относительно шариатских целей, преследуемых бойкотированием, рассказывая о видах бойкотирования и, то, что бойкотирование бывает двух видов: Первый – это бойкотирование и оставление порицаемых дел, второй – значение бойкотирование проявляется в виде наказания за эти порицаемые поступки. И в качестве доказательства он привёл слова Всевышнего Аллаха: «Идолов сторонись!» (аль-Муддасир 5).
Также слова Аллаха: «А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительные мучения» (ан-Ниса 14), так же хадис посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Мухаджир – это тот, кто оставил то, что запретил Аллах» (аль-Бухари 10).
Значит, бойкотирование или отстранение (аль-Хаджр) рассматривается как одно из шариатских наказаний. Это относится к виду джихада на пути Аллаха. Это потому, что очищение религии является коллективной обязанностью для того, чтобы болезнь не постигла сердца и не испортились души; так же, чтобы сохранить существование исламского общества и его сплоченность; чтобы не распространились всякого рода нововведения и не повлияли на религию этого общества и на ее убеждения. См. «Маджму` аль-Фатауа» (28\203-210).
Однако, приказ бойкотирования приверженцев нововведений, отстранение и порицание их, проявление суровости к ним и их исправление должно соответствовать шариатским правилам и тот, кто вознамерился бойкотировать должен учитывать эти правила, прежде чем начать бойкотировать кого-то. Это для того, чтобы быть справедливым и не впасть в одну из двух крайностей – чрезмерность и упущение. Эти правила следующие:
Во-первых, он должен остерегаться того, чтобы последовать за страстями и желаниями грешной души. Так как бойкотирование приверженца нововведений и грешника является деянием, посредством которого человек приближается к Аллаху. А условие принятия деяний – искренность к Аллаху и следование за посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), ибо Всевышний Аллах сказал: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (аль-Кахф 110).
Во-вторых, он должен узнать и удостовериться, что шариатские тексты и основы указывают на то, что это является нововведением (то, во что впал противоречащий) и грехом с одной стороны. С другой стороны, он должен удостовериться, что человек действительно впал в противоречие. И это доказательство попадает под: «Суждение о людях в их религии так, как на это указывает внешнее их положение и не судить их, основываясь на предположениях и неточностях». Он должен разузнать истинное положение, ведь говорит Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений» (аль-Худжурат 12).
Также говорит Аллах: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (аль-Исра 36).
Имам Ибн Муфлих (да помилует его Аллах) посвятил отдельную главу в совей книге «аль-Адаб аш-Шар`ийя» (1\230) назвав её: «Не разрешается бойкотировать, основываясь на сообщении одного1 в том, что за следует бойкотировать».
1 - Сообщение одного является правильным знанием и принимается, если есть другие поддерживающие доказательства, указывающие на правдивость сообщения, как если бы исламская община приняла это сообщение или никто из тех, чьи слова весомы не отрицает его, или если сообщение передаётся равными путями без различия, и т.д.
Так же, следует учитывать, имеет ли препятствия или оправдания тот, кто впал в нововведение или грех. Как, например, его невежество или неправильное истолкование и т.д. Тем, у кого есть препятствия и оправдания, следует дать наставление и разъяснение так, чтобы не оставить сомнений в их головах. Не выносится суждение о том, что такой-то стал приверженцем нововведений до тех пор, пока он не вошел в противоречие прямому шариатскому тексту, или тому, в отношении чего есть единогласное мнение, а противоположному мнению нет оправданий. Относительно этого говорит шейхуль-Ислям ибн Теймия (да помилует его Аллах): «То нововведение, по причине которого человек считается приверженцем страстей, это то, что стало известным среди учёных как противоречие Корану и Сунне, как нововведение хауариджей, рафидитов, къадаритов, мурджиитов..». См. «Маджму` аль-Фатауа» (35\414).
Также говорит шейхуль-Ислям ибн Теймия (да помилует его Аллах): «Тот, кто вошел в противоречие ясному писанию, распространённой сунне, или тому, на чём сошлась умма, в противоречии которому нет оправданий, то с таким следует обращаться так же, как и с приверженцами нововведений». См. «Маджму` аль-Фатауа» (24\172).
