С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Небольшое напоминание мужьям, разбрасывающимся словами развода
Небольшое напоминание мужьям, разбрасывающимся словами развода
Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что происходит с людьми, которые играются с установлениями Аллаха, говоря (своим жёнам): “Я развёлся с тобой, я вернул тебя, развёлся с тобой, вернул тебя”?!» Ибн Маджах (2017), аль-Байхакъи (7/322), Ибн Батта в “Ибталь аль-хияль” (55).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия, имам Ибн аль-Къайим, хафиз аль-Бусыри назвали иснад хадиса хорошим, а шейх Ахмад Шакир достоверным. См. “Баян ад-далиль ‘аля ибталь ат-тахлиль” (482), “Игъасату-лляхфан” (1/503), “Мисбах аз-зуджаджа” (2/123), “Низам ат-талякъ” (стр. 35).
Следует отметить, что шейх аль-Альбани посчитал данный хадис слабым по причине передатчика Муъаммаля ибн Исма’иля, а приведя другие его пути, он сказал, что данный хадис был бы достоверным, если бы все версии не передавались через передатчика Абу Исхакъа, который был мудаллисом. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (4431).
Однако у этого хадиса действительно есть много версий, которые усиливают друг друга, и не все они передаются через Абу Исхакъа. Шейх ‘Абдуллах ад-Дууейш после того, как упомянул именования данного хадиса слабым шейхом аль-Альбани, сказал: “В именовании этого хадиса слабым есть сомнение, напротив, он хороший. Все передатчики хадиса Ибн Маджах, являются передатчиками «ас-Сахих», помимо Муъаммаля ибн Исма’иля, который обладал плохой памятью. Но последовал в передачи за ним Абу Хузайфа, что передал аль-Байхакъи. А Абу Дауд ат-Таялиси передал его в своём «Муснаде» от Зухайра ибн Му’ауии со слов Абу Исхакъа. Также аль-Байхакъи передал его через другой путь со слов Абу Халида ад-Даляни, передавшего от Абу аль-‘Аля аль-Ауди, передавшего от Хумайда ибн ‘Абдур-Рахмана аль-Хумайри, который передал от Абу Муса аль-Аш’ари хадис с таким же смыслом. Эти версии усиливают друг друга, поэтому сказал аль-Бусыри в «аз-Зауаид», что иснад его хороший. И он таков, как он сказал, ибо самое меньшее положение этого хадиса таково: он хороший”. См. “Танбих аль-къари” (стр. 41).
Кстати, и сам шейх аль-Альбани в тахкыке на книгу «Сыфатуль-фатуа уаль-муфти» Ибн Хамдана после упоминания этого хадиса автором, сказал в примечании: “Назвал иснад его хорошим аль-Бусыри”, соглашаясь с ним. См. “Сыфатуль-фатуа” (стр. 33).
Теперь, после того, как читатель с дозволения Аллаха убедился в том, что данный хадис достоверный, пусть же задумается над этими словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха), назвавшего людей, разбрасывающихся словами развода теми, кто играет с установлениями Аллаха!
Имам Ибн Хиббан назвал в своём сборнике «ас-Сахих» главу, в которой привёл данный хадис следующим образом: “Упоминание устрашения в адрес того, кто разводится с жёнами, а затем возвращает их, и делает это многократно”.
Но хафиз Ибн Хаджар сказал про его слова: “То, что мне видится из текста хадиса противоположно его пониманию”. См. “Тальхыс аль-хабир” (3/205).
Ибн Хаджар имел в виду, что в хадисе речь идёт о тех, кто халатно относится к таким вещам, как развод. Сказал имам ас-Синди: “Слова: «играются с установлениями Аллаха» означают: «Не придают этому значения». Если развод ненавистен для Аллаха, и узаконен для нужды людей в нём, то границы и установления его выражаются в том, чтобы человек не прибегал к нему, кроме как при нужде. А частое использование таких слов указывает на то, что человек не придаёт должного значения этим границам. А слова: «говоря (своим жёнам)» указывают на то, что такой человек часто даёт развод без нужды в нём, более того, делает это, несмотря на нужду в жене, поэтому он также часто и возвращает её”. См. “Хашия ас-Синди” (2/500).
И как часто мы видим и слышим о мусульманах, которые не могут держать язык за зубами, раскидываясь словами развода без твёрдой решимости разойтись с женой, после чего уже произнеся данные слова и в третий раз, начинают сожалеть, пускаясь на различные уловки, чтобы найти недействительным хоть один из его трёх разводов.
Также к этому относятся и те, кто даёт за один раз три развода подряд вместо одного, что является также запрещённым!
Махмуд ибн Лябид (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщили о том, что некий мужчина развёлся со своей женой, дав ей разом троекратный развод. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разгневавшись, поднялся со своего места и сказал: «Неужели вы играете с Книгой Аллаха, тогда как я ещё среди вас?!» Услышав это, один из сподвижников встал и сказал: “О Посланник Аллаха, не убить ли мне его за это?!” ан-Насаи (3401). Имам Ибн аль-Къайим, хафиз Ибн Касир, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Задуль-ма’ад” (4/52), “Иршад аль-факъих” (2/194), “Гъаятуль-марам” (261).
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда к ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах) приводили того, кто давал троекратный развод за один раз, он бил его по спине!” Са’ид ибн Мансур (1/264). Имам ас-Сан’ани назвал иснад достоверным. См. “Субулю-Ссалям” (6/165).
Также к этому следует отнести и людей, которые дают развод не в соответствии с Сунной!
Имам аль-Бухари сказал: “Развод в соответствии с Сунной – это дать развод после того, как жена отчистится (от месячных), не вступая с ней в половой акт, и при двух свидетелях”. См. “Сахих аль-Бухари” (4/218).
‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Никогда не проявлял сожаления человек, который разводился в соответствии с Сунной!” Ибн Аби Шейба (5/13), аль-Байхакъи (7/325). Хафиз аль-Бусыри и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “аль-Итхаф” (5/89), “аль-Маталиб аль-‘алия” (8/411).
Тут думаю уместно будет напомнить про эту ветку "О положении развода в основе":
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=71&t=3478
И так как, к сожалению, многие сёстры тоже дают повод тому, что их мужья начинают раскидываться словами развода, им тоже будет полезно почитать эту ветку:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=72&t=13178