باب المبادرة إلى الخيرات
﴿ فَاسْتَبِقُواْ الْخَيْرَاتِ ﴾
А также:
﴿ وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ ﴾
Автор, да помилует его Аллах, назвал эту главу следующим образом «глава о необходимости поспешного устремления к благому и побуждении обратившегося к благу стремиться к нему всерьез и без колебаний». Это название включает в себя две вещи:
Во-первых, необходимо поспешно стремиться к совершению благих деяний.
Во-вторых, если человек решил совершить благое деяние, пусть совершает его, не сомневаясь.
Поспешное устремление к совершению благих деяний противоположно нерасторопности и лености. Сколько людей проявляют нерасторопность и леность, упуская огромное благо! Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, но в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что принесет тебе пользу, испрашивай помощи у Аллаха и ни в коем случае не сдавайся перед трудностями». Муслим, 2664.
Человек должен стремиться к совершению благих деяний. Если вспомнил какой-нибудь благой поступок, спеши его совершить. Человек может проявить нерасторопность в совершении благого деяния, а в будущем уже не сможет его совершить, например, из-за смерти или болезни. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь из вас желает совершить хадж, пусть поспешит, ибо в будущем он может заболеть, или потерять свое верховое животное, или может приключиться еще какая-нибудь беда». Ибн Маджах, 2883; Ахмад, 1/214. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим из-за подкрепляющих цепочек. См. «Сахих аль-Джами’», 6004. То есть, с человеком может случиться то, что помешает ему совершить в будущем это дело, посему торопись совершать благие деяния.
Аллах Всевышний сказал:
﴿ فَاسْتَبِقُواْ الْخَيْرَاتِ ﴾
Имеется в виду, что человек должен стремиться во всем оказаться первым. Например, человек должен спешить занять первый ряд в коллективном намазе. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучший ряд для мужчины – первый, а худший – последний». А для женщин наоборот: «Лучший ряд для женщины – последний, а худший – первый». Муслим, 440.
Однажды, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел людей, которые не спешат вставать в первые ряды, и находятся в конце мечети. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Люди будут продолжать держаться позади до тех пор, пока Аллах не отодвинет их назад!» Муслим, 438. Используй возможности, которые дает Аллах, и спеши к благому!
А также:
﴿ وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ (133) الَّذِينَ يُنفِقُونَ فِي السَّرَّاء وَالضَّرَّاء وَالْكَاظِمِينَ الْغَيْظَ وَالْعَافِينَ عَنِ النَّاسِ وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ ﴾
«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». (Сура али ’Имран, аяты 133-134)
«Стремитесь к прощению вашего Господа…» ― человек должен стремиться к тому, что послужит причиной прощения его грехов. Например, человек должен просить у Аллаха прощения (истигъфар). Человеку следует говорить: «Прошу прощения у Аллаха, о Аллах, прости меня», и так далее. Также человек должен совершать такие деяния, которые служат причиной прощения грехов. Например, малое омовение, пять ежедневных намазов, пятничная молитва, пост в месяц Рамадан, и так далее. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перед любым из вас, кто совершит омовение и сделает это должным образом, а потом скажет: “Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его посланник. О Аллах, сделай меня (одним) из кающихся и сделай меня (одним) из очищающихся” — обязательно откроются восемь врат рая, и войдёт он, через те, какие пожелает!» ат-Тирмизи, 55.
أشهد أن لا إله إلا الله ، وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ وأشهد أن محمد عبده ورسوله ، اللهم اجعلني من التوابين واجعلني من المتطهرين
Также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда раб Аллаха, исповедующий ислам, совершает омовение и омывает лицо, с лица его вместе с водой сходит всё греховное, на что он смотрел своими глазами; когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, и так продолжается до тех пор, пока не выходит он свободным от грехов». Муслим, 244.
Также совершение молитв является причиной искупления грехов. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Совершение пяти ежедневных молитв и участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей послужат искуплением прегрешений, совершённых между этими молитвами, если не будет среди них тяжких грехов, и соблюдение поста в каждый следующий рамадан после предыдущего послужит искуплением прегрешений, совершённых между ними, если человек не совершит тяжких грехов». Муслим, 233.