В третьих, он должен учитывать вид этого нововведения и его степени, а также положение тех, кто впал в него.
Говорит аш-Шатыби (да помилует его Аллах): «Если стало ясным, что приверженец нововведений является грешником, то грех, который он совершил имеет различные степени. И это различие рассматривается с разных сторон, если со стороны фикъха, то здесь следует различать, заявляет ли он о своем иджтихаде или же он слепой последователь; либо эти грехи рассматриваются в свете нужд (дарурият), потребностей (хаджият) и вспомогательных (тахсиният). И от каждой из этих ответвляются другие степени. Или как он совершает грехи открыто либо скрыто и прячась; призывает ли он к этому или нет; является ли это нововведение изначальным или дополнительным, ясным или неясным, содержащим неверие или нет; совершающий его упорствует или нет и тому подобные варианты, рассмотрев которые можно уверенно заявить о различии всего этого – большой ли это грех или нет, либо наиболее предположителен» См. «аль-`Итисам» (1\167).
Нет сомнений, что есть большое различие между видами нововведений по их степени и со стороны тех, кто совершает их.
Нет нововведения больше в своей греховности, чем то, которое содержит в себе неверие т.к. такое нововведение выводит из религии Ислам, как нововведение Батинитов и прочих еретиков. Так же как и новоявленное нововведение хуже, чем добавленное (к имеющей основу вещи). Так как первый вид является абсолютным противоречием шариатским доказательствам в целом. Как нововведение къадаритов, или отрицание наличия единогласного мнения или отрицание сообщения одного (хабар ахад), или утверждение о том, что есть безгрешный имам и т.д., и это отличается от дополнительного нововведения, несмотря на то, что этот вид так же берёт положение первого, однако между ними существует явная разница; так как дополнительное нововведение является узаконенным, с одной стороны, и не противоречит шариату со всех сторон.
Так же как и явное нововведение хуже, чем неясное, так как оно является абсолютным противоречием шариату, в отличие от неясного нововведения, в котором есть предположение, что это вовсе и не нововведение, и совершение того, в чём есть предположение менее греховно, чем совершение явного и ясного нововведения.
И тот, кто упорствует в нововведении – даже если оно малое – хуже чем тот, кто не упорствует, так как нововведение становится больше при наличии упорства. Сюда же входит и тот приверженец нововведения, который проявляет легкомыслие к этому, он хуже, чем тот, кто не таков. См. «аль-`Итисам» (1\171-174).
И отсюда ясна разница между тем, чьё нововведение утвердилось и он призывает к нему и защищает его и между тем, кто скрыто совершает его и не призывает к нему. Первый это тот, в отношении которого следует проявлять жесткость и предостерегать от него и в отношении этого есть единогласное мнение учёных, в отличии от того, кто скрыто и тайно совершает нововведение, такого следует принимать по тому, как он проявляет себя внешне, если он показывает праведность и благо, так как: «его вред ограничен в нем и не переходит на других и какое ни было бы нововведение, большим или малым то оно остаётся в своём положении». См. «аль-`Итисам» (1\168).
Поэтому то, что у него внутри оставляется Аллаху и тот, кто подобно ему берёт положение лицемеров, которые пришли к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в год битвы Табука, когда они клялись и извинялись перед ним. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принял от них их внешнее положение, а то, что у них внутри он оставил Аллаху. (аль-Бухари 4418, Муслим 2769).
Тот, кто скрыто совершает, того и бойкотирование обходит. В отличии от того, кто открыто совершает греховное, ведь его открытые заявления являются открытыми дверями, люди начнут следовать ему. И особенно, если этот приверженец нововведений обладает красноречивым языком. Тут процент того, что за ним последует очевиден. И появление наказания связано с появлением греха. Имам аш-Шатыби дал хорошее разъяснение относительно этого сказав: «Если он будет призывать к этому, то процент того, что за ним последуют – очевидный. А особенно если этот нововведенец обладает красноречивым языком, который оказывает большое влияние на сердца, если начнёт рассказывать побуждающие и устрашающие текста, кидать сомнения, которые войдут в сердца и разукрасят (заблуждение). Как это делал Ма`бад аль-Джухани, который призывал людей к тому, на чём он был сам, а это мазхаб «къадаритов» и скрыто обманывал своим языком что он относит себя к имаму Хасану аль-Басри». См. «аль-`Итисам» (1\169).
