С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
О том, что не каждый, кто совершил нововведение, сам становится приверженцем нововведений
О том, что не каждый, кто совершил нововведение, сам становится приверженцем нововведений
Положение нововведения в Исламе и приверженцев нововведений является весьма опасным, и нововведение является величайшим грехом после неверия и многобожия. По этой причине следует усвоить, что обвинение в нововведении (табди’) никак не может быть легкомысленным делом в Исламе! Имам Сунны – Ахмад ибн Ханбаль говорил: “Выводить людей из Сунны – вещь серьезная!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 2/373.
Если человек, который в основе из ахлю-Сунна и саляфии, допустил ошибку и даже нововведение, то это не означает, что он сразу же стал приверженцем нововведений. Поэтому шейх аль-Альбани часто говорил: “Не каждый, кто совершил нововведение, стал приверженцем нововведений!” Сл. “аль-Бид’а уаль-мубтади’ун”.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упоминая тех, кому прощаются их ошибки, сказал: “К ним относятся и те, кто внес в религию новшество, но не стал этим раскалывать единство Ислама, делая это новшество основой дружеского и враждебного расположения. Подобное относится к категории неумышленных ошибок, а Аллах, Свят Он и Возвышен, прощает верующим подобные ошибки. Подобные ошибки совершали многие из предшественников и предводителей этой общины, у которых были суждения, основанные на самостоятельном решении, противоречащие тому, что утверждено в Писании и Сунне. Противоположность им – те, кто дружат с согласными с ними, и враждуют с теми, кто противоречат им, раскалывая тем самым единство мусульман”. См. “Маджму’уль-фатауа” 3/349.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также говорил: “Многие муджтахиды из числа саляфов и последующих поколений говорили или делали то, что являлось нововведением. Они так поступали либо по причине слабых хадисов, которые они считали достоверными, либо по причине толкования аята не в соответствии с его смыслом, либо по причине какого-либо своего мнения, в отношении которого до них не дошел текст Корана и Сунны. И если человек боится по мере своих сил своего Господа, то он входит в число тех, о ком Он сказал: «Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись!» А в хадисе сказано (что Аллах ответил): «Я это уже сделал!»” См. “Ма’аридж аль-усуль” 43.
И если от некоторых видов нововведений не были защищены даже ученые из числа саляфов, то что можно сказать о ком-то ином?!
Имам аз-Захаби сказал: “Если бы каждый раз, когда какой-то имам ошибался при вынесении самостоятельного решения в единичных вопросах, из числа тех ошибок, которые ему прощаются, мы стали бы восставать против него, обвинять в нововведении и порывать отношения с ним, то не спасся бы от нас ни Ибн Наср, ни Ибн Мандах, ни те, кто был выше них”. См. “Сияр а’лям ан-нубаля” 14/39.
Шейх Мукъбиль ибн Хади говорил: “Если ошибку допустил суннит, то необходимо закрывать глаза на это. А что касается того, чтобы он вернулся к истине, то это из благородства!” См. “Къам’ аль-му’анид” 475.
Шейх Раби’ аль-Мадхали говорил: “Если кто-то из вас является несущим знамя Сунны, а мы его свергнем за ошибку, то это является мазхабом хариджитов!” Сл. «Джаляса ма’а фадыляту-шшейх Раби’», сторона «В».
Также необходимо знать, что обвинением в нововведении должны заниматься не простые мусульмане, а ученые этой общины, которые знают о нововведении, его видах и условиях. Ведь неученый по своему неведению может обвинить в нововведении за то, что на самом деле даже не является нововведением, или же является нововведением, однако совершивший его заслуживает оправдания, и т.п. По этой причине шейх Ахмад ан-Наджми говорил: “Описывать человека нововведением и бойкотировать приверженца нововведений необходимо тогда, когда ученые обвинят в нововведении. И не спешите вы, о молодые студенты, выносить решение по каждому человеку о том, что он приверженец нововведений, даже если у него есть нововведения, пока не предоставите это ученым, и пока они не поддержат вас в этом. А без этого, ничего не делайте!” См. “Фатауа аль-джалия” № 93.
Условия того, чтобы человек стал приверженцем нововведений
Шейх Насыруддин аль-Альбани сказал: “Относительно приверженца нововведений необходимо наличие двух условий:
Первое, чтобы он не был из числа муджтахидов, а следовал за страстью.
Второе, чтобы нововведение было его натурой и его обыкновением”. Сл. “Сильсиля аль-худа уа-ннур” № 785.