«(И стремитесь) к Раю, ширина которого равна небесам и земле» ― то есть: стремитесь к Раю, совершая для этого благие деяния. И нет никаких деяний, которые помогут войти в Рай, кроме благих! Только благое деяние может стать причиной вхождения в Рай, посему спеши совершить его.
А затем Аллах Всевышний разъяснил, что ширина Рая равна небесам и земле. Это указывает на его простор и величие. Никто не может знать этих размеров, кроме Аллаха Всевышнего. Поэтому спеши к этому Раю, совершая то, что приведет тебя к нему!
«…уготованному для богобоязненных» ― уготовил его Аллах Всевышний для них. В хадисе ″аль-къудси″ сказано: «Аллах сказал: “Для Своих праведных рабов Я приготовил то, чего не видывал взор, чего не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа“». аль-Бухари, 3244; Муслим, 2824.
Кто же эти богобоязненные, для которых уготован Рай? Аллах Всевышний сказал: «(Они) делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро. Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, - ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? - и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!» (Сура али ’Имран, аяты 134-136)
«Они делают пожертвования в радости и в горе» ― однако Аллах Всевышний не разъяснил, сколько человек должен жертвовать. Разъяснение пришло во многих других аятах. Аллах Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: "Излишек"». (Сура аль-Бакара, аят 219) То есть: расходуй то имущество, которое остается сверх того, в чем ты нуждаешься. Аллах Всевышний сказал: «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями». (Сура аль-Фуркан, аят 67)
«…сдерживают гнев…» ― они сдерживают гнев, проявляя терпение. И такое терпение – одна из самых тяжелых для души вещей! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот силён, кто побеждает часто, силён лишь тот, кто (способен) владеть собой в гневе». аль-Бухари, 6114; Муслим, 2609. Ибо если человек гневается, душа начинает бушевать, вздуваются вены, краснеют глаза, а сам человек желает возмездия. А если в этот момент человек сдержит гнев, то это может стать причиной его вхождения в Рай!
Знай, что гнев – это раскаленный уголек, который шайтан бросает в сердце человека. Однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, научил нас, как тушить этот уголек. Сообщается, что Сулейман ибн Сурад сказал: «(Однажды, когда) я сидел в обществе пророка (мир ему и благословение Аллаха) двое людей вступили в перебранку между собой, и у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. Увидев это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “Прибегаю к Аллаху от шайтана побиваемого камнями”, - то перестал бы гневаться”. И ему сказали: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Проси защиты Аллаха от шайтана побиваемого”». аль-Бухари, 6115; Муслим, 2610.
أعوذ بالله من الشيطان الرجيم
Сообщается, что Абу Зарр рассказал о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас разгневается и он (в это время) стоит, пусть сядет. Если же гнев не пройдет, пусть ляжет». Этот хадис передали Ахмад, 5/152; Абу Дауд, 4782; Ибн Хиббан, 5688. Шу’айб аль-Арнаут назвал его иснад достоверным в книге «Шарх ас-Сунна». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 694, «Мишкат аль-масабих» 5114.
Если ты гневаешься, соверши то, на что указал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы гнев исчез. А иначе во время гнева человек может совершить ужасные поступки: может дать развод жене, может побить детей, может сломать мебель, и так далее.
«…и прощают людей…» ― то есть прощают тех, кто сделал им что-то плохое, и за это их ожидает награда от Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом». (Сура аш-Шура, аят 40) Прощение обусловлено тем, что после него должно наступить примирение. Однако, если есть некий человек, известный своей несправедливостью по отношению к людям, то его лучше не прощать, ибо твое прощение только увеличит зло, исходящее от него. Но если есть человек, который случайно обидел тебя, и подобное исходит от него очень редко, то его лучше простить. Сюда также относятся увеличившиеся сегодня случаи автомобильных аварий. Есть некоторые люди, которые сразу спешат простить виновника аварии. Это неправильно! Если этот водитель безрассудный, постоянно превышает скорость, не думает о пешеходах на дороге, не соблюдает правила дорожного движения, то не нужно жалеть его. Но если человек случайно стал виновником аварии, а обычно он всегда аккуратен на дорогах, то его следует простить.
«Воистину, Аллах любит творящих добро» ― заслужить любовь Аллаха – цель каждого человека! Аллах Всевышний сказал: «Скажи: ”Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас“». (Сура али ’Имран, аят 31) Просим Аллаха Всевышнего сделать нас из числа тех, кого Он любит!