Шейхуль-Ислям ибн Теймия (да помилует его Аллах) прекрасно дал разъяснение сказав: «Тот, кто тайно совершает грех или нововведение, которые не несут в себе неверие, то такого не следует бойкотировать. Следует бойкотировать того, кто призывает к нововведению. Так как бойкотирование является видом наказания. И наказанию следует подвергнуть того, кто открыто заявил греховное, будь это словом или делом. А что касается того, кто внешне показывает нам благо, то мы принимаем его по внешним признакам, а то, что внутри, оставляем на Аллаха. Он подобен лицемерам, от которых посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принимал их внешнее положение и то, что у них внутри оставлял на Аллаха; это было в год похода на Табук, когда они клялись и извинялись перед ним. И поэтому имам Ахмад и те, кто был до него и после него, как Малик и другие, не принимали передачу от того, кто призывал к нововведению и не общались с ним, в отличии от того, кто молчал. Авторы книг «ас-Сахих» передавали сообщения тех, кто был обвинён в нововведении и они молчали, но эти авторы не передавали в своих книгах сообщения тех, которые призывали к нововведению». См. «Маджму` аль-Фатауа» (24\175).
Поэтому суждения о людях в мире этом должны быть в соответствии их внешнего положения, того, что они проявляют внешне, будь это добро или зло. А что касается тех, кто скрывает и совершает тайно, то нам по шариату не приказано выискивать то, что у него внутри. И это подкрепляется историей человека, который обратился к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) относительно денег закята и сказал: «О Посланник Аллаха, побойся Аллаха!». Тогда сказал ему Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Горе тебе! Разве я не больше всех из жителей земли достоин того, чтобы бояться Аллаха?!» Когда этот человек собирался уходить сказал Халид ибн Уалид (да будет доволен им Аллах): «О посланник Аллаха, не отрубить ли мне ему голову?» На что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Нет, может быть он совершает молитву». Тогда сказал Халид ибн Уалид: «А сколько же тех, которые молятся, но говорят своими языками то, в чём не убеждены своими сердцами». Тогда сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Мне не было велено раскрывать сердца людей и то, что у них внутри». (аль-Бухари 4351, Муслим 1064).
Также указывает на это и хадис: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока не скажут Ля иляха илля-Ллах, тот, кто скажет это, тот защитит от меня своё имущество и кровь и его расчёт у Аллаха». (аль-Бухари 1399, Муслим 20).
И разъясняя слова «его расчёт у Аллаха», говорит аль-Хаттаби (да помилует его Аллах): «Расчёт их у Аллаха в том, что они скрывают, однако, внешне не проявляя упущений в шариатских обязательных постановлениях. И в этом доказательство на то, что нельзя посягать на неверующего, скрывающего свое неверие, если внешне он показывает Ислам. И его покаяние принимается, если он покаялся за неверие, и стало ясным то, что он скрывал; и это мнение большинства учёных». См. «Ма`алим ас-Сунан» (2\206).
Передал имам аль-Бухари (да помилует его Аллах), что `Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Воистину, суждение в отношении людей во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выносилось на основании откровения. Но откровение перестало ниспускаться. Поэтому мы судим только по внешним признакам. Тот, кто внешне проявляет благо, тому мы доверяем и приближаем. И мы не ищем то, что у него внутри, однако оставляем это Аллаху, Он будет рассчитывать за это. А тот, на ком проявляется зло, тому мы не доверяем и не верим ему, даже если он скажет, что он желает только благо» (аль-Бухари 2641).
В-четвёртых, он должен учитывать шариатские цели, преследуемые бойкотированием. Он должен учитывать пользу и вред, вытекающие из бойкота. Так же как и должен учитывать воплощение полноты двух польз и устранение наихудших из двух зол. А это достигается с учетом правил, к которым обращаются для принятия более верного решения в момент столкновения пользы и вреда. Будь это проявления нововведений - много их или мало, либо положения бойкотирующего, или того, кого бойкотируют слаб он или силен в местах, где распространено нововведение, сила принадлежит приверженцам нововведений и, следовательно, бойкотирование нововведенца никак не повлияет на него и не воплотится шариатская цель, преследуемая за этим бойкотированием. Напротив, есть страх, что зло увеличится, то в этом случае не узаконено бойкотировать, так как вреда в этом больше. Сплоченность тут более ближе к целям шариата. См. «аль-Маджму` ас-Самин мин Фатауа-ш-Шейх Ибн `Усаймин» (1/31-32).
Но когда сила принадлежит приверженцам Сунны, то тут узаконен бойкот, так как воплотится цель шариата, которая вытекает из него.
Также стоит обратить внимание на то, что вопрос бойкотирования приверженца нововведений входит под великую основу - любви и ненависти ради Аллаха. Следует проявлять к приверженцу нововведений вражду и дружбу, в зависимости от того нововведения, что он совершает, если это нововведение не выводит из Ислама. Также следует проявлять к нему любовь, в зависимости от его Имана и богобоязненности. Не разрешено питать к нему вражду в целом как к неверующему, однако следует питать ненависть с одной стороны и любовь с другой. И в отношении этого говорит шейхуль-Ислям ибн Теймия (да помилует его Аллах): «Если соберётся в одном человеке благо и зло, нечестие, грехи и подчинение, Сунна и нововведение, то он заслуживает из любви и награды в зависимости того блага, что есть в нём. И он заслуживает из вражды и наказания, в зависимости от того зла, что есть в нём. В одном человеке может быть то, что вызывает почтение в отношении него и то, что вызывает презрение он вбирает в себя и это и то, как бедный вор, ему отрубают руку за воровство и дают ему с казны то, что покроет ему его нужды. Эта та основа, которой единогласно придерживаются приверженцы Сунны и единства. А в противоречие им пошли хауариджы и му'тазилиты и те, кто пошел в согласие с ними. Они не сделали людей только заслуживающими награды и только не заслуживающими наказание». См. «Маджму' аль-Фатуа» (28\209).
Значит, любовь и ненависть находится в зависимости от тех следов любви и ненависти, которые отражаются на органах тела. Стоит проявлять любовь и ненависть в зависимости от того зла или добра, что в нём. Подтвердил это Ибн Абиль-`Изз аль-Ханафи (да помилует его Аллах) сказав: «Проявление любви и ненависти происходит в зависимости от того зла или добра что в человеке. В рабе Аллаха могут собраться причины вражды и дружбы, причины любви и ненависти - к нему проявляется любовь с одной стороны и ненависть с другой и решение отдаётся наибольшему». См. «аль-`Акъыда ат-Тахауия» (433).
И становится ясным, что цель шариата относительно бойкота входит под принцип "любви и ненависти", и применяется как наказание для того, чтобы воздержать его от того действия, что он совершает, исправить его, и вернуть его от отклонившегося пути. Уничтожить его нововведение и заблуждение для того, чтобы оно не воздействовало отрицательно на существование общества или угрожало его сплоченности по причине распространения нововведений.
Опираясь на это, не должно быть упущений в вопросе бойкотирования приверженца нововведении или ставить этот вопрос так, чтобы этот принцип аннулировался или делать порицание тем, кто применяет этот принцип. С другой стороны, не следует проявлять чрезмерность в этом вопросе, что приведёт к чрезмерному порицаемому излишеству, которые вытекают по причине нарушений правил бойкотирования и не принятия его шариатских границ и преследуемых целей.
И самые правильные действия и самые счастливые люди – это те, кто держится середины между упущениями и проявлением чрезмерности в излишествах и жесткости.
Прошу Аллаха даровать нам искренность в словах и делах, втайне и явно, и чтобы показал нам истину истиной и помог следовать ей и показал ложь ложью и помог сторонится ее. И чтобы отдалил нас от несправедливости и посягательства и от страстей и погибели и путей заблуждений и слепоты, воистину, Он слышащий и Отвечающий на мольбы!
А полное знание у Аллаха и последний наш зов – хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку, его семье, его сподвижникам и его братьям до Судного дня!

http://ferkous.com/home/?q=art-mois-78
Ответить