Под ″творящими добро″ имеются в виду те, кто добродетелен в поклонении Аллаху, и творит добро в отношениях с людьми.
Что касается поклонения Аллаху, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил: «Ты должен поклоняться Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то помни о том, что Он, поистине, видит тебя». аль-Бухари, 50; Муслим, 8,9.
Что же касается отношений с людьми, то следует обращаться с ними наилучшим образом в речах и делах. Аллах Всевышний сказал: «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым». (Сура ан-Ниса, аят 86) То есть: если тебя поприветствовали, ответь по крайней мере таким же приветствием. Если мусульманин сказал тебе: «Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлах», то ты, как минимум, должен ответить: «Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлах». Но лучше всего, если ты скажешь: «Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятуху». Ведь, Аллах сказал: «…отвечайте еще лучшим приветствием…». Если тебя поприветствовали четко и ясно, то ответь на приветствие таким же четким и ясным голосом. Многие люди в ответ на приветствие отвечают «уа алейкум ассалям» через нос так, что их даже и не слышно. Это – ошибка!
Также ты должен творить добро и на делах. Например, помогать людям в их делах, в частности имуществом, дарить подарки, и так далее.
Также, если ты увидел грехи своего брата, то разъясни ему это и запрещай впредь подобное. Это – один из самых лучших видов добра! Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помогай своему брату независимо от того, притеснителем он является или притесняемым». Люди сказали: «О посланник Аллаха, будет правильно, если мы станем помогать притесняемому, но как же мы (можем) помочь притеснителю?!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хватая его за руки». [1] аль-Бухари, 2443, 2444.
«Тем же, которые, совершив мерзкий поступок…» ― под ″мерзкими поступками″ имеются в виду такие грехи, которые нормальный человек считает мерзкими. Например, прелюбодеяние, алкоголизм, убийство человека.
«…или несправедливо поступив против самих себя…» ― то есть, совершали малые грехи.
«…помянули Аллаха…» ― то есть, вспомнили о Его величии и Его наказании, а затем вспомнили о Его милости и о том, что Он принимает покаяние.
«…и попросили прощения за свои грехи» ― лучше всего просить прощения у Аллаха, произнося такие слова: «О Аллах, Ты — Господь мой, и нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я — Твой раб, и я буду хранить верность Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой, прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!» аль-Бухари, 6306.
اللَّهمَّ أنتَ ربِّي لا إلَهَ إلَّا أنتَ ، خَلقتَني وأَنا عبدُكَ ، وأَنا على عَهْدِكَ ووعدِكَ ما استطعتُ ، أعوذُ بِكَ من شرِّ ما صنعتُ ، أبوءُ لَكَ بنعمتِكَ عليَّ ، وأبوءُ لَكَ بذنبي فاغفِر لي ، فإنَّهُ لا يغفرُ الذُّنوبَ إلَّا أنتَ
«…кто прощает грехи, кроме Аллаха?» ― никто не может простить грех, кроме Аллаха Всевышнего. Если все люди от первого до последнего, все джинны и ангелы соберутся, чтобы простить один твой грех, они не смогут этого сделать! Поистине, никто не прощает грехов, кроме Аллаха Всевышнего! Просим у Аллаха Всевышнего прощения наших грехов, грехов наших братьев, и грехов тех, кто опередил нас в вере.
«…и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили…» ― то есть, они не продолжают совершать грехи, узнав о том, что это грехи. В этом указание на то, что постоянство в грехах сопровождаемое знанием, очень и очень опасно! Поэтому, многие ученые сказали, что малые грехи, совершаемые регулярно, становятся большими. Например, некоторые люди постоянно бреют свои бороды, считая, что это и есть красота. Однако не может быть благим то, что является грехом! Эти люди считают это малым грехом, делают его постоянно, и так он становится большим.
И в конце Аллах Всевышний сказал: «Воздаянием (им) будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние тружеников!» (Сура али ’Имран, аят 136)
اللهم اجعلنا من هؤلاء العاملين واجعل جزاءنا ذلك يا رب العالمين
[1] ― То есть, удерживая его от притеснения других, что и станет для него помощью.